Конспект проведения экскурсии в мини – музее «Была война» для детей старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа) на тему

Курова Екатерина Николаевна

Цель: Формирование основ национального самосознания и любви к Родине.

 

Задачи:

- Осуществлять нравственно - патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей страны;

- Воспитывать чувства гордости за свою Родину;

- Воспитывать уважение и мужество, стремление защищать свою Родину;

- Развивать связную речь детей;

- Развивать зрительное и слуховое внимание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_provedeniya_ekskursii_v_mini-muzee.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения экскурсии в мини – музее  «Была война»

для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование основ национального самосознания и любви к Родине.

Задачи:

- Осуществлять нравственно - патриотическое воспитание детей на основе изучения истории своей страны;

- Воспитывать чувства гордости за свою Родину;

- Воспитывать уважение и мужество, стремление защищать свою Родину;

- Развивать связную речь детей;

- Развивать зрительное и слуховое внимание.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я хочу вам рассказать о Великой Отечественной войне, которая случилась, когда нас еще не было, а наши прадедушки и прабабушки были совсем молоды.

Когда-то очень давно наша страна называлась Советский союз. Советским союзом она называлась потому, что наша страна Россия дружила с другими странами – это Украина, Белоруссия, странами Кавказа, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Эстония, Узбекистан, и создала большой союз этих стран. Самым главным в Советском Союзе был генеральный секретарь (в наше время эта профессия называется «Президент») Иосиф Виссарионович Сталин. Сталин любил свой народ и о нем заботился. Был красный флаг, на котором были изображены серп и молот, как символ трудолюбия советского народа (показ флага). Все народы этих стран были дружные, друг другу помогали и никого не обижали, жили хорошо. Но, вот, однажды позавидовали злые враги нашей дружбе, тому, как наш народ хорошо живет. И решили на нас напасть.

Ребята, вы знаете, кто были наши враги? Верно, фашисты из Германии. Самым главным фашистом был Адольф Гитлер. Он был самый злой, самый жестокий. Он хотел завоевать Россию, потому что наша страна огромная и богатая. Богатства он хотел вывести в Германию. А с народом поступить так: часть народа уничтожить совсем, остальных выселить далеко за Урал, в специальные поселения за колючей проволокой.  У фашистов тоже был свой флаг со знаком ломанного креста

Они напали на нашу страну рано утром, в 4 утра, 22 июня 1941 г. в воскресенье, когда все люди мирно спали. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами и начали бомбить города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на школы, детские сады, на больницы и жилые дома. Как гром, зазвучали фашистские автоматы и пушки. Воздух наполнился пылью от танков и грузовиков. Фашисты пытались лишить наш народ свободы, захватить земли и города. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым и стремительным ударом.

Но они глубоко просчитались. Наша Красная Армия под руководством Сталина и его полководцев была сильной. Как один, поднялись наши люди на защиту своей Родины и свободы. Все мужчины из деревень, сел, городов отправлялись на войну – защищать свою Родину (на фронт (это линия расположения войск, на передовую (первая полоса боев). Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну. Родные и близкие провожали их со слезами на глазах. На передовой голод, зной или холод, грохочут взрывы, свистят пули. Не зная отдыха, солдаты, тащили на себе тяжелые пушки, вели прицельный огонь и умирали за свою страну. Тяжелая и кровопролитная была война. Но бойцы не щадили себя, защищая Родину. «Победа будет за нами! » - эти слова звучали повсюду.

Ребята, а вы знаете, почему война называется Великой Отечественной?

Слово  "великий" означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало очень много людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения физических и духовных сил.

Отечественной она называется потому, что это была справедливая война, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна.                                                      

Враг был очень силен и жесток. Не могли спокойно смотреть наши русские женщины, как гуляют и зверствуют фашисты по русской земле, как топчут зеленую траву, как сжигают деревни и разрушают города, поэтому они шли помогать нашим мужчинам на фронт. Создавались женские отряды. На фронте женщины были разведчицами, связистками, снайперами, врачами и  медсестрами – они выносили солдат с поля боя, перевязывали, отправляли их в госпитали. Каждый боец и командир знал, что в бою рядом «сестрица», бесстрашный человек, который не оставит в беде, окажет первую помощь, оттащит в укрытие, спрячет от бомбежки.

В лесах находились советские партизаны, они помогали Красной Армии сражаться с фашистами. Они взрывали железные дороги, по которым ездили фашистские поезда, нападали на фашистские отряды, освобождали деревни, захваченные врагами. Иногда выпадали минуты затишья: солдаты отдыхали, пели песни и писали письма домой.

А сейчас я хочу рассказать вам о фронтовых «треугольниках» - это письма. Письма писали на листочках чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие химические карандаши, очень похожие на простые, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила. Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, при неверном свете самодельного светильника или луны. Не было на войне конвертов и обратного адреса. В минуты затишья написанное письмо складывали в «солдатский треугольник», писали адрес назначения, а вместо обратного адреса - номер полевой почты. Получить такой «треугольничек» было большим счастьем.

Трудные, голодные и холодные военные годы нередко называют лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось детям. Многие остались сиротами - отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев. Дети оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной силой фашизма. Многие из них встали наравне с взрослыми плечом к плечу на защиту своей Родины. Дети помогали взрослым в госпиталях, ходили на разведку наравне со взрослыми. Среди детей было много героев и они были награждены боевыми орденами и медалями. И об этом нам расскажут Диана и Кирилл.

Диана (рассказывает о Зине Портновой) 

Зина родилась в Ленинграде. После седьмого класса летом 1941 года она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там её и застала война. Белоруссию заняли фашисты. Уходить с беженцами она не захотела, решив защищать город. Зина вступила в подпольную организацию "Юные мстители". Её участники добывали сведения о немецких войсках, выводили из строя вражеские машины. Зине удалось устроиться работать в столовую для немецких офицеров и отравить пищу. В результате погибло около сотни фашистов. Немцы схватили девушку, жестоко пытали, но она не сдала своих товарищей. И в конце концов её расстреляли. Зине Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Кирилл (рассказывает о Володе Дубинине)

Мальчику исполнилось 14 лет, когда грянула война. Его отец добровольцем ушёл на фронт, а Володя с мамой остался в городе Керчи на Чёрном море. Когда город захватили фашисты, он вместе с партизанами ушёл в подземные каменоломни. Со своими друзьями он ходил в разведку, доставлял ценные сведения о расположении частей врага и их численности. Благодаря данным Володи Советская Армия остановила не одну немецкую дивизию. Погиб Володя от взрыва мин, которыми немцы окружили каменоломни. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Воспитатель: В годы Великой Отечественной Войны наш город Подольск стал городом крепостью, защищая южные подступы к Москве. И о подвиге Подольских курсантов нам расскажет Полина.

Полина: В нашем городе было военное училище, где готовили артиллеристов. Им дано было задание задержать немцев и продержаться пять дней. Курсанты продержались не пять, а пятнадцать дней. Многие из них погибли, но они выполнили свой долг.

Начинает сердце стучать

Не забыть знаменательной даты.

Уходили на фронт воевать

За Москву из Подольска курсанты!

Подвиг Подольских курсантов не забыт. Каждый год мы ходим к памятнику и  возлагаем цветы. В нашем городе есть сквер Подольских курсантов, их именем названа одна из улиц.

Воспитатель: А над небом Подольска совершил свой подвиг Виктор Талалихин. И об этом нам расскажет Анна.

Анна:  Виктор Талалихин был лётчиком, он закончил лётную школу, любил прыгать с парашютом. С самого начала войны он служил в авиационном полку. В одну из ночей в бою у него закончились боеприпасы, и Виктор решил сбить немецкий самолёт своим и пошёл на таран. Вражеский самолёт упал на землю и сгорел, а Виктор выпрыгнул с парашютом. Он остался жив.

          Подвиг Виктора Талалихина потом повторили многие лётчики. За этот подвиг ему и было присвоено звание Героя Советского Союза. Его имя носит парк в нашем городе, и при входе стоит памятник, одна из улиц города Подольска носит его имя.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет о войне.

Просмотр видеосюжета.

Воспитатель: А те женщины, дети и старики, которые не воевали, они не сидели, сложа руки. Они выращивали хлеб, шили одежду, изготавливали на заводах оружие, боевую технику, т. е. обеспечивали всем необходимым солдат, воюющих на фронте. Им было тоже очень тяжело. С утра до ночи до изнеможения они работали. Чтобы одолеть сильного врага, необходимо чтобы у наших солдат было хорошее оружие. И у наших солдат оно было. Это танк Т-34, боевые «Катюши», штурмовики ИЛ- 2, бомбардировщики.

Заводы и фабрики страны работали слаженно и бесперебойно, днем и ночью, с каждым месяцем увеличивая выпуск военной продукции: гранаты, пушки, патроны, мины, шили военное обмундирование. Нелегкий это был труд! Ежедневный, тяжелый, долгий - без выходных и часто без сна. А ведь при этом и дома надо было кормить и воспитывать маленьких детей, поддерживать тех стариков, которые уже не могли работать, писать письма на фронт своим мужьям, отцам и сыновьям. Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Они работали на заводах, которые делали снаряды для фронта, детали для машин, котлы для походных кухонь. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами дети по 10-12 часов в день работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие и вещи для победы над врагом. Плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне со взрослыми. Нередко они не доставали до верстака или станка, и им делали специальные подставки из ящиков. В зной или на лютом морозе (в цеху нередко была только крыша, но не было стен, губы закусив до крови, не сдавались усталости в плен.

Долгих 4 года продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт о безоговорочной капитуляции (документ, в котором фашисты признавали себя побежденными) .

Закончилась война в мае 1945 года. Советские воины освободили от фашистов не только нашу страну, но и другие страны Европы. Последние бои были в Берлине - столице Германии. Шли бои за каждую улицу, за каждый дом. Но советские солдаты ценой собственной жизни спасали берлинцев от пуль и снарядов. И вот, наконец, наши солдаты взяли рейхстаг (здание, где работало германское правительство) и установили на его крыше красное знамя. Это означало победу нашей страны в Великой Отечественной войне. Все фашисты были взяты в плен. Под стенами кремля они сжигали свои фашистские флаги.

9 мая 1945 года тысячи людей вышли на улицы столицы. Народ ликовал и пел, прямо на улицах люди танцевали, смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это был праздник всего народа со слезами на глазах! Все радовались великой победе над врагом и оплакивали погибших.

В годы Великой Отечественной войны людям, отличившимся в бою, командование вручало награды - ордена и медали. Ордена и медали могли быть вручены за то, что боец, находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу; за то, что в бою вывел из строя не менее двух танков или трех самолетов противника; за то, что солдат первым ворвался на территорию противника и личной храбростью помог успеху общего дела; захватил в плен вражеского офицера. Среди награжденных было много разведчиков, которые в ночных походах уничтожали склады противников с военным имуществом, ценой собственной жизни добывали ценные сведения, спасая тем самым жизни многим людям.

В честь Великой Победы был зажжен «Вечный огонь» в память о погибших солдатах, защищавших нашу родину. Каждый год проводится парад Победы.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называется Великой Отечественной войной. Победа нашей Армии и всего нашего народа - это главное событие в истории России! Злые и жестокие враги получили достойный отпор. Мужественные и храбрые солдаты никогда не теряли силы духа, сражались до последнего, защищая свою Родину, свой дом. Мы победили потому, что весь народ нашей страны поднялся на ее защиту. Войну забывать нельзя. И я хочу подарить вам вот эти георгиевские ленточки (Цвета ленты – черный и оранжевый – означают «дым и пламя» и символизируют личную доблесть солдата на поле боя). В канун празднования Дня Победы каждый человек прикрепляет к своей одежде георгиевскую ленточку в знак уважения к героическому прошлому, ветеранам, отдавая дань памяти павшим на поле боя в годы Великой Отечественной войны.

Помнить войну и тех, кто принес победу - значит бороться за мир. И я хочу призвать вас поучаствовать в нашей акции "Мы за мир!"  и оставить каждому по своей ладошке на нашем плакате. Ладошка похожа на голубя, а голубь - это символ мира. А это значит, что мы – за мир! Пусть никогда не будет войны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста тема: «Морское путешествие»

Цель. Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деят...

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста тема: «Морское путешествие»

Цель. Формирование двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребности бережного отношения к своему здоровью в разнообразных формах двигательной деят...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» для детей старшего дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств, любви к Родине, к Отечеству через вовлечение дошкольников в проектную деятельность на тему "Великая Отечественная война 1941-1945гг....

«Экскурсия в мини – музей «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста

Закреплять навыки вырозительного чтения малых фольклорных форм передавая интонацией настроения....

Конспект занятия-экскурсии по ознакомлению с окружающим в мини-музее «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Керамическая посуда Древней Руси»

Данное содержание конспекта позволит воспитателям использовать его в работе по формированию у детей представлений о превой глиняной посуде....