Семинар "Интеллект-от рождения до школы"
методическая разработка на тему

Горбунова Венера Рамилевна

Семинар о развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_intellekt.docx43.36 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Интеллект- от рождения до школы»

Составитель:

педагог-психолог

Горбунова Венера Рамилевна

Цель: является повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии.

Задачи:

1. Разработка модели пространственно-развивающей игровой среды, направленной на развитие интеллектуальных способностей детей.

2. Внедрение системы инновационных развивающих игр в воспитательный процесс, направленных на развитие интеллектуальных способностей.

3. Повышение компетентности всех участников образовательного процесса.

4. Развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;

5  Обучение педагогов методам применения игровых инновационных технологий

Ожидаемые результаты:

Создание и применение воспитательной системы игр «Ребенок и игра» в учебно-воспитательном процессе поможет:

- не только сформировать у детей знания, умения и навыки, но, прежде всего, способствовать интеллектуально-творческому развитию детей дошкольного возраста,

- будет способствовать формированию и развитию творческого потенциала личности педагога и его компетентностей,

- повысит уровень родительской компетенции через ознакомление   с интересными вариантами и новинками в области развивающих игр.

Упражнение « Найди похожих»

Цель: преодоление неловкости, создание веселой непринужденной обстановки, сплоченности.

« Я буду говорить некоторые фразы- утверждения,  к кому из вас они подходят, те выходят в круг»

Деление на группы   

Основная часть.

Хороший интеллект - решающее условие успешного обучения в школе, поэтому развитие у дошкольников интеллектуальных умений - существенная задача воспитателей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. Самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – возраст от 3 до 8 лет. Но анализируя результаты   диагностики готовности детей к школе, следует отметить, что в среднем у выпускников детского сада недостаточно сформированы умения систематизировать, классифицировать и т.д.

Это и явилось толчком к проведению семинара. «Интеллект - от рождения до школы»  «Инновационные  технологии развития интеллекта».

«Дерево ожидания»

Цель: развивать умение определить прогнозируемый результат встречи.

Поскольку говорить сегодня мы будем об интеллекте, играх которые помогаю развивать различные  интеллект, то предлагаю вам тоже включиться в игру.

Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли на семинар? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце семинар?

Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.

Во время работы нашего семинара, вы будете заполнять интеллект-карты. В них вы будете записывать самые главное. А подробнее о интеллект –картах, их составлении  нам расскажет Калимуллина Н.А. «Метод интеллект-карт»

 Что такое Интеллект?

Существует множество определений.

Интеллект – это общий регулятор поведения Ж. Пиаже

Интеллект - Сложное интегральное образование, включающее разные познавательные

процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение, речь) в их взаимосвязи.

П. Я. Гальперин

 Интеллект — качество психики, охватывающее все стороны деятельности человека: и умственную, и эмоциональную, и физическую. Это способность адаптироваться к разнообразным ситуациям, умение достигать поставленных целей, решая на своем пути проблемы, на основе своего уровня развития. Иными словами, хорошо развитый интеллект — это синоним гармонично развитой личности, сочетания богатства внутреннего мира с физическим развитием. Каждый из видов интеллекта объединяет в себе все виды познания личности.

Восприятие (целостная оценка каких-либо проявлений окружающего мира);

Память (запоминание, хранение и воспроизведение информации);

Мышление (формирование представлений, понятий и суждений);

Ощущение (непосредственное воздействие раздражителя на органы чувств);

Воображение (создание образов, их контроль, формирование выводов);

Виды интеллекта

Теория о разделении интеллекта человека  на несколько видов является вызовом известному во все  мире тесту на определение IQ. Эта теория говорит о том, что каждый человек в той или иной мере развивает каждый из видов, что и формирует его способности к познанию

Виды  по Говарду Гарднеру 1983 г.

Пространственный. Отличная ориентировка в пространстве. Наиболее развит у водителей различного транспорта, архитекторов, игроков в шахматы.

Телесно-кинестетический. Умение пользоваться собственным телом, что выражается в точности движений, балансе и т.д. Помимо танцоров, данный вид хорошо развит у представителей прикладных профессий.

Музыкальный. Данный вид интеллекта определяется высокой чувствительностью к звукам в любых их проявлениях и ритму. Это певцы, игроки на различных интрументах.

Лингвистический. Развитое восприятие того,  что связано со словами, их пониманием, сочетанием. Доминирует у поэтов, писателей.

Логико-математический. Способность устанавливать взаимосвязи между символами, фактами. Наиболее развит у ученых

Межличностный. Умение взаимодействовать с окружающими людьми. Высокая способность понимать их, улавливать настроение, отношение, эмоции.

Внутриличностный. Способность правильно и четко понимать собственные чувства и эмоции, находить решение для успокоения.

Натуралистический. Умения разбираться в различиях природы, находить разницу между растениями и др.

Виды интеллекта.

 На данный момент существует следующее деление на виды.

Ментальный.

Эмоциональный

Социальный

Духовный

Физический

Факторы интеллектуального развития

 «А знаете ли вы, что грудное вскармливание младенца активизирует его умственное развитие»

Практическая часть

Сейчас вы выберите себе конверт, в  котором будет задание. Вам нужно будет выполнить его.

Прослушать музыкальную композицию. Определить автора и  взаимосвязь с темой семинара.

Просмотреть видеоролик и определить связь с темой семинара.

Посмотрите на картинку и объясните  связь с темой семинара

Как вы думаете – а всякая ли игра может быть развивающей?

Теоретическая часть

Можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие интеллекта:

  • внешние факторы ( окружающая среда, семейная атмосфера)
  • внутренние факторы (врожденная нервно-психическая организация ребенка)

1. Генетические факторы. Имеется ввиду та наследственность, которую ребёнок получает от родителей при рождении. От этих факторов немало зависит уровень, качество и направление интеллектуального развития ребёнка. Среди данных факторов стоит отметить наследственность вместе со средой, обучением, воспитанием, активностью, игрой и депривацией. Их действие является комплексным и на разных стадиях развития ребенка обладают разными степенями значимости. Факторы могут влиять как благоприятно на становление личности, так и очень негативно. От того, насколько у нас есть знания по поводу факторов по психическому развитию, зависит уровень эффективности правильного понимания поступков вместе с действиями человека.

Есть вероятность заполучения от родителей также и асоциального поведения. Тем не менее, за счет благоприятной среды могут быть сведены на нет врожденные способности, и подобный риск сильно уменьшится. Генетические факторы оказывают влияние на развитие некоторых психических заболеваний. Не стоит забывать также и о том, что ребенок вместе с генами будет наследовать также и задатки – это потенциальные возможности по развитию. Они не выступают в роли готовых способностей к определенным видам деятельности, тем не менее, дети, что имеют специальные задатки, будут достигать высоких результатов и развиваться в более быстрых темпах. Такие задатки проявляются в более раннем возрасте, если ребенку предоставляются все условия. Влияние наследственности хоть и является великим, тем не менее, не бесконечным.

2. Факторы, которые возникают во время беременности матери. То, какой образ жизни был у беременной, отражается на умственном развитии ребёнка. К примеру, задержке умственно развития будущего ребёнка могут влиять:

  • неполноценное питание
  • недостаток йода в организме матери
  • болезни во время беременности
  • приём лекарственных средств
  • употребление алкоголя, наркотических веществ, табакокурение.

3. Факторы внешней среды. Нарушения в умственной деятельности малышей могут возникнуть вследствие:

  • плохого питания детей
  • недостатка общения
  • ограничения двигательной и познавательной активности
  • неполной семьи.

4. Фактор многодетной семьи. Исследования показали, что первенцы более умственно развиты в отличие от остальных детей в семье. Однако в многодетных семьях дети лучше развиваются в социальном плане: они легко приобретают навыки общения и быстрее адаптируются в обществе.
5. Фактор социального положения семьи. Дети из очень бедных семей не всегда радуют своей школьной успеваемостью родителей.
6. Фактор влияния школы. В большинстве общеобразовательных школ учителя до сих пор считают хорошим такого ученика, который спокоен, отвечает на вопросы так, как от него требуется, ничего не делает без спросу. Этим характеристикам не соответствуют дети с высоким творческим потенциалом: те, которые проявляют нестандартный подход к решению заданий. Только индивидуальный и личностно-ориентированный подходы к образованию будут стимулировать умственное развитие детей в школе сегодня.
7. Фактор личностных качеств ребёнка. На развитие умственных способностей влияет и то, каким характером и темпераментом обладает ребёнок. Вдумчивые дети внимательны к выполнению сложных задач, однако они не уверенны в себе и боятся неудач. Легковозбудимые дети несколько поверхностны, но способны спонтанно проявлять творческие импульсы.
8. Фактор личностных качеств родителей. Хорошо, когда родители интеллектуально развиты, успешны, уверенны в себе, любят свою работу: в таких условиях дети быстрее развиваются. Однако это не главное условие для того, чтобы вырастить умного ребёнка. Главное в воспитании — забота родителей и вера в силы детей.

Следовательно, процесс интеллектуального развития необходимо строить совместно с родителями, с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Чем образованнее человек, тем меньше вероятность заболеваний мозга. Интеллектуальная активность вызывает производство дополнительной ткани, компенсирующей заболевшую.

Этапы развития интеллекта

Прежде всего, уровень интеллекта (коэффициент умственного развития, IQ) проявляется в мыслительной способности ребёнка. Мышление напрямую связано с физической активностью. Передвигаясь, ползая, бегая, топоча по лужам или играя с песком, малыш познаёт окружающую его действительность, развивая мозг. Именно в связи с этим не следует ограничивать двигательную активность крохи, позволяя ему самостоятельно познавать мир. Запреты и ограничения тормозят мозговую деятельность малыша. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Это обусловлено тем, что у детей раннего и дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов. Осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связи между ними и движениями рук.

Когда малыш подрастёт до двухлетнего возраста, лучше как можно активнее заниматься с ним играми на развитие логического мышления, счёта и обобщения, речи. Уже можно начать обучать кроху чтению: так будет активизироваться развитие мышления, формироваться и увеличиваться словарный запас.

С полутора лет и до 5 у детей работает логическая модель усвоения информации. Формируются основы для способности усваивать музыкальные тона и художественные образы, развиваются логические навыки мышления. На развитие ребенка сильное влияние оказывают интеллектуальные игры: пазлы, конструкторы, логические задачи. Это ответственный период для родителей, когда необходимо заложить основные навыки мышления как можно в большем объеме.

 С 4-5 лет в работу включается речевая модель развития, когда ребенок начинает запоминать информацию, проговариваемую вслух. Практика доказывает, что дошкольник учит иностранные языки гораздо быстрее, нежели взрослые, поэтому родителям необходимо воспользоваться этим временем, чтобы по максимуму употребить преимущества детского восприятия. В этот период полезными занятиями будут чтение книг, заучивание стихов, разговоры на тему познания окружающего мира. Родители должны поддерживать постоянный контакт с ребенком, давать или вместе находить ответы на задаваемые им вопросы.

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим различают три модели умственного развития дошкольников. Давайте рассмотрим следующую таблицу.

Модель

Характеристика

Эмоциональная

С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

Логическая

В возрасте до 5 лет у деток активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

Речевая

Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности ребят запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок.

Младшие школьники будут интеллектуально развиваться, играя в настольные либо компьютерные логические игры.  Игра — великолепный способ для организации обучения чему угодно. Согласитесь, гораздо лучше, когда развитие интеллектуальных способностей проходит в ненавязчивой обстановке.

Ещё более интересно, как интеллектуально развивать подростков. Школьная программа усложняется год за годом, и поэтому первые экзамены могут стать настоящим испытанием для школьников, имеющих интеллектуальные сложности. Юношеский возраст характеризуется изменениями в физической и психической сферах, а также некоторым снижением познавательного интереса. Вот тут родителям надо хорошенько подумать, как простимулировать интеллектуальное развитие подростков, не только заставляя их побольше читать.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить его гармонично развитым.

«Занимательные задачи»

Перед вами лежат листочки, на которых для вас подготовлены задания. Вам необходимо их выполнить, в течение определенного времени. Определить на развитие чего направлены эти задания.

Упражнение «Придумка»

Цель: Развитие пространственного воображения, умение мыслить нестандартно.

Предложить ребенку соединить в связной рассказ эти два предложения.

Пример: Белка, сидящая на дереве, уронила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца, который сидел под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца и остановил машину. Заяц бросился в лес, шофер – за ним. Шофер заблудился в лесу. Самосвал с грузом задержался в пути.

а) Белка, сидящая на дереве, уронила шишку.<…>

Самосвал с грузом задержался в пути.

б) Мама купила конфеты.<…>

Мальчик починил стул.

в) Собака погналась за курицей.<…>

Школьники не смогли поехать на экскурсию.

Г) Мальчик пошел домой (…)

Дворник задержался на работе.

Проверяем. А сейчас мы с вами вспомним игры на развитие мышления.

(просмотр презентации « Игры на развитие мышления»)

Что же нужно делать, чтобы развить интеллект у детей?

 «Это интересно. Мозг ребёнка формируется до трёх лет на 80%. Постарайтесь не пропустить этот момент для формирования интеллекта малыша».

Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.

Задачи:

1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, умения обдумывать и планировать свои действия.

2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Для основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;

новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;

у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности) ;

процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;

обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности) .

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

Методы и приемы:

- практические (игровые) ;

- экспериментирование;

- моделирование;

- воссоздание;

- преобразование;

- конструирование;

Дидактические средства: Наглядный материал (игры, демонстрационный материал, схемы, символы, модели) .

Форма организации детской деятельности:

- индивидуально-творческая деятельность;

- творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 человек) ;

- учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия) ;

И помним, что   игра — основной вид жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста. Благодаря игре ребёнок и познаёт окружающий его мир: учит цвета и формы, узнаёт о растениях и животных, учится общаться. Игра же и выступает основным методом развития интеллекта.

Все это опирается на развивающую среду:

1. Математические развлечения:

- игры на плоскостное моделирование (Танграм и т. д.) ;

- игры-головоломки;

- игры с блоками Дьенеша и палочками Кьюзнера;

- задачи-шутки.

2. Дидактические игры:

- сенсорные;

- моделирующего характера;

- специально разработанные воспитателем для обучения детей;

3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Классификация и специфика интеллектуальных игр

Направленность игр

Актуальность интеллектуальных игр

Примерный перечень игр и упражнений

Игры математического содержания. Игры на развитие логического мышления.

Эти игры активизируют умственную деятельность, развивают мыслительные и логические способности, расширяют и углубляют математические представления, закрепляют полученные во всех видах деятельности  знания и умения.

Математические блоки «Дьениша»,
Цветные палочки «Кюизенера»,
«Сложи узор» 
(Кубики Никитина), 
«Танграм», «Пифагор»,

«Крестики-нолики»,

«Игры со счётными палочками»,

Игры на нахождение закономерностей,

Ребусы, лабиринты,

Шашки, шахматы.

Игры на развитие воображения и творческого мышления.

Основная задача этих игр – представление ожидаемого результата до его реального осуществления. При помощи творчества и воображения ребёнок формирует свою личность. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребёнок формирует у себя целый ряд личностных свойств, таких как справедливость, смелость, честность, чувство юмора и др. Творчество делает жизнь ребёнка богаче, полнее, радостнее и интереснее.

Сюжетно-ролевые игры.
Космическое путешествие,
Необитаемый остров,
Волшебные превращения, 
Кубики и конструкторы,
Самодельные подарки,
Поделки из природных и бросовых материалов,
Игры ТРИЗ и др.

Игры на развитие памяти, внимания.

Эти игры развивают все типы и виды памяти и внимания.

Заучивание стихов или сказок и рассказы об увиденном во время прогулки.
Запомни и нарисуй,
Съедобное- несъедобное,
Кто наблюдательнее?
Летает – не летает,
Нарисуй узор,
Найди пару, отличие,
Будь внимателен и др.

Игры на развитие мелкой моторики

Эти игры способствуют развитию мелкой моторики, воображения, навыкам классифицирования, формируют творческое начало.

Рисование, лепка, Нанизывание бусин, пуговиц,
Вырезывание ножницами.
Мозаика,
Картины из крупы,
Счётные палочки.
Пальчиковые игры.

Работа в тетради:

Дорисуй, продолжи узор,

Графический диктант.

Мир вокруг нас

Эти игры знакомят ребёнка с тем, что его окружает; 
развивают определённые навыки. 
Игры призваны показать,  какой разнообразный и захватывающе интересный мир вокруг.

«Все по местам»,
«Дорожное движение»,
«Докажи»,
«Что из чего сделано»
«Следопыты»,

«Кто где живёт»,

«Времена года»
«Хочу всё знать» и т.д.

Интеллектуальное развитие неотрывно связано с процессом формирования речи ребенка. Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать интеллектуальные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человеком понятия, т.е. знания об общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах. Словесные игры не требуют предварительной подготовки воспитателя, не нужно готовить сложный наглядный материал, поэтому их можно легко использовать не только в непосредственно-организованной образовательной деятельности, но и в образовательной деятельности в режимные моменты.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности.

«Инновационные  технологии развития интеллекта».

Развивать интеллект можно через метод межполушарного взаимодействия. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и в создании условий для формирования новых возможностей искомых психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку через кинезиологические приемы и методы. Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

Выступление Хасанова А.В.

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Это наука о движении мыслей, чувств, мышц тела человека. Наука о движении с греческого «Природная мудрость тела». Она существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данная кинезиологическая  методика позволяют выявить скрытые способности ребенка старшего дошкольного возраста  и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.

А ведь как интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению и развитию интеллектуальных способностей.

А современный мир, наполненный обилием компьютеров, айпадов, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят  постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии  и усвоении любого обучающего материала и на здоровье.

Два полушария нашего мозга, кора которых обеспечивает высшую нервную деятельность, неодинаковы как по своим размерам, так и по функциям. У большинства людей  ведущим является левое полушарие. Левое полушарие « отвечает» за движение правой половины тела: правой руки, ноги, правого глаза; и наоборот, правое полушарие приводит в действие левую половину. Нервные волокна к частям тела и органам чувств идут, скрещиваясь, от противоположного полушария.

Полушария головного мозга не только различны по размерам, не только управляют каждое « своей» половиной тела, но и выполняют разные функции. Условно левое полушарие можно обозначить как аналитическое («стараюсь», «хочу»), а правое – как рефлекторное («могу»).

Между двумя полушариями существует анатомическая связь - большая спайка головного мозга, по-другому называется «мозолистое тело» Однако для слаженной совместной работы обоих полушарий ее недостаточно, требуется их функциональная связь.

Каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации и получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи. Кроме этого левое полушарие отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним « сторожем». Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученных опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Важно, что именно способность выразить нечто вовне дает нам сигнал, что мы поняли это «нечто» и готовы к дальнейшему шагу в познании. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания.

Отсутствие этой слаженности - основная причина трудностей в учебе, в том числе и развитии интеллекта. Вот поэтому интегрировать два полушария в единое целое, соединить их усилия – вот путь устранения трудностей в познании ребенком , а так же в различных видах деятельности. Каждый ребенок рожден на свет наделенным мощным инстинктом познания. Поэтому так важно помочь детям, имеющим некоторые проблемы в развитии, своевременной  помощью.

Деятельность полушарий является совместной. При этом правое полушарие получает возможность воздействовать на одноименную половину тела, передавая сигналы через левое полушарие. Мозолистое тело становится связью, мостом между полушария.

Активность одного из полушарий « выключает», блокирует деятельность второго. Координация полушарий отсутствует. Нарушается и взаимодействие мозга- тело. Вот тогда и происходят препятствия в  нормальном развитии всех аспектов личности.  Дети с помощью «простых» движений могут «переключать» свои полушария, меньше тратя энергии на выполнение основной работы. Вот этим и занимается наука – кинезиология.

 Развивающие игры  Выступление воспитателя

Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу инновационных игр, влияющих на развитие интеллекта: «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича, «блоки Дьенеша», «палочки Кюизенера», поисково-творческие задачи А. Зака.

 «Мастер-класс»

Цель: практическая работа по созданию интеллект -  карт;

- А я, в свою очередь. Предлагаю вам памятки, которые вы можете использовать в работе с родителями «Как играть в развивающие игры дома» и для родителей «Советы родителям по выбору игрушек для детей».

4. «Дерево ожидания»

(рефлексия)

Цель: сравнить соответствие ожидаемых результатов с результатами, полученными в ходе семинара.

Рекомендации

- создание картотеки развивающих игр для детей дошкольного возраста;

- разработка и внедрение игр-занятий с детьми   с применением игровых развивающих технологий. 

Таким образом, игровой и занимательный характер процесса интеллектуального развития способствует активному включению детей в интеллектуальную деятельность, проявлению своих познавательных способностей, творчества, получению удовольствия от интеллектуального напряжения и достигнутых результатов. Разнообразная деятельность  позволяет сформировать у детей опыт интеллектуальной деятельности, заложить базу для дальнейшего развития всех познавательных процессов и тем самым создать предпосылки для успешного обучения в школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе "Матрешкин день рожденье" по программе "От рождения до школы"

Образовательная область: ПознаниеИнтеграция образовательных областей: социализация, чтение художественной литературы, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, музыка.Цель: о...

комплексно-тематическое планирование по физической культуре в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы" под ред.Н.Вераксы

планирование работы по образовательной деятельности "Физическая культура" с учетом ФГТ по программе "От рождения до школы" под ред.Вераксы...

Непосредственная образовательная деятельность по программе «От рождения до школы» в детском саду область «Коммуникация» для детей подготовительной к школе группы.Тема: "Путешествие по русским народным сказкам".

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....

Перспективный план работы в подготовительной к школе группе по программе "От рождения до школы"

Перспективный план работы в подготовительной к школе группы по программе "От рождения до школы"...