«ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ» Консультация для воспитателей 2-й младшей группы
консультация (младшая группа) по теме

Аскиркина Юлия Васильевна

Дети с нарушением мелкой моторики не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, они испытывают затруднения на занятиях по изобразительной деятельности, т.к. они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя различные специальные упражнения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ИГРЫ  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ»

Консультация для воспитателей 2-й младшей группы

Дети с нарушением мелкой моторики не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, они испытывают затруднения на занятиях по изобразительной деятельности, т.к. они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя различные специальные упражнения. Такие авторы, как Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Н.И.Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию у детей мелкой моторики.

Работать над развитием у детей координации пальцев необходимо на чинать с младшего возраста. Поэтому для детей  2-й младшей группы детского сада рекомендуют выполнять следующие упражнения:

  • «Работа с шариками» перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Педагог показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку
  • «Работа с деревянными игрушками» на столе разложены складные деревянные матрешки, пирамидки. Педагог показывает ребенку, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. Затем ребенку предлагается собрать пирамидку из нескольких колец, собрать несколько кубиков в один большой, собрать матрешку из 4-5 маленьких матрешек
  • «Работа с волчками»
  • «Работа со строительным материалом» выложить из кирпичиков и кубиков дорожку, заборчик, скамеечку, столик, ворота, диван, кроватку
  • «Работа со шнурком» протягивать шнурок или шерстяную нитку через отверстия, сделанные в карточке или какой-либо фигуре
  • «Работа с карандашом» (перекатывание граненого карандаша в ладошке)
  • «Работа с пуговицами» учить ребенка застегивать крупные, а потом и мелкие пуговицы на одежде куклы, а затем и на своей одежде
  • «Работа со скрепками»

«Для проведения физминуток без речевого сопровождения_можноре комендовать следующие задания (с предварительным показом взрослого):

  • «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца по очереди касается кончиков всех остальных пальцев на правой, затем на левой руке.
  • «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
  • «Отстреливание» ватного шарика одним, двумя, тремя пальцами.
  • «Обводка» шаблонов и трафаретов (штриховка, раскрашивание по точкам)
  • «Раскладывание цветных горошин, палочек, зерен» по стаканчикам или коробочкам
  • «Складывание разрезной картинки»
  • «Мозаика» выкладывание различных композиций в зависимости от возраста ребенка и от степени развития мелкой моторики
  • «Чудесный мешочек» определение на ощупь знакомых предметов
  • «Изгибание проволоки» по заготовленному контуру и в свободном творчестве
  • «Занятия с конструктором»
  • «Лепка» (из пластилина, глины, соленого теста)

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов - действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.
Тексты потешек и картинки-схемы, показывающие положение или движение кисти руки:

https://lh4.googleusercontent.com/zXpU9Q_Q9ahFOHV1Qn8xlufibJVa50ASCMCmdWmtg3gd-QT55x2Ss2JTE9wfMfEUDOjADTtIsgIVdmnr2zGM9BteZK_jFLCfcWEUt3PxDloLqk84pIU
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький, - 1
То-то пригоженький; - 2
Ходит бочком, - 3
Уши торчком, - 4
Нос пятачком! - 5
https://lh4.googleusercontent.com/SHWOviva-0elpW29GCf-mkWr_7nmfb9f6nwCiXNh_bSnotIT6byRc2s3P5C48iUlp2Nxg8Xfkh5mwNDKVbxsIahI66OuACeNwrjeq4rUSDjJehvpdmo
- Петушок, петушок, - 1
Золотой гребешок, - 2
Масляна головушка. - 3
Шелкова бородушка, - 4
Что ты рано встаешь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даешь? - 5
https://lh5.googleusercontent.com/11gGoDsaM_-3ACAcXXpDK1B1N4D_H-YzyYz7oGGDPrJAcKZU5f09U13XVHgIUQI44KoX2WKg7FbpMyCSkkC2xBd9CeVqPewjDbPFO7lW4R1YxGymKwY
Водичка-водиченька, - 1
Умой мое личико! - 2
Чтобы щечки алели, - 3
Чтобы глазки блестели, - 4
Чтоб смеялся роток, - 5
Чтоб кусался зубок! 
https://lh4.googleusercontent.com/CEjYAxMV1wBKTqHVJsg1JxBcs_ijpYa2n9oaYDI5jOKNcYVrIFR1IcP6cJ-CYQho_2Svgnx6V57nB4BcjlhTy3UBvTyM3EqUa2VUyUFgwHrMBGb3LB4
- Солнышко-вёдрышко! - 1 
Взойди поскорей, - 2
Освети, обогрей -3 
Телят да ягнят, - 4
Еще маленьких ребят - 5
https://lh5.googleusercontent.com/f7g7l1qnF9xU4PjVn2OGEMtQV1LB_p0-hwaiAdLuOHgxNUKe_Y2oRcLw9qPCOHfo1hZLedbvuMtrIf6myAik1GxZPh1IY0TkWy_W3W0bj5dSYw_pJec
Ножки, ножки, де вы были? - 1
- За грибами в лес ходили.
- Что вы, ручки, работали?
- Мы грибочки собирали. - 2
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели – 3
Все пенёчки оглядели. - 4
Вот и Ванюшка с грибком, - 5
С подосиновичком!

Стихотворные упражнения
Представленные стихотворные тексты являются основой упражнений, которые можно использовать для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти. Кроме того, эти упражнения способствуют развитию чувства ритма, кратковременной слуховой памяти.

Моя семья
Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!

Четыре братца
Идут четыре братца навстречу старшему брату.
- Здравствуй, большак!
Соединяют большие пальцы в щепотку.
- Здорово, Васька-указка, Мишка-середка, Гришка-сиротка да крошка Тимошка!
Большой палец поочередно соединяют с остальными пальцами.

Улей
Пальцы сжимают в кулак, затем отгибают их по одному.
Вот маленький улей,
Где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья:
Одна, две, три, четыре, пять!
З-з-з-з-з!

3амок
На дверях висит замок.
Пальцы складывают в «замочек».
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Стучат о стол «замочком».
Мы замочком повертели,
Мы замочек покрутили
Производят круговые движения «замочком».
И открыли!
Показывают ладошки.

Капустка
Мы капустку рубим-рубим.
Двигают прямыми ладонями вверх-вниз.
Мы капустку солим-солим.
Поочередно поглаживают подушечки пальцев.
Мы капустку трем-трем,
Потирают кулачок о кулачок.
Мы капустку жмем-жмем.
Сжимают и разжимают кулачок.

Цветки
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Медленно разгибают пальцы из кулачков.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Покачивают кистями рук вправо-влево.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Медленно сжимают пальцы в кулачки.
Головой качают,
Тихо засыпают.
Покачивают кулачками вперед-назад.

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Выставляют вверх большие пальцы.
Приходили прямо к дому
Соединяют под углом кончики пальцев обеих рук.
Указательный и средний,
Названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно.
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок
Мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак.
Постучался о порог.
Кулачками стучат друг о дружку.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
Ритмично сжимают пальцы на обеих руках.

Лодочка
Две ладошки я прижму
И по морю поплыву.
Ладошки соединяют лодочкой и выполняют волнообразные движения руками.
Паруса я подниму,
Ладони выпрямляют и поднимают вверх.
Синим морем поплыву.
А по бурным по волнам
Рыбки плещут тут и там.
Имитируют движения волн и рыбок.

Цветок
Вырос высокий цветок на поляне,
Фиксируют руки в вертикальном положении, ладони прижимают друг к другу.
Утром весенним раскрыл лепестки.
Разводят пальцы.
Всем лепесткам красоту и питанье
Двигают пальцами вместе-врозь.
Дружно дают под землей корешки.
Ладони опускают вниз и тыльной стороной прижимают друг к другу, пальцы разводят.



Предварительный просмотр:

«Упражнения для развития

мелкой моторики у младших дошкольников»

I.  Роль пальчиковых игр в развитии ребёнка.

Ум ребёнка находится

на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребёнка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти  и пальцев рук.

Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). И это закономерно.

Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

 Движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

II.  Игры и пособия

Первое, с чем встречается ребенок при попадании в группу, — это предметно-развивающая среда. В речевой группе на свободном доступе  находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик детям предлагаются:

-  мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые)

-  пробки от пластиковых бутылок

красные, синие и зеленые — для звукового анализа,

всех цветов радуги — для игр на запоминание названий цветов,

парами — как «башмачки» для пальцев,

просверленные посередине — для нанизывания бус,

-  веревки капроновые плетеные (диаметром 3—6 мм) — для завязывания            узлов и с уже завязанными узлами — для перебирания узлов пальцами;

-  кистевые эспандеры — для развития мышечной силы кисти;

-  прищепки бельевые — для развития координации движений пальцев рук;

-  щетки для волос, аппликаторы Кузнецова, коврики типа «травка» — для массажа и самомассажа ладоней;

-  шаблоны (лекала) по лексическим темам — для обведения, раскрашивания,  штрихования,

-  игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами -

пластмассовыми пульками, копейками;

игрушки из «киндер-сюрпризов» — для вытаскивания из «сухих бассейнов»;

-  «сухие бассейны» — емкости, наполненные горохом или фасолью, — для самомассажа кистей;

грецкие орехи — для самомассажа кистей; игры типа «китайских шаров»

-  «Разноцветные дорожки» - коврик типа «травка» для развития мелкой моторики, выкладывание различных узоров, развитие воображения, фантазии

-  «Тактильные дощечки» - для развития восприятия окружающего мира, развития воображения, фантазии, развития речи, умения выразить словами свои ощущения и прикосновения. 

-  «Кубики – календарики» -  для расширения представлений об окружающей, природе и явлениях, происходящих с ней. Совершенствования чувства темпа и ритма. Учить сочетать текст с движением и музыкой.

-  Пособие «Лесная полянка» - для развития мелкой моторики через пристёгивание, отстёгивание пуговиц, кнопок, липкой ленты; закрепления  основных цветов.

-  Пособие «Да здравствует, Африка»

Для обогащения, активизации словаря по теме «дикие животные жарких стран», закрепление понятий: слева - справа, сверху - снизу; закрепление основных цветов и их оттенков, развитие мелкой моторики, тактильных ощущений (выставка пособий в группе).

III.  Разновидности пальчиковых игр.

  1. Игры со счётными палочками. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки, карандаши, соломинки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребёнку развить внимание, воображение, познакомить с геометрическими фигурами и понятием симметрия.

2. Выполнение фигурок из пальцев. Упражнения, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

3. Игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихотворений.

  Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой формирование движений происходит при участии речи.

Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук), лучше  давать в стихах, так как стихи дают возможность войти в ритм движения, проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Это является и одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики. С помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

4. Массаж (самомассаж)

- Массаж ладоней щеткой для волос аппликатором Кузнецова или ковриком "травка» на ударные слоги стиха:

Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!

Большой.

Сам увидишь этот трюк

Большой

Это дятел сел на сук

Указательный.

И без крыльев и без рук

Средний.

Ищет он, где спрятан жук, —

Безымянный.

Вот и слышен перестук!

Мизинец

- «Китайские шары» Каждому ребенку даем по паре каучуковых мячиков (или грецких орешков). Дети кладут их в одну руку и стараются обвести один мяч вокруг другого. После двустишия — смена рук.

Вы видали циркача? - Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку — разминание одного пальца.

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза и ежа,

Черепаху и ужа

- Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца (на одну строку получаемся один палец). Порядок движений от ногтевой фаланги и к основанию пальца.

Вырос у нас чесночок,

Указательный.

Перец, томат, кабачок,

Средний.

Тыква, капуста, картошка,

Безымянный.

Лук и немножко горошка.

Мизинец.

Овощи мы собирали,

Мизинец,

Ими друзей угощали,

Безымянный

Квасили, ели, солили,

Средний,

С дачи домой увозили,

Указательный.

 Прощай же на год,

Большой левый.

Наш друг — огород!

Большой правый

- Массаж (самомассаж) подушечек пальцев, Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминаем один палец.

Шел медведь к своей берлоге,

Мизинец.

Да споткнулся на пороге.

Безымянный

«Видно, очень мало сил

Средний

Я на зиму накопил», —

Указательный

Так подумал и пошел

Большой.

Он на поиск диких пчел

Большой.

Все медведи — сладкоежки,

Указательный.

Любят есть медок без спешки.

Средний.

А наевшись, без тревоги

Безымянный.

До весны сопят в берлоге.

Мизинец.

- «Щелчки» Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец опускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку — один палец.

Поднял ушки бурундук.

Мизинец.

Он в лесу услышал стук:

Безымянный.

— Это что за громкий стук.

Средний

Тук да тук, тук да тук?

      Указательный

— А пойдем, — сказал барсук, —

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

-  Эспандеры, Даем каждому ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка — умнее!

- Соединение одноименных пальцев. На каждую строчку стиха дети соединяют подушечки одноименных пальцев:

На базар ходили мы,

Мизинцы

Много груш там и хурмы,

Безымянные

Есть лимоны, апельсины,

Средние.

Дыни, сливы, мандарины.

Указательные.

Но купили мы арбуз —

Большие.

Это самый лучший груз!

       Все пальцы сжаты в кулак, а большие подняты вверх.

- «Пальчики кивают». Руки детей на уровне груди, пальцы вверх, ладони обращены друг к другу. На каждую строчку «кивание» одного пальца 2—4 раза, начиная с  большого.

Вот и встретилась семья.

Рад тебя увидеть я.

Всех мы в гости пригласили,

Всех здороваться учили.

В знак приветствия кивать

Может пальчик номер пять,

Безымянный может ниже,

Средний — силой не обижен,

Этот — знает все на свете,

А вот этот любят дети!

- «Колечки». Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки — от большого до мизинца. Затем смена рук. На каждую строчку — надевание на один палец.

Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали,

Улетев в какие дали,

Холода пережидали,

Что пернатые клевали,

Гнёзда где свои свивали.

Где вы яйца отложили,

Как вы бури пережили,

Сколько вы, в конце концов,

В гнездах вывели птенцов?

- Прищепки. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха. После первого двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугие.)

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться —

скажу тебе: «Кыш!»

- «Клювы». Собирание счетных палочек одноименными пальцами обеих рук от указательных к мизинцам. На каждую строчку — берут по одной палочке:

Клювов длиннее

Не видывал я,

Чем клювы у цапли

И журавля!

- «Тесто». Дети запускают руки в «сухой бассейн» и имитируют замешивание теста, приговаривая:

Мы тесто месили,

мы тесто месили,

Нас тщательно все

промесить попросили,  

Но сколько ни месим

и сколько ни мнем,

Комочки опять и опять достаем.

-  Пальцеходы. Рисуем соты таких размеров, чтобы в них помещались подушечки детских пальцев. Указательный и средний пальцы ребенка ходят-летают по сотам на ударные слоги.

Пальцы, как пчелы,

летают по сотам

И в каждую входят с проверкою:

что там?

Хватит ли меда всем нам до

весны,

Чтобы не снились голодные сны?

- «Узловка». Веревки с узлами подвешиваем в вертикальном положении. Это — лианы. Дети пальцами рук подтягиваются за узлы, а ладонями сжимают веревку (как при лазанье по канату).

Там, где с деревьев свисают

лианы

Разные в джунглях живут

обезьяны

Лазают там шимпанзе, павианы,

Есть и гориллы, и орангутаны.

5. Игры с мячами

Игры с мячом - это прекрасный инструмент в коррекционной практике. Эти игры развивают не только мелкую моторику, но и общую, и ориентировку в пространстве, а также глазомер, ловкость и быстроту реакции.

- «Фокусник». Упражнение с мячом совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложных слов

За рукой и под рукой,

Из-под кисти — на покой.

Над рукою он кружит,

От нее теперь бежит

Между пальцев подержу

И в ладошку положу

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке скачу — смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой —

Вот я фокусник, какой!

- С мячом-ежиком. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю.

Между ладоней.

Взад-вперед его гоняю

Смена рук.

Им поглажу я ладошку,

Соответственно.

Будто я сметаю крошку.

Смена рук

 И сожму его немножко,

Сжимание

Как сжимает лапу кошка.

Смена рук

Каждым пальцем мяч прижму

Соответственно.

И другой рукой начну.

Смена рук,

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук!

Перебрасывание

  мяча из руки в руку.

6. Кинезиологические упражнения

В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является, кинезиологическая коррекция.

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Можно предложить детям следующие упражнения.

-  Кулак — ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак

Всё быстрей делай так.

-  «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Мы играли в ладушки —

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

- Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

- «Лягушка» (кулак — ребро — ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:

Лягушка (кулак) хочет (ребро)

в пруд (ладонь), 

Лягушке (кулак) скучно (ребро)

тут (ладонь)!

-  «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук.

Вертишейки, вертихвостки

Не хотят носить обноски —

Им бы праздничные блестки

Да высокие прически!

Приложение

- Массаж ладоней щеткой для волос аппликатором Кузнецова или ковриком "травка» на ударные слоги стиха:

Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!

Большой.

Сам увидишь этот трюк

Большой

Это дятел сел на сук

Указательный.

И без крыльев и без рук

Средний.

Ищет он, где спрятан жук, —

Безымянный.

Вот и слышен перестук!

Мизинец

- «Китайские шары» Каждому ребенку даем по паре каучуковых мячиков (или грецких орешков). Дети кладут их в одну руку и стараются обвести один мяч вокруг другого. После двустишия — смена рук.

Вы видали циркача? - Самомассаж подушечек пальцев. Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее. На каждую строку — разминание одного пальца.

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц, и змей,

Пеликанов, журавлей,

Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза и ежа,

Черепаху и ужа

- Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог — разминание фаланги одного пальца (на одну строку получаемся один палец). Порядок движений от ногтевой фаланги и к основанию пальца.

Вырос у нас чесночок,

Указательный.

Перец, томат, кабачок,

Средний.

Тыква, капуста, картошка,

Безымянный.

Лук и немножко горошка.

Мизинец.

Овощи мы собирали,

Мизинец,

Ими друзей угощали,

Безымянный

Квасили, ели, солили,

Средний,

С дачи домой увозили,

Указательный.

 Прощай же на год,

Большой левый.

Наш друг — огород!

Большой правый

- Массаж (самомассаж) подушечек пальцев, Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо-влево. На каждую строчку разминаем один палец.

Шел медведь к своей берлоге,

Мизинец.

Да споткнулся на пороге.

Безымянный

«Видно, очень мало сил

Средний

Я на зиму накопил», —

Указательный

Так подумал и пошел

Большой.

Он на поиск диких пчел

Большой.

Все медведи — сладкоежки,

Указательный

- «Щелчки» Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец опускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку — один палец.

Поднял ушки бурундук.

Мизинец.

Он в лесу услышал стук:

Безымянный.

— Это что за громкий стук.

Средний

Тук да тук, тук да тук?

      Указательный

— А пойдем, — сказал барсук, —

Мяч идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

-  Эспандеры, Даем каждому ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребенок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:

Сжать кольцо поможет нам

Сила с волей пополам.

Станут пальчики сильнее,

А головушка — умнее!

- Соединение одноименных пальцев. На каждую строчку стиха дети соединяют подушечки одноименных пальцев:

На базар ходили мы,

Мизинцы

Много груш там и хурмы,

Безымянные

Есть лимоны, апельсины,

Средние.

Дыни, сливы, мандарины.

Указательные.

Но купили мы арбуз —

Большие.

Это самый лучший груз!

       Все пальцы сжаты в кулак, а большие подняты вверх.

- «Пальчики кивают». Руки детей на уровне груди, пальцы вверх, ладони обращены друг к другу. На каждую строчку «кивание» одного пальца 2—4 раза, начиная с  большого.

Вот и встретилась семья.

Рад тебя увидеть я.

Всех мы в гости пригласили,

Всех здороваться учили.

В знак приветствия кивать

Может пальчик номер пять,

Безымянный может ниже,

Средний — силой не обижен,

Этот — знает все на свете,

А вот этот любят дети!

- «Фокусник». Упражнение с мячом совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложных слов

За рукой и под рукой,

Из-под кисти — на покой.

Над рукою он кружит,

От нее теперь бежит

Между пальцев подержу

И в ладошку положу

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке скачу — смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой —

Вот я фокусник, какой!

- С мячом-ежиком. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю.

Между ладоней.

Взад-вперед его гоняю

Смена рук.

Им поглажу я ладошку,

Соответственно.

Будто я сметаю крошку.

Смена рук

 И сожму его немножко,

Сжимание

Как сжимает лапу кошка.

Смена рук

Каждым пальцем мяч прижму

Соответственно.

И другой рукой начну.

Смена рук,

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук!

Перебрасывание

  мяча из руки в руку

-  Кулак — ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак

Всё быстрей делай так.

-  «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.

Мы играли в ладушки —

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

- Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 1—2, 1—3, 1—4, 1—5, 1—5, 1—4, 1—3, 1—2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

- «Лягушка» (кулак — ребро — ладонь). Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:

Лягушка (кулак) хочет (ребро)

в пруд (ладонь), 

Лягушке (кулак) скучно (ребро)

тут (ладонь

-  «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в кулак, а большой — в сторону. Правая рука прямой ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом — одновременная смена положений рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры для развития мелкой моторики" консультация для воспитателей 2-й младшей группы.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи....

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность младших дошкольников»

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, ...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

Консультация для воспитателей. Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы.

Консультация для воспитателей.Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы....

Консультация для воспитателей 1-ых младших групп «Роль добрых традиций в нравственной воспитании дошкольников»

В консультации раскрываются задачи нравственного воспитания детей 1 младшей группы, методы, позволяющие добиться положительной динамики в выполнении данных задач....

Консультация для воспитателей «Конструирование в младшей группе»

Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок ф...