Использование технологии дидактического синквейна
статья на тему

Шмидт Татьяна Геннадьевна

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений. Описывается технология синквейна, как правильно его составлять 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologii_didakticheskogo_sinkveyna.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии дидактического синквейна

в работе учителя - логопеда

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»

                           К. Д. Ушинский

В современном мире очень важна красивая речь, от этого зависит успех в учебе, карьерный рост, социальный статус.

В наше время родители очень мало уделяют внимания своим детям в плане общения. Общение сейчас заменяется компьютерами, телевидением и др. Современные дети демонстрируют замедленный темп речевого развития. С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих диагноз общее недоразвитие речи.  Для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Лексико-грамматическая сторона речи у таких детей нарушена и значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. Нарушения речи у детей могут наблюдаться в затруднении составлять рассказ по картинке, пересказывать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Дети долго вспоминают названия слов, плохо ориентируются в названии частей предметов, а ребенок с речевой патологией практически не может построить монолог или рассказ-описание по серии сюжетных картин.

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи, у детей с хорошими диагностическими показателями, остаются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Эти проблемы в дальнейшем приводят к неуспеваемости в школе.

Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно активизировать процесс развития речи у детей.  

Для учителя-логопеда наиболее сложная задача коррекционного обучения – это развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания, грамматически правильного, с четким произношением.  

Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является технология дидактического синквейна. Это современная педагогическая технология.

Что же значит это необычное слово? «Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. По структуре синквейн напоминает ёлочку. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!  

При работе над синквейном перед педагогом стоят задачи: научить детей находить в информационном материале наиболее существенные, главные элементы, делать выводы и кратко их формулировать, высказывать свое мнение.

Правила составления синквейна таковы:

Первая строка - одно слово, обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идет речь.

Вторая строка - два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойств, раскрывающих тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвертая строка-это словосочетание или предложение, состоящие из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора к теме.

Пятая строка - одно слово- существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.  
        При обучении составления синквейна уточняется и расширяется словарь. Материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению. Дети знакомятся с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета». Совершенствуются навыки использования в речи синонимов и антонимов. Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы. Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений. Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

  Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное ребенку, начать с простых вещей.

Используя слова из синквейна можно придумать рассказ.

1.Белка.

2.Пушистая. Рыжая.

3.Прыгает, скачет, заготавливает.

4.Белка живет в дупле.

5.Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

Рекомендации при составлении синквейна с дошкольниками:

  • При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям.  
  • Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
  • Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составлять синквейн. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Составить синквейн получается у всех.  

Благодаря использованию технологии дидактического синквейна процесс речевого развития становится еще интереснее, эмоциональнее и продуктивнее. Составляя синквейн, дети в игровой форме постигают мудрость владения связной речью.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

- Новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.

- Гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

- Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

- Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

- Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, фронтальных занятиях, так и на занятиях с подгруппой. Дети, умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы как:

- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

- коррекция и совершенствование готового синквейна;

- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.

Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Результаты обследования детей показывают, что использование дидактического синквейна способствует достижению положительной динамики детей, увеличению коррекционного эффекта оказываемой логопедической помощи. Составление синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Использование технологии дидактического синквейна, в обучении детей рассказыванию

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании окружающей действительности...

Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР

Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....

Презентация "Использование технологии дидактического синквейна для развития связной речи детей с ОНР"

В презентации представлены итоги использования технологии дидактического синквейна в ходе реализации логопедического проекта "Картинки без запинки"....

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технологии «Дидактический синквейн» по теме «Деревья осенью"

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми с ОНР в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с использованием технолог...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные....

Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...