Конспект НОД по развитию речи детей в средней группе. Тема: "Придумывание загадок-описаний"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Конспект НОД по развитию речи в средней группе по теме: Придумывание загадок-описаний. Приоритетная задача: развитие связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

с детьми средней группы

Тема: Придумывание загадок-описаний об игрушках

Задачи:

  • связная речь: учить описывать предмет, не называя его; развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них;
  • словарь и грамматика: активизировать в речи детей глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах;
  • звуковая культура речи: продолжать знакомить с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слов;
  • развивать интерес к речевой деятельности; психические процессы: память, мышление, внимание;
  • воспитывать культуру поведения,  дружелюбие, уважение друг к другу.

Приоритетная задача: развитие связной речи.

Материал: ширма, Петрушка; игрушки - мяч, матрешка, барабан, машина, кукла, корова, утенок, мыльные пузыри.

Ход НОД:

- Ребята, когда я утром пришла в группу, то увидела вот эту большую коробку. Мне стало интересно, что же внутри. Я открыла ее и увидела...(воспитатель говорит загадочно)

- Ребята, а вы хотите узнать что внутри коробки? (да)

- Тогда внимательно слушайте мои загадки.

Дети отгадывают загадки, а воспитатель достает по одной из коробки игрушки и выставляет их перед детьми.

Загадки:

Догадайся кто такой?
Если бьешь его рукой,
Он совсем не плачет,
Только выше скачет…

(Мяч)

Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы...

 (Матрешки)                                                                                                                    Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

(Утенок)

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
Как это называется?
(Машина)                                                                                                                             Кто нам рано по утру
Громко промычит «Му-му!»
Кто даёт нам молочка,
Маслица и творожка,
Чтоб детвора была здорова.
Это добрая…                                                                                                                
(Корова)                                                                                                                                       Ей меняю я наряды,                                                                                                          Спать кладу, гулять вожу,                                                                                                    Расчешу и если надо,                                                                                                          Бант красивый повяжу.                                                                                                                            С чем же так играю я,                                                                                                    Подскажите-ка, друзья?                                                                                                       (Кукла)

Он тугой и толстокожий.
Стукни палочкой  - Бам, бам!
Загремит. Смолчать не сможет
Этот громкий ...                                                                                                            (Барабан)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть каждую игрушку, задает вопросы.

-  Что это? Какой мяч? Для чего он нужен? Что с мячом можно делать?

Аналогично с другими игрушками.

Стук в дверь, появляется Петрушка.

 Петрушка:

-  Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в гости повеселиться, поиграть.

-  Что это у вас на столе? (игрушки)  

-  А давайте поиграем с вами в игру "Петрушка, угадай мою игрушку".

-  Вы будете рассказывать все, что знаете об игрушке, но не называя ее, а я спрячусь за ширму и оттуда постараюсь угадать, о какой игрушке идет речь.

Петрушка прячется за ширму, один из детей подходит к столу, берет из коробки игрушку и дает ее словесное описание. Петрушка угадывает и получает игрушку. Если ребенок затрудняется, воспитатель задает наводящие вопросы, помогает подобрать нужные слова, предлагает свой образец описания.

Воспитатель:                                                                                                                  - Это деревянная игрушка. Она веселая. У нее радостное лицо, улыбающиеся глаза. Внутри у нее спрятаны такие же игрушки, одна другой меньше. Они тоже все нарядные, веселые. Все дети любят складывать и раскладывать эту игрушку.

Затем об игрушках рассказывают еще несколько детей, а воспитатель помогает вопросами: "Милана, о какой игрушке ты хочешь рассказать? Опиши ее. Какого она цвета, какой величины, чем отличается от других предметов или игрушек?"

Физкультминутка "Мыльные пузыри".

Воспитатель раздает детям мыльные пузыри.

Воспитатель:

- А сейчас давайте покажем Петрушке как мы умеем играть с мыльными пузырями.

- Какие пузыри у вас получаются? (большие и маленькие)

- Скажите, каким должен быть выдох, чтобы у вас получился большой мыльный пузырь? (длительный)

- А если мы хотим маленький мыльный пузырь, то каким должен быть выдох? (коротким)

 (Дети на мыльных пузырях, демонстрируя правильный длительный выдох) 

 

Воспитатель:

- Ребята, а с какими игрушками мы еще не поиграли? (с утенком и коровой).

- А вы хотите поиграть с этими игрушками? (да)

- Жили утенок и корова. (Воспитатель вручает игрушки, одному ребенку  -утенка, другому - корову). Однажды утенок пошел гулять и увидел первый раз в жизни корову.

Оба ребенка встают и подходят друг к другу. Воспитатель побуждает их разыграть диалог: поздороваться, задать друг другу вопросы и ответить на них. Подсказывает, что у коровы голос грубый, а утенок разговаривает тоненьким голоском.

Петрушка:

- Ребята, вы такие молодцы, много разных слов  рассказали про игрушки. Я обратил внимание на то, что они по-разному звучат, послушайте: уте-е-енок, коро-о-ова, ку-у-укла. Вы заметили, как я сказал эти слова: протяжно, как будто пел. А теперь произнесите, пожалуйста, мое имя также протяжно.      

Хоровые и индивидуальные ответы детей.

- Спасибо, вы очень хорошо произнесли мое имя. И еще я вам хочу сказать, что слова бывают короткие и длинные. Вытяните руки вперед, соедините ладони. Скажите слово кот, отведите одну руку в сторону. Теперь скажем слово ко-те-нок - еще дальше отодвинулась рука. А сейчас скажем слово ко-те-но-чек. 

- Какое слово самое длинное? (дети отвечают)

Воспитатель:

- А сейчас давайте поиграем, отгадайте, кто это?

Воспитатель вызывает ребенка, шепотом дает ему задание изобразить котенка (котенок моет лапкой мордочку, ловит мышку, мурлычет).

Дети:

- Да, это котенок!

Воспитатель вызывает еще несколько детей и дает им шепотом то же самое задание.

- А теперь кто у нас? (котята)

- Котята испугались и убежали, и не стало кого? (котят)

Аналогично изображаются и называются козленок, козлята, утенок, утята.

   В конце дети прощаются с Петрушкой, благодарят его за веселые игры, воспитатель подводит итог, хвалит детей за речевую активность.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспекта НОД по развитию речи детей в средней группе Тема: «Составление рассказа по картине "Собака со щенками"»

Цель: продолжать учить составлять небольшой рассказ по картине, развивать связную речь детей. Задачи:Образовательные:1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный...

Конспект НОД по развитию речи детей в средней группе детского сада по теме «Все профессии хороши».

Конспект НОД по развитию речи детей в средней группе детского сада по теме «Все профессии хороши»....