"Словесные игры для детей от четырех до пяти лет"
консультация (средняя группа) на тему

Гончарова Елена Николаевна

В средней группе проводится работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха как одного из компонентов речевого слуха. Детей учат сравнивать фонемы, обращая их внимание на основные признаки фонем. Продолжается работа по развитию речевого дыхания. Вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание. Развивают мелодика-интонационную сторону речи. Совершенствуют и дифференцируют движения губ, языка. Отрабатывают основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка, а также уточняют произношение свистящих звуков. Большое внимание уделяют отработке движений языка, от дифференцированности и точности которых зависит правильное произношение различных звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   В средней группе проводится работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха как одного из компонентов речевого слуха. Детей учат сравнивать фонемы, обращая их внимание на основные признаки фонем. Продолжается работа по развитию речевого дыхания. Вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание. Развивают мелодика-интонационную сторону речи. Совершенствуют и дифференцируют движения губ, языка. Отрабатывают основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка, а также уточняют произношение свистящих звуков. Большое внимание уделяют отработке движений языка, от дифференцированности и точности которых зависит правильное произношение различных звуков.

Развитие речевого и фонематического слуха

Игра «Угадай, как надо делать»

   Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе.

   Ход игры. Воспитатель несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит воспитатель. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т.п.

   Воспитатель должен произносить фразу плавно, слитно, повторяя ее 2-3 раза подряд в любом темпе, чтобы детям легче было выполнить движения.

Игра «К кому пришел, от кого ушел волк?»

   Цель. Учить детей по изменению голоса определять персонаж.

   Ход игры. Воспитатель ставит на доску 3 картинки, на которых изображен волк, пришедший к козлятам, к волчатам, к охотнику. Произносит фразу «Волк пришел» с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети должны определить, кто это сказал – козлята, волчата или охотник. Аналогичная работа проводится по трем другим картинкам (фраза «Волк ушел» говорится с радостью, с сожалением, с досадой).

   Дети должны внимательно слушать воспитателя, надо активизировать их вопросами типа «А почему ты догадался, что это сказали козлята?».

Игра «Кто так говорит?»

   Цель игры: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им. Оборудование: мяч.

   Ход игры. В игре может участвовать 4-5 человек. Дети встают полукругом, в центре которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает» названное животное, и изобразить его.

   Эту же игру можно проводить и по-другому: воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Скажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».

Игра «Угадай, кто тебя позвал»

   Цель игры: научить ребенка узнавать другого человека по голосу.

   Ход игры. В игре принимает участие не менее трех детей. Один из них становится в центре и закрывает глаза. Воспитатель указывает на кого-то из остальных и просит, не называя своего имени, позвать стоящего в центре. Ребенку нужно угадать, кто его позвал. Если он угадывает, то встает в круг, а тот, кого угадали, - в центр.

Игра «Слушай внимательно»

   Цель игры: развить у ребенка остроту слуха.

   Ход игры. В игру можно играть вдвоем. Воспитатель и ребенок встают друг от друга на расстоянии 1,5-2 м. Воспитатель шепотом произносит слова, известные ребенку, например, дом, кот, мама, стол и т.п. Ребенок должен повторить, что он услышал. Потом можно поменяться ролями.

   Игру можно провести иначе, с участием 4-5 человек, которые становятся в шеренгу. Воспитатель находится на определенном расстоянии от них и четким шепотом отдает детям команды, например, присесть, встать на цыпочки, попрыгать и т.п. Задача детей правильно услышать команду и выполнить ее.

Развитие речевого дыхания

Упражнение «Ныряльщики»

   Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом.

   Ход игры. Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

   Каждый ребенок повторяет упражнения не больше 2-3 раз.

Игра «Кто лучше надует игрушку?»

   Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом.

   Ход игры. Воспитатель показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

   Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.

Развитие силы голоса

Игра «Вьюга»

   Цель. Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.

   Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу воспитателя «вьюга начинается» дети тихо говорят: «ууу...»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят: «ууу...»; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» замолкают.

   Желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук у тихо, затем громко и снова тихо, поэтому воспитатель быстро сменяет один сигнал другим.

Игра «Протяни звук»

   Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание.

   Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть определенный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.

Игра «Повтори за мной»

   Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.

   Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Воспитатель изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции мимикой. Задача ребенка – догадаться какое настроение передает взрослый, а потом попробовать повторить слова с той же интонацией.

Игра «Эхо»

   Цель игры: развить силу голоса ребенка.

   Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.

Развитие слоговой структуры слова

Игра «Повтори по порядку»

   Цель игры: научить ребенка запоминать и повторять звуки в той последовательности, в которой он их услышал.

   Ход игры. Воспитатель называет ребенку в определенной последовательности 2-3 гласных звука, например, [у-и-а] или [а-о-у]. Задача ребенка заключается в том, чтобы запомнить в каком порядке произносились звуки и повторить их.

Игра «Повтори по слогам»

   Цель игры: научить ребенка проговаривать слова по  слогам.

   Ход игры. Воспитатель называет ребенку слова, которые он знает и произносит правильно. Малыш должен повторить названные слова, соблюдая при этом деление на слоги. Например, ок-но (2 слога), кош-ка (2 слога), дом (1 слог) и т.д.

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Солнышко» комбинированного вида»

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ

Учитель-логопед Гончарова Е.Н.

г. Оленегорск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры для детей 3-4 лет

Игры вне занятий помогают индивидуальной работе с детьми....

Словесные игры для детей

Речевые игры для средней группы...

Словесные игры для детей

Словесные игры для младшей группы   Ладушки Цель игры. Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы. Ход игры. Дети садятся в кружок на ...

Словесные игры для детей среднего дошкольного возраста

В брошюре описаны словесные игры для детей среднего дошкольного возраста...

Словесные игры для детей в средней группе

в данной статье предлагаю несколько вариантов игры для средней группы, способствующие развитию речи....

"Словесные игры для детей от трех до четырех лет"

Во второй младшей группе большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса....

"Словесные игры для детей от пяти до шести лет"

Игры на развитие фонематического слуха, слоговой структуры слова, расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, связной речи....