"Словесные игры для детей от трех до четырех лет"
консультация (младшая группа) на тему

Гончарова Елена Николаевна

Во второй младшей группе большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Во второй младшей группе большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса.

Развитие речевого слуха

Игра «Угадай, кто сказал»

   Цель. Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос.

   Ход игры. Каждый ребенок получает по картинке с изображением одного из медведей. Воспитатель произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаилу Ивановичу. Дети поднимают соответствующие картинки.

   Для того чтобы активизировать внимание детей, воспитатель нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.

Игра «Угадай, близко или далеко поезд»

   Цель. Учить детей правильно определять силу голоса.

   Ход игры. Воспитатель выставляет на мольберт три картинки с изображением поезда: «Поезд перед отходом от станции гудит – ууу. Поезд стоит близко, и мы слышим громкий гудок (произносит звук у громким голосом). Когда поезд отошел от станции и загудел, мы услышали не такой громкий гудок (произносит звукоподражание обычным голосом). А когда поезд ушел далеко и загудел, его уже еле слышно (произносит звукоподражание обычным голосом)». Далее воспитатель произносит звук у с разной силой голоса, а дети указывают соответствующую картинку.

Развитие речевого дыхания

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

   Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка.

   Ход игры. Каждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Воспитатель по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

   Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Игра «Лошадки»

   Цель. Добиваться длительного произношения звука и на одном выдохе.

   Ход игры. Дети, изображая лошадок, стоят в конюшне (отгороженный стульями угол комнаты). Воспитатель говорит: «Наступило утро, все лошадки идут гулять». Дети друг за другом идут по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. По сигналу «лошадки, домой» дети произносят: «иии...» - и друг за другом быстро бегут в конюшню.

   Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили звук и длительно.

Игра «Пузырь»

   Цель. Добиваться четкого длительного произношения изолированного звука ф.

   Ход игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз, имитируя сдутый пузырь. Затем, медленно поднимая головы и отходя назад, они растягивают круг, приговаривая: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образуется большой круг. По сигналу воспитателя «воздух выходит» или «пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося звук ф и подражая выходящему воздуху.

   Во время игры нужно следить, чтобы дети растягивали круг постепенно. После сигнала «лопнул» следить, чтобы дети не бежали, а шли («воздух медленно выходит в маленькую дырочку»). Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается). Чтобы лучше видеть, как выполняют дети это упражнение, и слышать, как они произносят звук ф, можно проводить игру подгруппами.

Развитие силы голоса

Игра «Эхо»

   Цель. Учить детей говорить громко и тихо.

   Ход игры. Дети делятся на две группы. Одна изображает детей, которые заблудились в лесу, другая – эхо. Группы располагаются в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой подгруппы: «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями.

   Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторить их слова.

Игра «»Кот и мыши»

   Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо.

   Ход игры. Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

Тише, мыши.

Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!

   Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.

   Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.

Развитие слухового внимания

Игра «Найди игрушку»

   Цель. Учить детей правильно воспринимать и соотносить силу звука со своими действиями.

   Ход игры. Дети сидят полукругом, воспитатель показывает игрушку, которую они будут прятать. Один ребенок уходит из группы или отходит в сторону и отворачивается, а в это время воспитатель прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче; если же он удаляется, хлопки стихают. По мере звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того, как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

   Воспитатель регулирует правильность усиления или ослабления хлопков. Если водящий долго не может отыскать игрушку, ему следует помочь

Развитие фонематического слуха.

Игра «Покажи и назови»

   Цель. Упражнять детей в четком произношении звука и в словах, учить произносить его более длительно.

   Ход игры. Воспитатель показывает детям красивую коробку с предметами, игрушками или картинками, в названии которых есть звук и. Первый предмет достает сам и, показывая его, называет четко и громко. Потом дети по очереди достают предметы и, показывая всем, громко называют их. Названия отдельных предметов можно повторить всем вместе.

   Называя предмет, воспитатель голосом выделяет звук и, фиксируя на нем внимание детей. Надо следить, чтобы дети тоже немного выделяли звук и, произнося его несколько длительнее других звуков.

Игра «Чего не хватает?»

   Цель. Упражнять детей в четком произношении звука ф в словах и выделении его среди других звуков в слове.

   Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе предметы, в названии которых есть звук ф: флаг, формочки, фартук, туфли. Дети называют предметы, выделяя звук ф, и запоминают их. Затем воспитатель вызывает ребенка, который выходит к его столу, еще раз рассматривает предметы, а затем становится к ним спиной. Воспитатель убирает один из предметов. Ребенок должен указать, какого предмета не хватает. Можно попросить его назвать предметы, которые остались на столе. При повторении игры воспитатель постепенно заменяет одни предметы другими.

   Следить за тем, чтобы при назывании предметов дети выделяли звук ф, произнося его длительнее других звуков.

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Солнышко» комбинированного вида»

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Учитель-логопед Гончарова Е.Н.

г. Оленегорск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры для детей 3-4 лет

Игры вне занятий помогают индивидуальной работе с детьми....

Словесные игры для детей

Речевые игры для средней группы...

Словесные игры для детей

Словесные игры для младшей группы   Ладушки Цель игры. Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы. Ход игры. Дети садятся в кружок на ...

"Словесные игры для детей от двух до трех лет"

Для улучшения произносительной стороны речи у детей двух-трех лет, овладения ими правильным произношением слов необходима систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого ...

"Словесные игры для детей от четырех до пяти лет"

В средней группе проводится работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов и их взаимодействию. Уделяется внимание развитию фонематического слуха как одного из компонентов речевого ...

Памятка для родителей, чьим детям от трех до четырех лет!

В возрасте трех и четырех лет маленький человечек – это уже не делающий все по указке взрослых объект, а вполне сформированная отдельная личность, со своими эмоциями и желаниями!...