"Советы логопеда"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Гончарова Елена Николаевна

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ И ЯЗЫКА. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА, ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ, РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Советы логопеда"85.35 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

 «Что это?» Взрослый называет любой предмет и бросает мяч ребенку. Ребенок, поймав мяч, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Пример: яблоко – это фрукт, юбка – это одежда и т. д.

 «Назови ласковым словом». Взрослый бросает мяч ребенку, называя любое существительное. Ребенок, возвращая мяч, должен назвать это слово в уменьшительно-ласкательной форме. Пример: мяч – мячик, стол – столик, яблоко – яблочко и т.д.

«Чьи детеныши?» Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и подобрать к изображенным животным и птицам детенышей, накладывая при этом маленькие картинки с изображениями детенышей на большие. Как только ребенок правильно разложит картинки, он должен назвать детенышей. Пример: «У коровы – теленок», «У кошки – котенок» и т.д. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.

«Я люблю сок». Взрослый дает ребенку образец на примере какого-либо овоща или фрукта. Пример: «Мой любимый сок из слив – сливовый сок». После этого можно предложить ребенку образовать прилагательные от слов: яблоко, апельсин, картофель, крыжовник, морковь, капуста, малина, свекла, груша, вишня, смородина и т.д.

«Чья у зверя голова?» Взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «У вороны голова...», а ребенок, возвращая мяч, должен сказать: «воронья». Пример: у собаки голова – собачья, у коровы голова – коровья, у кролика голова – кроличья и т.д.

 «Попробуй, сосчитай». Взрослый называет ребенку число от 1 до 5 и показывает картинку, на которой изображено соответствующее количество предметов, а ребенок должен назвать изображенный предмет с этим числом. Пример: одна груша – две груши – три груши – четыре груши – пять груш и т. д.

«Поможем Незнайке». Роль Незнайки выполняет взрослый, который неправильно употребляет предлоги, или вовсе их пропускает, а ребенок его исправляет.

- Лампа висит … головой. (Незнайка стоит под лампой.)

- Цветы поставили на вазу. Мы обедаем у стола. Мама подошла от меня. Машина едет в дороге и т.д.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 «Сломанное предложение». Взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение. Пример: торт, мама, печет, вкусный – Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла — Маша играет с куклой.

«Магазин». Перед началом игры распределите роли: ребенок – продавец, взрослый – покупатель. Прилавком может служить любая поверхность: стол, магнитная доска и т.д. Предметы, которые покупают в магазине, могут быть изображены на картинках, либо можно взять любые игрушки (кукла, машина, посуда, транспорт и т.д.).

Пример. К магнитной доске прикрепляются четыре картинки: чашка с блюдцем, чайник, сахарница и кастрюля. Покупатель, не называя предмета, описывает его: «Я хочу купить предмет посуды. У него есть крышка, носик, ручка и донышко. В нем кипятят воду». Продавец по описанию отгадывает одну из четырех картинок. Вместо отгаданной картинки обязательно ставится новая. Затем продавец и покупатель меняются ролями.

«Почемучки – потомучки». Взрослый показывает ребенку картинки и задает по ним вопросы. Пример: «Почему зимой носят шубы? Почему медсестра делает уколы? Почему люди открывают зонты?» и т.д. А ребенок отвечает на эти вопросы, используя союз «потому что». После этого ребенок пробует задавать свои вопросы взрослому, используя союз «почему?»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Солнышко» комбинированного вида»

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Учитель-логопед Гончарова Е.Н.

г. Оленегорск

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

«Смешная песенка». Взрослый: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам (движения пальца – сверху вниз), произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б...»

«Спрячь губки». Предложите ребенку «спрятать» губки. Покажите, как это можно сделать: подогнуть губы и втянуть внутрь. Покажите, как удерживать губы в таком положении, слегка прикусив их зубами.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«Любопытный язычок». Взрослый: «Язычок очень любопытный – ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта». Сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами – верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

«Накажем непослушный язычок». Взрослый: «Язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу, и теперь придется его наказать». Продемонстрируйте упражнение: сначала высовывайте изо рта язык, слегка покусывая его по всей длине от кончика, а затем втягивайте язык в рот, также покусывая. При выполнении этих движений произносим: «Та, та, та...».

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

«Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с. (8-10 раз)

«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Потянуться боками и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с. (8-10 раз)

«Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с. (8-10 раз)

«Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с. (8-10 раз)

«Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 с. (8-10 раз)

«Часики». Высунуть узкий язык. Тянутся языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе, под счет. (15-20 раз)

«Лошадка». Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. (10-15 раз)

«Качели». Высунуть язык. Тянутся языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет. (10-15 раз)

«Вкусное варенье». 1 вариант: высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. (15 раз)

2 вариант: высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Выполнить 10 раз, меняя направление.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

«Какой звук  первый (последний)?» Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый (последний) звук.

Если слово начинается с гласного звука, то он должен быть под ударением, а если же первый звук согласный, то произносить его нужно с силой, т.е. так, чтобы он отличался от других звуков в слове. Пример: нос – звук [н], аист – звук [а] и т.д. Если слово оканчивается на гласный звук, то его нужно специально долго протянуть, если конечный звук согласный, взрослый должен произнести его с силой, чтобы он отличался от других звуков в составе слова. Пример: сон – звук [н], ложка – звук [а] и т.д.

«Помоги закончить слово». 1 вариант: взрослый по одной выкладывает перед ребенком картинки, а затем начинает произносить слова, не договаривая при этом последний звук. Ребенок должен посмотреть внимательно на картинку, догадаться, что это за слово, и назвать его полностью.

2 вариант: Как только ребенок усвоит эту игру, ее правила можно усложнить и попросить малыша заканчивать слова без картинок, давая при этом ребенку задание добавлять в конце слова какой-то определенный звук и называть слово полностью. Пример: закончи слова звуком [н] – бараба(н) и т.д.; слогом ка – бан(ка) и т. д.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

«Назови слоги». Взрослый произносит по слогам слово, а затем просит назвать ребенка первый и второй слоги. Пример: ма-ма, лу-на, ру-ка и т. д. По мере освоения игры взрослый может предлагать ребенку более сложные слова, состоящие из 3 и более слогов. Пример: го-ло-ва, ма-ши-на, а также слова со стечением согласных: ста-кан, мед-ведь, лис-ток и т. д.

«Назови ударный слог». Взрослый произносит слова, выделяя голосом ударный слог, а ребенок должен услышать и повторить его. На начальном этапе ребенку можно предлагать слова из двух слогов, а по мере усвоения использовать слова с тремя и более слогами.

 «Перевертыши». Перед началом игры взрослый объясняет ребенку, как можно превратить твердый слог в мягкий и наоборот. Для этого нужно заменить в слоге гласный звук. Пример: ло – лю, ма – мя, па – пя и т.д. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.

«Запутанные слова». Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых все слоги переставлены. Ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Можно предложить следующие слова: рел-ка-та – тарелка, ши-на-ма – машина, ре-бе-же-нок – жеребенок и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда "7 советов логопеда"

7  советов, как можно помочь ребенку в развитии речи...

Консультация для родителей (советы логопеда) "11 Советов как заниматься с ребенком с 2-3 лет"

Часто родители сталкиваются с тем, что ребёнок не хочет заниматься.Как вызвать у малыша желание заниматься.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16323785","attributes":{"alt":"","class":"...

Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда? Советы логопеда

В статье определена роль родителей в коррекционно-образовательном процессе, описаны виды работы для родителей по выполнению заданий учителя-логопеда. Даны советы родителям по закреплению умений и навы...

Советы логопеда: "Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду"

Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?Младший возраст Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Пр...

Советы логопеда. Зачем нужен логопед

В статье рассказывается о направлениях работы учителя-логопеда в процессе коррекции речи....

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА! Взаимосвязь логопеда и семьи

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в допол...

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи".

Советы логопеда "Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи"....