ТРИЗ - Занятие "Плывут по небу облака"
занимательные факты (подготовительная группа) на тему

Марченко Галина Михайловна

Триз-занятие "Плывут по небу облака" включает в себя блоки ТРИЗ-педагогики: встреча с чудом, рассуждения, эксперимент, развитие творческого воображения, диалектического мышления, методы фантазирования и создание собственного проекта.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_plyvut_po_nebu_oblaka_vvv.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий «ПО НЕБУ ПЛЫВУТ ОБЛАКА»

Пошаговый алгоритм

Сценарий

Пояснение для педагога

Эмоциональный контакт

Игра «Имена»

Игра «Шеренга»

Игра «Почта»

Игра-настройка на работу

Каждый произносит свое имя, знакомится с другими, запоминает имена

Удивление, восхищение

Загадка: белоснежное, но не сметана, воздушное, но не шарик, мокрое, но не речка, меняющее форму, но не пластилин

Обращаете ли вы внимание на облака? Что удивительного есть в облаках?

Давайте посмотрим на слайды и может быть, вы заметите еще что-то (показ презентации)

Каждый сможет отметить свои наблюдения

Вопросы, обсуждение

Диалектическое мышление

Как удивительно,  на синем небе появляются белые воздушные  комочки.

- Как вы думаете, что в облаках хорошего, а что плохого?

-Из чего же состоят облака? Давайте посмотрим

Ответы могут быть разными, если даже ребенок говорит что-то неправильное, не делать замечаний, а наталкивать на размышления

Опыт

Опыт с чайником

Мы возьмем чайник полный воды, поставим его кипятиться и посмотрим, что будет происходить дальше ( идет пар)

- Что у нас было в чайнике? (вода)

- Где на Земле встречается вода? (реки, озера, моря, лужи..)

- что произошло с водой, когда мы включили чайник? (нагрелась, превратилась в пар)

- Как в природе нагревается вода? (нагревает солнце)

И что с ней происходит? – превращается в пар

- Затем что мы взяли? (холодное блюдце)

-И что произошло? – на блюдце появились капельки, пар коснулся блюдца

- Что же происходит в природе?

Пар поднимается, а чем выше он от Земли, тем становится холоднее. И значит на высоте от земли пар превращается в капли.

- А если капельки поднимались еще выше, где очень холодно, во что они превращались? – в ледышки, в кристаллики льда

- Из чего же состоят облака? (из капелек, из кристаллов льда)

Вопросы, обсуждение

Скажите, в чем отличие облаков и тумана? (туман находится низко над землей, облака – высоко)

Как облака различаются по цвету? (бывают розовыми, белыми, серыми, черными)

Отличаются ли облака по форме? (похожи на разные предметы). Я вам покажу 3 картинки, на что похожи облака на них?

Картинка «перистые облака» - похожи на перья. Самые высокие облака, состоящие из кристалликов льда.

Картинка «кучевые облака» - кучки и т.д.

Картинка «слоистые облака» - (ответы).

Домашнее задание

Давно по облакам люди могли говорить о погоде, вы тоже сможете делать прогнозы погоды: дома найдете информацию о том, какие облака указывают на дождь, какие на солнечный день. Одна из примет: чем выше облака, тем лучше будет погода.

Вопросы, обсуждение

Мы сейчас посмотрели на разные облака, а почему из одних облаков идет дождь, а из других нет? Давайте посмотрим.

Игра - эксперимент

Игра «Капельки и тучка»

Несколько детей встает в круг, один- солнышко с лучиками. Капельки начинают лететь в тучку. Когда капелек в тучке немного, солнышко легко может проходить сквозь капельки ( комментарий: тучка у нас радостная, белоснежная, солнышко ее радует). Когда капелек в тучке становится много и не хватает места, солнышку уже не проникнуть сквозь капельки и тучка сердится. Капелькам мало места, и они проливаются на землю

Участвуют в игре все дети

Диалектическое мышление

Ребята, вот капельки пролились на землю. Что же мы с вами будем делать? Как и с помощью чего будем спасаться от дождя?

Метод РТВ (личная аналогия)

Скажите, вы видели живые облака?  Мы сейчас с вами их и  пооживляем. У меня есть картинки разных облаков, вы смотрите на картинку и показываете предмет, на который похоже облачко (игра «Крокодил»)

Если время позволяет, то все смотрят на каждого ребенка, угадывая предмет. Если нет, то все показывают одновременно – педагог сам угадывает

Удивление, восхищение

Знаете ли вы, что некоторые люди-изобретатели придумали много замечательных вещей, связанных с облаками.

Просмотр презентации

Показываем слайды, рассказываем о каждом

Фантазирование (МФО)

Мы с вами тоже побудем изобретателями и создадим сейчас уникальные сумки. Какие они бывают?

Связаны наши сумки будут с облаками. Давайте вспомним, какие бывают облака, что они делают, из чего состоят?

Сейчас каждый из вас выберет любое слово, относящееся к облаку и соединит его с вашей сумкой. Как, например, сумка может стать воздушной?

Свои варианты нарисуйте на бумаге

Каждый ребенок рассказывает о своей сумке, о выбранном признаке и как он отражается в сумке

Рисунок, поделки

Свои варианты нарисуйте на бумаге, а затем создайте сумку в объеме. Все материалы лежат на столе, выбирайте и фантазируйте

Каждый ребенок рассказывает о своей сумке, о качестве облака, которое он взял.

Итог

Что понравилось на занятии, что нового узнали

Спрашиваем каждого ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект НОД "ОО художественное творчество" "Облака в небе"

План НОД  №18 «.Осень. Перелетные птицы» «Облака в небе» (гуашь) Интеграция образовательных областей:  «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация...

"Вы по небу прокатите нас облака" музыкально -театральное занятие для детей старшей группы

Данное занятие преднозначено для детей старшего возраста. В занятии использованы фольклорный материал, речевые игры. игры с инструментами, театральные этюды....

Конспект проведения прогулки с детьми младшего дошкольного возраста «Наблюдаем за небом и облаками».

Конспект проведения прогулки с детьми младшего  дошкольного возраста «Наблюдаем за небом и облаками»....

Облака в весеннем небе. НОД по художественному творчеству.

Задача педагога - знакомить детей с явлениями в природе. Их красотой и неповторимостью. Учить использовать нетрадиционные материалы в рисовании....

Конспект прогулки в младшей группе «Наблюдаем за небом и облаками»

Укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма; продолжать знакомить с сезонным...

НОД "А на небе облака"

НОД по методике А.И.Савенкова "А небе облака"...

Конспект ИОС по познавательному развитию с использованием ТРИЗ – технологии: « С неба падают зимой и кружатся надо мной…»

Развивать умение детей подбирать объекты по общим и различным признакам, учить анализировать, сравнивать и обобщать. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи. Учить выстраи...