Статья
статья на тему

Елизарова Ирина Сергеевна

"Народная игрушка в образовательной работе детского сада"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

       Народная игрушка в образовательной работе детского сада.

На современном этапе развития образования задача использования народной игрушки в образовательной деятельности дошкольной организации приобретает особую остроту и актуальность. Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Эти традиции носят с одной стороны черты интернациональные, с другой - черты, определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики того или иного народа.Еще в незапамятные времена люди поняли, как они необходимы ребенку. Народная игрушка имеет долгую историю, в которой были периоды расцвета и упадка, связанные с историей народа, с его жизнью и бытом, культурой и изменением ее стилей.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно и рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Многочисленные исследования показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребёнка к жизни взрослых.

Игрушка помогает ребёнку знакомиться с окружающим миром, через неё он закрепляет и перерабатывает полученные впечатления, удовлетворяет свои потребности в активности и общении.

Игрушки имеют особое значение в жизни детей младшего дошкольного возраста, так как являются стимулом к игре, её организующим началом.От игрушек зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого воображения. Узнавая в игрушках знакомые предметы, ребёнок получает возможность комбинировать свои представления, перерабатывать и активно усваивать новые впечатления. Повторение этих впечатлений в разных комбинациях с помощью игрушек помогает образованию общих представлений и облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.

Наиболее сильное воспитательное воздействие на детей оказывают народные игрушки, изображающие людей и предметы реального мира во всём его многообразии: животных, птиц, рыб, растительность, средства передвижения, предметы техники, быта и т. д. С ними у дошкольников ассоциируются определённые представления, оживают в памяти яркие впечатления, появляется возможность творчески перерабатывать имеющийся жизненный опыт. Игрушки не только побуждают детей к играм разного содержания, они помогают ребёнку войти в роль, создать любимый образ, осуществить задуманное. Игрушка, предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества. Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Игра и игрушка, по мнению учёных – важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки.

Народная игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Народная игрушка, предмет, предназначенный для игры, а не только для любования ею. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы. Игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка.

Игрушка - это специальный предмет, предназначенный для игры и иного жизненного назначения. В ней в обобщенной форме представлены типичные свойства предметов, которые обеспечивают воспроизведение соответствующих действий с ним. Игрушка чрезвычайно разнообразна по типам, материалам, по технике изготовления, возрастному и воспитательному назначению. Но при всем разнообразии игрушек в них, прежде всего, изображаются реальные вещи и предметы, с которыми действует ребенок. Игрушка должна помогать детям изучать окружающую конкретную действительность. Для малыша нужна игрушка, развивающая умение различать цвет, величину предметов, их материалы и т.д. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке.

Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр:

Игрушки-самоделки.

Игрушки, которые делаются самими детьми или взрослыми. Мастерство такой игрушки связано с определенными местными традициями в выборе материала, приемами ее изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпочные куклы, в другой - куклы из соломы, змеи летающие, бабки, городки и т. д.

Дидактические игрушки

В практике воспитания детей наиболее широко используются токарные деревянные«бабенские»игрушки. Они обладают ценными дидактическими свойствами. Играя такой игрушкой, ребенок научится различать цвета и их оттенки, знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки служат хорошим средством развития речи, если с ребенком займутся взрослые.

Построены эти игрушки на принципе самоконтроля, что позволяет ребёнку не только играть, но и заниматься ими без помощи педагога: поправки вносит сама игрушка.

Например,игрушки-вкладыши: вставляющиеся друг в друга яйца, круглые и цилиндровые чашечки, бочонки, яйца, матрешки, шары одноцветные или разноцветные. Разбирая или вновь складывая игрушку, ребёнок руководствуется её величиной, размером, как основным признаком, помогающим разрешить задачу.

Игрушки нанизывающиеся: конусы (пирамиды), цилиндры, грибы, шары.

Сюжетные игрушки

Образная, сюжетная игрушка представляет одну из наиболее сильных и оригинальных ветвей народного творчества. Собственно на ней сосредоточился вопрос о роли и месте народной игрушки в детском быту, быть ли ей у детей или в музеях.

Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребенку, состоит в условности ее изображения. Эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру. Ребенка в этой игрушке привлекает предельная простота и ясность. К таким игрушкам относятся: дымковская игрушка, богородская резная игрушка, филимоновская игрушка.

Игрушки-забавы, используются для развлечения детей. Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: курочки, клюющие зернышки, веселые куклы-петрушки, кувыркающие акробаты, потрясающие самоходные игрушки (такие как Бычок, Белочка), движущиеся богородские игрушки, свистульки.Для малышей - звенящие деревянные шары, погремушки с горохом и можжевеловыми шариками, матрешки, волчки и другие забавные игрушки. Для детишек постарше - трещетки, колотушки, свистульки, деревянные игрушки под роспись, различные аксессуары для подвижных и настольных русских народных игр и забав (Бирюльки, Блошки, Чудесный мешочек, пасхальные игры). Эти игрушки для детей прекрасно подойдут для подвижных игр на свежем воздухе. Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора. Игрушки-забавы помогают и воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий.

Спортивные игрушкипредназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (блошки, волчки, серсо, бильбоке). Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки).

Народные музыкальные игрушки.

Шуметь, стучать, бренчать — одна из любимых детских забав.

В «шумовом» семействе, кроме ложек, живут трещотки, колотушки, хлопушки и конечно, погремушки, бубенчики и колокольчики,деревянный ксилофон из древесины ели - классика детского музыкального творчества. Польза народной музыкальной игрушки как развивающего элемента для маленького человека очевидна: игра на ложках, ксилофонах и прочих инструментах, развивает мелкую моторику, слух, ритм, обогащает культурно. И не столько важна техника, сколько воздействие на духовный мир ребёнка русской народной музыки в исполнении самобытных деревянных инструментов.

Театрализованные игрушки: наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок (куклы-матрешки, наборы мини-матрешек для  театра на пальчиках). Используются в детских театрах при организации театрализованных игр, развлечений на праздниках, при проведении обучающих сюжетных игр и в самостоятельной игре детей. Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, стимулирует развитие театрально-речевых способностей.

Технические игрушкивводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся Богородские игрушки: каталки, машинки, летательные модели, калейдоскопы,строительные и конструктивные материалы.

Таким образом, игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественным требованиям.

Народная игрушка обогащает такие виды деятельности как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение художественной литературы и это только самые яркие примеры.

В познавательно-исследовательской деятельности, первые возрастные игрушки, приобщают малыша к миру звуков и форм, - погремушки: зрелая головка мака или стручок гороха - патриархи погремушек. Изящная, пропорциональная и гармоничная, дымковская игрушка позволяет сформировать понятие множества. Барыни, водоноски, гусары, уточки, коньки, птицы, рыбы, горшки, посудапозволяют сформировать обобщающие понятия.Выявление, выделение одного представителя (элемента) множества легко решается старинной игрой в бирюльки. Игрушка предваряет формирование счетной деятельности ребенка. К таким игрушкам относятся взмахивающие крылышками бабочки на колесиках, конь-качалка и сабля (ею машут), шарик из опилок на длинной резинке. Шарик, кроме того, обеспечивает сенсорное восприятие формы, а сложенные крылья бабочки формируют представления о красоте симметричных форм и их совмещении, совпадении при наложении.

Если говорить про продуктивную деятельность ребенка, то тут никому не надо объяснять значение и ценность народных игрушек. Ознакомление с народной игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.Ничего кроме как народная игрушка не способно познакомить ребенка с многообразием цветов, оттенков, ритма рисунка. Если у детей будет постоянная возможность трогать их, играть с ними, соприкасаться с этим чудесным древним искусством, то им и изображать, творить будет легче, интересней, это будет вызывать положительные эмоции, а не страх перед неизвестными сложными элементами.

Чтение художественной литературы, наш дорогой и любимый всеми фольклор, куда приятней читать, рассказывать и петь, сопровождая нашу речь показом игрушек. А если использовать сказки-матрешки, то мы охватим сразу столько задач и областей. Это и театрализованная деятельность, ведь не секрет что ребенку очень сложно взять на себя роль и проиграть ее перед всеми, а используя матрешку-игрушку, он психологически защищает себя от неудачи и ему не страшно, ведь это не он, это матрешка. Это и развитие речи, матрешка облегчит запоминание рассказа, внешний вид персонажа позволит перенять на себя его основные черты, тембр голоса. Развивается ассоциативное мышление.

В игровой деятельности народные игрушки активно используются детьми в режиссерских играх, театрализованных играх, это уникальный дидактический материал.Как сюрпризный момент народную игрушку можно включить в любой вид деятельности.

Невозможно не оценить пользу народной игрушки, а также необходимость ее внедрения во все виды деятельности ребенка.

Народная игрушка является неотъемлемым элементом декоративно-прикладного искусства. Народное декоративно-прикладное искусство многофункционально, в нем заложены большие воспитательные возможности.

Народная игрушка, в образовательной работе детского сада, на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной, поскольку народная игрушка с её чарующим миром ярких и живых образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам и способствует развитию его личности.

Надо помнить, что игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего игрушка – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах.

Народная игрушка, создана не для того, что бы ей просто любовались, ее можно применить во всех видах детской деятельности.

Перед взрослыми стоит задача развивать у детей устойчивый интерес к народным  игрушкам, а также с их историей и с процессом изготовленияигрушек; прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение кигрушке. Ведь не зряговорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...