Главные вкладки

    План самообразования музыкального руководителя Онищенко Динары Рагимовны
    материал на тему

    Онищенко Динара Рагимовна

    План работы на сентябрь 2017-май 2018 по музыкальному воспитанию дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_samoobrazovaniya_onishchenko.docx9.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Классическая музыка как  средство развития музыкальных и творческих способностей

       детей старшего дошкольного возраста»

    Начало изучения темы - сентябрь 2017г.

    Окончание изучения темы - май 2018г.

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

    Ф.И.О. педагога:   Онищенко Динара Рагимовна

    Дата рождения:         05.05.190г.

    Педагогический стаж работы : 7 лет

    Образование: выссшее         Луганский Национальный Университет им.Тараса Шевченка,         специальность - учитель музыкального искусства,этики и эстетики,преподаватель фортепиано,концертмейстер,хормейстер

       

    АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

     2017 - 2018    УЧЕБНЫЙ ГОД

             Ребенок растет и развивается в окружающей его музыкальной среде, которая в настоящее время достаточно противоречива. С одной стороны, существует прекрасная, высокохудожественная музыка, с другой – антихудожественное, низкопробное псевдоискусство, которое обрушивается как на взрослых, так и на маленьких слушателей. Но если взрослый человек с хорошим вкусом и сформировавшейся системой эстетических ценностей способен ему противостоять, то ребенок оказывается совершенно беззащитным. Поэтому так важно уже в дошкольном детстве приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры.

           Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога - увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании на ее классических образцах. Для того, чтобы дошкольники могли воспринять музыкальную классику, у них должны быть сформированы интерес к музыке и умение ее слушать. К сожалению, практика показывает, что работа с детьми по этому разделу программы очень часто проводится «по остаточному» принципу. В стремлении обеспечить проведение очередного праздника музыкальный руководитель старается за счет слушания «выкроить» на занятии дополнительное время для повторения песен, танцев и т.д. В результате, слушание музыки проводится от случая к случаю, и у детей не происходит накопления музыкальных впечатлений и знаний, не формируется культура слушания, необходимая для восприятия музыкальной классики.

    Актуальность этой темы определяется ролью искусства в воспитании личности ребенка. Искусство развивает эмоционально-ценностное отношение к миру, которое является «универсальной человеческой способностью... и реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (О.В. Ильенков). Среди всех видов искусств музыка занимает особое место, поскольку она обращена непосредственно к чувствам человека и предоставляет возможности для развития его эмоциональной сферы в наиболее восприимчивом из всех возрастов – детстве (Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина,  О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова, К.А. Тарсова  и др.).

    Искусство является одним из способов интеграции человека в социум, по словам Л.С. Выготского,  являя собой «...важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе». Именно оно есть некий «способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни»  [4, с. 187]. Искусство как некий ценностный критерий  осуществляет отбор всего «должного» и «не должного», что происходит в жизни каждого человека, предлагая свои решения, свои выходы из той или иной ситуации, пути развития, оказывает первостепенное значение в социокультурной адаптации личности.

     Классическая музыка - это образцовые, совершенные (классические) произведения, сохраняющие непреходящее значение и силу воздействия на слушателя вне существующего времени.

             Определяя  основные  подходы к организации музыкального воспитания детей до школы, как помощь ребенку в понимании музыкальной интонации, обучение восприятию музыкального языка, создание условий для проживания разнообразных впечатлений и переживаний;  иначе говоря, помощь в  понимании и восприятии музыки, я убеждена, что наша задача – раскрыть детям язык музыки, язык, наиболее полно выражающий чувственный мир человека. 

             В ряде исследований последних лет (О. П. Радынова, Е. В. Боякова, И. В. Груздова, С. А. Фадеева) показана возможность музыкального развития детей дошкольников на произведениях классического наследия и в условиях организации музыкально-игрового взаимодействия педагога с детьми. Исследователи отмечают, что при создании игровой ситуации и определенном педагогическом руководстве процессом восприятия музыки дошкольники способны эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства и адекватно воспринимать их художественное содержание.

           Среда детского сада – это то место, где для процесса развития творческих  способностей детей созданы все условия. Во-первых, в центре педагогического процесса всегда имеются подлинные музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон  и пр. Во-вторых, здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства детей. В детском саду информация приобретает наглядность,  образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

            Именно на базе дошкольных учреждений возможно организовать содержательное общение детей с носителями музыкальной культуры: профессиональными исполнителями классической музыки: инструменталистами, вокалистами, артистами балета и др., преподавателями  и учащимися  музыкальных учебных заведений, учащимися и преподавателями учреждений дополнительного образования: детских музыкальных школ, домов и студий детского творчества.  Это возможно осуществить в рамках проекта  «Классическая музыка в детском саду».

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

    Цель: Художественно - эстетическое воспитание   дошкольников через восприятие классической  музыки.
    Задачи:  1. Составить фонотеку к режимным моментам МДОУ.
                   2. Разработать  конспекты НОД  по данной теме.

                    3. Составить каталог аудио и видеоматериалов по слушанию музыки для де-

                        тей дошкольного возраста.

    1.Основные вопросы, намеченные для изучения

    Этапы разработки:

    1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной      проблеме. Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы

    2.Разработать  конспекты НОД по данной теме.

    3. Пополнить  консультационный материал по  данной теме для родителей и педагогов.

    4.Составить аудио и видеотеку по слушанию музыки.

    Литература по теме:

    • «Радуга» Программа воспитания и развития детей от 2-х до 7-и лет в условиях детского сада. С.Г.Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, - М. «Просвещение», 2014 г.
    •  «Музыкальные шедевры»  Авторская программа и методические рекомендации, О.П. Радынова- М.,2000г.
    •  «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников» Учебник для педагогических вузов. Радынова  О.П., Комиссарова Л.Н. -М., 2011г.
    • «Танцевальная ритмика для детей» Учебное пособие выпуск 1-3. Суворова Т.  – С/Пб Музыкальная палитра, 2005г.
    •  «Синтез» Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. и др. - М., 1999г.
    • «Дети слушают музыку» Тарасова К.В., Рубан Т.Г.  – М., 2001г.
    • Журналы для музыкальных руководителей.

    Творческое сотрудничество по теме самообразования -  педагоги, и родители МБДОУ «Детский сад с.Чапаево»,ученики  сельской школы МБОУ СОШ с.Чапаево,руководители сельского клуба

    Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты, сообщения, отчеты обобщение опыта и другие) – выступить с опытом по данной теме на городском методическом объединении музыкальных руководителей, обобщить  опыт работы и представить в виде методических рекомендаций, игрового материала.

    ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

    НА 2017 -2018    УЧЕБНЫЙ ГОД

    Этапы

    самообразования

    Содержание работы

    Сроки

    выполнения

    1 этап

    2 этап

    Составить перспективный план, который включает в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. Восприятие классической музыки осуществлять через: музыкальное творчество, слушание музыкальных произведений, художественно творчество под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, музыкально - ритмическую деятельность.

          Подбор музыкально-дидактического материала для образовательной деятельности. Изготовление  музыкально-дидактических игр: музыкально-дидактическая игра на восприятие музыки «Ромашки  настроения», «Цветик-семицветик», «Что звучит, а что шумит?», «Угадай настроение», «Весело-грустно»,  пигтограммы «Эмоции»; игра для развития тембрового слуха «Новый дом», игра для знакомства с инструментами симфонического оркестра «Угадай, что играет», «Собери инструменты по группам».

          Составление картотеки портретов композиторов,  аудио и видеоматериалов по слушанию  музыки композиторов классиков и композиторов Мордовии.

         Разработка консультативного материала для родителей и педагогов ДОУ.

        Проведение семинара-практикума «Музыкальный калейдоскоп» (по творчеству композиторов ).

    Сентябрь

    В течение учебного  года


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план самообразования музыкального руководителя на 2017-2022 уч.гг.

    План по самообразовании муз.рук на 2017-2022 уч.г...

    План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»

    «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...

    План самообразования музыкального руководителя

    План самообразования музыкального руководителя...

    План самообразования музыкального руководителя

    План самообразования музыкального руководителя...

    Индивидуальный план самообразования музыкального руководителя Сафиной Г.Р.

    laquo;Театральное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников»...

    План самообразования музыкального руководителя

    Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2019-2023 г....

    ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Тема: Развитие музыкальных способностей дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

    Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Как заинтересовать и увлечь ребенка музы...