Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Лазуренко Наталья Александровна

Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребенка - склонность к экспериментированию - и есть наиважнейшая задача педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pro_yaytso.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

На тему: «Интересное рядом»

Актуальность: Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребенка - склонность к экспериментированию - и есть наиважнейшая задача педагогов.

Детское экспериментирование - широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно - с игрушками, окружающими ребенка предметами. Если ребенку предоставляется возможность самостоятельно поэкспериментировать с новым материалом, а потом поставить перед ним некую задачу, которую он должен решить на похожем, но несколько отличном материале, он справляется с задачей легко и с интересом. Ребенок, имеющий опыт экспериментирования, не ограничивается одним - единственным решением, а предлагает различные варианты. Он подходит к задаче творчески. Иными словами, если опыт детского экспериментирования востребован в других видах деятельности, это дает замечательные результаты.

Цель: развивать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложный опыт, показать на примере яйца, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами, которые окружают нас в повседневной жизни, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.

Задачи экспериментальной деятельности:

1.Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.

2. Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов. 

3.Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.

4.Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.

5.Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Оборудование: мультимедийная установка для просмотра презентации,  на каждого ребенка: 2 яйца, салфетки, нож, два больших пластиковых стакана с водой, один пластиковый стакан с солью, столовая ложка, два блюдца, пластиковая бутылка, бумажный шаблон яйца, цветные карандаши, бантики, клей.

Интеграция образовательных областей: «Познание. Познавательно – исследовательская деятельность», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Художественное творчество».

Вед: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем    говорить.

Может и разбиться, 
Может и свариться, 
   Если хочешь, в птицу 
                Может превратиться.    (Яйцо)

Вед: Правильно, молодцы! Сегодня речь пойдет о «Яйце».

Вчера я была на птицефабрике, где работает моя подруга.

Увидела там такое… На столе стояла корзина, покрытая салфеткой, и вдруг раздался в ней треск. Я подошла посмотреть, а там лежат вроде куриные яйца, но из одного яйца вылупилось нечто, которое глянуло на меня огромными глазами - я зажмурилась, а когда открыла глаза, чудо исчезло, и осталась лишь скорлупа. Подруга за моей спиной только развела руками. Я попросила несколько таких загадочных яиц показать вам.

- Вот одно из них. Что внутри, вы знаете?

 Ответы детей: белок, желток, скорлупа. (Разбиваю куриное яйцо и показываю детям его содержимое, даю понюхать).

- Желток – это зародыш птенца, будущий цыпленок, белок – это среда, которая питает зародыш, в ней много витаминов и жизненно важных веществ.

- Скорлупа защищает зародыш от вредных микробов.

- Что еще находится в скорлупе? (Ответы)

Воспитатель отщипывает пинцетом плёнку.

- А это что?

- Пленка тоже защищает зародыш. Между ней и скорлупой есть воздушная камера.

- Созревший цыплёнок, проклёвывает пленку, делает первый вдох, с силой разбивает скорлупу, выбирается на свободу.

 А кто знает какую пользу несет в себе яйцо? (ответы детей)

Витамин А полезен для глаз, для роста.                        

- Витамин В необходим для нормальной работы сердца,                                      

- Витамин Д делает наши кости крепкими.

- Видите, какой полезный продукт питания дают нам птицы. Яйца входят даже в рацион спортсменов.

- А у меня ещё вот какое яйцо есть. (Достает перепелиное яйцо)

- Чьё оно? Ответы детей: перепелиное.

- Это перепелиное, а кто из него появится? Ответы детей: перепелка.

- Перепел, перепелка. А почему оно пестрое? Ответы детей: такая окраска.

- В энциклопедии написано, что цвет яиц зависит от места кладки яиц: в закрытых гнездах они – белые, а на земле – пестрые. Так птицы маскируют яйца. Для чего? (Ответы детей). Защита от хищников.

- Перед вами две птицы, что в них общего? (Ответы детей: несут яйца.)          

-Обе птицы, покрыты перьями, имеют одинаковое строение, несут яйца.

- А в чём отличие? Ответы детей: курица домашняя птица, а перепелка дикая.

- Раз перепелка дикая птица, яйца собирают в лесу? (Ответы детей)              

- Сейчас перепелок разводят на птицефермах, так же как и кур в специальных теплых инкубаторах.

(Показ презентации)

- Где куриная птицефабрика? Справа, слева?

- Физкультминутка.

Давайте поиграем в танцевальную минутку. Я начну, а вы назовете в рифму обитателя животного мира и изобразите его.

- Вот я, вот я превращаюсь в… .(воробья, изображает). Повторить под музыку 2 – 3 раза, изображая движения того, кем заканчивают рифму.

- А кто ещё вылупляется из яиц? Ответы детей : (черепаха, крокодил, ящерица и другие. Ответы сопровождаются показом слайдов с изображением тех птиц и животных, которые вылупляются из яиц.                  

Сейчас я хочу рассказать вам одну сказку.

Вед:                                        Жили – были, ребята,

Дед и баба когда-то,

С ними курочка Ряба жила.

Ряба много гуляла,

Зерна-крошки клевала,

А вот яйца совсем не несла.

Но однажды, что за чудо,

Прибежала на крыльцо

И снесла им не простое,

А УДИВИТЕЛЬНОЕ яйцо!

А почему это яйцо удивительное? (Ответы детей)

Вед: А удивительное оно потому, что в нем,  в таком маленьком содержится много белков, витаминов и минеральных веществ, которые помогают нам расти сильными и здоровыми.

 Вед: И захотели бабка с дедом узнать, что находится внутри яйца.

Ой, яйцо, яйцо

Как тебя разбить,

Как тебя разбить,

Как бы расщепить.

Бьем уже  полдня

И полночи бьем

Сил у деда нет,

Лучше спать пойдем.

Вед: А пока дед с бабой отдыхают, давайте тоже попробуем разбить яйцо и посмотрим, что находится внутри. 

Дети проходят за столы.

Аккуратно, тыльной стороной ложки разбиваем яйцо посередине и выливаем в блюдце.

Смотрим из чего состоит(ответы детей) густая прозрачная масса это - белок , из белка состоят все живые организмы, желтая серединка- желток бывает желтого или оранжевого цвета. Сырое яйцо - жидкое.

Можем ли мы взять его в руки? (ответы детей)

В руки взять не можем, потому что оно будет стекать с рук

Давайте рассмотрим оболочку яйца, которая называется скорлупа.

Какая она? Ответы детей (Она хрупкая, ломкая, тонкая. )  

Скорлупа, ребята, тоже содержит массу полезных веществ и люди используют ее в различных целях . Как можно использовать скорлупу?

(как лекарственное средство, добавляя ее в мази, садоводы и огородники используют скорлупу как удобрение, а народные умельцы и вышивают на скорлупе и вырезают из нее очень красивые поделки).

Вед: А наша сказка продолжается.

Вед: Задумался дед: «Если яйцо не разбить, так может его утопить?»

Вед:  Как вы думаете, ребята,  яйцо может плавать в воде или оно потонет? Проведем опыт! У вас на столах два стакана с водой.  Сейчас в одну банку мы добавляем соль из маленького стаканчика и растворяем её.  Какая вода у нас получилась? (ответы детей)

Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой.

Утонуло ли яйцо? (Ответы детей)

 Делаем вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось?  (ответы детей)

А почему оно не утонуло? (ответы детей)

В сильно - соленой воде яйцо всплывает, потому что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.  

А теперь, если мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо будет плавать посередине.

Итак, сделаем вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине. (на столах у детей: по два больших пластиковых стаканчика с водой, пластиковый стаканчик с солью, столовая ложка, яйцо)

Вед: А мы продолжаем нашу сказку!

Вед: Увидела бабка, что дед с яйцом делает, и стало ей яйцо жалко.  Решила она его спрятать. Нашла пустую бутылку и хотела туда яйцо положить, но ничего у нее не вышло. Не пролезает яйцо в горлышко бутылки. Что же делать?

Вед: Есть у меня один способ!! Так как эксперимент этот связан с огнём, поэтому вы его не будете проводить самостоятельно, его проведу я.  А почему детям нельзя проводить опыты с огнем?  (ответы детей)

И помните, что огонь не игрушка! С ним могут работать только взрослые люди. Показ эксперимента.(Берем вареное яйцо, Чистим его, Поджигаем кусочек бумаги. Бросаем зажжённую бумагу в бутылку. Накрываем горлышко бутылки яйцом. Яйцо в бутылке! )

Вед: А мы давайте вернемся в сказку.

Вед: Думала, думала бабка, что бы такого с этим яйцом сделать, что бы деда порадовать и решила сделать что-нибудь вкусное.

А что можно приготовить из яйца? (ответы детей)

 И решила приготовить деду сладость под названием безе. Для приготовления такой сладости нужно белки яичные взбить с сахаром и запечь в печи. Но вот отделить белки от желтков совсем не просто. Я знаю один секрет, и сейчас научу вас отделять желток от белка: Разбиваем яйцо в миску. Сдавливаем пластиковую бутылку. Подносим горлышко бутылки к желтку. Ослабеваем нажим на бутылку. Желток в бутылке.

Вед: Наелся дед сладостей и плачет. Заболели у деда зубы…

Вед: Ребята, что нужно делать, чтобы зубы не болели?!(Чистить) Сейчас я вам покажу, что может случиться с нашими зубами если этого не делать. Я взяла куриное яйцо, и залила уксусом. Оставила на несколько суток.  Посмотрите на яйцо. Как оно изменилось? (ответы детей)

Скорлупа полностью растворилась. Яйцо осталось внутри белой пленочки, которая находится под скорлупой. Стало большим и упругим, как мячик. Скользким и противным. А на какую часть нашего тела похожа скорлупа яйца? (зубы) скорлупа яйца состоит из кальция так же, как и наши кости и зубы. Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …

Вед: И поняли дед с бабкой, что не надо яйцо не топить, не бить, не огнём палить! А нужно его беречь и заботиться о нем! И тогда из яйца вылупится цыпленок!

Он приглашает вас немного отдохнуть. Вставайте из–за столов и повторяйте за Цыпой!

Физкультминутка!

http://www.youtube.com/watch?v=WGoEF0tB60k

http://www.youtube.com/watch?time_continue=17&v=waxVvSU7buw

Вед: Давайте вспомним, что в этом году мы уже с вами делали из яичной скорлупы. Правильно, мы делали овечек из скорлупы. Сегодня мы будем рисовать личики вот на таких бумажных яйцах. Если вам понравилось наше занятие, то нарисуйте улыбающееся личико, а если нет, то личико, которое вы нарисуете, будет грустным. Девочки, могут приклеить своим яйцам бантики, а мальчики – галстуки!

Надеюсь, вам понравилась наша сказка об удивительном яйце! И вы узнали много нового.

Ребята, давайте вспомним, какие приключения с ним случились.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом....

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качес...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Детское экспериментирование - широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно - с игрушками, окружающими ребенка предметами. Если ребенку предоставляется возможность самостоятел...

ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: "Удивительный мир песка"

Детское экспериментирование - один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, е...

Конспект по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Свойства воды»

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность....

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»

Конспект  занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе  на тему: «Интересное рядом»...

КОНСПЕКТ ООД познавательно-исследовательского характера по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»

Цель: развивать  у детей интерес к опытно - экспериментальной деятельности.Задачи:1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека через опытную деятельность с яйцом.2. Вос...