Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Блезинг Татьяна Васильевна

 Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качество ребенка - склонность к экспериментированию - и есть наиважнейшая задача педагогов.  

Целью проведения такого занятия является формирование установок на здоровый образ жизни; помочь ребёнку задуматься о     необходимости быть здоровым; развивать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложный опыт, показать на примере яйца, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами, которые окружают нас в повседневной жизни, познакомить детей с предметом экспериментирования – яйцом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи экспериментальной деятельности:

1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом.

2. Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов. 

3. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.

4. Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.

5. Воспитывать социально-личностные качества каждого ребёнка: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

6. Работа над словарем: эмаль, челюсть, кариес, стоматолог.

Оборудование: на каждый стол: 1 вареное яйцо, салфетки, два больших пластиковых стакана (0,5 л), один пластиковый стакан с солью (0,25 л), столовая ложка; стеклянная бутылка, 2 очищенных вареных яйца, 2 свечи для торта; стеклянная банка с 9% уксусом, «резиновое» яйцо- 6 шт, предварительно подготовленные за 3 дня, 1 яйцо сырое, папье-маше героя Шалтая-Болтая.

Интеграция образовательных областей: «Познание. Познавательно – исследовательская деятельность», «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Художественное творчество».

Вступительная часть:

Восп: -Ребята, сегодня к нам пришли гости, давай поздороваемся с ними. Приятно, когда вам улыбается кто-то даже незнакомый? (да). Первое, на что мы часто обращаем внимание, глядя на человека, это его улыбка, и человек со здоровыми зубами обычно сразу производит приятное первое впечатление. Особенно приятно показывать и видеть белоснежную улыбку. Каждому приятно смотреть на улыбку с красивыми белыми здоровыми зубами!

- Скажите, а зубы нам нужны только для красоты? ( они помогают в измельчении пищи для ее лучшего переваривания).

- Хорошо, т.е. зубы должны быть красивыми и здоровыми!

Я предлагаю вам сыграть в игру «Полезный совет – вредный совет», чтобы еще раз вспомнить, что надо делать людям, которые хотят иметь белоснежные здоровые зубки. Готовы?

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите: - Нет, нет, нет!

- молочные продукты, яйца, мясо (они обеспечивают нас кальцием и другими полезными минералами и витаминами, столь необходимыми нашим зубам)

- чипсы и сладкая газировка (они содержат огромные количества сахара, это вредно и для фигуры, и для зубов; также содержат разъедающих эмаль зубов кислот – лимонной, например. Злоупотребление такими напитками может приводить к образованию кариеса, чипсы содержат крахмал, который уже во рту под действием слюны превращается в сахар)

- свежие овощи и фрукты (при употреблении их в пищу происходит механическое удаление мягкого зубного налета и необходимость тщательного пережевывания стимулирует выделение слюны, которая также убирает налет и нейтрализует действие кислот, так же такие продукты богаты клетчаткой, что необходимо для здорового питания)

- сладкие ириски, чупа-чупс и карамельки (они прилипают к зубам и их нелегко удалить с эмали, они содержат огромные количества сахара, это вредно и для фигуры, и для зубов; также содержат разъедающих эмаль зубов кислот. Злоупотребление такими продуктами может приводить к образованию кариеса)

- вода (она является основным компонентом слюны, поэтому ее нужно употреблять в достаточном количестве; с водой к нам в организм поступает фтор, который нужен для формировании устойчивости эмали к образованию кариеса; при употреблении воды мы также смываем налет и кислоты с поверхности зубов (особенно после поедания сладостей)

- чистка зубов и полоскание рта (мы удаляем и смываем налет и кислоты с поверхности зубов (особенно после поедания сладостей), а также чистим и массажируем язык и десна)

-цитрусовые фрукты и соки (содержат большие количества лимонной кислоты, об этом нужно помнить так же хорошо, как и то, что их употребление является весьма полезным, поэтому весьма желательно после них полоскать рот).

Молодцы! Надо всегда помнить, что зубки боятся сахара и кислоты и беречь их.

Наличие здоровых зубов, особенно передних, имеет важное значение для ясного, четкого произношения слов, для нормальной речи.

 -Ребята, к нам сегодня на занятие пришел один гость, который, как и наши с вами зубки очень любит кальций, потому что состоит из него (частично).

 Я вам прочту стихотворение и вы поймете кто наш гость. (чтение стих-я С. Маршака «Шалтай-Болтай»)

 (на небольшом столе под платком лежит папье-маше Шалтая-Болтая).

Основная часть:

1 Опыт «Резиновое яйцо».

Наш гость хочет рассказать и показать вам очень интересную историю, про одну яйцеголовую малышку, которая страшно не любила чистить свою скорлупу…

«Жила-была в одной стране «Ротландии» яйцеголовая малышка, которая никогда не чистила свою скорлупу как остальные яйцеголовые малыши, потому что была ленива. Но при этом дружила с шоколадками, конфетками, мармеладками и даже чипсами! И вот от такой дружбы в ее домике ( берем стеклянную банку, кладем туда яйцо) стала накапливаться кислота от сладостей ( вливаем в банку уксус), и ее становилось всё больше и больше, уборку ведь никто не наводил в доме. Пока эта кислота не заполнила весь дом малышки. Малышка заснула как-то вечером… Давайте посмотрим, что дальше с ней произошло…. ( демонстрируем яйцо в уксусе суточной давности, где скорлупа вся растворилась и пигмент плавает наверху).

Кислота начала растворять скорлупу, пока полностью ее не растворила. Яйцеголовая малышка проснулась и что же она увидела: она по-прежнему держит форму, но на ощупь она стала резиновой, и ей стало можно играть как мячиком. Стала большой и упругой. Скользкой и противной. (Демонстрируем «резиновое» яйцо). Никто из ее друзей-яиц не хотел играть с такой малышкой, даже ее подружки-конфетки от нее отвернулись. Стало очень грустно малышке, она побежала за щеткой и пастой, чтобы почистить свою скорлупу, но чистить уже было нечего…..»

Дети, я вам дам по одному «резиновому» яйцу на стол, можете потрогать такое яйцо, на верхушке еще сохранилось немного скорлупы, можете в этом убедиться, потрогать ее. Одно яйцо я разрежу, чтобы вы убедились, что оно сырое.

Вывод: Эмаль наших зубов похожа на скорлупу яйца по составу, а бактерии, которые остаются на зубах после еды, выделяют вещество, похожее на уксус. И если плохо чистить зубы и не счищать все бактерии, то их ожидает та же участь, что и скорлупу яйца …

- Ребята, а возможно, чтобы зубы у человека были здоровы, а сам он не был здоров? Конечно, в организме человека все части тела и органы взаимосвязаны. Можно ухаживать за зубами, но не заниматься спортом, не укреплять здоровье? А как можно укреплять наше здоровье? (прогулка, спорт). Как вы в детском саду укрепляете свое здоровье, иммунитет? (физкультура, плавание). Я вам хочу предложить провести еще один эксперимент….

2 Опыт «Научи яйцо плавать»

Восп:  Шалтай-Болтай конечно исправно чистит свою скорлупу, но он мне сказал по секрету, что никогда не плавал и мечтает научиться плавать. Как вы думаете, ребята,  яйцо может плавать в воде или оно потонет? Проведем опыт!

     У вас на столах два стакана с водой. Один помечен голубым цветом (пресная вода), другой – зеленым (подсоленная вода). В один стакан (зеленый) мы добавляем соль из маленького стаканчика и растворяем её. Аккуратно опускаем яйцо в воду с пресной водой. Делаем вывод: в пресной воде яйцо тонет. Теперь достаем ложкой яйцо из стакана с пресной водой и опускаем в соленую воду. Что случилось?  В сильно - соленой воде яйцо всплывает, потому что его (яйцо) поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли.  А теперь, если мы разбавим соленый раствор пресной водой, то сможем увидеть, как яйцо будет плавать посередине.

     Итак, сделаем вывод: в пресной воде – яйцо утонуло, в сильно соленой – плавает на поверхности, в слабо соленой – плавает посередине. Соленая вода тяжелее пресной, потому и выталкивает наверх более легкие предметы. Чем больше соли в воде, тем она плотнее, тем труднее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Приглашаю вас немного отдохнуть с пользой. Вставайте из–за столов и сейчас мы покажем нашему гостю оздоровительную физкультминутку! Ведь заботиться надо не только о зубах, но и обо всем организме! Особенно в сезон простуд.

Массаж «Неболейка»

Чтобы горло не болело,  мы погладим его смело,

Чтоб не кашлять, не чихать, будем носик растирать,

Ладонь поставим козырьком, лобик тоже разотрем.

Вилку пальчиками сделай, массируй ушко ты умело.

Знаем, знаем, да, да, да,

Нам простуда не страшна!

(Выполняют действия в соответствии с текстом)

3 Опыт «Яйцо в бутылке» Суть опыта: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается. Когда в бутылке оказывается горящая свеча, воздух в бутылке становится более объемным. Как только мы закрываем яйцом горлышко бутылки, доступ кислорода прекращается, и горение свечи останавливается. После этого воздух в бутылке остывает и сжимается. Из-за разности давления в бутылке и за ее пределами, яйцо втягивается внутрь бутылки.

Восп: Дети, вам понравилась история, рассказанная Шалтаем-Болтаем? Хотите еще послушать и посмотреть одну историю про двух братьев: Любознайку и Любопышку?

Жили-были два брата, оба яйца. Только один был любознательный, а второй – любопытный. А вы знаете, в чем разница? Тогда слушайте, смотрите и запоминайте!

Гуляли как-то братцы и увидели пустую стеклянную бутылку, а в ней монетку. Захотели они эту монетку себе взять, попытались просунуть голову в бутылку, но ничего не получилось – горлышко у бутылки уже, чем голова у яйца. Очень интересно стало братьям, возможно ли достать монетку? Как-то пролезть в бутылку? Мы-то с вами знаем, что яйцо не может пролезть в бутылку, да? И вот Любознайка говорит своему брату:

- Я пойду и почитаю нужную книгу, чтобы понять, как это возможно сделать и сможем ли мы вообще достать монетку, ведь горлышко у бутылки узкое нам точно не пролезть, может, совета у старших спрошу.

–  Иди, иди, - говорит Любопышка,- пока будешь ходить нашу монетку заберут уже! Я никуда не пойду, сам достану монетку!

- Ох, смотри, Любопышка, как бы беды не случилось из-за твоего любопытства! И ушел домой.

И вот Любопышка и так кряхтит над этой бутылкой, и эдак, но влезть никак не может. Сердиться стал уже. Да так сильно разозлился, что аж вспыхнул и загорелись у него на голове волосы. (поджигаем свечи на яйце). Весь полыхает, а сам не может успокоиться, бормочет одно: я достану монетку, она будет моей! И сам снова лезет в бутылку вниз головой. И что же произошло…..

Ррррраз, и очутился в бутылке! Огляделся, сидит на дне и понять ничего не может. Взял монетку. Собрался он вылезать из бутылки, да не тут-то было. Обратно не пролезает яйцеголовый парнишка. Испугался не на шутку. Тут и брат подоспел. Но выручить Любопышку так и не смог…. С тех пор так и живет Любопышка в бутылке со своей монеткой.

Понравилась история? Поняли из-за чего Любопышка оказался в бутылке? А как он оказался в бутылке поняли?

Вывод: Есть, ребята, такое выражение « Не лезть в бутылку», которое означает « не говорить или не делать того, о чем потом сильно пожалеешь». «Лезть в бутылку» значить сердиться, злиться, грубить, задираться. Любознательный – это стремящийся к приобретению новых знаний человек, любопытный - стремящийся узнать, услышать что-либо, путем действий - испытаний (пытливости).

Подведение итогов.

Ребята, давайте вспомним, какие приключения с нами сегодня случились?

Давайте на прощание нашим гостям и Шалтаю-Болтаю прочитаем стихотворение (рассказывает ребенок)

Каждый твёрдо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить.

И запомни : ведь здоровье

В магазине не купить!

Всем до свидания!!! Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность с яйцом....

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качес...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Детское экспериментирование - широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно - с игрушками, окружающими ребенка предметами. Если ребенку предоставляется возможность самостоятел...

ООД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: "Удивительный мир песка"

Детское экспериментирование - один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, е...

Конспект по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Свойства воды»

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность....

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»

Конспект  занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе  на тему: «Интересное рядом»...

КОНСПЕКТ ООД познавательно-исследовательского характера по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»

Цель: развивать  у детей интерес к опытно - экспериментальной деятельности.Задачи:1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека через опытную деятельность с яйцом.2. Вос...