Консультация для воспитателей "Самостоятельная музыкальная деятельность"
консультация на тему

Лаврик Ольга Павловна

Консультация для воспитателей "Самостоятельная музыкальная деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 09.2014_samostoyatelnaya_muzykalnaya_deyatelnost.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Самостоятельная музыкальная деятельность

Лаврик Ольга Павловна,

музыкальный руководитель

Самостоятельная музыкальная деятельность – одна из сложных форм музыкальной деятельности, так как возникает она не только при условии интереса ребенка к музыке, его стремления выразить свои художественные переживания от встречи с ней, но и от наличия устойчивых певческих, музыкально-ритмических, двигательных навыков, навыков восприятия и игры на детских музыкальных инструментах. Сложность возникновения активной самостоятельной музыкальной деятельности и в том, что, в отличие от доступности рисования, пересказа, художественного моделирования, которые к тому же оснащены соответствующими средствами, музыкальная деятельность детей предполагает высокое качество воспитывающего и развивающего обучения на музыкальных занятиях, дифференцированный подход к индивидуальному обучению детей со стороны музыкального руководителя и умелое косвенное руководство этой деятельностью воспитателя. Что же обеспечивает и предопределяет самостоятельную музыкальную деятельность?

  1. Наличие устойчивых умений, навыков детей, полученных на музыкальных занятиях, в области восприятия, пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах.
  2. Запас музыкальных впечатлений, полученных детьми не только на музыкальных занятиях, но и на праздниках, развлечениях, в результате прослушанных  и увиденных радио- и телепередач, музыкальных спектаклей.
  3. Создание условий в семье.

Для самостоятельной музыкальной деятельности необходимы следующие условия: правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения.

Какие игрушки и пособия понадобятся

- Детские музыкальные инструменты: со звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, тарелки, румбы, треугольники, кастаньеты, трещотки, деревянные палочки); с диатоническим и хроматическим звукорядом ударные (металлофон, ксилофон).

- Неозвученные музыкальные игрушки: пианино, балалайка, гармошка; игрушки-инструменты: трехступенчатая, пятиступенчатая, восьмиступенчатая лесенка с дополнительным мелким игровым материалом (матрешки, солдатики, птицы, животные).

- Озвученные музыкальные игрушки: музыкальная книжка, музыкальный молоточек, органчики, музыкальная шкатулка, музыкальные волчки, музыкальные колокольчики.

- Настольные музыкально-дидактические игры: «Музыкальное лото», «Кто в домике живет», «Учитесь танцевать», «Сколько нас поет».

- Атрибуты: шапочки и маски, детские костюмы в соответствии с содержанием хороводных музыкально-дидактических игр, игр с пением; с теми персонажами, которые были введены на праздничных утренниках, развлечениях и т.д.

- Различные виды театра: театрально-игровая деятельность детей стимулирует «музицирование» (синтез пения, декламации, игры на детских музыкальных инструментах).

Как лучше разместить игрушки и пособия в игровой комнате. Основной принцип размещения – целесообразность. Каждую музыкальную игрушку, пособие должны использовать по назначению: Музыкально-дидактические игры размещаются там же, где и настольно-печатные игры; игрушки-инструменты (озвученные, неозвученные) – в игровом уголке, туда же целесообразно поместить такой игровой материал , как СД-плейер (бутафорский) с дисками, телевизор с кинолентами и т.д.; атрибуты, шапочки-маски для игр с пением, хороводных музыкально-дидактических игр – в физкультурном уголке; детали костюмов – в уголке ряжения или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр.  Следует определить место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку ( на высоте, удобной для детей). При этом «уголок детских музыкальных инструментов» может быть размещен как в игровой комнате, так и в спальне, в раздевалке. Какие детские музыкальные инструменты могут быть использованы в каждой возрастной группе.

Младшая группа: бубен, барабан, погремушки, колокольчики, деревянные палочки.

Средняя группа: деревянные палочки, деревянные ложки, треугольник, металлофон (во второй половине года).

Старшая группа: металлофоны, румба, треугольник, трещотка, бубны.

Подготовительная к школе группа: маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны и др. Одновременно в «Уголке детских музыкальных инструментов» могут помещаться инструменты трех-четырех видов. В течение года они заменяются другими, убираются и вносятся вновь. Важно, чтобы каждый инструмент вносился только после того, как дети освоили способ звукоизвлечения на нем и приобрели минимальный запас умений, навыков игры на данном музыкальном инструменте. В «Уголок детских музыкальных инструментов» могут быть внесены озвученные и неозвученные музыкальные лесенки в старшей и подготовительной к школе группе, портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомились на занятии ( в течение года в группу вносится пять-шесть портретов на две-три недели каждый). Духовые детские музыкальные инструменты (по соображениям гигиены) не используются в самостоятельной деятельности, поэтому в эти уголки их помещать не следует.

Какие формы организации самостоятельной музыкальной деятельности можно выделить?

Прежде всего, эти формы определяются типами самостоятельной музыкальной деятельности: исполнительской и творческой.

Исполнительская деятельность представляет собой упражнения, в процессе которых дети совершенствуются в каком-либо умении (например, в игре на детском музыкальном инструменте). В творческой деятельности дети импровизируют, ищут свой вариант, свой способ действий ит.д. (например, сочиняют мелодию, наигрывая ее на металлофоне, придумывая новое танцевальное движение или целую сценку).

Для творческой деятельности характерны следующие организационные формы:

- сюжетно-ролевые игры («Наш оркестр», «Ищем таланты» и др.);

- импровизирование на детских музыкальных инструментах;

- песенное и танцевальное импровизирование;

- театрализованные представления (импровизированного характера).

Для исполнительской деятельности дети используют след. формы:

- игры с пением;

- настольные музыкально-дидактические игры;

- хороводные музыкально-дидактические игры;

- игра на детских музыкальных инструментах (закрепление, повтор выученных мелодий);

- сюжетно-ролевые игры («Музыкальные занятия», «Музыкальный магазин», «Концерт» и т.п.);

- театрализованные представления с включением отдельных видов музыкальной деятельности по готовым сюжетам («Репка», «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка» и т.д.);

- игры-драматизации с использованием различных видов музыкальной деятельности;

- концерты детской художественной самодеятельности – развлечения, организованные стихийно по инициативе детей или стимулированные игровым материалом («Музыкальная карусель», «Музыкальный будильник», «Вертушка», «Музыкальный телефон»).

Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей

Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе ребенка, но она может косвенно управляться воспитателем и стимулироваться им. Именно воспитатель создает в группе поисковую ситуацию для детей, а иногда, перемещая все пособия в другое место, меняет способ их представления в группе. Воспитатель, внеся в группу детали костюмов, элементы декорации, предлагает детям вспомнить, что было на праздничном утреннике, развлечениях, предлагает воспроизвести  отдельные эпизоды. Наблюдая за детскими играми, воспитатель может ненавязчиво повлиять на их ход вскользь сказанным замечанием ( например, игру в «Магазин-булочная» дети перестроили сначала в игру «Универсам», а потом – в «Музыкальный магазин»), озадачить детей неожиданной информацией (например: «А знаете ли вы, ребята, что у куклы Алены сегодня день рождения?»), а иногда и включиться в игровое действие и т.д. Ребенок постоянно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, используя при этом разные виды самостоятельной и художественной деятельности: художественно-речевое, изобразительное и музыкальной творчество. Каждый вид художественной деятельности может выступать как самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности. Художественно-продуктивная деятельность, театрально-игровая, художественно-речевая, музыкальная могут выступать во взаимосвязи, представляя собой единую синтетическую художественную деятельность, и деятельность эта должна представлять собой ряд законченных (завершенных) действий. Например, дети в «Уголке ручного труда» изготавливают самодельный театр: настольный, пальчиковый, бибабо; в изоуголке оформляют этот материал, используя различные изобразительные средства, обыгрывают его в небольших театрализованных представлениях, опираясь на имеющиеся навыки, впечатления. Как и другая театрально-игровая деятельность, эти действия сопровождаются пением, напеванием, музицированием. Такой синтез видов художественной деятельности детей является показателем эффективной воспитательно-образовательной работы и показателем высокого уровня развития детей в целом и художественного, музыкального их развития. Творческая атмосфера в детском коллективе в этом случае подчеркивает  хорошую организацию детей, их инициативность, самостоятельность, способность к творческой производительности. Именно эти качества определяют готовность детей к успешной учебной деятельности в школе. Правильное решение данной проблемы поможет воспитанникам детских садов в школе выбрать кружок по их интересам и может повлиять в дальнейшем на выбор профессии.  

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Особенности организации музыкальной деятельности в ДОО с детьми с ОВЗ"

В консультации представлен материал который можно использовать на музыкальном занятии с детьми с ОВЗ....

Консультация "Формы организации музыкальной деятельности в семье"

Эта информация будет полезна всем родителям....

Консультация для родителей "Музыкальная деятельность, как средство развития детей с ОВЗ"

Консультация знакомит родителей о музыкальной деятельности  с детьми ОВЗ...

Консультация для родителей "Музыкальная деятельность для дошкольников в условиях режима самоизоляции"

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Мы предлагаем вам в период самоизоляции не скучать, а весело и с пользой провести время со своими детьми!...

Консультация для воспитателей "Музыкальная деятельность детей вне занятий"

Данный материал поможат в работе музыкальных руководителей с воспитателями....