Музыкальные произведения, отображающие мир природы
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Попова Лариса Владимировна

Интересный сценарий по слушанию классических произведений, с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_proizvedeniya_otrazhayushchie_mir_prirody.docx21.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Музыкальные произведения, отображающие мир природы»

П. И. Чайковский «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года»

Подготовительная группа

Задачи:

Обучающие:

- закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;

-познакомить детей с первым весенним цветком - подснежником;

- учить детей воплощать художественной форме своё представление о подснежнике.

Развивающие:

- развивать мышление, наблюдательность, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, искусству, развивать творческие способности детей, расширять их кругозор.

Методы и приёмы:

- наглядный метод (просмотр презентаций),

- мотивация,

- поощрение;

- словесные методы (вопросы, рассказ воспитателя, объяснение),

- практические методы (нетрадиционное рисование);

Ход занятия:

 -  Здравствуйте, дети. Сегодня наше музыкальное занятие будет необычным. Мы будем слушать музыку, рассматривать картины и рисовать то, что навеяла нам музыка, картины и стихи.

Зима недаром злится -

Прошла её пора.

Весна в окно стучится

И гонит со двора.  (Ф. Тютчев)

Ребята, о чём говорится в стихотворении?

Дети. О зиме.

Воспитатель. Как вы думаете, почему зима злится?

Дети. Потому что весна пришла  и гонит зиму.

Воспитатель: Светлеет небо, тает снег…

Поговорим мы о весне:

Как ручейки бегут, звенят

И хочется, конечно, нам

Пустить кораблик по волнам.

Итак, согласны все?

Начнём беседу о весне.

Игра с мячом «Назови быстрей».

Воспитатель: Суровой, холодной зиме приходится уступить свое место весне. Пора ей уходить.

- Ребята, давайте вспомним, какие изменения происходят в природе весной? Предлагаю поиграть в игру, которая называется: «Назови быстрей».

(Дети встают в круг, дети по очереди называют весенние изменения в природе и передаёт мяч следующему игроку).

Дети. Солнышко поднимается все выше. Дни становятся длиннее. Бегут ручьи. Снег тает. Набухают почки. Птицы возвращаются из теплых стран. После зимней спячки просыпается медведь ...

Воспитатель. Молодцы, вы все справились с заданием. Весной солнце сильнее начинает прогревать землю, но погода все ещё стоит переменчивая. Иногда теплые дни сменяются холодными. Ребята, на мой взгляд, весна самое удивительное время года: вся природа словно просыпается от зимнего сна. На душе становится светло, радостно. Весна – это время, когда мир возвращается к жизни. Именно поэтому это замечательное время года вдохновляло великих композиторов писать классические музыкальные произведения о весне.

Пробивается росток,
К солнечным лучам, цветок,
Из-под снега вырастает,
Раньше всех, весну встречает.

Маленький и нежный,
Беленький подснежник. 

Воспитатель: Подснежник - первый весенний цветок, который из-под снега тянется к солнцу.
Произведение, которое мы будем сейчас слушать так, и называется "Подснежник". Музыку написал композитор Петр Ильич Чайковский.

(показ портрета)

 В ней переданы разные настроения, вызванные картиной весенней природы. Послушайте ее.

Слушание произведения П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» (показ презентации)

Воспитатель:   Скажите мне, ребята, какой характер музыки, какое настроение передано в этом музыкальном произведении?

 Дети: Музыка по настроению разная:

- спокойная и взволнованная;

- трепетная и беспокойная;

- ласковая, светлая.

Воспитатель: Да эта пьеса трепетная, по весеннему взволнованная, хотя в этой музыке нет слов она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике. Вслушайтесь - «подснежник». Как вы думаете, почему именно этот цветок назвали «подснежник»? Потому что он растет из под снега - «под-снеж-ник». это маленькое растение может выдержать даже большой десятиградусный мороз.

Воспитатель: Скажите, а звучит соло или оркестр?

Дети: Оркестр.

Воспитатель: Правильно. Ребята, а услышали ли вы в этом произведении повторы? Повторялась ли какая-либо мелодия в этом произведении? (повторное слушание)

Дети: Да!

Воспитатель: Правильно, первая часть у нас была певучая, спокойная; вторая – порывистая, стремительная; а потом была третья часть, такая же, как и первая. Скажите, какое по форме было музыкальное произведение, если в нем всего три части?

Дети: 3-х частное.

Воспитатель: А на какой танец похожа  эта пьеса?

Дети: На вальс.

Воспитатель: Правильно. Я предлагаю вам потанцевать, подвигаться, выражая настроение взволнованное, немного грустное, ласковое, изобразим, как поднимаются навстречу солнцу головки цветов, как они покачиваются на ветру, покружимся на весенней полянке.

 Дети танцуют.

Воспитатель: Молодцы вы очень красиво танцевали. А сейчас, давайте все вместе нарисуем этот замечательный цветок.

В своей пьесе «Подснежник» Чайковский рассказал нам о пробуждении природы. Музыка нежная, ласковая, мелодичная, спокойная. Нам от неё светло и радостно.

Вот такое весеннее, светлое настроение попробуйте передать в своих рисунках.

Слушаем музыку еще раз.

Пальчиковая игра « Наши цветки»
Наши белые цветки раскрывают лепестки     -  Пальцы, сложенные в кулак медленно распрямляются
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет    
-   Пальцы плавно наклоняются, влево – вправо, 
Наши белые цветки закрывают лепестки      -  
Пальцы медленно складываются в кулачек 
Головками качают, тихо засыпают   -  
Кулачки медленно и плавно покачиваются из стороны в сторону.

- Ребята, сегодня мы с вами говорили о весне, о ее приметах и о первом весеннем цветке – подснежнике. О том, как передал в своём творчестве образ весны композитор П.И.Чайковский.

Подвести итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по ознакомлению детей с окружающим миром с использованием музыкальных произведений и музыкально-дидактических игр

Методическая разработка по планированию учебных занятий, основной целью которых, является познакомить детей с окружающим миром, используя при этом музыкальные произведения и музыкально-дидактические и...

Статья для родителей от музыкального руководителя "Музыкальные произведения"

Музыкальные произведения, композиторы, музыкальные инструменты, нотная грамота...

Особенности восприятия ребенком художественных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства

™Эстетическое восприятие – это восприятие чувства прекрасного, красоты посредством эстетического воспитания.™Эстетическое восприятие включает 3 компонента :1. интеллектуальные; 2. эмоц...

Музыкально-литературный вечер посвященный циклу музыкальных произведений композитора П.И.Чайковского " Времена года"

Цикл произведений П.И. Чайковского "Времена года" и стихи писателей , прсвященные тому или иному месяцу. Кнаткое содержание музыки каждого месяца, его характера....

Конспект открытого занятия. Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальных произведений при помощи музыкальных инструментов. (мои любимые сказки С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского)

Открытое музыкальное занятие на тему" Развитие у детей старшего дошкольного возраста умение отображать образ и характер героев музыкальныхпроизведений при помощи музыкальных инструментов. (мои лю...

«Рисуем музыкальную природу» под музыкальные произведения П.Чайковского «Времена года» Весна

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (музыкального, изобрази...