Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Evgenia Mordovina

В настоящее время ведущей целью подготовки к школе по ФГОС ДО стало формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Это значит, что «учение» необходимо сделать мотивированным, воспитывать желание у ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути решения. «Лучшее правило – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая.

Суть социо-игровой технологии можно раскрыть в шести самых основных правилах и условиях:

Микрогруппа– уникальное условие для детской самостоятельности. Она позволяет ребенку самому ставить цель своих действий, искать решение, вступать в отношения «Ребенок-сверстники». При игровом делении на микрогруппы можно использовать: считалки, разрезные картинки, по цвету глаз, по цвету одежды, кто приехал на машине, а кто пешком, кто на каком этаже живет и т.д. Такое деление позволяет настроить ребенка на дальнейшую работу.

Смена лидерства –в процессе выполнения   задания участвует вся группа: дети обсуждают, общаются между собой. Но представлять выполненное задание нужно только одному: кому – решают сами дети, выбирает представителя через голосования, либо по считалочке. Представителей группы может быть несколько. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным, неуверенным в себе детям, и в дальнейшем также выступать в роли лидера группы.

Движение детей – это также один из важнейших составляющих компонентов социо-игровой технологии. Во время работы группы дети могут свободно перемещаться по группе: меняются микрогруппы, дети выполняют задание, отправляют посыльного (представителя), ищут варианты выполнения заданий и т.д. В социо-игровой технологии перемещение детей - неотделимый атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.

Смена темпа и ритма. Каждый ребенок работает в своем темпе. Социо-игровая технология также это предусматривает, и дети имеют возможность действовать в своем темпе и ритме. В зависимости от игры или задания, детям либо дается определенный промежуток времени на его выполнение, и дети начинают и заканчивают действовать по сигналу. Либо может быть другой вариант: каждый ребенок в микрогруппе может действовать в своем темпе, как ему удобно. Тогда более активные дети дожидаются более медлительных.

Интеграция нескольких видов деятельности. Социо-игровая технология не исключение. Это неотъемлемая часть любой технологии в настоящее время. Один из девизов социо-игровой технологии: «если погнаться за 133 зайцами, то глядишь, с десяток и наловишь».

Воспитатель – партнер, советчик – это тоже один из важных моментов социо-игровой технологии, при котором, воспитатель занимает позицию партнера по отношению к ребенку. На занятиях о том, что правильно, а что нет – судит в основном педагог. И это стало нормой, не воспринимается как проблема в обучении. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны: это своего рода «суд» над детьми, который устраивает педагог. Если воспитателям на своих занятиях брать на себя роль советчика, то, это положительно сказывается на отношениях педагога с детьми.

Социо-игровая технология применяется как в непосредственно-образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

В рамках данной технологии педагоги ставят перед собой следующие задачи:  создать условия для развития приятельских отношений между детьми, для формирования в них нового состояния - состояния ровесничества;  научить детей общаться; сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества; воспитывать у детей желание узнавать новое.

В социо-игровой технологии используются следующие виды игр :

Игры для рабочего настроя используются в утренние часы  для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками. В начале занятий как своеобразный ритуал, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение.

Для смены мизансцен, для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому используются игры- разминки, игры-разрядки.

Это могут быть знакомые физкультурные минутки, игры малой подвижности, хороводныеигры, атакже специальные игры, предложенные авторами социо-игровой технологии.

В утренние часы, на прогулках, между занятиями можно использовать игры социо-игрового приобщения к делу, которые включают задания, каждое из которых легко может быть выполнено и нагружено материалом. Целью этих игр является выстраивание деловых взаимоотношений педагога с детьми и детей друг с другом.

Некоторые игры используются как для делового настроя, так и как игры-разминки, и как игры социо-игрового приобщения к делу, в зависимости от целей, которые ставит перед собой и детьми воспитатель. 
        Игры  творческого самоутверждения  имеют свою специфику и  применяются при самостоятельной деятельности детей, вначале с участием воспитателя, далее играют только дети.  Творческая активность входит как непременное условие в каждую из представляемых групп игровых заданий-упражнений.

 На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле». Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых.                                                                                                                                 

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.            

   Воспитанники могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, ощущать помощь сверстников, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность.

Список использованных источников

1.             А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.

2.             А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

3.             Букатов В.М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо – игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. – СПб.: Образовательные проекты, М.: НИИ школьных технологий, 2008.

4.                           Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей редакцией В.Букатова – Москва, Сфера, 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya_e.o._mordovina.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ

В настоящее время ведущей целью подготовки к школе по ФГОС ДО стало формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Это значит, что «учение» необходимо сделать мотивированным, воспитывать желание у ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути решения. «Лучшее правило – не слишком управлять…» - т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая.

Суть социо-игровой технологии можно раскрыть в шести самых основных правилах и условиях:

Микрогруппа– уникальное условие для детской самостоятельности. Она позволяет ребенку самому ставить цель своих действий, искать решение, вступать в отношения «Ребенок-сверстники». При игровом делении на микрогруппы можно использовать: считалки, разрезные картинки, по цвету глаз, по цвету одежды, кто приехал на машине, а кто пешком, кто на каком этаже живет и т.д. Такое деление позволяет настроить ребенка на дальнейшую работу.

Смена лидерства –в процессе выполнения   задания участвует вся группа: дети обсуждают, общаются между собой. Но представлять выполненное задание нужно только одному: кому – решают сами дети, выбирает представителя через голосования, либо по считалочке. Представителей группы может быть несколько. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным, неуверенным в себе детям, и в дальнейшем также выступать в роли лидера группы.

Движение детей – это также один из важнейших составляющих компонентов социо-игровой технологии. Во время работы группы дети могут свободно перемещаться по группе: меняются микрогруппы, дети выполняют задание, отправляют посыльного (представителя), ищут варианты выполнения заданий и т.д. В социо-игровой технологии перемещение детей - неотделимый атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.

Смена темпа и ритма. Каждый ребенок работает в своем темпе. Социо-игровая технология также это предусматривает, и дети имеют возможность действовать в своем темпе и ритме. В зависимости от игры или задания, детям либо дается определенный промежуток времени на его выполнение, и дети начинают и заканчивают действовать по сигналу. Либо может быть другой вариант: каждый ребенок в микрогруппе может действовать в своем темпе, как ему удобно. Тогда более активные дети дожидаются более медлительных.

Интеграция нескольких видов деятельности. Социо-игровая технология не исключение. Это неотъемлемая часть любой технологии в настоящее время. Один из девизов социо-игровой технологии: «если погнаться за 133 зайцами, то глядишь, с десяток и наловишь».

Воспитатель – партнер, советчик – это тоже один из важных моментов социо-игровой технологии, при котором, воспитатель занимает позицию партнера по отношению к ребенку. На занятиях о том, что правильно, а что нет – судит в основном педагог. И это стало нормой, не воспринимается как проблема в обучении. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны: это своего рода «суд» над детьми, который устраивает педагог. Если воспитателям на своих занятиях брать на себя роль советчика, то, это положительно сказывается на отношениях педагога с детьми.

Социо-игровая технология применяется как в непосредственно-образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

В рамках данной технологии педагоги ставят перед собой следующие задачи:  создать условия для развития приятельских отношений между детьми, для формирования в них нового состояния - состояния ровесничества;  научить детей общаться; сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества; воспитывать у детей желание узнавать новое.

В социо-игровой технологии используются следующие виды игр :

Игры для рабочего настроя используются в утренние часы  для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками. В начале занятий как своеобразный ритуал, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение.

Для смены мизансцен, для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому используются игры- разминки, игры-разрядки.

Это могут быть знакомые физкультурные минутки, игры малой подвижности, хороводныеигры, атакже специальные игры, предложенные авторами социо-игровой технологии.

В утренние часы, на прогулках, между занятиями можно использовать игры социо-игрового приобщения к делу, которые включают задания, каждое из которых легко может быть выполнено и нагружено материалом. Целью этих игр является выстраивание деловых взаимоотношений педагога с детьми и детей друг с другом.

Некоторые игры используются как для делового настроя, так и как игры-разминки, и как игры социо-игрового приобщения к делу, в зависимости от целей, которые ставит перед собой и детьми воспитатель.  
       Игры  творческого самоутверждения  имеют свою специфику и  применяются при самостоятельной деятельности детей, вначале с участием воспитателя, далее играют только дети.  Творческая активность входит как непременное условие в каждую из представляемых групп игровых заданий-упражнений.

 На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле». Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых.                                                                                                                                

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.            

   Воспитанники могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, ощущать помощь сверстников, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность.

Список использованных источников

  1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.
  2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
  3. Букатов В.М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо – игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. – СПб.: Образовательные проекты, М.: НИИ школьных технологий, 2008.
  4. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей редакцией В.Букатова – Москва, Сфера, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИО - ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ

ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИО - ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ...

Применение социо-игровой технологии в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста

Для воспитания  сегодня как никогда актуально правило:  «Чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни». В ФГОС ДО содержится указание на то,...

Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ

Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, ...

Применение социо — игровой технологии

Социо — игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми свободно, с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего дела, умения оказывать друг другу помощ...

Статья на тему: Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ

В статье описывается принципы работы с детьми в рамках социо-игровой технологии....

Конспект занятия по познанию во второй младшей группе с применением социо-игровой технологии

Конспект занятия по познанию во второй младшей группе с применением социо-игровой технологии.Тема "Одежда"....