Адаптированная образовательная программа коррекционной работы психолога с детьми с ТНР
рабочая программа на тему

Живых Анна Викторовна

Адаптированная образовательная программа коррекционной работы психолога с детьми с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ovz_tnr.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная образовательная программа коррекционной работы психолога с детьми с ТНР

 Пояснительная записка

В программе учтены разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Необходимость и актуальност разработки данной программы вызвана введением в действие нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает написание каждым педагогом рабочих программ, а также отсутствием примерных утвержденных образовательных коррекционно-развивающих программ для детей с ЗПР и ТНР.

Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:

- развития эмоционально-волевой, познавательно-речевой, двигательной сфер у детей с ЗПР и ТНР;

- развития позитивных качеств личности;

- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;

- формирования определенного круга представлений и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. 

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми возраста от 3 до 7 лет. Программа имеет образовательную, коррекционно-развивающую направленность.  

Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной и коррекционно-развивающей работы педагогов и установления продуктивного взаимодействия с семьей дошкольника для максимального преодоления отставания в познавательном и интеллектуальном развитии.

Цели и задачи:

  Цель Программы: психолого–педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и коррекции речевых и психических нарушений.
  • Оказание помощи (содействия) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.
  • Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.
  • Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
  • Обеспечение информированности педагогов и родителей по проблеме преодоления ЗПР у детей.
  • Оптимального включения семьи в коррекционно-педагогический процесс.

Особенности развития детей с ЗПР и ТНР

- деятельность детей носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются;

- им свойственны рассеянность внимания, слабость удержания и переключения, повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель;

 - сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием: несколько затруднен процесс восприятия (снижен темп, сужен объем, недостаточна точность зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия), эталонные представления своевременно не формируются, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность,

- отмечаются недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительно-моторной координации, эта недостаточность проявляется в несформированности чувства ритма, трудностях в формировании пространственных ориентировок;

- недостатки сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов - представлений;

- у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания, характерна неточность воспроизведения и быстрая утрата информации. В наибольшей степени страдает вербальная память (при правильном подходе к обучению, дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания);

- отставание отмечается на уровне всех форм мышления, однако, после получения помощи, выполняют предложенные задания на более высоком уровне;

- наблюдается отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества, выявляются недостатки психомоторики, что влечет за собой снижение самообслуживания, изо-деятельности, конструирования;

- нарушения речи при ЗПР носят системный характер и входят в структуру дефекта.

Планируемые результаты освоения программы

  • Динамика в развитии физических, интеллектуальных, личностных качеств детей;
  • Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями;

Целевые ориентиры для   детей с ЗПР и ТНР

  • Соотносит действия, изображённые на картинке, с реальными, дорисовывает недостающие части рисунка, воссоздает целостное изображение предмета, соотносит форму предметов с геометрической формой, ориентируется в пространстве, дифференцирует цвета и их оттенки, описывает свойства предметов, дифференцирует звуки, группирует предметы по образцу и речевой инструкции, пользуется простой схемой, планом в процессе составления рассказа.
  •   Производит анализ проблемно – практических и наглядно - образных задач, устанавливает связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках; соотносит текст с соответствующей иллюстрацией; выполняет задания на классификацию картинок; выполняет упражнения на исключение «четвёртый лишний»;
  •   Называет своё имя, фамилию, возраст; называет город, страну, в которой он проживает; узнаёт и показывает на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофёр; выделяет на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называет их; различает деревья, траву, цветы, ягоды и называет их; называет отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детёнышей; определяет признаки 4 времён года; различает время суток: день, вечер, ночь, утро.
  • Умеет выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях; пользоваться в повседневном общении фразовой речью; понимает и использует в активной речи предлоги в, на, под, за, перед, около, у, из, между; использует в речи имена сущ.  глаголы в ед. и мн. числах; глаголы в настоящем и прошедшем времени; строит фразы и рассказы по картинке, состоящие из 3-4 предложений; читает наизусть 2-3 стихотворения; отвечает на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечисляет её основных персонажей; знает 1-2 считалки, умеет завершить потешку или поговорку; планирует в речи свои ближайшие действия.

Предполагаемый результат работы психолого-педагогической службы

  • .Программа помогает младшим дошкольникам адаптироваться в детском саду, снизить уровень ситуативной тревожности, агрессивности, учиться выражать свои эмоции и чувства социально приемлемыми способами.
  • Программа помогает старшим дошкольникам развить социальные умения и навыки сформировать основы самопринятия, снизить уровень личностной тревожности, агрессивности, сформировать позитивное отношение к поступлению в школу, повысить учебную мотивацию.

Содержание работы педагога-психолога

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми ОВЗ учитывает их индивидуальные психофизиологические особенности

Социально-коммуникативное развитие:

включает   усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной  отзывчивости,  сопереживания.

Задачи:

  • Поддерживать инициативу, самостоятельность и ответственность ребенка в различных видах деятельности;
  • Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками, развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, уважительное отношение к окружающим.
  • Формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Речевое развитие:

включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

Задачи:

  • Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, помогать овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
  • Развивать все компоненты устной речи детей:

Познавательное развитие:

предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Задачи:

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность и познавательные интересы детей.
  • Расширять опыт ориентировки в окружающем.
  • Обеспечить сенсорное развитие.
  • Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
  • Учить устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

 Организация работы по программе

         Работа по Программе проводится с детьми в условиях кабинета психолога, групповой комнаты и других помещений ДО индивидуально и подгруппами. Планирование работы с детьми всех уровней осуществляется по индивидуальному коррекционно-развивающему маршруту, при составлении которого учитываются психические и физические возможности каждого ребенка, по всем видам деятельности, указанным в программе.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:

  • от 4 до 5 лет - не более 15 минут,
  • от 5 до 6 лет - не более 20 минут,
  • от 6 до 7 лет - не более 20-25 минут.

     В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Занятия проводятся учителем-дефектологом  в  соответствии  с  расписанием  и  режимом  дня  в  данной  возрастной  группе.

Циклограмма работы педагога-психолога.

Даты

проведения

Вид работы

С кем проводится

Ответственный

Примечания

  1. Психопрофилактическая работа

сентябрь

по мере поступления

1. Оказание помощи в период адаптации

дети

родители

педагоги

Педагог-организатор

Педагог-психолог

Помощь детям в период адаптации.

Создание условий для полноценного психического развития ребенка.

В течение года

2. Составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.

педагоги

родители

Педагог-психолог

май

по мере поступления

3. Анкетирование родителей с целью прогноза адаптации

Родители

Педагог-психолог

май

октябрь

      март

4. Организация и проведение семинаров для родителей.

педагоги

родители

Педагог-организатор

Педагог-психолог

сентябрь

   февраль

5. Проведение тематических семинаров-практикумов для педагогов.

педагоги

Педагог-организатор

Педагог-психолог

Формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.

  1. Психодиагностическая работа

сентябрь

октябрь

1. Обследование при поступлении в детский сад

дети

Педагог-психолог

Психолого-педагогическое изучение личности ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам и создания программ индивидуальной работы

сентябрь

2. Выявление детей «группы риска», анализ документации ПМПК

дети

Педагог-психолог

сентябрь

ноябрь

3. Определение уровня адаптации детей, мониторинг

дети

младших групп

Педагог-психолог

в течение года

4. Изучение психофизиологических особенностей детей, их интересов, склонностей методами:

  • наблюдения
  • анализа детской продуктивной деятельности
  • тестовых заданий

дети

Педагог-психолог

в течение года

5. Подбор детей для занятий в подгруппах

дети

Педагог-психолог

в течение года

6. Обследование уровня развития общей и мелкой моторики

дети

Педагог-психолог

Диагностика уровня развития двигательной сферы детей с целью определения уровня развития общей моторики

по мере поступления

7. Определение ведущей руки

дети

Педагог-психолог

2 раза в год

8. Изучение межличностных отношений детей по методике «Два домика», «День рождения»

дети

старших и подг. гр.

Педагог-психолог

Диагностика коммуникативной сферы ребенка с целью выявления причин нарушения общения и оказания помощи

в течение года

9. Исследование детско-родительских отношений по проективным тестам «Три дерева», «Семья животных»

дети

подг. гр.

Педагог-психолог

в течение года

10. Изучение эмоционального состояния ребенка в режимных моментах:

  • методом наблюдения
  • проведения теста отношений («Что мне нравится в детском саду»)

дети

Педагог-психолог

Диагностика эмоционального отношения ребенка к детскому саду с целью выявления и устранения причин неблагополучия

в течение года

11. Проведение исследований эмоционального состояния (набор методик)

дети

по запросу

Педагог-психолог

2 раза в год

октябрь -

апрель

12. Определение уровня развития произвольной и интеллектуальной сферы детей, наличие сформированной внутренней позиции школьника

дети

подг. групп

Педагог-психолог

 Готовность детей к школьному обучению

3. Коррекционно- развивающая работа 

в течение года

1 Проведение занятий по формированию предпосылок учебной деятельности и познавательной активности

Дети

ОВЗ

Педагог-психолог

Активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности  ребенка

в течение года

2. Проведение занятий по развитию коммуникативных компетенций и игровой деятельности

Дети

ОВЗ

в течение года

3. Проведение занятий по подготовке к школьному обучению (с группой и индивидуально)

дети

подг.

групп

Педагог-психолог

Развивающая работа по итогам диагностики «Готовность к школе» с целью повышения уровня развития произвольной речевой, интеллектуальной сфер, формирование внутренней позиции школьника

в течение года

4. Проведение занятий по формированию пространственно-временных отношений, зрительно-моторной координации и мелкой моторики

Дети

ОВЗ

Педагог-психолог

Формировать пространственно-временные представления, учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

в течение года

5. Проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендациям ПМПК по индивидуальным программам

Дети

ОВЗ

Педагог-психолог

Обеспечить индивидуальные потребности ребенка с ОВЗ

4. Консультативная работа

сентябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

1 Проведение консультаций:

«Адаптация ребенка к условиям ДО»

«Воспитание дружеских отношений в подвижной игре»

«Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод»

«Значение логического мышления для развития детей дошкольного возраста»

«Проблемы организации игровой деятельности детей в современном детском саду»

«Предупреждение детских страхов в опасной ситуации»

педагоги

Педагог-психолог

Совершенствова-ние психолого-педагогических знаний и активизация психологических умений

в течение года

2.  Проведение индивидуальных консультаций

по запросу

родители

Педагог-психолог

Совершенствова-ние психолого-педагогических знаний и активизации психологических умений

в течение года

3. Беседы на родительских собраниях

родители

Педагог-психолог

5. Методическая работа

по плану

ГБОУ

1. Участие в составлении планов воспитательно – учебных мероприятий

Педагоги

администрация

в течение года

2 Выступления на педагогических советах, работа в творческих группах

Педагоги

администрация

в течение года

3. Пополнение материалов папок «Советы психолога» в группах

Педагог-психолог

в течение года

4. Внедрение в образовательную практику современных информационных технологий, пополнение материалов сайта.

Педагог-психолог

в течение года

5. Пополнение и систематизация имеющегося материала

Педагог-психолог

в течение года

6. Пополнение материалов по самообразованию по теме: «Элементы арттерапии в работе с детьми и педагогами»

Педагог-психолог

По плану ГБОУ

7. Посещение курсов повышения квалификации

Педагог-психолог

Методическая поддержка

  • Примерная программа ДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014
  • Экспресс-диагностика в детском саду, Н Павлова, Л. Руденко
  • Психокоррекционная работа Е. Лютова, Г. Монина, М. 2000
  • Диагностический Комплект психолога. Методическое руководство. –М.: Изд-во АПКиПРО РФ. 2007 г.
  • Нейропсихологические занятия с детьми Практическое пособие В. Колганова, Е. Пивоварова. – М.:АЙРИС-пресс, 2016