Педагогический опыт «Экспериментально - исследовательская деятельность детей с использованием модульного принципа обучения»
учебно-методический материал по теме

Князева Марина Андреевна

Современному педагогу  необходимо выбирать и организовывать такие виды детской деятельности, в которых будут формироваться познавательный интерес и познавательная активность ребенка, а форма взаимодействия взрослого с детьми будет носить характер партнерских взаимоотношений.В современном мире в работе с детьми недостаточно использовать традиционные технологии. Всё чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приёмов, обеспечивающих эффективность и качество воспитательно – образовательной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt.docx105.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ           

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "ГУСЕЛЬКИ" 

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

воспитателя Князевой Марины Андреевны

«Экспериментально - исследовательская деятельность детей с использованием модульного принципа обучения»

Югорск

2017


 «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт личных ощущений, действий, переживаний. Он рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта.

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 25 ноября 2013 года, требует от педагога, чтобы программы обеспечивали развитие личности, мотивации и способностей детей. При реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования приоритетной является исследовательская деятельность, которая позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Все это требует от педагога пересмотра технологий, ориентируя его на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.

Современному педагогу  необходимо выбирать и организовывать такие виды детской деятельности, в которых будут формироваться познавательный интерес и познавательная активность ребенка, а форма взаимодействия взрослого с детьми будет носить характер партнерских взаимоотношений.

По мнению академика Н.Н. Поддъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее.

(слайд 2)

Изучив технологии организации педагогического процесса, представленные в работах А.И.Савенкова, Н.А.Королевой, О.В.Дыбиной, я пришла к выводу, что экспериментально-исследовательская деятельность, претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

В результате наблюдения за детьми своей группы, я заметила:

  1. Познавательный интерес выражен недостаточно;
  2. Дети мало проявляют интерес к экспериментированию и поисковой деятельности;
  3. Отсутствует ряд навыков и необходимых компонентов для экспериментирования. (слайд 3)

Для определения предпочитаемого вида деятельности, выявления места детского экспериментирования в предпочтениях детей, уровня познавательной активности была проведена диагностика по методикам Л.Н.Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой. Проведенная диагностика показала, что дети отдают предпочтение игровой деятельности (рис.1), большинство детей имеет средний уровень познавательной активности (рис.2).

Рисунок 1 Выбор деятельности

Рисунок 2 Уровни познавательной активности

(Слайд 4 диаграммы)

Воспитание и развитие ребенка не возможно без участия родителей, поэтому они являются самыми активными участниками всего педагогического процесса. Анкетирование родителей с целью выявления их отношения к экспериментально-исследовательской активности детей показало:

  • многие родители считают, что проще ответить на детский вопрос, или просто «отмахнуться», нежели заниматься наблюдением или экспериментом;
  • некоторые родители считают эту деятельность всего лишь интересным занятием и не понимают её ценность и значимость для развития ребёнка;
  • родители не владеют информацией о том, какие опыты и эксперименты можно провести с детьми дома. (Слайд 5 составить диаграмму по результатам анкетирования)

Проанализировав результаты диагностики и анкетирования родителей, можно сделать вывод - данная проблема является актуальной.

В современном мире в работе с детьми недостаточно использовать традиционные технологии. Всё чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приёмов, обеспечивающих эффективность и качество воспитательно – образовательной работы. Поэтому начала работу по теме «Экспериментально - исследовательская деятельность детей с использованием модульного принципа обучения». (слайд 6)

Цель и задачи

Цель работы: развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через вовлечение их в экспериментально-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы детей;
  • развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • продолжать развивать умственные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы, наблюдательность, речь, общий кругозор воспитанников;
  • вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс, для повышения их компетентности в вопросе организации и проведении совместной экспериментально- исследовательской деятельности. (слайд 7)

Работу по развитию познавательной активности детей посредством вовлечения в экспериментально – исследовательскую деятельность, строю исходя из следующих принципов:

  1. Принцип научности;
  2. Принцип доступности;
  3. Принцип систематичности и последовательности;
  4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания;

5. Принцип целостности;

6. Принцип активного обучения;

7. Принцип креативности;

8. Принцип результативности. (слайд 8)

В ФГОС ДО определено, что образовательная деятельность, осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной  деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Поэтому необходимо строить образовательный процесс с помощью интеграции всех видов деятельности. Модульный принцип организации педагогического процесса и дает возможность реализовать современные требования к организации.

Идея модульного принципа  высказана академиком Н.Н. Поддъяковым в 1973 году.

Термин «модуль» определяется как унифицированный, функционально законченный узел, оформленный конструктивно как самостоятельное изделие. (слайд 9)

Модульный принцип построения педагогического процесса:

  •  позволяет давать достаточный объем знаний, не допуская перегрузок;
  • выполнять образовательную программу не в виде «прямого обучения», а в виде игры;
  • строить общение на личностно - ориентированной основе и связанной с ней педагогикой сотрудничества и развития.

Отличительной особенностью модуля является наличие сюжета, который объединяет все занятия в единое целое. Это может быть долговременная игра, совместное интересное дело, подготовка к празднику и другое. Сюжет ведет детей к конкретной цели, придает их деятельности определенный смысл и положительную эмоциональную окраску. В методическом отношении он интегрирует все виды деятельности и подчиняет их решению намеченных дидактических целей и задач.

Продолжительность модуля, количество включенных в него занятий, интервал между ними формальной регламентации не подлежат. Эти параметры определяются логикой построения педагогического процесса в данной группе, спецификой изучаемых понятий и замыслом педагога, возникающими жизненными ситуациями, не имеющими отношения к модулю.

Внедрение модульного принципа не означает отказа от программы, по которой работает конкретный детский сад. Напротив, роль основополагающего документа еще более возрастает. Каждый педагог обязан выполнить стандарт, предусмотренный программой, с той разницей, что работа на модульной основе позволяет делать его не в виде «прямого обучения», а легко, интересно, в виде игры.

Занятия, включенные в модуль, вписываются в сетку часов по каждому виду деятельности, поэтому они являются составной частью педагогического процесса и не увеличивают общую нагрузку детей. Исключение составляют короткие беседы, которые проводятся в свободное время. Обучение детей на модульной основе имеет ряд преимуществ перед традиционной системой.

Преимущество обучения детей на модульной основе

  1. Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности.
  2. Педагогический процесс становится более экономичным, позволяет за небольшой отрезок времени решать несколько дидактических целей и задач.
  3. Наличие сюжета способствует развитию принципа обучения в игре: играя, дети не замечают, что обучаются.
  4. Сюжет придаёт деятельности детей определённую значимость, поскольку знания становятся необходимыми в реальной жизни. Дети чётко видят цель обучения, и это облегчает формирования у них целеполагания. Знания не цель, а средство достижения цели.
  5. Понимание значимости своей работы и удовлетворения от качества её конечного результата создаёт у детей положительный эмоциональный настрой и желание выполнить действия лучшим способом.
  6. Личностно-ориентированная модель взаимодействия всех участников деятельности.
  7. Учёт индивидуальных возможностей, склонностей и индивидуальный темп развития каждого ребёнка, поскольку модуль позволяет варьировать вид деятельности и сложность работы каждого отдельного ребёнка в едином процессе.
  8. Стимуляция собственной познавательной активности. (слайд 10)

Таким образом, модульный принцип обучения способствует  повышению познавательной активности в экспериментально-исследовательской деятельности.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением ФГОС дошкольного образования.

Мной была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л.Н., БалакшинаТА ,Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.

Цели экспериментирования:

  • Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
  • Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
  • Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов. (слайд 11)

 Элементарность экспериментирования заключается:

во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в-третьих, они  безопасны;

в-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

-фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие 

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание исследовательской деятельности:

1.Экспериментирование:

  •  Состояние и превращение вещества;
  •  Движение воздуха, воды;
  •  Свойства почвы и минералов;
  •  Условия жизни растений.

2.Коллекционирование (классификационная работа)

  •  Виды растений;
  •  Виды животных;
  • Виды строительных сооружений;
  •  Виды транспорта;
  • Виды профессий.

3.Путешествие по карте

  •  Стороны света;
  • Рельефы местности;
  • Природные ландшафты и их обитатели;
  • Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4.Путешествие по «реке времени»:

  • Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды);
  •  История жилища и благоустройства.

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

Изучив имеющуюся литературу по организации модульного принципа обучения и детской экспериментальной деятельности, я решила опробовать на практике. Опираясь на основную образовательную программу, рабочую программу группы выбрала темы для разработки модулей.

Структура составления модуля:

Каждый модуль состоит из нескольких частей:

  • Начало (завязка);
  • Основная часть (интеграция всех видов деятельности, включая экспериментально-исследовательская деятельность);
  • Завершение (заключительное итоговое занятие). (слайд 12)

После выбора темы, решала вопрос о сюжете модуля, ведь он служит объединяющим стержнем для всех занятий. Сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей– они знают, для чего проводится каждое занятие, где и как будут использованы результаты их работы. Это облегчает формирования целеполагания, деятельность детей приобретает целесообразность. В качестве сюжета может быть долгосрочная игра, переписка со сказочным персонажем, поиски клада, подготовка к празднику, выставке, КВН.

Наметив тему и разработав сюжет, уделяю внимание «завязке» модуля. Удачно выбранная завязка придает модулю целостность.

Для каждого модуля нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Отправными моментами модуля могут стать реальные события, происходящие в данный период: яркие природные явления  и общественные события или др.

Разрабатывая содержание модуля, нужно помнить, что

  • каждое занятие несёт определенную функциональную нагрузку;
  • между занятиями существует логическая связь;
  • важности использования разнообразных форм работы.

В модуле практически все занятия являются интегрированными. В рамках одного занятия дети получают максимум представлений о свойствах и качествах, отношений между объектами, явлениями, о существующих взаимосвязях в процессе разных видов детской деятельности.

  • познавательно – исследовательская
  • игровая
  • продуктивная
  • музыкально – художественная
  • трудовая

Последнее занятие модуля становится заключительным и должно быть очень интересным. Оно подводит итог проделанной работы и проводится не в форме опроса, а в виде праздника, игры, конкурса, чаепития, досуга - того дела, ради которого задумывался сюжет модуля.

В ходе образовательно-воспитательного процесса  были разработаны и реализованы следующие модули:

  • «Гейзеры - дети вулканов»;
  • «Солевая история»;
  • «Этот загадочный космос»;
  • «Наш помощник – электричество»;
  • «Тайна мыльного пузыря»;
  • «Удивительный магнит».

Каждый модуль позволяет организовать принцип обучения в игре, интеграцию образовательных областей, деятельность детей приобретает целесообразность (Приложение 1).

Модуль «Солевая история»  (слайд 13 фото модулей какие есть)

Сюжет модуля: Чтение сказки про Ивана – купца, в которой Король не разрешает торговать солью, так как не знает что это.

        В процессе модуля дети объясняют королю, что соль - это не только вещество необходимое человеку для жизни, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

Экспериментально-исследовательская деятельность (опыты с солью):

- «Соль растворяется в воде»;

-«Соль в воде разной температуры»;

- «Эффект Мертвого моря»;

-«Выращивание кристаллов».

Завершением модуля является создание коллективного продукта творческо – исследовательской деятельности – самодельной книги «Солевая история»; создание коллекции разноцветной соли в мастерской «Творим вместе».

Модуль «Гейзеры-дети вулканов»

Сюжет модуля: Путешествие на Камчатке со сказочным героем буровичком Югоркой, который много знает о местных полезных ископаемых, но, ни разу не был на Камчатке. Вместе с детьми узнает о камчатских вулканах, гейзерах и соленых озерах.

Дети и буровичок Югорка узнают о камчатских вулканах, гейзерах и соленых озёрах- главных природных достопримечательностях нашей страны.

Экспериментально-исследовательская деятельность:

  •  «Создание природного явления – извержение вулкана»;
  • «Свойства пемзы»;
  •  «Паровой гейзер»;
  • «Удивительный фонтан»;
  • «Фонтанирующий гейзер»;
  • « Грязевой гейзер».

Завершение модуля: изготовление коллективного продукта творческо – исследовательской деятельности – самодельной книги  «Гейзеры - дети вулканов», открытый просмотр ООД для родителей «Этот удивительный вулкан».

Модуль «Наш помощник-электричество»

Сюжет модуля: в группу приходят Фиксики и рассказывают, как непросто было освоить технику безопасности при работе с электричеством. Зато теперь они и людей могут научить, как уберечься от удара током. А вы всегда осторожны с электричеством? Знакомят детей с электричеством, проводят опыты.

Экспериментально-исследовательская деятельность:

  • «Опыт с воздушными шарами»;
  • «Опыт с батарейками»;
  •  Опыт «Живые волосы»;
  • «Опыт с хлопьями».

Завершение модуля:создание с помощью родителей мини-музея «Осветительные приборы», стенд: «Электричество опасно!», «Не оставляйте детей без присмотра».

Модуль  «Тайна мыльного пузыря» 

Сюжет модуля:в группу приходит письмо от Мальвины, в котором она просит рассказать и познакомить  Буратино с тайной мыльного пузыря и его свойствами.

Экспериментально-исследовательская деятельность:

  •  «Как образуются большие мыльные пузыри»;
  • «Пузырь в пузыре»;
  • «Окрас мыльного пузыря»;
  • «Секреты мыльных пузырей»;
  • «Рисуем пеной по зеркалу».

Завершением модуля является праздник-развлечение» Праздник чистоты и хорошего настроения».

Модуль «Удивительный магнит»

Сюжет модуля:Незнайка решил повесить свой рисунок при помощи магнитов на деревянную доску, но рисунок постоянно падал. Ребята и Незнайка опытным путем выясняют одно из важных свойств магнита: притягивает только металлические предметы и действует через разные предметы.

Экспериментально-исследовательская деятельность:

  • Какие предметы притягивает магнит»;
  • «Как достать магнитом паровозик из скрепок, из банки»;
  • «Есть ли у магнита препятствие».

Завершение модуля: оформление альбома с иллюстрациями «Использование магнита в медицине, технике, быту и т.д», создание картотеки опытов «Магниты».

Модуль: «Этот загадочный космос»

Сюжет модуля: Воспитатель объявляет детям, что учеными получены и расшифрованы сигналы из космоса. Инопланетяне сообщают, что отправили свои космические корабли к разным планетам в поисках друзей и просят помочь своим посланникам, если понадобится.

Экспериментально-исследовательская деятельность:

  • « Почему летит ракета»;
  • «Почему мы видим разные части Луны?»;
  • «Метеоритные кратеры».

Завершение модуля: создание альбома с фотоматериалами и иллюстрациями «Этот загадочный космос», спортивный досуг «Большое космическое путешествие».

Реализуя модули, были проведены опыты – эксперименты с песком и глиной, воздухом, предметами, водой, магнитами, солью. Обогащался опыт детей через практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.

Во время экспериментирования с детьми ставила цель, совместно с детьми определяли этапы работы, делали выводы.

В ходе деятельности учила детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы: Что мы делали? Что мы с вами получили? Каким образом? Фиксировала предположения детей, помогала им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Учила ребят находить сходства и различия между объектами.

Вывод: у детей расширились возможности по фиксированию результатов, применению схем, которые дети делали самостоятельно. Эти схемы помогали детям анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

В экспериментировании с детьми использовались разнообразные типы обучения. Основной тип - проблемное обучение, которое помогает создать ситуацию поиска в ходе организованной образовательной деятельности, совместной или самостоятельной деятельности. Взрослые создают проблемную ситуацию, решить которую с помощью имеющихся знаний и умений, в том числе познавательных, дети не могли. Но у них появлялась потребность решить задачу, проверить её на практике, сделать вывод, обобщить результаты, сравнить их со своими предположениями.

Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизировала описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.

В своей работе я придерживаюсь следующих требований к содержанию обучения в системе экспериментальной деятельности:

1. У детей должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющимися представлениями.

2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы дети ясно представляли их содержание.

3. Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии детей; они должны воспринимать эти представления как потенциально допустимые, сочетающиеся с имеющимися представлениями о мире. Воспитанники должны быть в состоянии связать новое понятие с уже имеющимися.

4. Новые понятия и представления должны быть плодотворными; иначе говоря, чтобы дошкольники отказались от более привычных представлений, нужны серьезные причины. Новые идеи должны быть явно полезнее старых. Новые представления будут восприняты как более плодотворные, если они помогают решить нерешенную проблему, ведут к новым идеям, обладают более широкими возможностями для объяснения или предсказания. (слайд 14)

Из перечисленных условий два (второе и третье) примерно соответствуют известным дидактическим требованиям доступности обучения и перехода от «близкого к далекому», от «известного — к неизвестному» (Я.А.Каменский). В то же время первое и четвертое требования — их можно кратко обозначить как неудовлетворенность имеющимися знаниями и требование эвристичности новых знаний — выходят за пределы традиционных дидактических принципов и связаны с поисковым характером обучения.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

  • Постановка проблемы;
  • Поиск путей решения проблемы;
  • Проверка гипотез, предположений;
  • Обсуждение увиденных полученных результатов;
  • Формулировка выводов;
  • Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы

  • :внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный момент (почему так?);
  • ситуация выбора.

В работе использовала следующие формы работы по экспериментально- исследовательской деятельности:

  • организованная образовательная деятельность;
  • совместная деятельность воспитателя с ребенком;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • развлечения;
  • наблюдения в природе;
  • рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;
  • беседы по теме эксперимента;
  • целевые прогулки; экскурсии.

Содержание центра экспериментальной деятельности

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет предметно- развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

П.3.3.4 ФГОС ДО выдвигает требования к предметно-развивающей среде:

  • насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы;
  • образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе и техническими);
  • организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования должны обеспечивать:
  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).

Создание предметно-развивающей среды в группе - одно из главных условий успешной организации экспериментально-исследовательской деятельности. Предметная среда определяет направленность деятельности ребенка, так как предметы зачастую побуждают начать действовать с ними, и определяет характер их действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Моя задача состоит в том, чтобы по максимуму помочь  ребенку в организации его экспериментально - исследовательской деятельности. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; их деятельность будет носить преимущественно исследовательский и творческий характер.

В связи с этим в группе создан Центр экспериментально-исследовательской деятельности «Мы экспериментируем» (Приложение 2),(слайд15) где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. При оборудовании Центра учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность. В центре имеется разнообразное оборудование. Оборудование и материал, соответствует среднему уровню развития ребенка, но так, же имеется оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития. Для этого использую игровой мультимедийный продукт для дошкольников «Наураша в стране Наурандии», состоящий из восьми сцен, посвященных разным темам: температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс, кислотность.

Дети работают в Центре не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально - исследовательскую практику.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствует овладению детьми средствами познавательной деятельности, способами действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Система работы с родителями (Слайд 16)

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей и социумом.

Интересным и плодотворным был модуль «Наш помощник - электричество» В экспериментально - исследовательской работе было организовано взаимодействие со студентами «Югорского политехнического колледжа». Они рассказали детям, про ток, что это такое и как его получить и провели игру, в которой дети были «частичками электрического тока».

Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал более эффективно, воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей, поэтому они являются самыми активными участниками всего педагогического процесса. Через разнообразные формы сотрудничества мы смогли в группе создать творческий союз: педагоги – родители – дети. Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывалось в следующих формах: 

  •  разработаны и проведены родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме,
  •  открытые занятия,
  •   оформлена серия наглядной информации для родителей,
  •  проведены индивидуальные и групповые консультации,
  •   раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций,
  •  совместные досуги,
  •   обмен опытом.

Чтобы повысить педагогическую грамотность и систематизировать знаний родителей по вопросам детского экспериментирования провела консультации на темы:

  • «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников»;
  •    «Организация детского экспериментирования в дошкольных условиях»;
  •   «Обогащение родительского опыта по развитию познавательных способностей детей».

Родители принимали активное участие в пополнении полочки «Умных книг» познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.

Самой эффективной формой стали практикумы с родителями по экспериментированию. Родители принимали активное участие в заключительном этапе модулей.

В результате проведенной работы родители:

  •  повысили уровень педагогических знаний;
  •  научились организовывать элементарные эксперименты;
  •  оборудовали мини — уголки для детского экспериментирования в домашних условиях. (слайд 17)

Результаты работы по организации экспериментально - исследовательской деятельности детей с использованием модульного принципа обучения (Слайд 18, 19 диаграммы)

С целью выявления результатов работы по организации экспериментально - исследовательской деятельности детей с использованием модульного принципа обучения был осуществлён подбор диагностического материала для проведения мониторинга.

Мониторинг  сформированности  познавательной активности детей был проведён в три этапа:

  • констатирующий - в сентябре 2014 года до начала работы по ознакомлению экспериментально - исследовательской деятельности детей с использованием модульного принципа обучения;
  •  промежуточный  - в апреле 2015 года;
  •  итоговый – в апреле 2016 года.

Мониторинг проводился в экспериментальной и контрольной группах МБОУ «СОШ №5». В экспериментальной группе реализовывался данный опыт работы, в контрольной группе не использовался.

Результаты мониторинга

Этапы мониторинга

Уровни познавательной активности

Контрольная

группа

Чел./%

Экспериментальная группа

Чел./%

Констатирующий

сентябрь 2014г.

Высокий уровень

6/24%

5/20%

Средний уровень

9/36%

9/36%

Низкий уровень

10/40%

11/44%

Промежуточный

Апрель 2015г.

Высокий уровень

6/24%

6/24%

Средний уровень

10/40%

11/44%

Низкий уровень

9/36%

8/32%

Итоговый

Апрель 2016г.

Высокий уровень

7/28%

12/48%

Средний уровень

10/40%

9/36%

Низкий уровень

8/32%

4/16%

Рисунок 3 Высокий уровень познавательной активности

Рисунок 4 Средний уровень познавательной активности

Рисунок 5 Низкий уровень познавательной активности

Итоги диагностики познавательной активности детей позволяют сделать выводы о позитивных результатах планомерной и систематической работы  посредством вовлечения детей в экспериментально - исследовательскую деятельность через модульный принцип обучения.

Заключение (слайд 20)

Экспериментально - исследовательская деятельность детей с использованием модульного принципа обучения помогает в организации учебно-воспитательного процесса, создает благоприятные условия для преемственности воспитания и обучение детей, так  как формирует положительный микроклимат при кризисном переходе одного возраста в другой.

Для оценки результативности педагогического опыта в использовании модуля, пришла к выводу, что модульный принцип обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, а так же играя, дети не замечают, что обучаются.

Таким образом, выбранная система работы и формы её реализации эффективно способствовали:

  • повышению познавательной активности;
  • самостоятельности детей, что является важным для  их развития;
  • систематизации имеющихся знаний;
  • овладению представлениями об окружающем мире;
  •  проявлению самостоятельности в поиске ответов на вопросы;
  • формированию навыков самоконтроля.


Список использованных источников

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ сост. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2.  Герчек Г.А. Модульный подход в проектировании учебных программ / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования-М. 2001.
  3. Никишина Е.Д. Использование детского экспериментирования при создании исследовательских ситуаций // Ребёнок в детском саду, 2012. – № 3
  4.  Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. № 3
  5.  Иванова А.И. «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ»: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007. – 144 с. – (Приложение к журналу «Управление в ДОУ»).
  6. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
  7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  8. Рыжаков М.В. Модульно-рейтинговая система в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений. // Профильная школа. – 2006,№6, с.3-12
  9.  Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
  10. Фетисова С.Ю., Смертина Н.Е., Модульное перспективное планирование по для детей 5-6 лет.- Киров, 2003.- 56с.
  11. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зонтик для Любознайки" Экспериментально- исследовательская деятельность детей в средней группе.

Расширать представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями. Способствовать развитию исследовательских умений в поисковой деятельности- поиск матер...

Экспериментально-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в летний период

Детям пяти-шести лет всё интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Сво...

Программа экспериментально - исследовательской деятельности детей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дошкольники уже по природе своей исследователи.  С  большим   интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолима жажда новых впеч...

Конспект родительского собрания по экспериментально-исследовательской деятельности детей Тема "Экспериментирование детей в семье"

Раскрыть роль экспериментальной деятельности в развитии дошкольника. Мозговой штурм. Презентация "Экспериментальная деятельность детей в средней группе". Мастер-класс "Экспериментируем ...

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...