Главные вкладки

    Проект "Юный исследователь"
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Лучинская Наталья Анатольевна

    Проект «Юный исследователь» направлен на повышение познавательной активности дошкольников в исследовательской деятельности в процессе экспериментирования, формирование мыслительной активности и практической деятельности через внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Данный проект является основой рабочей программы кружковой деятельности по экспериментированию и представляет собой систему работы по использованию ИКТ. В систему входят: электронные физкультминутки по темам непосредственной образовательной деятельности, мультимедийные презентации, анимационные игры для проверки знаний дошкольников, кроссворды, подборка развивающих мультфильмов. Исходя из реальностей сегодняшнего дня, ИКТ помогают не только заинтересовать ребенка, но и дать ему более доступную и красочную информацию, превратить процесс получения информации и проверку полученных знаний в увлекательную игру. Информационно-коммуникационные ресурсы завлекают ребенка, помогают ему другими глазами взглянуть на обычные предметы и их свойства. Проект может использоваться не только в рамках кружка, но и в образовательной деятельности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Проект "Юный исследователь"47.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Название проекта: «Юный исследователь»

    Автор проекта:

    • Лучинская Наталья Анатольевна, воспитательМАДОУ № 3 «Морозко», руководитель кружка «Юный исследователь».
    1. Актуальность.

       Современный образовательный процесс в дошкольном учреждении немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, содействующих развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Согласно ФГОС ДО одним из основных видов деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства является экспериментирование. Экспериментирование наравне с игровой деятельностью благотворно влияет на развитие личности ребёнка.

       Известное высказывание американского педагога и философа Джона Дьюи:  «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдём у своих детей завтра»натолкнуло нас на поиск современных технологий обучения.

        В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» особое внимание уделено использованию ИКТ в учебном процессе, а профессиональный стандарт выдвигает требование к обязательному владению педагогами ИКТ- компетентностями. Об использовании ИКТ в образовании говорит и председатель Правительства РФ Медведева Д.А.: «…очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий». Использование информационно-коммуникационных ресурсов в детском саду не только завлекает ребенка и помогает ему другими глазами взглянуть на обычные предметы и их свойства, но и делает исследовательскую деятельность более яркой, эмоциональной и познавательно насыщенной.

       Анализ информационного пространства показал, что в практике дошкольного образования нет специально оформленной программы, методических рекомендаций, подборки игр и упражнений, которые могли бы использовать воспитатели в практической деятельности. Поэтому было принято решение включить ИКТ в рабочую программу кружка по экспериментированию.

       Цель проекта: Использование информационно-коммуникационных технологий в исследовательской деятельности.

       Уникальность проекта заключается в создании авторской системы по использованию информационно-коммуникационных технологий в исследовательской деятельности. Идея проекта может быть использована педагогами других дошкольных образовательных организаций.

       Содержание программы включает в себя подборку мультимедийных презентаций, анимационных игр и кроссвордов, электронных физкультминуток, развивающих мультфильмов, которые помогают детям лучше усвоить материал и получить положительные эмоции.

    Месяц

    Тема занятия

    Мульти-медийная презента-ция

    Анимационная игра

    Электронная физминутка

    Развивающие

     мультфильмы

    Октябрь

    Октябрь

    Экскурсия в лабора-торию.

    Великие учёные

    Игра

    Зарядка Барбарики

                   

                        ____

    Какая бывает вода?

     Вода-волшебница

    Анимационный кроссворд «Вода»

    Зарядка лягушки

    Фиксики- советы:

    Опыты с водой.

    Вода- растворитель

    Фильтрование воды

    -

    Народная зарядка

    Фиксики «Аквариум»

    Солнце дарит нам тепло и свет

    Солнце - самая большая звезда

    Давайте вспомним

    Зарядка с солнечным зайчиком

    Фиксики «Солнечная

    батарея»

    Ноябрь

    Сила тяготения

    Сила тяжести. Что это?

    _____

    Богатыри

    Фиксики «Сила

     тяжести»

    Упрямые предметы

    Сила упругости

    _____

    Убегу

    Семейка Почемучек

    «Сила упругости»

    Волшебные стёклышки

    Что мы знаем о линзах?

    Анимационный кроссворд

    ____

    Фиксики «Лупа»,

    Сид – маленький

    учёный

     «Очки»

    Что такое масса?

    Масса

    Сосчитай и ответь

    ____

    Сид- маленький ученый

     «Тяжести»

    Декабрь

    Снег

    «Все о снеге»

    _____

    Зима

    Как рождается

    снежинка

    Сила трения

    Сила трения

    _____

    Моряки

    Фиксики

    «Сила трения»

    Секретные записки

    Невидимые чернила

    Хочу стать волшебником

    Волшебники

    Фиксики

    «Невидимые чернила»

    Шоу мыльных пузырей

    Тайны мыльных пузырей

    ____

    «Страна мастеров»

    Фиксики

    «Мыльные пузыри»

    Январь

    Весёлые фокусы

    Сделай как я

    Анимационный кроссворд

    Новый год

    Фиксики

    «Волшебная палочка»

    Воздух

    Воздух

    ____

    «Дуем, дуем, задуваем»

    Сид- маленький

     ученый

     «Воздух»

    Почему дует ветер?

    Почему дует ветер и идёт дождь?

    Что мы запомнили?

    «Улечу»

    Сид- маленький

    учёный

    «Ветер»

    Февраль

    Путешествие капельки

    Кругооборот воды в природе

    Ответим вместе

    Ходят капельки по кругу

           

                     ____

    Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

    «Айсберг»

    _____

    «Растопим лёд»

    Сид –маленький

    учёный

     «Лёд»

    Почему не тонут корабли?

    Почему не тонут корабли?

                _____

    Белые кораблики

    Почему не тонут

     корабли?

    Как проис-ходит из-вержение вулкана?

    Вулкан

    Анимационный кроссворд

    Фиксипёлки

                        ____

    Март

    Как появляют-ся горы?

    Горы

    Давайте вспомним…

    Русская народная зарядка

    Фиксики

    «Горы»

    Волшеб-ный магнит

    Волшебный магнит

    Проверим Ваши знания

    Магнетизм зарядка

    Фиксики

    «Магнит»

    Звуки вокруг нас

    Звуки вокруг нас

    Что мы запомнили. Оркестр с приборами

    Зарядка лягушата

    Сид- маленький

    ученый

     «Шум»

    Что такое молния?

    Как появляется молния

    Вспомни правила…

    Бабка Ёжка

       

                     _____

    Апрель

    Что внутри картофелины?

    Что мы знаем о растениях?

    Анимационный кроссворд

    Калинка- малинка

    Сид- маленький

    учёный

     «Косточки»

    Солнечная система

    Солнечная система

    Анимационный кроссворд

    Космонавты

    Фиксики и солнечная

    система

    Почему радуга разноцветная

    Почему радуга разноцветная

    Что мы запомнили…

    Радуга

    Сид- маленький

    учёный

     «Радуга»

    Вспомнить всё!

    _____

    Анимационный кроссворд

    Мы - исследователи

    Сид- маленький

    ученый

     «Здоровье»

         

    1.   Основные этапы реализации проекта.

    Сроки реализации проекта: 1 год (долгосрочный). Проект апробирован в 2015-2016 учебном году, реализуется ежегодно.

    Таблица № 2

    Этап

    Сроки

    Содержание

    Ответствен-ный

    Прогнозируемый результат

    Примеча-ние

    1.Подготовительный

    Сентябрь

    -Написание программы.

    -Пополнение развивающей предметно- пространственной среды (РППС) в  соответствии с целью и задачами программы.

    Лучинская Н.А., воспитатель, руководи-тель кружка

    -Программа написана, утверждена руководителем ДОУ

    -Пополнены материалы детской лаборатории в соответствии с программой

    РППС  может пополня-ться в течение года

    1. Практический

    Октябрь- апрель

    - Мониторинг детей.

    -Разработка конспектов занятий, мультимедийных презентаций, электронных физкультминуток, кроссвордов, анимационных игр.

    -Создание картотеки игр- экспериментов.

    -Открытые занятия для родителей.

    -Проведение семейных часов.

    -Пополнение РППС.

    -Участие в открытых показах с воспитанниками.

    -Заочные консультации для родителей.

    ЛучинскаяН.А

    -Оформлены результаты мониторинга

    -Разработаны приложения к программе.

    -Оформлена картотека игр- экспериментов.

    -Проведены открытые занятия для родителей.

    -Проведены семейные часы с родителями.

    -Дети принимают участие в открытых показах для педагогов ДОУ и области.

    - Оформлены заочные консультации для родителей

    Приложения к рабочей програм-мепопол-няются в течении реализа-ции проекта

    1. Завершающий

    Май

    Подготовка отчета работы кружка «Юный исследователь», выступление на педсовете, создание видеофильма с занятия для родительского собрания.

    Лучинская

    Н.А.

    -Отчет руководи-теля кружка.

    -Видеофильм с участием детей.

    1. Механизмы и условия реализации проекта.

    Программа - «Юный исследователь» гармонично сочетается с основной программой дошкольного образования. Форма организации- фронтальная, продолжительность25 мин. с 15.00 до 15.25, 1 раз в неделю ( четверг или пятница). Тематическое планирование предполагает разные формы проведения занятий: тематические, комплексные. Используются разнообразные методы и приемы, такие как: сюрпризный момент, беседа, рассказ, гимнастика для глаз, кроссворды, ребусы, игры- эксперименты, физкультминутки.  Проект предполагает использование развивающей предметно- пространственной среды, позволяющей лучше изучить понять свойства явлений и предметов окружающего мира. Не менее важным условием реализации проекта является тесная взаимосвязь с родителями, вовлечение их в активную совместную исследовательскую деятельность.

    Календарный план выполнения проекта.

    Таблица № 3

    месяц

    Темы:

    Кол-во

    Первая неделя

    Вторая неделя

    Третья неделя

    Четвертая неделя

    октябрь

    1.  Экскурсия в лабораторию

    2. Какая бывает вода?

    3. Вода-растворитель

    4. Солнце дарит нам тепло и свет.

    4

    ноябрь

    5.Сила тяготения

    6. Упрямые предметы

    7. Волшебные стеклышки

    8. Что такое масса?

    4

    декабрь

    9.Снег.

    10.Сила трения

    11. Секретные записки

    12.Шоу мыльных пузырей

    4

    январь

    -

    13. Веселые фокусы

    14. Воздух        

    15. Почему дует ветер?

    3

    февраль

    16. Путешествие капельки

    17. Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

    18. Почему не тонут корабли?

    19.Как происходит извержение вулкана?

    4

    март

    20. Как появляются горы?

    21. Волшебный магнит.

    22. О «дрожалке» и «пищалке»

    23. Что такое молния?

    4

    апрель

    24.Что внутри картофелины?

    25. Солнечная система

    26.Почему радуга разноцветная

    27. Вспомнить всё!

    4

    Условия реализации проекта

    • Нормативно- правовые:
    • Закон РФ 273–ФЗ «Об образовании в РФ»
    • Закон об образовании в Архангельской области
    • ФГОС ДО
    • Кадровые: Воспитатель- Лучинская Наталья Анатольевна, первая квалификационная категория, педагогический стаж -13 лет.
    • Материально- технические условия реализации проекта:
    • интерактивное оборудование (доска, проектор, ноутбук).
    • приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные  весы, компас, магниты, телескоп и др.);
    • разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
    • разнообразный природный материал; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);
    • технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);
    • разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);
    • медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);
    • прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.);

    Дополнительное оборудование:

    • специальная  одежда (халаты, фартуки);
    • контейнеры для сыпучих и мелких предметов;
    • карточки-схемы  проведения эксперимента.
    • Программно-методические условия реализации проекта:
    • Рабочая программа кружка «Юный исследователь»
    • Н.А. Рыжова «Наш дом - природа».
    • «Ребёнок  в  мире  поиска» О.В.Дыбина,  Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина;
    • www.pandia.ru энциклопедия знаний
    • www. nsportal.ru Социальная сеть работников образования
    • Финансовые условия реализации проекта (смета расходов):

    Таблица 4  

    материалы

    кол-во

    Цена

    сумма

    Диск с мультфильмами «Фиксики»

    1

    200руб.

    200 руб.

    Диск с мультфильмами «Сид -маленький учёный»

    1

    200руб.

    200 руб.

    Воздушные шары

    40

    5руб.

    200 руб.

    Сода

    1

    40 руб.

    40 руб.

    Пищевые красители

    1

    40 руб.

    40 руб.

    Тетрадь в клетку

    20

    50 коп.

    10 руб.

    Пакеты

    50

    1 руб.

    50 руб.

    Цветная бумага

    5

    20 руб.

    100 руб.

    Мука

    2

    35 руб.

    70 руб.

    Трубочки для коктейля

    1

    40 руб.

    40 руб.

    Соль

    1

    20 руб.

    20 руб.

    Пластилин

    5

    40 руб.

    200 руб.

    Вата

    1

    25 руб.

    25 руб.

    итого

    1. .

    7.Риски проекта.

    Таблица № 5

    Риски

    Пути выхода

    Недостаточность финансирования ДОУ.

    Использование  средств от дополнительного образования на пополнение РППС.

    Недостаточная компетенция педагога по использованию ИКТ.

    Повышение ИКТ компетенции педагога через курсы, семинары, вебинары по проблеме.

    Недостаточная заинтересованность родителей.

    Проведение открытых занятий и семейных часов с родителями.

    1. Описание результатов

    Таблица № 6

    Достигнутые образовательные результаты

    Достигнутые социальные эффекты

    Дошкольники заинтересованы и активно участвуют в исследовательской деятельности

    Дети взаимодействуют друг с другом, выслушивают мнения других

    Развиты умения сопровождать экспериментальную деятельность речевым сопровождением

    Развиты коммуникативные навыки, взаимопомощь

    У дошкольников сформированы навыки самоорганизации (планирование, контроль, оценка)

    Родители заинтересованы образовательной деятельностью детей, занимаются исследовательской деятельностью в домашних условиях.

    Развиты творческие и интеллектуальные способности, последовательность и настойчивость в выполнении поставленных заданий.

    Развиты познавательные интересы, инициатива, любознательность, мотивы познания и творчества.

    Формируется произвольная память, логическое мышление, произвольное внимание.

    1. Оценка результатов проекта

    Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. В начале учебного года был проведен мониторинг по интегративным областям знаний, в результате которого  были выявлены следующие данные: у детей качественно снижены показатели логического мышления, дети с трудом понимают причинно-следственные связи рассматриваемого явления. Воспитанники испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений, недостаточно четко и грамотно формулируют  свои мысли относительно заданной ситуации, испытывают трудности в обобщении и анализе учебного материала.Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения.В конце года на непосредственной образовательной деятельности «Вспомнить все!» проводится викторина. Диагностика показала динамику развития познавательной активности и любознательности.

    Таблица № 7

    Фамилия имя ребенка

    Умение видеть и выделять проблему

    Умение принимать и ставить цель

    Умение решать проблемы

    Умение анализировать объект или явление

    Умение выделять существенные признаки и связи

    Умение сопоставлять различные факты

    Умение выдвигать гипотезы, предположения

    Умение делать выводы

    Н

    К

    Н.

    К

    Н

    К

    Н.

    К.

    Н.

    К.

    Н.

    К.

    Н.

    К.

    Н.

    К.

    По результатам диагностики ставится низкий, средний, высокий уровень.

    Методика оценки результатов освоения программы

    Таблица № 8

    Формы работы

    Методы оценки

    Вопросы

    Дидактические игры

    Творческие задания

    -Итоговое занятие в форме викторины.

    -Анимационный кроссворд.

    -Беседы.

    -Составление рассказов с ошибками, вопросами.

    -Назовите самую большую звезду.

    -Как называются чернила, которые мы не видим?

    -Как в научном языке называется радуга?

    - Какие полюса есть у магнита?

    -Назовите свойства воды.

    -Почему не тонут корабли?

    - Как звали человека, первым полетевшим в космос?

    - Кто первым полетел в космос?

    -Как называется процесс очистки воды?

    -Можно ли найти две одинаковые снежинки?

    -Цепочка слов

    (природных явлений).

    -Загадки.

    -Всё ли верно? Докажи.( Радуга появляется только после дождя).

    -Расставь цвета по порядку, чтобы получился спектр.

    -Составь цепочку (процесс роста растения).

    -Пазл (звездное небо).

    -Как мы проводим опыт (разложи по порядку).

    -Что произойдет с растениями, если не будет света?

    - Нарисуй радугу.

    -Если б не было воды….

    -Нарисуй схему «Кругообо-рот воды в природе».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

    Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников....

    Юнный исследователь

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад  № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской  деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...

    Презентация работы с конкурса педагог-исследователь .

    Здесь можно узнать о моей музыкально-ритмической деятельности....

    Наши почемучки - будущие исследователи!

    Воспитатель МДОУ «центр развития ребёнка - детский сад№4 «Золотая рыбка »Кутайцева Людмила Алевтиновна Наши почемучки - будущие исследователи!Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развит...

    Проект "Юные исследователи"

    Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

    Презентация "Робот и человек" на конкурс "Я -исследователь"

    Дети стали считать роботов более совершенными, чем человек,  стали постоянно сравнивать. Беседы с воспитателями, родителями, сотрудниками библиотеки, изучение информации в интернете, чтение книг ...

    Карапузы - исследователи.

    Весна!Прилетели птицы, побежали ручьи, распускаются цветы, просыпаются букашки… На улице столько стало интересного, нового, манящего. Все  хочется посмотреть, многое испробовать, исследоват...