Рабочая программа по ручному труду
рабочая программа по теме

Ончукова Лилия Рафиковна

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей» имеет социально-педагогическую направленность и реализуется в МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 90 «Подсолнушек»

Программа составлена на основании действующего Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012, приказа Минобрнауки «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» №1008 от 29.08.2013, норм СанПиН 2.4.2.2821-10, опирается на требования и методические рекомендации по составлению и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, и соответствует Уставу и программе развития МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 90 «Подсолнушек» на 2011-......гг

Данная программа направлена на развитие творческих способностей, воображения, воспитание самостоятельности и способности к ручному труду. Рассчитана на обучающихся от 3 до 7 лет, имеющих различный уровень начальной подготовленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_ruchnomu_trudu.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию.          Творчеству надо учить.  

      Дети должны жить мире игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».(В. А. Сухомлинский)

 «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

 Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеразвивающей программы

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей» имеет социально-педагогическую направленность и реализуется в МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 90 «Подсолнушек»

Программа составлена на основании действующего Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 21.12.2012, приказа Минобрнауки «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам» №1008 от 29.08.2013, норм СанПиН 2.4.2.2821-10, опирается на требования и методические рекомендации по составлению и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, и соответствует Уставу и программе развития МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 90 «Подсолнушек» на 2011-......гг

Данная программа направлена на развитие творческих способностей, воображения, воспитание самостоятельности и способности к ручному труду. Рассчитана на обучающихся от 3 до 7 лет, имеющих различный уровень начальной подготовленности.


Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребѐнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально- эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

 

Данная программа составлена на основе Программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайловой и наглядно-методических пособий по изобразительной деятельности: «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А.Лыковой, «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н.Давыдовой, «Волшебные полоски» И.М.Петровой, Т.М.Геронимус «Я всё умею делать сам».

Актуальность

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Программа  «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей» предусматривает развитие у дошкольников изобразительных, художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности

Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее на отношения с людьми, с окружающим миром.

Новизна программы состоит в идеи гармоничного сочетания различных материалов, техник и технологий художественного конструирования.

 Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребёнок должен запомнить последовательность приёмов и способов изготовления аппликаций, композиций.

Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.

Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Дети учатся анализировать собственную деятельность.

Основные идеи программы: • Одно из условий освоения программы – стиль общения педагога с детьми на основе личностно – ориентированной модели • Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежит творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. • Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в качестве подарка друзьям и родным.

Цель программы:

      1.Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе деятельности с различными материалами.  

     2.Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.

    3  Собрать и воедино адаптировать для детей старшего возраста различные приемы и технологии художественного конструирования, формирующие творческие способности детей, развивающие воображение

Основные задачи:

Задачи по обучению технике работы по ручному труду.

Сформировать у детей интерес к видам труда.

Познакомить со свойствами материалов.

3накомить с новыми для детей основными приёмами работы.

Развивать умение пользоваться простейшими инструментами.

Развивать общую ручную умелость.

Координировать работу глаз и обеих рук.

Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости листа.

Развивать у детей технические навыки с материалами (семена, крупы, бумага, ткань, нити, тесто, салфетки и т. д.)

Начиная с простейших поделок, постепенно осваивать более сложные приёмы работы с различными материалами, подвести к созданию работ по собственному замыслу.

Задачи по сенсорному воспитанию.

Повышать сенсорную чувствительность.

Способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета.

Задачи по развитию речи.

Формировать речевую деятельность.

Развивать диалогическую речь.

Активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства.

Называть материалы, используемые для работы.

Активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы.

Задачи по эстетическому воспитанию.

1. Учить создавать выразительные образы.

2. Развивать умение подбирать цвета.

3. Учить видеть, чувствовать, оценивать и созидать прекрасное.

4. Формировать композиционные навыки.

Задачи по нравственному воспитанию.

1. Формировать у детей умение трудится в коллективе.

2. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность,   самостоятельность.

3. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь.

4. Развивать желание детей сделать приятное для родителей.

5. Повышать самооценку детей через достижения в изобразительной деятельности.

Занятия проводятся по разработанному перспективному плану, включающему

 Четыре модуля:

1.«Бумажная сказка»                                                         (работа с бумагой),

     2. «Мукосолька»                                                                                       (лепка из  соленого теста , пластилинография)

    3.«Нужные ненужности»                              (работа с бросовым и природным         материалом),

      4.«Ниточка  иголочка»                                                          (Шитье вышивание).

Каждый модуль содержит несколько тем для занятий с детьми.

Направления работы.

Развитие творческих способностей

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Содержание работы.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом: тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения занятий позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении группы, дошкольного учреждения, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество занятий, входящих в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить занятия из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

Методы и приемы обучения.

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится  наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Этапы работы.

Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.

1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.).

2 этап - знакомство со свойствами материалов.

3 этап - обучение приемам изготовления.

4 этап - изготовление поделок.

5 этап – выставки детских работ.

Основной формой работы являются занятия подгруппами один раз в неделю. Индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

Самостоятельное изготовление поделки.

Анализ готовых поделок своих и товарищей.

Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Материал:

Бумага разных видов, картон простой и цветной, бумажные салфетки, гофрированная бумага, ткань, вата, ватные диски, природный материал, крупы, семена, пластилин, тесто, коробки, спички, нитки, краски, гуашь, карандаши, фломастеры, ножницы, клеёнка, клей, кисточки, влажные салфетки.

Способы работы:

1. Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги.

2. Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций.

3. Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4. Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.

5. Наклеивание ниток и ткани на изображение.

6. Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение.

7. Наклеивание ватных дисков на изображение.

8. Наклеивание сухих листьев на плоскостное изображение.

9. Скрепление различных деталей.

10. Сматывание ниток в клубок.

11. Моделирование из природного материала: скорлупы, семечек, гороха, фасоли, крупы, веточек, камешков.

12. Комбинирование природных материалов с различными другими материалами.

13. Конструирование из коробок с элементами аппликации.

14. Лепка предметов из теста и их закрашивание.

15. Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.

16. Барельеф.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы.

Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.

Ожидаемый результат.

Средняя группа.

Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

Освоят навыки работы с ножницами и клеем.

Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

Научатся видеть необычное в обычных предметах

Разовьют мелкую моторику рук.

Старшая группа

Овладеют различными приемами преобразования материалов.

Освоят обобщенные способы работы.

Разовьют познавательные, конструктивные способности.

Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Подготовительная группа

Разовьется поисковая деятельность.

Освоят умение анализировать поделку.

Сформируется положительное отношение к труду.

Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

Подготовится рука к письму.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: - выставки детских работ в детском саду; - составление альбома лучших работ; - участие в городских, республиканских, конкурсах художественно- эстетической направленности; - презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам); творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на

 педсовете.

                             Рекомендуемая литература

Литература для обучающихся и родителей

  1. Анистратова А.А., Гришина Н.Н. Поделки из ткани, ниток, пуговиц. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова. Издателство Оникс, 2009.
  2. Башаева Т. В. Развитие восприятия. Дети 3 – 7 лет. Ярославль: Академия развития,2009.
  3. Гаврильченко Т.В. Поделки из природных материалов. - М.: Мир книги, 2011.
  4. Галанова Т. С. Ажурная бумага. Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-Пресс, 2008.
  5. Горичева В.С., Нагибина Н.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: академия развития, 1998.
  6. Гришина Л. Л. Открытки с сюрпризом. Детский дизайн. – М.: Карапуз, 2010.
  7. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: академия развития, 2009.
  8. Дубровская Н. В. Аппликации из природных материалов. – М.: АСТ, Сова, 2010.
  9. Дубровская Н. В. Аппликации из семян и косточек. – М.: АСТ, Сова, 2008.
  10. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. – М: Творческий Центр, 2004.
  11. Петрова О. Н. Поделки из бумажных шариков. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2011.
  12. Румянцева Е.А. Простые поделки из пластилина. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  13. Серова В. В., Серов В. Ю. Вырезаем снежинки. – М.: АСТ-Пресс, 2011.

  1. Шкицкая И. В. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

Литература для педагога

  1. Бесчастнов Н. П. Художественный язык орнамента. – М.: Владос, 2010.
  2. Бородкина Н. В. Изобразительная деятельность в детском саду. Новые стандарты дошкольного образования. – Ярославль: Академия развития, 2011.
  3. Васильева М.А., Гербова В.В, Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011.
  5. Гришина Н. В. Развиваем творческие способности. Поделки из ткани, ниток, пуговиц. – М.: ОНИКС, 2008.
  6. Дмитриева Т.С. Современные подходы к общению одаренных детей. //Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования №4, 2001.
  7. Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок. – М.: АСТ, 2011.
  8. Кошаев В. Б. Декоративно прикладное искусство: Понятия. Этапы развития. – М.: Владос, 2010.

  1. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  2. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2000. Ломоносова М. Т. Графика и живопись. – М.: АСТ, Астрель, 2002.
  3. Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Неменский Б. М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987.

  1. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М., 1999.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ручному труду «Умелые ручки»

Рабочая программа по ручному труду "Умелые ручки" для детей 4-5 лет....

Рабочая программа по ручному труду «Умелые ручки»

Рабочая программа по ручному труду "Умелые ручки" для детей 3-4 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ

ПРЕДЛАГАЮ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК ИЗ РАЗНОГО ВИДА МАТЕРИАЛА....

Рабочая программа по ручному труду в старшей группе "Пластилиновые фантазии"

Рабочая программа по ручному труду в старшей группе "Пластилиновые фантазии"...

Рабочая программа по ручному труду «Волшебные ручки» (дополнительные платные образовательные услуги), средняя группа.

Рабочая программа по ручному труду «Волшебные ручки» (дополнительные платные образовательные услуги), средняя группа....