РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУЧНОМУ ТРУДУ
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Ланская Галина Александровна

ПРЕДЛАГАЮ ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДЕЛОК ИЗ РАЗНОГО ВИДА МАТЕРИАЛА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ruchnomu_trudu_lanskaya_g.a.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ЗАРИНСКА

                                                                 

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете,

протокол от           г. №  

УТВЕРЖДЕНО

МБДОУ детский сад № 7

«Сказочная полянка» общеразвивающего вида города Заринска

№____от «    »________2015 г.

Заведующий __________Л.Я. Яковлева

                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружковой работы «Развитие творческих способностей детей

средствами ручного труда»

«Волшебные ручки»

(срок реализации 1 год, возраст детей 5-6 лет)

                                  Автор:

                                                                                 Ланская Галина Александровна,

                                           воспитатель

Заринск

 2015

Пояснительная записка

                                                                               «Творчество не приходит к детям

                                                                     по какому-то наитию. Творчеству надо

                                                                             учить.  Дети должны жить мире

                                                                             игры, сказки, музыки, рисунка,  

                                                                             фантазии, творчества».

                                                                                                 (В. А. Сухомлинский) 

 

 

Исследователи А.В.Пантелеева, Е.Каменов, М. Станович - Кастори  отмечают, что правильно организованный труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать способностями мастерства, приобщает к народному декоративно - прикладному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе.

 Ветлугина Н.А. считает, что составной частью трудового воспитания в дошкольных учреждениях является ручной труд. Она говорит о том, что именно ручной труд позволяет развивать у детей начало конструкторских умений и способностей. Дети на опыте усваивают элементарные понятия о свойствах различных материалов, учатся пользоваться им.

 Кузнецова Л.В. считает, что будущим школьникам важно научится работать с различными материалами, систематически включать детей в работу, постепенно усложняя требования к созданию различных конструкций и навыков поделок.     Такие исследователи, как Гульянц Э.К., Буре Р.С., Година Г.Н., Куцакова Л.В., Ничаева В.Г. Година Р.С. говорят о значимости ручного труда для всестороннего развития ребенка

  Ручной труд – это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребёнка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных на художественных занятиях в детском саду.

Окружающие ребёнка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности ребёнка, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребёнка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность их выполнения, творчески преобразовывать свой опыт.

Л.В. Пантелеева рассматривает содержание ручного труда дошкольников в практике детского сада:

-работа с бумагой, картоном (разно-фактурная бумага в сочетании с тканями, природным материалом);

-работа с тканью, нитками;

-работа с природным материалом;

-работа с глиной;

-работа с искусственными материалами (синтетическая пряжа, полимерная плёнка, декоративная тесьма).

Рабочая программа «Развитие творческих способностей средствами ручного труда» разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17.10.2013г. №1155;
  • Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений";
  • «Художественный труд в детском саду». Программа «Умелые ручки», составленная И.А.Лыковой.

Цель:

Создание условий для формирования навыков, необходимых для изготовления поделок и способов работы с различными материалами с учетом их свойств.

Задачи:

обучить детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов;

учить изготовлять  атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использовать детские поделки для оформления интерьера дошкольного учреждения;

развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развивать художественно-творческие способности и творчество детей;

воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Место программы в режиме дня.

Данная программа рассчитана для реализации в течение 2014-2015 учебного года с детьми 5-6 лет. В форме кружковой работы во вторую половину дня, один раз в неделю: среда, 15.30 ч.

Основными принципами построения программы являются:

  • полноценное проживание ребенком всех возрастных этапов;
  • построение  деятельности основывается на индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых;
  • сотрудничество  с семьей;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
  • целостность  системы, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы;
  • единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
  • преемственность с   примерными основными общеобразовательными программами;
  • индивидуальный подход в создании специальных условий для деятельности и общения с ребенком.

Методы работы:

-индивидуальный;

-групповой;

-наглядный.

Формы работы: 

Теоретические:

-беседа,  рассказ;

-работа с наглядным материалом;

-показ способов    действий.

Практические:

-упражнения для отработки необходимых навыков;

-рассматривание панно, картин, иллюстраций;

-подготовка и проведение выставок детских работ;

-изготовление изделий,  оформление их как подарков для родителей, малышей.

Материалы:

-образцы поделок, панно, композиций из различных материалов;

-книги, альбомы  для работы по образцу;

-природный и бросовый материал: семена растений, засушенные листья, травы     и цветы, скорлупа любых орехов, перья птицы, макаронные изделия, крупы, опилки, чай, спичечные коробки, пробки, яичная скорлупа, нитки, веревки, ткань, тесто, и т.д.;

-бумага: гофрированная, цветная, бархатная, копировальная;

-картон: цветной, белый, упаковочный;

-открытки, Салфетки, фантики, пуговицы, стеклярус, блестки, бисер, бусы;

-цветная пряжа, нитки, вата, пластилин.

-клей ПВА, ножницы, зубочистки, спички.

Возрастные возможности и особенности ручного труда детей старшего дошкольного возраста.

Н.А.Ветлугина наблюдает у детей шестого года жизни способности  создания красивых, выразительных работ, так как  дети владеют формообразующими движениями. Они успешно справляются с вырезанием предметов прямоугольной и округлой формы разных пропорций.

 Полученные знания, умения и навыки позволяют детям отражать большой круг предметов и явлений, которые их заинтересовали. Появляется широкая возможность проявлять в работах свои творческие замыслы. Развитие творческих способностей детей в старшей группе связано, прежде всего, с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений.

Т.Г.Казакова наблюдает у детей шестого года жизни развитие способности анализировать и обобщать воспринимаемые предметы, выделять и сопоставлять их свойства (форму, высоту, длину, ширину, цвет). На этой основе становится возможным учить детей передаче отношений предметов между собой по величине, высоте, толщине, а также отношений частей предметов, как по высоте, так и по форме, по расположению друг к другу. Для того, чтобы передавать эти свойства предметов в творческих работах, детям необходимо приобрести новые знания о пространственном положении (вверху, внизу, по сторонам, в середине), о градациях по высоте (выше, ещё выше, самый высокий), по длине (длиннее, самый длинный), толщине (толще - тоньше, самый тонкий) и т.д.

С этой целью детей учат сравнивать предметы между собой по свойствам, а также сопоставлять части одного и того же предмета.

Сравнение одного предмета с другим, по мнению Л.В.Куцаковой,  даётся детям легче, чем сравнение частей одного и того же предмета, поэтому следует прилагать для творческих работ модели однородные, разной высоты, ширины или длины, например, нескольких деревьев, зданий или людей.

Знание о том, что между предметами имеется различие по высоте, ширине, длине должно быть усвоено прочно, сделаться для детей вполне понятным, поэтому в течение длительного времени следует возвращаться к темам, в которых детям легче отразить эти знания. Кроме знакомых детям жизненных явлений, хорошо использовать образы сказок и знакомых литературных произведений.

Перед выполнением самостоятельных творческих работ необходимо рассматривание игрушек. Предлагая ту или иную тему для лепки или аппликации, а также других художественных работ, следует неоднократно подчёркивать в беседе, объяснении различия в величине, строении, форме частей, которые придадут работам детей выразительность и правдивость.

По мнению Н.П.Сакулиной, важна работа воспитателя, его участие в использовании цветов детьми. Воспитатель должен побуждать ребёнка задумываться над тем, какого цвета должны быть части композиции, какой текстиль. На некоторых занятиях перед детьми может быть поставлена специальная цветовая задача, то или иное условие, которое они должны выполнить, руководствуясь своими наблюдениями и личным опытом. При этом надо обращать внимание детей на то, что красивы не только разноцветные рисунки, но и одноцветные, когда это сделано специально, для того, чтобы передать определённое содержание. Необходимо показать выразительные возможности цвета, их сочетания.

Исходя из содержания ручного труда, Л.В.Пантелеева  выделяет несколько типов работы с бумагой:

а) оригами – изготовление поделок сгибанием бумаги. Занятия оригами являются отличным упражнением для развития ассоциативного мышления, требуют большой сноровки, точности изготовления эскиза и знания техники работы;

б) поделки из полосок бумаги. При получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Склеивая деформированные бумажные ленты, дети создают различные творческие работы.

в) папье-маше – плотный материал, изготовленный из жидкой массы: измельченной и размоченной в воде бумаги.

Н.А.Ветлугина считает, что плетение для дошкольников в основном используется в создании ковриков из бумажных и картонных полосок разного цвета. Сочетание цветов прививает ребёнку понятие о красоте, любование прекрасным.

Дошкольники старшей группы владеют такими трудовыми операциями, как сгибание, резание, склеивание и вклеивание, нанизывание, вырезание и формовка, оклеивание объемных форм  папье-маше. В связи с этим овладение вязанием и вышиванием, как видами ручного труда, происходит позже.[2]

Структура занятия по ручному труду в старшей группе.

Вводная часть.

Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественное слово. Именно в водной части происходит мотивация детей.

Основная часть (практическая).

Именно в практической части происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирование логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки и подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и  навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.

Заключительная часть.

Происходит сравнение работ похвала.

Предполагаемые результаты рабочей программы:

Дети должны уметь:

-правильно пользоваться ножницами.

-сгибать лист бумаги в разных направлениях,

-разрезать бумагу по нанесенным меткам, работать по готовой выкройке;

-владеть элементарными трудовыми умениями при работе с различным материалом;

-делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала;

-аккуратно, самостоятельно  выполнять творческие задания;

-планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла.

В группе будет:

тематические выставки «Чудо-мастер»:

-Осенний сувенир»;

-«Зимушка-зима»;

-«От всей души» (поделки к Дню Матери, 8 Марта, 23 февраля);

-маски для театра;

-куклы для пальчикового театра;

-пополнение нравственно-патриотического уголка традиционными народными куклами из ткани.

Комлексно-тематическое планирование

п/п

Месяц

Тема

Цель

Поделки из природного материала.

1.

Сентябрь

«Собачка»

Учить работать с природным материалом (желудь, орех, чашечки от желудя, сучки), закреплять умения использовать разнообразный материал для изготовления поделки.

2.

«Девочка с коромыслом»

Учить работать с нарисованным образцом, учить масте6рить поделку, основываясь на анализе данного образца, используя природный материал (скорлупа грецкого ореха, веточки, желудь, сухие сосновые шишки).

3.

«Буратино»

Учить работать по образцу, анализировать его, составлять поделку из природного материала.

4.

«Ослик с тележкой»

Учить самостоятельно планировать работу, подбирать природный материал, опираясь на образец.

5.

Октябрь

«Кораблик»

Учить работать с берестой, ниткой , клеем.

6.

«Старик Лесовик»

Учить работать по образцу, с опорой на сказочный сюжет художественных  произведений, выбирать  из разнообразного природного материала  необходимый для изготовления или украшения отдельных частей поделки.

 Поделки из бумаги по типу оригами.

7-8

«Домашние животные» Создание композиции «Животные на лугу»

Учить складывать бумагу по типу оригами для изготовления различных животных. Учить передавать их образы в различной реальной, декоративной и  сказочной трактовке.

9-10

Ноябрь

Шапочки-маски для игр и инсценировок

Учить изготовлять маски с использованием приемов оригами.

11-12

«Снегирь на ветке»

Учить изготовлять сюжетное панно, сочетая разные виды ручного труда: оригами (птица), аппликация (ветка).

Поделки из волокнистых материалов.

13.

Декабрь

«Паучок»

Учить работать с нитками и клеем, взяв за основу бумагу.

14-15.

Новогодняя игрушка из помпонов. «Зайчик»

Учить работать с толстыми нитками для вязания, использовать шаблоны разных размеров для создания игрушки.

Поделки из яичной скорлупы

16.

«Попугай»

Учить изготовлять поделку из яичной скорлупы, украшая ее разным материалом: бумага, перья, по  необходимости прибегать к окрашиванию деталей. Учить бережному обращению с хрупким материалом.

17.

Январь

«Кукла, народный болгарский сувенир на счастье» (Из ниток)

Учить изготовлять поделку из ниток мулине, используя традиционно одинаковый цвет (белый, красный), украшать различными обрезками ткани.

18-19

Панно. Мозаичная работа из конфетти «Новогодний хоровод в лесу»

Учить детей создавать праздничную композицию по памяти. Создавать сюжет на плоскости, нарисованной карандашом. Выкладывать конфетти на рисунке в соответствии, сохраняя контуры и очертания,  с плавными переходами. Воспитывать воображение, творчество.

20

Кукла - оберег «Кувадка»

  Учить мастерить традиционную народную куклу бесшовным способом. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного мастерства.

21

Февраль

Поделка из ваты на каркасе. «Снеговик»

Учить изготовлять поделку на каркасе для новогодней елки, взяв за основу образец, с использованием ваты и клея, дополнять различным материалом для украшения (бисер, ветки, ткань), поощрять фантазию, воображение.

22

«Сердечное признание» (открытка к Дню святого Валентина)

Учить изготовлять поделки, используя ткань, бисер, ракушки и др. подручный материал.  Учить работать по шаблону.

23-24

«Армада и

Флагман»

Учить делать основу суда, скреплять детали проволокой или веревкой. Вырезать флаги и паруса разных форм, раскрашивать гуашью.

25

Март

«Цветы для мамы» (из гофрированной бумаги)

  • Познакомить детей с новым способом изготовления цветов из гофрированной бумаги.
  • Закреплять умение пользоваться ножницами, клеем, нитками для скрепления деталей.
  • Развивать фантазию и стремление к творчеству.

26-27

«Грачи прилетели»

Учить работать с новым материалом – тестом, познакомив предварительно с его свойствами. Использовать для придания формы шаблоны, приемы лепки. Раскрашивать гуашью по мере высыхания

28.

Театр игрушек

(из бумаги)

Учить изготовлять игрушки из бумаги для пальчикового театра.

29.

Апрель

Пасхальные сувениры

Учить изготовлять поделки из потолочной плитки, используя шаблоны, украшать гуашью для придания сувениру красочности, яркости.

30.

Инопланетяне

Учить работать с пластиком цветных бутылок, по шаблону изготовлять  фигуру жителя неземной цивилизации. Скреплять детали для подвижности соединительными блочками.

31-32.

Композиция «Подводное царство »  

Вырезать фигурки из потолочной плитки, составлять композицию подводного сказочного мира. Использовать разные цвета гуаши, подбирая сочетаемые оттенки цвета.

33.

Май

Праздничный салют (яичная мозаика)

Учить работать со скорлупой, раскрошив ее в крошку средней величины. Составлять композицию мозаичной картины. Подбирать краски в соответствии с собственным замыслом, сочетая краски по степени сочетаемости.   Соотносить сюжет своей работы с образцом

Методическое обеспечение рабочей программы.

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17.10.2013 г. № 1155;

 Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении САНПИН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений";

Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги, М.: «Просвещение», 1992.

Гульянц Э.К, Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. М.: «Просвещение», 1984.

Демина И.Г.Подарки из природного материала. «Русич», Смоленск, 2001.

           Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

       Лыкова И.А., В.А.Шипунова. Народный календарь. Издательский дом «Цветной мир». М.,2014.

Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов,М.: «Просвещение», 1990.

Петрова И.М.. Театр на столе. СПб.:  «Детство-пресс», 2003.

Бурда. Уроки детского творчества. «Внешсигма»,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ручному труду «Умелые ручки»

Рабочая программа по ручному труду "Умелые ручки" для детей 4-5 лет....

Рабочая программа по ручному труду «Умелые ручки»

Рабочая программа по ручному труду "Умелые ручки" для детей 3-4 лет....

Рабочая программа по ручному труду в старшей группе "Пластилиновые фантазии"

Рабочая программа по ручному труду в старшей группе "Пластилиновые фантазии"...

Рабочая программа по ручному труду

Модифицированная дополнительная общеразвивающая программа «Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей» имеет социально-педагогическую ...

Рабочая программа по ручному труду «Волшебные ручки» (дополнительные платные образовательные услуги), средняя группа.

Рабочая программа по ручному труду «Волшебные ручки» (дополнительные платные образовательные услуги), средняя группа....