"Мнемотехника"
картотека на тему

Прокопович Ирина Григорьевна

Использование мнемотаблиц  в работе с детьми дошкольного возраста как наиболее эффективного метода развития памяти,

речи и других психических процессов.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_mnemotehnika.docx329.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мулымская СОШ

«Мнемотехника»

https://klimovskds2.edumsko.ru/uploads/3000/2362/section/364355/zanyatie-chto-gde-kogda.jpg?1504110916763

                                                             Выполнила:

                                                                                  воспитатель 1 категории

                                                                      Прокопович И.Г.

п.Мулымья 2015-2016г.г.

Использование мнемотаблиц  в работе с детьми дошкольного возраста как наиболее эффективного метода развития памяти,

речи и других психических процессов.

Без памяти человек не сможет ничего  изобрести,  не сможет скомбинировать и двух идей.

Вольтер.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Другими словами, мнемотехника – это средство запоминания, направленное на увеличение объема памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Цель обучения с ее использованием – развитие всех видов памяти (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной), мышления, внимания, воображения. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности человека. В связи с этим, использование мнемотехнических средств в обучении дошкольников в настоящее время приобретает все большую популярность, т.к. становится  актуальным.

Мнемотехника предполагает развитие всей творческой личности в целом, которая невозможна без хорошо развитого воображения.

Использование образов (или ЭЙДОСОВ        , как их называли древние греки) и образных фантазий открывает новые возможности для развития памяти, творческого мышления, воображения, внимания. Многочисленные эксперименты показывают, что резервы памяти человека связаны с развитием эйдетической (образной) памяти. Отсюда и название одного из направлений психологии – эйдетизма, занимающегося развитием образной памяти.  Эйдотехника помогает развивать и обобщать различные образы через умение обозначать каким-либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки предмета, и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».

Таким образом, начиная с дошкольного возраста, для наиболее быстрого и эффективного развития памяти необходимо применять наряду с мнемотехническими средствами (основаны на вербально-логическом мышлении) и эйдотехнические (основанные на конкретно-образном мышлении). Мнемотехнические и эйдотехнические методы используются при работе с мнемотаблицами.  

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Практика показала, что мнемотаблицы вызывают огромный интерес у детей (а не это ли главное условие результата?!), т.к. они еще живут в мире фантазий и мечтаний.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

  • развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, образного и логического мышления, а также речи;
  • отработка различных приемов запоминания (сюжет, трансформация);
  • развитие воображения, смекалки, фантазии;
  • развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Использование на занятиях с дошкольниками мнемотаблиц и мнемосхем заметно облегчает детям овладение связной речью, т.к. наличие зрительного плана-схемы помогает определить последовательность рассказа (сказки, стихотворения), уточнить его связи, ключевые элементы, отдельные образы и связать все это в одно целое.

В мнемотаблицу можно заложить различную информацию. Это могут быть сказки, стихотворения, загадки, рассказы и пересказы конкретных текстов. Каждое занятие по развитию речи строится с учетом определенной лексической темы, которая также может быть отражена в мнемотаблице. Путем схематических зарисовок изображаются персонажи сказки, явления природы, различные действия, т.е. все то, что необходимо для достижения конкретных целей мнемотаблицы.

Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:

1 этап.  Рассматривание таблицы целиком.

Цели – развитие внимания, зрительной памяти.

На этом этапе внимание ребенка привлекается к тому, что мнемотаблица состоит из картинок-значков, которые необходимо «оживить».

2 этап.  «Оживление», т.е. превращение  картинок-значков в конкретные образы (перекодирование информации).

Цели – развитие образного восприятия, воображения; расширение словарного запаса, развитие устной речи.

Один и тот же значок может быть похож на самые разнообразные предметы и явления, поэтому у каждого ребенка возникает свой собственный образ, что зависит от его воображения, образного восприятия.

3 этап. «Ожившие» картинки соединяются в сюжет – получается «фильм».

Цели – развитие образного и логического мышления, воображения, фантазии; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

На этом этапе зрительные образы выстраиваются в определенную последовательность за счет подключения мыслительных операций. Ребенок выстраивает логическую цепочку из  предложенных в таблице картинок-значков (образов), связывая их в единый сюжет. Происходит отработка метода запоминания.

4 этап. Осуществляется графическая зарисовка мнемотаблицы (для детей 5 – 7 лет) или выкладывание отдельных картинок-значков из данной мнемотаблицы (для детей 3 – 4 лет) в определенной последовательности по памяти (без зрительного контроля).

Цели – развитие зрительной и слуховой памяти, пространственных представлений, мелкой моторики рук, профилактика дисграфии.

На этом этапе происходит воспроизведение полученной информации без зрительной опоры на мнемотаблицу, т.е. ребенок должен припомнить все картинки-значки и воспроизвести их графически в чистой таблице в той последовательности, которая была в мнемотаблице-образце. И в этом ему очень помогает сюжетная линия, составленная на третьем этапе работы.

В работе с мнемотаблицами очень важно научить ребенка не только видеть скрываемый за каждым значком образ того или иного предмета (или несколько образов), но и «прочувствовать» его, подключив различные анализаторы (зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные). Такая тесная взаимосвязь основных анализаторов помогает значительно эффективнее развивать память, мыслительные и речевые  процессы детей, подключая все органы чувств, а также ранее пережитый опыт в изучении и восприятии того или иного предмета (см. приложение)

Огромную пользу оказывают мнемотаблицы при заучивании различных стихотворений, потешек, загадок, при беседах по лексическим темам типовой программы детского сада, знакомстве с буквами и цифрами (см. приложение)

Их можно использовать  при проведении  пальчиковой гимнастики и даже подвижных игр (см. приложение)

Составляя каждую мнемотаблицу, я  очень хотела, чтобы она была полезна и интересна как для детей, так и для взрослых, которые будут ими пользоваться при обучении дошкольников. Ведь если будет интерес, то будет и результат!

«Штанишки для мишки»

2

Маша

нашему малышке

сшила

новые штанишки.

Сшила

шубку,

сшила

шарф

для мишутки-малыша.

«Зимняя прогулка»

зимняя прогулка

Раз, два, три,

четыре, пять.

Мы идём

во двор гулять.

Бабу снежную

слепили.

Птичек

крошками

кормили.

С горки мы потом

катались.

А потом в снегу

валялись.

А потом домой

пришли,

суп поели,

спать легли.

«Водичка, водичка»

водичка

Водичка, водичка!

Умой

моё личико.

Чтобы глазки

блестели,

чтобы щёчки

краснели,

улыбался роток

и кусался зубок.

«Про насекомых»

насекомые

Прилетела к нам вчера полосатая пчела.

А за нею –

шмель-шмелёк

и весёлый мотылёк.

Два жука

и стрекоза (как фонарики глаза).

Приходили муравьи и  травинку принесли.

А паук на всех смотрел, сети плёл и песни пел.

«Загадка (лук)»

загадка

Сидит

дед.

Во сто шуб одет.

Кто

его раздевает,

тот слёзы проливает.

«Игрушки»

игрушки

Много игрушек

в нашем саду.

Наши игрушки стоят на виду.

Кот в сапогах,

длинноухие зайцы,

и барабаны,

и балалайки.

Куклы нарядные в платьях сидят,

куклы на зайцев и мишек

глядят.

Мы

наши игрушки

не бьём,

не ломаем,

их у друзей не отнимаем.

«Космос»

космос

В тёмном небе звёзды светят.

Космонавт  

летит в ракете.

День летит

и ночь летит.

И на Землю вниз

глядит.

Видит сверху он

поля,

горы,

реки

и моря.

Видит о весь шар земной,

шар земной -

наш дом родной.

«Загадка (почтовый ящик)»

почта(загадка)

Синий домик

у ворот.

Угадай, кто в нём живёт.

Дверца узкая

под крышей

не для белки,

не для мыши.

В эту дверь

приходят вести.

Полчаса

проводят вместе.  

Вести

долго

не сидят,

во все стороны летят.

«Загадка (трактор)»

трактор

Он сильней

десяти

коней.

Где

по полю

пройдёт весной -  

летом встанет

хлеб

стеной.

«Загадка (яблоко)»

яблоко

Само с кулачок,

круглый бочок.

Тронешь пальцем -

гладко,

а откусишь -

сладко.

«Повар»

повар

Ходит

повар

в колпаке,

с поварешкою

в руке.

Он готовит

нам

обед:

кашу, суп и винегрет.

«Ромашки»

ромашки

Ромашки, ромашки,

белые рубашки,  

жёлтые колечки

побежали

к речке.

За руки взялись

и вот: дружно водят хоровод

 «Прогулка по городу»

прогулка по городу

Тихо

скользят по Неве

корабли.

Шпиль Петропавловки

блещет вдали.

Всю бы я ночь

не ложился в кровать.

Был бы я взрослым -

пошёл бы гулять.

«Кармашки»

кармашки

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих

вышиты

ромашки.

Ромашки, ромашки,

будто луговые.

Ромашки, ромашки,

словно как живые.

 «Лето»

лето, лето

Лето, лето

к нам

пришло.

Стало сухо

и тепло.

По дорожке прямиком

ходят ножки

босиком.

«Игрушки»

игрушки

Много игрушек

в нашем саду.

Наши игрушки стоят на виду.

Кот в сапогах,

длинноухие зайцы,

и барабаны,

и балалайки.

Куклы нарядные в платьях сидят,

куклы на зайцев и мишек

глядят.

Мы

наши игрушки

не бьём,

не ломаем,

их у друзей не отнимаем.

 «Загадка (почтовый ящик)»

почта(загадка)

Синий домик

у ворот.

Угадай, кто в нём живёт.

Дверца узкая

под крышей

не для белки,

не для мыши.

В эту дверь

приходят вести.

Полчаса

проводят вместе.  

Вести

долго

не сидят,

во все стороны летят.

«Космос»

космос

В тёмном небе звёзды светят.

Космонавт  

летит в ракете.

День летит

и ночь летит.

И на Землю вниз

глядит.

Видит сверху он

поля,

горы,

реки

и моря.

Видит о весь шар земной,

шар земной -

наш дом родной.

 «Загадка (трактор)»

трактор

Он сильней

десяти

коней.

Где

по полю

пройдёт весной -  

летом встанет

хлеб

стеной.

«Загадка (яблоко)»

яблоко

Само с кулачок,

круглый бочок.

Тронешь пальцем -

гладко,

а откусишь -

сладко.

 «Повар»

повар

Ходит

повар

в колпаке,

с поварешкою

в руке.

Он готовит

нам

обед:

кашу, суп и винегрет.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...