Организация предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике по теме

Савичева Ольга Юрьевна

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_predmetno-prostranstvennoy_sredy_v_dou.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ

На современном этапе концепция инклюзивного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности, во все возможные и необходимые сферы жизни социума.

Одним из эффективных условий реализации инклюзивного образовательного процесса является организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей разным детям доступ к развитию их возможностей.

Развивающая предметно-пространственнаясреда также является одним из главных показателей качества дошкольного образования.   С. Л. Новосёлова определяет понятие предметно-развивающей среды как «систему материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития».  Таким образом, всё, что окружает ребёнка, формирует его психику и является источником его знаний и социального опыта.

Развивающая предметно-пространственная среда, создаваемая в образовательной организации в соответствии с требованиями и учётом ФГОС ДО должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка, но самое главное, она должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

В 2013-2016 году наш детский сад принял участие в программе «Право быть равным», благодаря чему мы смогли улучшить и обогатить развивающую предметно-пространственную среду для детей с ОВЗ. Таким образом был оснащен кабинет психолога.

Развивающая предметно-пространственнаясреда в кабинете психолога является важным социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями и решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

При создании развивающей предметно-пространственной среды мыучитывали требования, которые были разработаны и представлены в концепции развивающей среды, однако, особую значимость на наш взгляд приобретают следующие принципы:

  • Полифункциональность среды. Для детей с проблемами в развитии создаются условия, которые стимулируют детей к игровым действиям. Игрушки и пособия размещаются таким образом, что дети самостоятельно могут определять содержание деятельности и активно решать разнообразные задачи.
  • Принцип комфортности и стабильности. Создавая развивающую среду, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Для детей с ограниченными возможностями здоровья особую значимость приобретает стабильность компонентов среды, это обеспечивает им ощущение надежности и защищенности.
  • Принцип учета особенностей развития каждого ребенка. В процессе проектирования предметно-игрового пространства важно учитывать уровень психофизического развития каждого ребенка, интересы детей. Среда должна удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития.
  • Развитие коммуникативных возможностей. Развитие коммуникативных возможностей имеет особую значимость для особого ребенка. Игра создает условия для его неформального общения со сверстниками и взрослым, предоставляет ему полную свободу действий.
  • Принцип рациональности и доступности. Присутствие каждого компонента среды должно быть обосновано и соответствовать поставленным целям. Обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей предметно-игровой среды для особого ребенка – расположение игр, игрушек и атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребенка.

Развивающая предметно-пространственнаясредав кабинете-психолога имеет свою специфику и обеспечивает условия для полноценного развития всех видов детской деятельности. В пространстве кабинета можно условно выделить следующие зоны:

  • сенсорного развития
  • предметно-практической деятельности
  • ознакомления с окружающим и социально-бытовой ориентировки
  • мобильности и ориентировки в пространстве

Зона сенсорного развития включает игры и оборудование на развитие крупной и мелкой моторики:

  • шнуровки, конструкторы (пластмассовый, деревянный), пазлы, центр воды и песка, материал для изодеятельности (глина, пластилин, тесто), шершавый алфавит.
  • игры на развитие зрительного восприятия: “Сложи узор”, разрезные картинки, незаконченные изображения, точечные изображения.
  • игры и пособия на развитие восприятия формы, величины, цвета. Объемные и плоскостные геометрические фигуры, “Найди пару”и др.
  • игры, направленные на развитие восприятия особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений.
  • игры на развитие слухового восприятия: шумящие коробочки, набор шумовых музыкальных инструментов.
  • игры и пособия на развитие восприятия пространственно-временных отношений.

В зоне сенсорного развития подбор дидактического материала осуществляется с учетом категории детей, включенных в инклюзивное пространство. Более расширенно представлены материалы на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие особых свойств предметов.

В зоне ознакомления с окружающим и социально-бытовой ориентировки акцент в работе педагога-психолога ставится на пополнение социального опыта детей с проблемами в развитии на основе их взаимодействия со сверстниками. 

Зона предметно-практической деятельности включает игры и оборудование для организации сюжетно-ролевых игр. Дети с проблемами в развитии закрепляют игровые действия, учатся удерживать взятые на себя роли.

Зона развития мобильности и ориентировки в пространстве позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья развивать свои двигательные возможности, ориентировку в пространстве.

Результат будет успешным, если педагог будет поддерживать детскую инициативу, моделировать и разграничивать ситуации взаимодействия. Игра позволяет нам не только решать различные задачи, но и как охарактеризовал ее Л.С. Выготский игра – это своеобразная “арифметика социальных отношений”.

 В заключение хочу отметить, что коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колосок» создает все условия для того, чтобы дети чувствовали себя счастливыми и были успешными в жизни. Наш детский сад начинается с добра и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого без исключения уважали и ценили, ведь это так важно и взрослому и ребенку - быть признанным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРАКТИКЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а так...

Организация предметно - пространственной развевающей среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО.

рекомендации  по организации предметно - пространственной развевающей среды в период адаптации к ДОУ детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО....

Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Создание образовательного контента для организации игровых сеансов.

Построение предметно-пространственной развивающей среды ДОУ. Образовательный контент – это структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе....

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.   Организация предметно-пространствен...

Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »

Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей  данного возраста ....

Значение организации предметно-пространственной развивающей среды для развития речи детей дошкольного возраста с ММД

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира...