«Ознакомление с мировой музыкальной культурой дошкольников»
консультация (подготовительная группа) на тему

Сначева Ирина Валерьевна

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в формировании личности ребёнка.

         Основная цель педагога – помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, помочь детям в формировании отношения к себе и окружающим.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Создание условий по ознакомлению детей

с местом человека в истории и культуре, формированию

социально-значимых характеристик личности

в процессе культурно-досуговой деятельности

«Ознакомление с мировой музыкальной культурой  дошкольников»

Муз.руководитель,:Сначева И.В.


СЛ 2    Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в формировании личности ребёнка.

         Основная цель педагога – помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, помочь детям в формировании отношения к себе и окружающим.

СЛ3 Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые  возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта

Именно эмоциональная активность дает ребёнку возможность реализовать свои музыкальные способности, становится средством эмоционального общения, важным условием развития эмоциональной отзывчивости на музыку у дошкольников...В эмоциональной атмосфере увлеченности формируются взгляды, позиции детей, складываются общественные связи.

Поэтому мы приобщаем детей к мировой культуре слушая композиторов мировой классики, таких как Шопен, Моцарт, Чайковский, Бетховен и т.д.

А я сейчас более подробно остановлюсь на играх и забавах нашей Руси

СЛ4 ЯРМАРКА (ярмонка) — это «большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар», — такое понятие о ярмарке дает В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка». Это значит, что купцы и прочие торговые люди в определенные дни года съезжались в известном им месте. Сюда они и привозили свои товары. Здесь и происходила купля-продажа, то есть ЯРМАРКА, которая продолжалась не один день, а бывало, и целый месяц

  Самой большой ярмаркой России считалась знаменитая Нижегородская ярмарка.

Понятно, что каждая ярмарка — это, прежде всего место торговли и всяческих сделок, место для дела.

  Именно поэтому ярмарочная площадь становилась еще и местом проведения традиционного досуга — местом гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений.

к примеру, на Нижегородскую ярмарку стремились попасть из разных концов России, чтобы «других поглядеть, себя показать».


сл. 5 Скоморохи.

Скоморохи всегда занимали на ярмарках особое место. скоморохи занимались лицедейством и шутками, чем вызывали гнев властей и церкви.

Сл. 6 Балаган.

Это ярморочное увеселение появилось достаточно поздно, однако быстро приобрел широкую популярность, как среди простого люда, так и среди более знатных сословий. Примечателен тот факт, что именно таким малоприятным названием на Руси обозвали первые народные театры. Играли в балаганах скоморохи, которые развлекали ярморочных зевак не только шутками и песнями, но и театральным действием на специальном помосте. У большинства из них даже был свой владелец. По богатству убранства и оформления балагана, можно было судить и о благосостоянии его хозяина.

Сл 7 Медвежьи пляски и спектакли.

Куда в России без медведей. Медвежьи пляски и медвежьи спектакли действительно были широко распространены на Руси и имели широкую популярность. Как правило, медвежьи выступления разнообразием не отличались, зато их сопровождали язвительные прибаутки медведчика, который веселили публику не меньше, чем сам медведь. Животные выполняли ряд несложных движений, показывая как баба платок завязывает, как мужик штаны  надевает, как зятя тёща угощает и т.д.

Сл. 8 Сапог на столбе.

Особой популярностью эта простая забава пользовалась среди молодых удальцов, которые хотели произвести впечатление на красных девиц. Заплатив всего медяк, каждый желающий и уверенный в своих силах юноша или мужчина мог попробовать залезть на деревянный столб, вкопанный в землю. Наверху такого столба находились новые сапоги – особая ценность в те времена. Коли удалец добирался до вершины, то мог полноправно забрать свой приз. Впрочем, обычно столб был настолько высок, что добирались до сапог единицы. Но такой герой вместе с сапогами получал и расположение девушек. 

Сл.9  Кукольное представление с Петрушкой.

Петрушка всегда был главным героем ярмарочных увеселений. Петрушка - всегда горбатый, носатый, драчливый, озорной и крикливый балагур, который говорил хрипло-писклявым голосом. По сюжету представления Петрушка сватался, устраивался на работу, напивался и попадал в самые разные забавные ситуации.

Сл. 10  Хоровод.

Именно этот простой танец был одним из наиболее древних способов увеселения на ярмарочных гуляниях. В хороводах всегда участвовало большое количество людей. Эта забава обязательно сопровождалась пением и музыкой.

 Хоровод делится на два вида – орнаментный и игровой.

Орнаментные хороводы. Отличительной чертой орнаментного хоровода является движение его участников под песни, в которых нет ярко выраженного сюжета, и которые являются всего лишь музыкальным сопровождением. Участники такого хоровода могут двигаться не только по кругу, но и змейкой, восьмеркой, колонной, использовать различные переходы и перестроения, выстраивая при этом красивые и четкие рисунки, или как их еще называют – фигуры хоровода.

Игровые хороводы. Если в песне представлены действующие лица, конкретное действие и игровой сюжет, то ее содержание разыгрывается исполнителями хоровода с помощью жестов, мимики и пляски, воплощая различные образы и персонажи, песни. Такой хоровод называется игровым. В игровых хороводах часто используются предметы быта, такие как платок, венок, лента, табуретка и многие другие. Рисунки игровых хороводов проще, чем орнаментных. Чаще всего хороводы движутся по кругу, линиями или парами.

Пляски.

О русской пляске говорят, что она разорвала круг хоровода. Пляска на славянских ярмарках была своеобразным соревнованием, в котором молодые парни могли соревноваться друг с другом в удали и прыти.

Девушки вечерами любили шить костюмы,и все это можно показать было в танце.

КАДРИЛЬ — ЕЩЕ ОДИН ВИД РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Ну и конечно же особое место занимали игры.они были массовыми. сейчас мы с вами и поиграем в эти игры

СЛ 11. 

Игра «Гори-гори ясно» ( «Горелки» )

Гори-гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят.

Правило: дети берутся за руки, образуя пары. Пары стоят одна за другой "ручейком".

Впереди "ручейка", в нескольких шагах, стоит ведущий с платком в руках. По окончании песни дети, стоящие последней парой размыкают руки и разбегаются вдоль "ручейка".

Бегут поодиночке к ведущему стараясь выхватить платок. Первый, кому это удалось сделать, остаётся с платком в роли ведущего, а двое остальных (бывший ведущий и не успевший выхватить платок) образуют пару и становятся первыми в ручейке. Игра продолжается со следующей парой детей.

Игра «Колечко-колечко»

Правило: все сидят на лавочке. Выбирается водящий. У него между ладошек лежит колечко или другой маленький предмет. Все держат ладошки сомкнутыми. Водящий с колечком обходит всех и будто бы кладет им колечко. Но кому он положил, знает только тот, кому колечко попало. Другие должны наблюдать и догадаться, у кого находится этот предмет. Когда водящий скажет: «колечко-колечко, выйди на крылечко», тот, у кого оно есть, должен выскочить, а остальные, если догадались, задержать его. Если удалось выскочить, он начинает водить, если нет — водит тот, кто задержал.

Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота

Проходите, господа,

Первой мать пройдет

Всех детей проведет

Первый раз прощается

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Правило: трое - четверо детей стоят в кругу с поднятыми руками, условно являясь "воротами".

Другая часть детей выстраиваются в "цепочку" под песню. Впереди стоящий в цепочке водит их в "ворота", Как песня заканчивается "ворота" опускают вниз руке и те, кто оказался пойманными в кругу, присоединяются к "воротам". Снова поют песню и оставшиеся дети в "цепочке" проделывают то же самое. Играют до тех пор, пока не останется трое - четверо играющих , которые по желанию становятся "воротами", а стоящие в "воротах" начинают ходить "цепочкой". Игра в этом случае продолжается.

Игра «Ручеек»

Правило: играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.
Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку.

СЛ. 12

Спасибо за внимание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ознакомление с мировой культурой"

Презентация для детей старшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум "Ознакомление с мировой музыкальной культурой детей младшего дошкольного возраста"

Семинар-практикум "Ознакомление с мировой музыкальной культурой детей младшего дошкольного возраста"...

Музыкальное прослушивание, как способ ознакомления детей с мировой музыкальной культурой.

Музыкальное прослушивание, как способ ознакомления детей с мировой музыкальной культурой.       Любой разговор о музыке имеет смысл только тогда, когда наряду с ним звучи...

Отчет по теме самообразования «Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников».

Отчет по теме самообразования "Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников"...

Программа по ознакомлению с мировой культурой для старшего возраста

Программа  по ознакомлению с мировой культурой в старшей группе детского сада. Дети знакомятся с культурой народов, населяющих Россию....