Программа кружка по здоровье сбережению "Крепыш" для детей 5-7 лет
материал (старшая группа) на тему

Пищальникова Оксана Анатольевна

Кружок по содействию профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, снижение простудных и других заболеваний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krepysh.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №261» ГОРОДА ПЕРМИ

                                                                                                          Утверждаю___________________________________

Заведующий МАДОУ «Детский сад» №261 г. Перми

                                                 Епанова М.Н.

Программа кружка по здоровьесбережению детей 5-7 лет

«КРЕПЫШ»

2017-2018 учебный год

Руководитель: Пищальникова Оксана Анатольевна


Пояснительная записка

 В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определенные черты характера,  приобретаются жизненно  важные умения и навыки. В связи с этим особая  роль  отводиться правильно организованному физическому воспитанию  в  условиях  детского сада и семьи.

В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, социальные факторы, малоподвижный образ жизни и т. д.  Отклонения в опорно - двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, оказывают не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка.

 Проблема неправильного процесса формирования осанки и стопы, заболевания детьми ОРВИ, существует и нашем детском саду. Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия, укрепление здоровья у дошкольников,  была разработана программа кружка «Крепыш». Данная программа направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Цель:

Создание условий для укрепления  и развития детского организма (содействие профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, снижение простудных и других заболеваний).

Достижение цели возможно при непосредственном решении ряда задач:

  • Оздоровительные задачи
  • Укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Способствовать повышению защитных свойств организма и его устойчивости к различным заболеваниям.
  • Укрепление всех групп мышц, а также опорно – двигательного аппарата; улучшение координации движений.
  • Образовательные задачи
  • Обучение элементарным приёмам самомассажа.
  • Развитие физических качеств личности: силы, выносливости, ловкости, гибкости.
  • Воспитательные задачи
  • Выработка потребности в физических упражнениях и играх.
  • Формирование ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ.
  • Воспитание доброжелательных отношений при выполнении физических упражнений и совместной двигательной деятельности.

Краткая характеристика структуры программы

Занятия рассчитаны на детей  5-7 лет.  Занятия проводятся с сентября по май, 2 раза в неделю по 25 - 30 минут, во второй половине дня.

В группе 12 человек. 

В структуру  занятий тесно вплетены различные виды деятельности: двигательные упражнения, основные виды движения (ходьба, прыжки, оздоровительный бег, упражнения на равновесие и т. д., дыхательная гимнастика, разнообразные виды самомассажа, подвижные игры и игры малой подвижности,  упражнения на релаксацию).

Применяемые физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме занятия, становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности и устраняют имеющиеся нарушения  опорно - двигательного аппарата.


Перспективный план работы с детьми

Месяц (№ ОДД)

Задачи ОДД

Содержание ОДД

Сентябрь 3,4 неделя

(1,2,3,4 ОДД)

Укреплять мышцы  стопы и голени при ходьбе на пятках, носках. Учить детей правильно и последовательно массировать стопы ног. Упражнять в умении выполнять задания в положении лежа на полу.

1 часть: Ходьба  в колонне по одному, на носках с различным положением рук. Бег на носках, змейкой,  ходьба.

2 часть: Массаж стопы и голени (сидя на полу).

- разглаживание стопы ног ладонями рук.

- круговые движения пальцами руки на стопе ног.

- массаж стопы кулачком.

- массаж пальчиков ног.

-разглаживание голени ног « Ласковая ножка».

Ребенок сидит на полу, ноги согнуты в коленях. Ступней одной ноги поглаживает голень другой ноги в направлении от пальцев к колену и наоборот.

     «Ножкой ножку я ласкаю

     Быть здоровой ей желаю»

       А теперь меняемся, гладим, улыбаемся.

3 часть: Упражнения в положении лежа на спине.

  1. Поочередное и одновременное оттягивание носок ног, приподнимая и опуская наружный край стопы (5 раз).
  2.  Согнув ноги и упираясь стопами в пол разведение пяток в стороны (5раз).
  3. Скольжение стопой одной ноги по голени другой, как бы обхватив ее (2-3 раза каждой ногой).
  4. Согнув ноги и упираясь стопами в пол, поочередное и одновременное приподнимание пяток от пола (5 раз).

Ходьба по канату растянутому по полу.

Игра «Загрузи машину»

Дети, стоя в шеренге по очереди (руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног палочки от начала к концу и обратно ( можно в 2 шеренгах).

4часть:

 Дыхательная гимнастика «НАДУВАЕМ ВОЗДУШНЫЙ ШАР»

И.п.: ноги вместе, руки свободно.

Набрать ртом воздух и (сделать глубокий вдох), короткими выдохами

"выдуваем", "как будто надуваем шар" (5раз) - и длинный выдох (сдули шар).

Дозировка: 2 – 3 раза.

Октябрь 1,2 неделя

(5,6,7,8 ОДД)

Продолжать укреплять мышцы стопы и голени при ходьбе и беге (на носках и пятках). Продолжать учить детей правильно, последовательно и эффективно массировать стопы ног. Упражнять в умении выполнять задания из положения лежа на полу. Воспитывать у детей желание заниматься.

1 часть. Ходьба на носках с различным положением рук, чередуя с ходьбой на пятках. Бег змейкой. Построение в круг.

2 часть. Массаж стопы и голени, сидя на коврике.

3 часть. ОРУ (сидя на стульях).

  1. И. п. сидя на стуле катание мяча стопами ног вперед- назад (5-6 раз).
  2. И. п. тоже; обхватить мяч с боков стопами ног, поднимать ноги с мячом вверх- вниз (5-6 раз).
  3. И.п. сидя на полу, обхватить мяч с боков стопами ног, сгибать колени к груди, не теряя мяч (5-6 раз).
  4. И.п. сидя на стуле прокатывание мяча стопами ног поочередно правой и левой ногой. «Каток»

«Я катаю, я катаю, свои ножки разминаю.

Раз вперед, два назад, прокатить я буду рад»

Ходьба по гимнастической скамейке правым (левым) боком, обхватывая ее края сводами стоп (2-3 раза). Ходьба по канату боком приставным шагом в медленном темпе (2-3 раза).

П/И «Увези машину»

Дети, стоя в шеренге по очереди ( руки на поясе спина прямая) передают пальцами ног ниточку, к которой привязана машинка с грузом. (можно в 2 шеренгах).

4часть

 Дыхательная гимнастика «НАДУВНАЯ ИГРУШКА»

И.п.: лежа на полу, ребенок кладет руки на живот.

Взрослый объясняет, что в животе находится шарик, который нужно надуть.

При вдохе шарик надувается, при выдохе — сдувается. На животик ребенку лучше

положить руку и вместе с ним сделать вдох-выдох. Элемент усложнения: на вдохе

малыш поднимает руку (или ногу, или руку вместе с ногой), на выдохе —

опускает. Это упражнение можно постоянно усложнять, меняя задание:

поднимаются одноименные рука и нога, поднимаются разноименные рука и нога и т. д.

Дозировка: 3 – 4 раза.

Октябрь 3,4 неделя

(9,10,11,12 ОДД)

Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног. Разучивание подвижной игры «Страус».

1 часть. Построение в колонну. Ходьба на пятках, на носках и на наружном крае стопы (различные положения рук). Бег с захлестыванием голени. Построение в круг.

2 часть. Массаж стопы и голени ног.

 3 часть. Ору с различными предметами.

1).И. п. сидя на стульчике. Сгибание и разгибание носок ног (5-6 раз).

2). И. п. то же. Захватывание обеими стопами мяча и приподнимание его над полом .(5-6 раз).

3). И.п. то же. Собрать пальчиками ног платочек «гармошкой» под стопы ног. (5-6 раз).

4). И.п. то же.    Пальцами ног попытаться собрать разбросанные по полу карандаши.

«Порядок нужен нам во всем,

Это всем известно,

Все на место уберем

Чисто и полезно.»

5). И.п. то же. Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая от пола носок ног (5-6 раз).

6). Вставание из и. п. сидя «по-турецки», опираясь на кисти и тыльную поверхность стоп.(2-3 раза).

Ходьба босиком по ребристой доске.

Подвижная игра «Страус».

Содержание игры: страус рассыпал по всей площадке предметы, которые предлагает собрать своим птенчикам. Дети собирают камушки, палочки и другие предметы, захватывая их пальцами ног. После чего идут врассыпную с глубоким перекатом стопы до волчьего логова. По команде «Волк» бегом возвращаются домой, волк старается их поймать.

4 часть. Дыхательная гимнастика  «ЗАДУЙ СВЕЧУ»

И.п.: стоя, ноги вместе, руки свободно.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем,

вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом

длительно произносить звук ―у‖.

Дозировка: 2 – 3 раза.

Ноябрь 1,2 неделя

(13,14,15,16 ОДД)

Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног. Продолжать закреплять упражнения в  и. п. сидя на стуле. Воспитывать дружеские взаимоотношения на занятиях

1часть. Ходьба в колонне по одному на носках, на пятках. Бег змейкой. Ходьба гимнастическим шагом. Построение в круг.

2 часть. Массаж стопы и голени ног.

3 часть. ОРУ с предметами.

  1. И.п.: сидя на стуле. Разведение и сведение пяток, не отрывая от пола (5-6 раз).
  2. И. п. то же. Захватывание стопами ног мяча и приподнимание его от пола (5-6 раз).
  3. И.п. то же. Сдавливание стопами резинового мяча (5-6 раз).
  4. И.п. то же. Катание палочки стопами ног (5-6 раз).
  5. И. п. то же. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги стараться подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит груз. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.

         «Тянем, потянем

         Усилие приложим.

         Правой и левой

         Друг другу поможем»

Ходьба по ребристой доске. Ходьба приставным шагом по канату. Игра «Поймай рыбку»

В таз с водой опускаются камешки. Дети пальцами ног ловят рыб.

4 часть.  Дыхательная гимнастика «РУБИМ ДРОВА»

И.п.: руки в замок, перед собой, ноги на ширине плеч.

Поднимаемся на носки, поднимаем руки вверх, делаем глубокий вдох, резко

опускаем со словом "ух".

Дозировка: 3 – 4 раза.

Ноябрь 3,4 неделя

(17,18,19,20 ОДД)

Закреплять навыки правильного и последовательного массирования стопы и голени ног. Учить правильно и четко выполнять физические упражнения.                                                        

1часть. Ходьба на носках с различным положением рук (вперед, вверх, в стороны, вниз)- чередуя с ходьбой на пятках. Бег обычный и с ускорением. Ходьба.

2 часть. Массаж стопы и голени ног, сидя на стуле.

3 часть. О.р.у. на стульчиках с мячом.

1). И.п. сидя на стуле, катание мяча стопами ног вперед- назад (5-6 раз).

2). И. п. сидя на стуле, обхватив мяч с боков стопами ног поднимать ноги с мячом вверх- вниз(5-6 раз).

3). И.п. сидя на стуле. Катание мяч стопами ног поочередно правой и левой (5-6 раз).

4). И.п. сидя на полу, колени согнуты. Поочередно поднимать и опускать носки и пятки, имитируя танец.

            «Пляшут, пляшут ножки, ножки

             Вместе веселятся

            Пяточки, носочки пляшут на песочке»

5). И. п. сидя на полу. Захватывание мяча стопами ног и бросание его.

Игровое упражнение «Играйте в мяч ногами»- два ребенка садятся на пол напротив друг друга и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Потом они берут малые мячи и начинают перебрасываться ими, не беря мяч в руки.

Ходьба по гимнастической скамейке, по мешочкам с фасолью и горохом.

 4 часть. Дыхательная гимнастика «ПАРОВОЗИК»

И.п.: дети встают друг за другом, руки согнуты в локтях.

Ходят по залу, делая попеременные движения руками и приговаривая

«чух – чух – чух».

Дозировка: 20 – 30 секунд.

Декабрь 1,2 неделя

(21,22,23,24 ОДД)

Учить детей выполнять новый вид упражнения во время массажа и при выполнении упражнений в положении стоя. Разучивать новую подвижную игру «Великаны и гномы». Воспитывать интерес к подвижным играм.

1 часть. Построение в колонну по одному. Ходьба на носках, гимнастическим шагом. Ходьба на пятках, с полуприседанием на одну ногу, другую отвести в сторону. Бег с захлестыванием пяток назад «змейкой». Ходьба. Построение в круг.

2 часть. Массаж с дополнением (поколачивание кулачком по стопе ног).

3 часть. О.р.у. стоя на ковре.

  1. И.п.- стоя, ноги вместе, руки на поясе. 1- правую ногу вперед на пятку, 2-3- покачать носком вправо- влево, 4- приставляя правую, исходное положение, 5-8- то же с левой ноги.
  2. И. п.- стоя, ноги вместе руки на поясе, 1- поочередно шаг правой, затем левой ногой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх, 3-4- поочередно шаг правой, затем левой ногой назад на носок, руки на пояс.
  3. приподнимание на носки с  упором на наружный край стопы.
  4.  повороты туловища при фиксированных стопах.
  5. полуприседания и приседания, стоя поперек палки и вынося руки вперед или в стороны.
  6. захватывание пальцами и приподнимание от пола какого-либо предмета.

Прыжки с «кочки на кочку» (2-3 раза).

П./игра «Великаны и гномы» . Ходьба в колонне по одному. На сигнал воспитателя «Великаны» дети идут на носочках, подняв руки вверх, затем следует обычная ходьба. На следующий сигнал «Гномы» - ходьба полуприсядом, и так в чередовании.

4 часть Дыхательная гимнастика «НАСОС».

  1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
  2. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).
  1. Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Декабрь 3,4 неделя

(25,26,27,28 ОДД)

Упражнять детей в ходьбе по наклонной доске. Предложить делать массаж с большим эффектом для стопы. В подвижной игре «Великаны и гномы» укреплять мышцы и связки голеностопного сустава.

1 часть. Ходьба в колонне по одному. Ходьба на носках и пятках - руки на поясе. Бег с захлестыванием пяток назад «змейкой».

2 часть. Массаж (выполнять с большим эффектом).

3 часть. Обще развивающие упражнения.

  1. И. п.- стоя, с сомкнутыми носками, руки на поясе. Поднять пальцы ног кверху, вернуться в исходное положение (8-10 раз).
  2. И.п.- стоя, носки вместе, пятки врозь. Подняться на носки, вернуться в исходное положение (8-10 раз).
  3. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Присесть на всей ступне, вернуться в исходное положение (6-8 раз).
  4. И.п. – сидя на стуле. Сгибание и разгибание стоп (6-8 раз) .
  5. И.п.- сидя на стуле, одна нога на колене другой. Круговое вращение стопы влево - вправо (6-8 раз).
  6. И.п.- лежа на спине, руки лежат вдоль туловища ладонями вниз, ноги выпрямлены. Левая нога стопой скользит по правой голени. То же правой стопой по левой голени (6-8 раз).
  7. И.п.- сидя на стуле. Сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами мячом (6-8 раз).

   П./игра « Великаны и гномы». Ходьба по наклонной.

 доске, по мешочкам с горохом и фасолью.

4 часть. Дыхательная гимнастика «ПИЛИМ ДРОВА»

Исходное положение сидя. Дети поворачиваются друг к другу. Берутся за руки правыми руками и выполняют движения, имитирующее пиление дров. При этом движения руки от себя выполняют на выдохе, движение руки на себя - на вдохе. Следить, чтобы вдох производился носом, а выдох ртом.

Январь 3,4 неделя

(29,30,31,32 ОДД)

Для суставов, мышц и связок выполнять движения с бруском. В подвижной игре «Страус» уметь собирать камешки стопами ног и приподнимать их.

1 часть. Построение в шеренгу. Ходьба на внешней и внутренней стороне стопы. Бег «змейкой», с захлестыванием голени назад. Ходьба гимнастическим шагом.

2 часть. Массаж стоп и голени.

3 часть. О.р.у. с бруском.

1). И. п.- сидя на полу, ноги согнуты в коленях под прямым углом, под пятками брусок. Поднимать и опускать носки ног (6-8 раз).

2). И.п. - сидя на полу, брусок под носками. Поднимать и пятки ног (6-8 раз).

3) И.п. то же. Ноги соединены брусок под пятками. Развести носки в стороны и свести их, не отрывая стопы от пола(6-8 раз).

4) И. п. то же. Ноги соединены брусок под носками. Развести и свести пятки, не отрывая ног от пола (6-8 раз).

5) Ребенок, сидя на полу, с выпрямленными ногами, описывает ступнями круги в разные стороны.

Ходьба по гимнастической скамейке боком, обхватывая края сводами стоп.

 П./игра «Гуси».

Дети – «гуси» ходят на корточках «Гусиным шагом». По команде: «Коршун» - встают, машут руками – «Крыльями», убегают. «Коршун» ловит «Гусей».

Ходьба « Лисички»- мягкая, крадущаяся ходьба на носочках. «Кабанчики»- тяжелая ходьба на пятках.

« Мишки»- неуклюжая ходьба на внешней стороне ступни, с поджатыми внутрь пальцами.

4 часть.  Дыхательная гимнастика «АХ! ОХ! УХ!»

И.п.: стоя, ноги вместе.

Поднять руки вверх одновременно набрать воздух, сделать глубокий

вдох. Резко опустить руки и выдохнуть. Можно сопровождать выдох словами

(ах, ох, ух).

Дозировка: 2 – 3 раза.

Февраль 1,2 неделя

(33,34,35,36 ОДД)

Укреплять мышцы стопы и голени при различных видах ходьбы. Воспитывать усидчивость при выполнении упражнений.

1 часть. Ходьба друг за другом на носках на пятках. Ходьба на

наружных краях стопы, на внутренних. Легкий бег на носочках.

2 часть. Массаж стопы и голени ног.

3 часть. Обще развивающие упражнения.

1). И.п.- сидя на полу, колени согнуты. Сгибая пальцы ног, подтягивать пятку вперед до тех пор, пока пальцы касаются пола. Делаем сначала правой потом левой ногой. (8-10 раз).

         «Носок от пятки убегает

         Но та никак не отстает».

2). И.п.- сидя на полу, колени согнуты. Плотно прижав ступни друг к другу, пытаться выпрямить ноги , имитируя скольжение лодочки по воде. (8-10 раз).

 «Лодочка вперед плывет. На волнах качается.

          Наш сегодня капитан в море отправляется».

3). И. п.- лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу. (8-10 раз).

4)И.п.- сидя на полу, с выпрямленными ногами. Описывать ступнями ног круги в разных направлениях.

          «Крутится, вертится маленькая мельница.

          Крутится, вращается. У нас все получается».

5). И.п.- стоя на ковре, разводить и сводить прямые ноги ,не отрывая подошвы от пола. (8-10 раз).

Прыжки на месте с небольшим продвижением вперед, бесшумно на носках.

Ходьба по гимнастической скамейке боком, обхватывая края сводами стоп.

Малоподвижная игра «Змея». ( Дети стоят по кругу, воспитатель говорит:  «Я - змея без хвоста, Соня, хочешь быть моим хвостом?». Если ребенок отвечает утвердительно, воспитатель приглашает его проползти на четвереньках между его ног и встать сзади него, широко расставив ноги. Воспитатель держит его за руки сзади. И так далее повторяет каждый ребенок. Дети ползут на четвереньках между ног воспитателя и детей, и встают сзади, положив руки на плечи предыдущего ребенка. Затем воспитатель с длинным «хвостом» идет по группе – это ползет «змея».

4 часть.  Дыхательная гимнастика «УДИВЛЯЕМСЯ»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела.

Делаем глубокий вдох через нос, одновременно поднимая плечи. Затем

плечи опустить – сделать выдох.

Упражнение делается в быстром темпе.

Дозировка: 3 – 4 раза.

Февраль 3,4 неделя

(37,38,39,40 ОДД)

Совершенствовать новый способ последовательности массажа стопы ног. Побуждать детей выполнению упражнений на гимнастических скамейках.

1 часть. Ходьба в колонне по одному. Ходьба спиной вперед, на носках и на пятках. Бег боковым галопом вправо (влево). Ходьба.

2 часть. Массаж:

1).Подошву и тыльную сторону стопы растирать по направлению от пальцев к голеностопному суставу.

2) Пальцами обеих рук разминать и растирать основание пальцев ног с подошвенной стороны.

3) Поглаживающими движениями массировать стопу, охватывая ее обеими руками.

3 часть. О.р.у. на гимнастической скамейке.

  1.  и.п.- сидя на скамейке верхом, вставать на носки в положении полу присев(6-8 раз).
  2. И.п.- сидя на полу , лицом к скамейке, руки в упоре сзади, ноги согнуты в коленях. Вытягивать ноги и доставать носками ног края скамейки.(6-8раз).
  3. И.п.- стоя лицом к скамейке, запрыгивать на нее и спрыгивать задом (6-8 раз).  
  4. И.п.- стоя боком к скамейке, прыжки вокруг нее на носочках (3-4 раза).
  5. И.п.- сидя на скамейке, рисовать на листе бумаги карандашом, зажатым пальцами одной ноги, другая нога придерживает лист.

« Рисовать умею я разные фигуры

  Как приятно совмещать все это с  физкультурой»

Прыжки с кочки на кочку. Бег по ребристой дорожке.

Ходьба «Лисички», «Кабанчики», «Мишки».

4 часть.  Дыхательная гимнастка «ЛЫЖНИК»

И.п.: стоя, одна нога вперед, другая назад.

Имитируя ходьбу на лыжах, выдох через нос с произношением звука «м-м-

м-м-м».

Дозировка: 25 – 40 секунд.

Март 1,2 неделя

(41,42,43,44 ОДД)

Формировать умения выполнять упражнения для ног в положении сидя. По желанию организовать с детьми подвижную игру. Для лечебного массирования точек стопы использовать массажные коврики из пуговиц.

1 часть. Ходьба в колонне по одному. Ходьба спиной вперед, на носках и на пятках. Бег боковым галопом вправо (влево). Ходьба.

2 часть. Массаж стопы ног с помощью массажного коврика.

3 часть. Обще развивающие упражнения.

1). И.п.- сидя на стуле, ноги вместе согнуты под прямым углом. Поднимать и опускать носки ног, надавливая при этом на пол, имитируя сгребание ими песка (6-8 раз).

2) И.п.- сидя на полу, руки в упоре сзади. Активное сгибание стопы (18-20 раз).

3). И.п.- то же, ноги вытянуты. Согнуть левую ногу и поставить ее на носок за коленом правой ноги. То же сделать другой ногой (по 6-8 раз).

4).И.п.- сидя на  полу ноги согнуты в коленях. Карандашом, зажатым пальцами ноги, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой.

5). И.п.- сидя на стуле. Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, трапецию).

П./игра «Зайцы и волк».

По команде: «Зайцы» - дети прыгают по залу.

По команде: «Волк» - «Зайцы» бегут в домики на массажные коврики. «Волк» старается поймать «зайцев».

 4 часть.  Дыхательная гимнастика «РОТ НА ЗАМОЧКЕ»

И.п.: стоя, ноги вместе, руки свободно.

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на

―замочек‖, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет,

Не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Дозировка: 2 – 3 раза.

Март 3,4 неделя

(45,46,47,48 ОДД)

Продолжать закреплять у детей умение выполнять упражнения в положении стоя на полу. Учить ходьбе на четвереньках, опираясь на стопы и ладони в подвижной игре «Соревнования черепашек».

1 часть. Ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стопы. Бег змейкой. Гимнастическая ходьба.

2 часть. Массаж стопы и голени ног.

3 часть. О.р.у. стоя на полу.

  1. Стоя на наружных сводах стоп, выполнять упражнение полу присед (6-8 раз).
  2. Стоя в основной стойке, руки на поясе. Поднять пальцы  ног кверху, вернуться в и.п. (10-15 раз).
  3. Стоя носками внутрь, пятками наружу. Подняться на носки, вернуться в исходное положение (10 раз).
  4. Стоя, правая (левая) нога впереди носка левой (правой) ноги, след в след. Подняться на носки (8-10 раз).
  5. Стоя на носках, повернуть пятки наружу и вернуться в исходное положение (8- 10 раз).
  6. Стоя, стопы повернуть внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях , также медленно выпрямить их, вернуться в и. п. (6-8 раз).
  7. Стоя, поднять левую (правую) ногу, повернуть стопу наружу, затем внутрь. Повторить 4-6 раз каждой ногой.
  8. Стоя, поднять левую (правую) ногу. Разгибать и сгибать стопу (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполнять в быстром темпе 10- 12 раз каждой ногой.
  9. Захватив пальцами ног карандаш, ходить 30-40 секунд.

Прыжки с «кочку» на «кочку». Ходьба по канату боком, приставными шагами. Игра «Сидячий футбол».

Дети сидят по кругу, руки в упоре сзади, ноги согнуты. Отталкивают мяч от себя сидящему напротив.

Игры, укрепляющие дыхательную систему

4 часть.  Дыхательная гимнастика. «ДРАКОНЧИКИ»

И.п.: ребенок лежит на животе, руки прижаты к груди, голова — на полу.

На выдохе ребенок поднимает голову и грудь, высунув язык и издавая звук,

как будто дракон извергает огонь. Таким образом, осваивается глубокий выдох.

На медленном вдохе ребенок опускается в исходное положение. Это упражнение

хорошо делать вместе с родителем друг напротив друга, как два дракона.

Дозировка: 3 – 4 раза.

Апрель 1,2 неделя

(49,50,51,52 ОДД)

Развивать «мелкую моторику» пальцев ног. Закреплять умение выполнять упражнения в положении лежа на спине. Воспитывать интерес к занятиям.

1 часть. Ходьба с остановками. Ходьба на наружных краях стоп.  Легкий бег на носочках.

2 часть. Массаж стопы и голени ног.

Гимнастика для пальцев ног:

  «Вот так пляшет наш Большак,

  И вот этак и вот так!»

( Изо всех сил шевелить большими пальцами ног).

«Он один впереди,

Остальные сзади»

( Шевелить всеми пальцами ног).

«Дед Егор срубил забор

Щели да дыры, чтобы виден был вор»

( Развести пальцы ног как можно шире, а потом с силой сжать их).

«Пять и пять пошли гулять,

Вот и стало – два по пять»

( По возможности развернуть ступни ног друг к другу, соединять их, делая «волну»,- по очереди совмещать пальцы ног, от мизинца к большому пальцу).

Предложить детям карандаш и лист бумаги для рисования пальчиками ног геометрических фигур.

3 часть. О.р.у. лежа на спине.

  1). Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы вместе, упираются в пол. Активно разводить пятки в стороны(10-12 раз).

  2).Лежа на спине, оттягивать носки (подошвенное сгибание) с одновременным поворотом стопы внутрь (10-12 раз).

  3). Лежа на спине, ноги согнуты в коленях и упираются в пол. Поочередно и одновременно отрывать пятки от пола. (10- 12 раз).

4). Лежа на правом (левом) боку, ноги вытянуты. Сгибать левую (правую) ногу в коленном суставе, оттягивая носок. Усиливать сгибание с помощью руки (10-12 раз каждой ногой).

5). Круговое движение ногами «велосипед» с акцентом на движения стопами (1-2 минуты).

Ходьба «Лисички», «Кабанчики», «Мишки».

Ходьба по гимнастической палке.

 Игра «Куры».

Ребенок стоит наклонившись, свободно свести руки – «крылья» и опустив голову. Произносит: «Так, так, так», - одновременно похлопывая себя по коленям, - выдох, выпрямляется. Поднимает руки и плечи – выдох. Повторяя 3-5 раз.

4 часть. Дыхательная гимнастика « КАША КИПИТ»

И.п.: сидя на ногах, одну руку положить на живот, другую на грудь.

Втянуть живот и набрать воздух в грудь – сделать глубокий вдох через нос.

Затем выпятить живот – делаем вдох.

При выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф».

Дозировка: 2 – 3 раза.

Апрель 3,4 неделя

(53,54,55,56 ОДД)

Упражнять детей в умении прыгать в длину с места и приземляться на две ноги, полусогнутые в коленях. Закрепить умение ползать в быстром темпе по доске на ступнях и ладонях. Воспитывать у детей усидчивость.

1 часть: Ходьба в колонне по одному. Перестроение в пары. Прохождение парами через середину зала. Размыкание и смыкание приставным шагом боком. Бег врассыпную: «Аист», «Зайцы». Ходьба.

2 часть: 1 этап. Массаж.

2 этап. Упражнения, лежа на спине.

1) Поочередное и одновременное оттягивание носков ног, приподнимая и опуская наружный край стопы (30с).

2) Согнув ноги и упираясь стопами в пол, разведение пяток в стороны

3) Скольжение стопой одной ногой по голени другой, как бы обхватив ее

4) Согнув ноги и упираясь стопами о пол, поочередное и одновременное приподнимание пяток от пола

3 этап. Основные движения:

а) Прыжки в длину с места (2-3раза)

б) Ползание по доске на ступнях и ладонях (2-3раза).

4 этап. Подвижная игра: «Турпоход»

3  часть: Ходьба.

4 часть.  Дыхательная гимнастика «САМОЛЕТ»

И.п.: ребенок сидит на полу на коленях. Руки разведены в стороны: это крылья

самолета. Ладони сжаты в кулачки с отогнутым большим пальцем: это

проблесковые маячки, которые мигают, когда самолет летит.

На вдохе большие пальцы поднимаются вверх, на выдохе опускаются вниз.

Усложненный вариант: на вдохе правый палец — вверх, левый палец — вниз.

Взрослый обязательно присутствует при выполнении упражнений, дает задания и

наблюдает за правильностью выполнения.

Дозировка: 3 – 4 раза.

Май 1,2 неделя

(57,58,59,60 ОДД)

Закрепить умение переходить с одного пролета гимнастической стенки на другой. Формирование умения выполнять упражнения для ног в положении стоя. По желанию организовать с детьми подвижную игру. Для лечебного массирования точек стопы внести веточки сосны

1 часть: ходьба в колонне. Ходьба на носках, на внешней стороне стопы. Бег семенящим шагом. Ходьба. Построение в круг.

2 часть: 1 этап. Массаж (тот же).

2 этап. Упражнения выполняемые стоя.

1) Приподнимание на носки с упором на наружный край стопы

2) Повороты туловища при фиксированных стопах

3) Упражнение «Ласточка» с последующим поворотом туловища в сторону опорной ноги.

4) Полуприседания и приседания, стоя поперек палки и вынося руки вперед или в стороны.

5) Захватывание пальцами и приподнимание от пола каких- либо предметов.

3 этап. Основные движения.

а) лазание по гимнастической стенке, переходя с одного пролета стенки на другой (2-3раза)

б) ходьба по сосновым веточкам (2-3раза)

4 этап. Подвижная игра: по желанию детей.

3 часть: игра на внимание с карточками.

4 часть.  Дыхательная гимнастика «БОЛЬШОЙ МАЯТНИК»

И.п.: стоя, ноги расставлены на ширине плеч, руки свободно опущены.

Это движение - комплекс самых результативных упражнений "насоса" и

"обними плечи". В темпе шагов выполняются наклоны вперед, руки тянутся к

земле - вдох, наклон назад, руки обнимают плечи - тоже вдох. Выдох свободный,

произвольный без всяких усилий.

Дозировка: 3 – 4 раза.

Май 3,4 неделя

(61,62,63,64 ОДД)

Разучить новый комплекс массажа голени и стопы ног для стимуляции активных точек. Закрепить упражнения из каждого вида по одному. В подвижной игре «Сапожник» уметь двигаться с притопами под музыку.

1 часть: Ходьба в колонне. Ходьба на носках змейкой между конусами. Бег змейкой. Ходьба. Перестроение в круг.

2  часть: 1 этап. Массаж.

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами рук.

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

г) Похлопать подошву ладонью.

д) Покатать ногами палку, несильно нажимая на неё.

е) Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

2 этап. Упражнения из положения, лежа на полу, сидя на стуле, стоя и в ходьбе.

1) Согнув ноги и упираясь стопами в пол, разведение пяток в стороны (30с) (лежа на полу)

2) Подгребание пальцами ног матерчатого коврика (30с) сидя на стуле.

3) Полуприседания, стоя поперек палки и вынося руки вперед или в стороны (30с)

4) ходьба по дорожке со следами

3 этап. Основные движения

Расставить пособия и оборудования для свободного выполнения движений.

4 этап. Подвижная игра: «Запасливые хомячки». Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. По команде: «Хомячки» - дети надувают щеки и гуляют по залу. По команде: «Хомячки в домике» - дети приседают, хлопают себя по щекам. Игра повторяется 2-5 раз.

3 часть: «Летает -не летает». Ходьба.

4 часть.  Дыхательная гимнастика «ОБНИМИ ПЛЕЧИ»

И.п.: стоя, ноги расставлены на ширине плеч, руки свободно опущены.

Лѐгкие имеют конусообразную форму - узкие вверху и расширяющиеся к

основанию. Упражнение направлено на заполнение лѐгких от верхушек до дна, не

искажая их форму. Поднять руки на уровень плеч, согнуть их в локтях. Повернуть

ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросить руки

навстречу друг другу так, чтобы левая обняла правое плечо, а правая - левое, то

есть, чтобы руки двигались параллельно друг другу в темпе прогулочных шагов.

Одновременно с каждым броском повторять короткие шумные вдохи.

Дозировка: 3 – 4 раза.


Список литературы

1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1983.

 2. Алямовская В. Г. Технология разработки базовой и профильной оздоровительной программы // Дошкольное образование, 2005.

 3. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века. - М., АРКТИ, 2001.

 4. Беззубцева Г. В., Ермошина А. М. В дружбе со спортом: Конспекты занятий с детьми 5-7 лет в спортивном зале и сценарии спортивных праздников по мотивам детских сказок и мультфильмов. - М., Издательство ГНОМиД, 2003.

 5. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2005.

 6. Бычкова С. С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. - М., АРКТИ, 2002.

 7. Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства. Дошкольное воспитание № 1 / 2004.

 8. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005.

 9. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / Сост. Н. А. Ноткина. - СПб.: Образование, 1993.

 10. Доронова Т. Н., Голубева Л. Г. и др. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. - М. : Просвещение, 2002.

 11. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми. - М. : Просвещение, 2003.

 12. Егоров Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми // Дошкольное воспитание № 12 / 2001, стр. 10.

 13. Зарипова Т. П., Ушакова Т. А. Планирование оздоровительной работы // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004, стр. 32.

 14. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М., Медицина, 1989.

 15. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. М. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Схемы и таблицы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

 16. Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечебной физкультуры, воспитателей и родителей. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005.

 17. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание № 5 / 2004, стр. 66.

 18. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Ослабленный ребенок: Развитие и оздоровление. - М. : Институт ДО и СВ РАО, 2003.

 19. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2002.

 20. Логинова В. И., Т. И. Бабаева Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» Санкт-Петербург, издательство «Акцидент» 1997г.

 21. Макарова З. С., Голубева Л. Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

 22. Милюкова И. В. Евдокимова Т. А. Лечебная гимнастика при нарушении осанки и коррекции плоскостопия у детей. - М. : Издательство Эксмо; СПб.: Сова, 2003.

 23. Моргунова О. Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ: Из опыта работы. - Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005.

 24. Панкратова И. В., Юдина И. И. Растим здоровое поколение // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004, стр. 66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Школа здорового человека"

рабочая программа кружковой работы рассчитана на 4 учебных года (младшая -подготовительная группа)...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка "Растем здоровыми" подготовительная группа

Реализуемая цель Формирование здорового образа жизни  у детей старшего дошкольного возраста средствами инновационных здоровьесберегающих технологий....

Программа кружка "Расту здоровым!" Подготовительная группа.

Цели,задачи,актуальность.Также представлен план по созданию здоровьесберегающих условий....

Программа кружка "Азбука здоровья"

Программа кружка "Азбука здоровья"....

Рабочая программа кружка «Тропинка здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

Чтобы удовлетворить потребность детей в двигательной активности в детском саду проводится дополнительный кружок по физическому развитию.Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного ...

Программа физкультурно-оздоровительный кружка "Минутки здоровья" для детей 3-7 лет

Образовательная программа дополнительного образования по ОФП "ЛФК" в физкультурно-оздоровительном кружке "Минутки здоровья" для детей 3-7 лет...