Тематическое планирование работы с детьми с ОВЗ по теме "Осень. Деревья"
календарно-тематическое планирование на тему

Данный материал разработан по теме "Осень. Деревья" для детей с ограниченными возможностями здоровья (неговорящими).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_osen._derevya.docx297.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели:

                                                                                                                       

http://foto-kartinki.com/kartinky/kartinky/752/14.jpg

Цель:

привлекать внимание детей к окружающему миру, учить наблюдать явления живой и неживой природы; создать комфортные педагогические условия для включения каждого ребёнка в обследование различных органов чувств (как пахнет осень – опавшими листьями – обоняние; какого цвета листья – зрение; ветерок качает деревья – слух); знакомить детей с деревьями, частями дерева, с понятием «листопад». Вызвать эмоциональный отклик, желание наблюдать за происходящими изменениями в природе.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

                                       ПОНЕДЕЛЬНИК

Утро

- Игра-упражнение "Утреннее приветствие". Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.

- Утренняя гимнастика.

Цель: способствовать укреплению здоровья детей, создавать бодрое, жизнерадостное настроение, воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

- Пальчиковая гимнастика «Осень».

Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

- Д/и «Найди желтый листочек» с Олей. Цель: формировать цветовое восприятие, находить и показывать желтый цвет, участвовать в совместной деятельности, развивать интерес к природе.

- Настольная игра «Что где растёт» с Ярославом (овощи-фрукты).

- Д/и с Ирой «Найди листок, какой покажу».

- Продолжать развивать у детей навыки личной гигиены (мытьё рук, умывание, вытирание их насухо). Учить не брызгать воду на пол.

- Учить правильно  пользоваться ложкой Ирину.

- Свободная деятельность детей в центрах активности.

Игры с любимыми игрушками.

- Сюжетно-ролевая игра «Уложим куклу спать». Цель: формировать игровые навыки, развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.

- Внести сюжетные картинки с изображением осенних пейзажей.

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

ОД

9.20 - Ознакомление с окружающим «Деревья». Цель: формировать представления о деревьях, растущих в ближайшем окружении (клён, берёза); продолжать знакомить с изменениями, происходящими с деревьями осенью. Развивать зрительное и слуховое внимание. Воспитывать бережное отношение к природе.

10.45-11.05 – Физическая культура (адаптивная).

Прогулка

- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.

- Наблюдение «Деревья: клен осенью».

Задачи: на эмоционально-чувственной основе подводить детей к пониманию того, что осенью листья деревьев постепенно меняют свою окраску. Отметить, что на одном дереве есть листья разного цвета.

- Худ. слово: ст-ие «Осень».

Осень с листьями играет,

Листья с веток обрывает.

Листья желтые летят

Прямо на руки ребят.

- П/и «Листья и ветер». Цель: формировать умение двигаться с предметами.

- Инд. работа с Ярославом – ориентация в пространстве.

- Физминутка «Деревья».

Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- Учить Дениса самостоятельно снимать обувь, аккуратно ставить в шкаф.

- «Раз ступенька, два ступенька». Цель:  отработка шагов при движении по лесенке.

- Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Игры с выносными игрушками.

Трудовые поручения: собрать веточки на участке.

Цель: приучать самостоятельно выполнять посильные трудовые действия.

Работа перед сном

- Коррекционно -  развивающая игра «Минутки тишины».

- Формировать умение при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.

Вечер

- Воздушные и водные процедуры. Задачи: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка; воспитывать положительно - эмоциональный настрой после сна; формировать начальные представления о необходимости закаливания.

- Чтение стихотворений об осени: Е. Трутнева «Ходит-бродит осень», рассматривание

иллюстраций. Цель: познакомить детей с произведением, формировать умение слушать стих-ия. Учить видеть красоту художественного слова.

Упражнение «Игрушки для Мишки и Мишутки». Цель: побуждать детей подбирать картинки по словесному указанию на основании величины предмета, развивать функцию обобщения.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»: игровая ситуация «Кормление кукол».

Цель: учить детей придумывать несложный сюжет, выполнять взятую на себя роль,

использовать в игре предметы-заместители, в том числе природный материал.

Внести иллюстрации с осенними пейзажами, картинки (игрушки) с изображением предметов разной величины.

Прогулка

- Наблюдение за изменениями в природе. Цель: обогатить эмоциональную составляющую восприятия детьми золотой осени.

- П/и «Пузырь». Цель: продолжать учить детей становиться в круг; делать его то шире ,то уже, согласовывать движения со словами.

ИГРА - УПРАЖНЕНИЕ «Утреннее приветствие»

Мы сначала будем хлопать-

Хлоп-хлоп-хлоп!!!

А потом мы будем топать-

Топ-топ-топ!!!

А затем мы повернемся

Вот так, вот так!!!

И друг другу улыбнемся

Вот так, вот так!!!

Пальчиковая гимнастика «ОСЕНЬ»

Осень, осень к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

(стучим пальцем левой руки по ладони правой)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождь и ветер принесла.

Пожелтел зеленый сад,

Листья кружатся, летят.

(трем ладонью о ладонь)

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Листья кружатся, летят.

Физминутка "Деревья"

Летом ярко светило солнышко.   (Растопыриваем пальцы перед собой)

Тёплый ветерок обдувал деревья.   (Машем на себя ладошками)

Тёплый дождик мыл зелёные листочки.   (Кончиками пальцев трём щёчки)

А потом лето кончилось, пришла осень.

Холодный дождик стучал по листьям.   (Стучим кончиками пальцев по щёчкам)

Холодный ветер раскачивал деревья.   (Качаемся из стороны в сторону)

Листья пожелтели и упали на землю.   (Приседаем, потом встаём)

 Упражнение «Игрушки для Мишки  и Мишутки»

Цели:

1. Продолжать знакомить с понятиями «большой» - «маленький».

2.  Формировать умение выбирать из ряда самый большой по величине предмет, маленький.

3.  Развивать внимание, память, наглядно-действенное мышление, общую и мелкую моторику кистей рук.

5.  Воспитывать желание правильно выполнить задание.

Оборудование: 2 медведя, большие и маленькие игрушки.

1.  Упражнение «Где большой, где маленький?».

-  Где большой кораблик (мяч, кубик и т.д.)? (Вот большой кораблик (мяч, кубик и т.д.).

-  Где маленький кораблик (мяч, кубик и т.д.)? (Вот маленький кораблик (мяч, кубик и т.д.).

—  Какой это мяч? (Это маленький мяч. Это большой мяч.) И т.д.

2.  Физкультминутка.

3.  Игра «Разбери и собери пирамидку».

Предложить детям рассмотреть пирамидки, разобрать их, найти и показать самое большое и самое маленькое кольца.

—  Где самое большое кольцо?

—  Где самое маленькое кольцо?

Затем предложить собрать пирамидку по образцу, соблюдая принцип нахождения каждый раз самого большого кольца. Последнее колечко маленькое. Закрыть пирамидку колпачком.

После этого попросить детей еще раз самостоятельно разобрать и собрать пирамидку.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

       ВТОРНИК                                                        ВТОРНИК 17.10.

Утро

Игра-упражнение "Утреннее приветствие". Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.

- Утренняя гимнастика.

Цель: способствовать укреплению здоровья детей, создание бодрого, жизнерадостного настроения, воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

- Пальчиковая гимнастика «Деревья». Цель: развивать мелкую моторику.

-  Д/и «Подбери листочки по цвету» (с Ириной).

- Упражнение «Посмотри и покажи» с Денисом. Цель: учить показывать называемые объекты (туча, листок, лужа, дождь).

-Д/игра «Соберём букет из листьев» с Олей, Ярославом.  Цель: продолжать

формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; знакомить с понятиями много, один.

Продолжать формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить организованно занимать свои места за столом, самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку.

- Свободная деятельность детей в центрах активности.

- Труд в центре природы «Учимся поливать цветы». Цель: учить детей поливать цветы, познакомить с элементарными правилами полива.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

ОД

9.00 – 9.20 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ / Индивидуальная работа логопеда с детьми.

9.30 – 9.40 - Аппликация «Осеннее дерево». Задачи: расширять представления детей об изменениях в живой природе осенью (все листья были зеленые, а теперь стало много желтых). Конструировать «осеннюю» крону лиственных деревьев с помощью клочков бумаги желтого цвета. Использовать изобразительные средства (цвет, ритм) для создания выразительного образа лиственного дерева. Отрабатывать навыки разрывания листа бумаги на мелкие кусочки (листочки).

10.05 – 10.20 - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (адаптивная).

Прогулка

- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.

- Наблюдение за деревьями, рассматривание осенних листочков. Цель: продолжать знакомство с признаками осени, расширять представление об осенних красках, учить видеть красоту осеннего пейзажа; продолжать знакомить на эмоциональной основе с осенними явлениями;  ввести понятие «листопад».

- П/и «Весёлый колокольчик». Цель: учить внимательно слушать и слышать звук, упражнять  в спокойном беге.

- Игра «Большой - маленький». Цель: способствовать сенсорному воспитанию (воспитатель раздает детям большие и маленькие осенние листья и предлагает сравнить их: «Какой лист у Ани? (У Ани большой лист.) А у Оли? (А у Оли маленький листочек.) Какой лист у Ярослава?».

- Физминутка

«Дует, дует ветер».

/У детей в руках листочки/

Дует, дует ветер, дует, задувает,

( поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону).

Желтые листочки с дерева срывает

(Опускают руки вниз).

И летят листочки с ветки на дорожку,        

(Кружатся, бросают листочки на пол).

И бегут по листьям маленькие ножки.        

(бегут по кругу на носках).

Дети прибежали, листочки все собрали.        

(собирают листочки).

Вот какой у нас букет!        

- Закреплять умение надевать обувь, штаны, свитер, застёгивать куртку с помощью взрослого.

 - Упражнение «Осенние листочки». Цель: развивать навыки правильного дыхания.

- Сбор игрушек после игры в корзину. Цель: учить детей наводить порядок, формировать положительное отношение к труду.

Самостоятельные игры с выносными игрушками.

Совместные игры с воспитателем. Цель: содействовать налаживанию контактов между детьми и взрослыми.

Работа перед сном

- Коррекционно -  развивающая игра «Минутки тишины».

- Формировать умение при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.

- Чтение сказки И. Ревю «Осенний наряд».

Вечер

- Воздушные и водные процедуры. Задачи: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка; воспитывать положительно - эмоциональный настрой после сна.

- Чтение стихотворения Т. Казаковой «Листок и ветерок».

- Игровые действия с листьями:

наступила осень, стало холодно, листья с деревьев опадают. Послушайте стихотворение «Листок и ветерок»:

Подул осенний ветерок,

(дети дуют)

Сорвал с дерева листок,

Поиграл с ним, покружил

И на землю опустил.

(кружатся с листьями и опускают

их на пол)

Подул снова ветерок,

Подхватил с земли листок, (поднимают листочки, кружатся

с ними)

Снова тихо покружил

И в ручей лист опустил.

(опускают листья в ручеек)

По воде листок плывет

Словно крошка-пароход.

Конструктивно-модельная деятельность: игры со строительным материалом: постройка мебели для кукол.

Задачи: формировать умение создавать из строительного материала предметы мебели для

кукол, умение плотно прикладывать кирпичики друг к другу развивать конструктивное творчество.

Внести осенние листочки, строительный материал (кирпичики).

Прогулка

- Наблюдение: рассматривание деревьев на участке. Цель: определить признаки осени, поддержать интерес к познанию природы.

- Физминутка «Деревья». Цель: продолжать учить выполнять движения согласно текста.

Пальчиковая гимнастика «Деревья».

Всем в лесу на удивленье

(трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья:

(открывают ладони и растопыривают пальчики)

Вот упёрлась в небеса

Вся смолистая сосна.

(соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

Распустила ветви – косы

Белоствольная берёза.

(«фонарики» с движением сверху вниз)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер

(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

Шелестят листвой деревья,

(трут ладони друг о друга – «шуршат»)

Словно разговор ведут,

(стряхивают ладони)

Руки – ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут.

Сказка про осеннее дерево

Сказка про осеннее деревоОсеннее дерево живёт совсем по другим законам, чем летнее или зимнее. Нравится ли деревьям осенний наряд? Одной нашей знакомой осинке одеяния, которые дарила царица Осень, пришлись не по вкусу. Чем всё это закончилось?

Сказка «Осенний наряд» (Автор: Ирис Ревю)

Жила-была осинка. Все знают, что осина – это дерево. Но наша осинка быть деревом не хотела.

Почему?

Так-то осинку всё устраивало, но уж больно не хотелось ей осенью сбрасывать листву.

Услышала ель, что осинка не хочет менять летнюю одежду на зимнюю и решила поговорить с ней.

— Оставайся как я, вечнозеленой, — предложила ель.

Осинка с интересом посмотрела на неё.

— Попробую, — решила она.

Осенью все деревья собрались на осенний бал, надели новые красивые наряды: березы – золотистых цветов, клены – пурпурно-красных.

— А ты что стоишь скромная, зеленая, как бедная родственница? – спрашивали её другие деревья.

Поначалу осинка бойко отвечала всем, что ей так нравится. Но на самом деле она почему-то ощущала себя нездоровой. День шел за днем, а осинка чувствовала себя всё хуже и хуже. И тут она поняла, что царица Осень неспроста дарит разноцветные наряды. Так лучше для здоровья самих деревьев. Таким образом они готовятся к зиме.

Рано утром осинка с радостью сменила летний наряд на осенний.

Она почувствовала себя легко и свободно!

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

                                                    СРЕДА  

Утро

- Игра-упражнение "Утреннее приветствие". Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.

- Утренняя гимнастика.

Цель: способствовать укреплению здоровья детей, создание бодрого, жизнерадостного настроения, воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

- Пальчиковая гимнастика «Деревья». Цель: развивать мелкую моторику.

- Игры в центре сенсорного развития с Аней, Олей: учить различать цвета.

- Действия с предметами: д/и «Собираем пирамидку» (с Ирой). Цель: учить подбирать колечки по величине и цвету. Развивать внимание, формировать умение сопоставлять, сравнивать.

- Дыхательная гимнастика «Ветерок» с Денисом.

Цель: тренировать навык правильного носового дыхания; формировать углубленный выдох.

Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить применять их на практике, учить пользоваться салфетками, правильно держать ложку.

- Свободная деятельность детей в центрах активности.

- Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Семья»: игровое упражнение «Положим куклу

Машу спать»; чтение потешки «Ночь пришла».

Задачи: учить выполнять игровые действия с игрушкой.

- Работа в уголке природы: наблюдение за рыбками. Чтение ст-я И. Токмаковой «Где спит рыбка?». Задачи: учить внимательно рассматривать живые объекты, отвечать на вопросы воспитателя, познакомить с внешним видом, собенностями движения рыб.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

ОД

9.00 - Познание. ФЭМП. Цель: продолжать знакомить с понятиями один, много, мало; формировать умение различать количество предметов, используя понятия один, много, мало. Демонстрационный материал. Кукла. Раздаточный материал. Матрешки. Ход. К кукле Кате в гости пришли матрешки, и мы все вместе будем водить вокруг нее хоровод. Посмотрите, сколько матрешек пришло в гости? (Много.) Возьмите по одной матрешке и поставьте их в хоровод вокруг куклы Кати.

(Дети расставляют матрешек). Сколько кукол? Сколько матрешек в хороводе? Все матрешки встали в хоровод? Сколько матрешек не водят хоровод? (Мало.) В заключение дети под музыку водят хоровод вокруг куклы и матрешек.

9.30 - Музыка /зал/ (по плану музыкального руководителя).

Прогулка

- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.

- Наблюдение за тучами, облаками. Задачи: учить детей видеть особенности осеннего неба (темное, низкое, тучи закрывают солнце), расширять представления о сезонных изменениях в

природе и погоде, познакомить с природными явлениями, характерными для осени. Учить видеть в форме облаков знакомые предметы, развивать воображение.

- П/и «Ветер и облака». Задачи: учить согласованно двигаться в заданном направлении, реагировать на

словесные сигналы воспитателя. Развивать способность к переключению внимания.

- Упражнять в ходьбе парами.

- Дидактическое упражнение с Олей «Принеси большой листок». Цель: продолжать знакомить с понятиями величины.

- Чтение стихотворения Т. Казаковой:

Листопад, листопад,

Листья по ветру летят,

Словно в танце закружились,

И на землю опустились,

Отдохнули, и опять,

Полетели танцевать.

- Д/ и «Большие и маленькие» с Кирой, Ярославом.

Задачи: учить детей понимать суть задания, закреплять умение классифицировать

предметы по величине (на примере шишек). Активизировать в речи соответствующие понятия.

- Учить Дениса самостоятельно снимать обувь, аккуратно ставить в шкаф.

- «Раз ступенька, два ступенька». Цель:  отработка шагов при движении по лесенке.

- Опыт «Кто деревья качает?». Цель: продолжать знакомить с понятием «ветер», что это такое и каким бывает. (Карпухина Н. А., Конспекты занятий»).

Уборка опавшей листвы. Цель: побуждать детей оказывать помощь взрослым. Учить выполнять посильные трудовые действия.

- Игры – забавы с детскими вертушками. Цель: содействовать созданию радостной атмосферы, хорошего настроения.

Работа перед сном

- Коррекционно -  развивающая игра «Минутки тишины».

- Формировать умение при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.

- Чтение сказки М. Скребцовой «Разговорчивая берёзка».

Вечер

- Воздушные и водные процедуры. Задачи: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка; воспитывать положительно - эмоциональный настрой после сна; формировать начальные представления о необходимости закаливания.

- Чтение ст-я Н. Пикулёвой «Песенка про дождик». Цель: воспитывать усидчивость, формировать эмоциональный отклик  на чтение худ. произведений.

Обучение игре.

С/р игра «Семья»: игровая ситуация «Укладываем куклу спать».

Задачи: учить с помощью воспитателя переносить знакомые действия с игрушками в новые игровые ситуации, формировать умение выполнять действия в соответствии с ролью.

Трудовые поручения: убираем игрушки. Задачи: формировать умение

расставлять игрушки на специально отведенные места, классифицировать их по месту хранения. Побуждать оказывать помощь взрослым.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Задачи: выявлять предпочтения детей при выборе игрушек. побуждать включать в

Прогулка

- Наблюдения за птицами. Задачи: формировать общие представления о птицах, знакомить с отдельными видами птиц (ворона, голубь, воробей, сорока).

- П/и игра «Мяч в круге». Цель: развивать основные виды движений, учить выполнять метание в горизонтальную цель двумя руками снизу. Развивать крупную моторику рук, координацию движений.

Песенка про дождик

Дождик бегает по крыше — Бом-бом-бом!

По весёлой звонкой крыше — Бом-бом-бом!

Дома, дома посидите,

Бом-бом-бом!

Никуда не выходите,

Бом-бом-бом!

Почитайте, поиграйте —

В дом, дом, дом!

А уйду — тогда гуляйте...

Бом...

Бом...

Бом...

(Н. Пикулева)

«Разговорчивая берёзка» (М. Скребцова)

Разговорились как-то деревья на ветру о своем житье-бытье: у кого из них семена самые легкие, кого ветер да солнышко любят, в ком пользы для людей больше, да мало ли о чем деревья разговоры между собой вести могут. Самой разговорчивой в тот день березка оказалась. Была она и вправду деревом удивительным, так что было ей о чем рассказать. 
— Знаете, как меня называют? Деревом ветра и солнца. В тени я плохо расту, болею часто и погибаю. С ветром же я крепко-накрепко связана. Посмотрите, у меня совсем нет крепких и мощных веток, как у дуба, ясеня или липы. Да они мне и не нужны. Ведь больше всего на свете я люблю на ветру качаться, а крепкие ветки ветру раскачивать тяжело. Правда к старости у нас, берез, веточки нередко книзу свисают, но мы к этому привыкли. Вволю наиграемся с ветерком в молодые годы, нестрашно потом и умирать. 
Липа посочувствовала березке:
— Да, у других деревьев ветви только силу набирают, ввысь тянутся, а у тебя, подружка, к этому времени все веточки уже ломкие да старые. Видно, достается им от ветра-шалуна. 
Березка обстоятельно объяснила:
— Не ветер в том, липушка, виноват, — так уж я устроена. Ветер же, наоборот, первый мой помощник. Меня весна-красна в мае сначала сережками украшает, а затем уж листочками. Если бы не ветерок, я и деток-семян бы не заимела. Прилетает он ко мне и давай качать да встряхивать сережки мои, пыльцу в воздух поднимать. Попадает пыльца на те из моих сережек, в которых семена должны вызреть, и зарождаются в них будущие березки. Получается, что ветерок этим семенам отцом приходится. Каждую весну это повторяется: не успею зацвести, а ветер тут как тут. Скучает он без меня: слишком уж я красива — вся с ног до головы в золотистых сережках, будто в дождевых струйках. 

Сережки мои, в которых семечки зреют, поначалу неприметные. Они на моих ветках вертикально стоят, будто свечки. А летом, как созреют, они толстыми становятся, переворачиваются и книзу свисают. Ветер и их вниманием не обходит. Каждое семечко имеет два прозрачных крылышка и на крошечную бабочку похоже. Его даже называют крылинкой. Ветер всех крылатых любит, вот и старается он, усыпает все вокруг моими бабочками-семенами. 
Липа уважительно на березку посмотрела и говорит: 
— Правда, березка, ты ветрова дочка. Я каждую осень удивлялась, как это твоим крылаткам удается все вокруг усеивать. Теперь я понимаю, кто им помогает. 
Обрадовалась березка липкиным словам: 
— Да, да, липка, ветерок мне во всем помогает. Мне даже кажется, что жуки да гусеницы на мне потому не селятся, что слишком неуютно им на постоянном ветру. Вот я и не болею почти ничем. Наоборот, сама лечить могу. Люди это знают, идут ко мне за лекарствами: кто чай из моих листочков заваривает, кто веник для баньки из веток собирает, кто сок березовый по весне пьет. В голодные годы из моей коры даже хлеб пекли. А еще из моей коры деготь получают. 
Тут дуб в разговор вмешался: 
— Да, березка, кора у тебя — удивительная. На вид хрупкая такая, а на самом деле по прочности с моей, дубовой, сравнится. Я тебя за кору твою особенно уважаю. 
Березка тут же добавила: 
— Знаете, через мою кору вода не проходит, и дубильных веществ в ней много — вот она и не гниет совсем. Как только кору мою не используют: и сумки, и пояса, и сосуды для питья, и даже обувь из нее делают; и крыши домов ею покрывают, чтобы не протекали; и бревна, прежде чем в землю воткнуть, моей корой обматывают, чтобы не гнили долго. В древности люди даже писали на моей коре. 
Тут черемуха не удержалась: 
— Березка, хоть ты и дружишь с ветром, и семена твои крылатые, и кора твоя прочная на удивление, нет у тебя цветочков и ягод, как у меня, например. Чтобы насладиться ароматом моих цветов, по весне люди специально в лес идут. 
Возражает березка: 
— У меня нет ни цветов, ни ягод, но неужели вы не замечали, какой смолистый запах от меня исходит — даже мои голые веточки, и те благоухают. Это потому, что мои листики и кора покрыты пленками из бальзама. 
Разговаривают деревья, ветками из стороны в сторону качают. Узнали они березку получше и протянули к ней свои ветки, в знак уважения. 
Когда будете по лесу идти, присмотритесь к деревьям. К кому все другие ветками тянутся, тот что-то интересное рассказывает. Как вы думаете, что?

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

                                           ЧЕТВЕРГ

Утро

- Игра-упражнение "Утреннее приветствие". Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.

- Утренняя гимнастика.

Цель: способствовать укреплению здоровья детей, создание бодрого, жизнерадостного настроения, воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

- Игра «Подбери картинку» с Кирой, Аней. Цель: учить соотносить предмет с картинкой.

- Инд/р с Ярославом, Олей  по речевому развитию: «Звук „А". Цель: уточнить артикуляцию звука «А»; развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать умение слушать речь воспитателя.

Работа по закреплению у детей культурно-гигиенических навыков: обучение правильно мыть и насухо вытирать руки, находить свое полотенце.

- Пополнить познавательно-речевой центр разрезными картинками по теме.

- Свободная деятельность детей в центрах активности.

- Игры с конструктором «Лего».

Задачи: учить соединять детали в простейшую постройку, побуждать к

обыгрыванию построек. Развивать воображение, мелкую моторику рук.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

ОД

9.00 – 9.20 - ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (адаптивная)

9.30 – 9.50 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ (логопед).

Прогулка

- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.

- Наблюдение: рябина осенью. Цель: познакомить детей с изменениями, происходящими с деревом осенью (ягоды рябины

краснеют, листья изменили свою окраску и опадают). Развивать познавательный интерес, воспитывать бережное отношение к природе, учить любоваться ее красотой.

- П/и «Мяч в круге». Цель: развивать основные виды движений, учить выполнять метание в горизонтальную цель двумя руками снизу. Развивать крупную моторику рук, координацию движений.

- Игра «Поймай мяч» с Денисом.

Цель: учить бросать и ловить мяч.

- Пальчиковая гимнастика «Деревья» с Ярославом, Олей. Цель: развивать мелкую моторику.

- «Раз ступенька, два ступенька». Цель: повторение элементарных правил безопасного передвижения - отработка шагов при движении по лесенке.

- Продолжать учить самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать вещи в шкаф.

Игры с выносным материалом.

Свободная деятельность под контролем воспитателя.

Трудовые поручения: подметаем дорожки на участке. Задачи: учить  выполнять простейшие трудовые операции. Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Работа перед сном

- Коррекционно -  развивающая игра «Минутки тишины».

- Формировать умение при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.

- Чтение сказки «Волшебная рябинка» (А. Лопатина).

Вечер

- Воздушные и водные процедуры. Задачи: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка; воспитывать положительно - эмоциональный настрой после сна; формировать начальные представления о необходимости закаливания.

 

- Упражнение «Картинка за картинкой» с Кирой.

Прочитать стихотворение:

Хмурая, дождливая

Осень наступила.

Очень холодно гулять,

Будем осень рисовать.

Выложить на магнитной доске элементы. Рассмотреть получившуюся картинку.

- Работа в уголке сенсорного развития: обследование мяча и куба. Задачи: продолжать знакомить с разными способами обследования предметов.

Обучение с/р игре «Семья».

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Выложить в центр рисования раскраски по теме, трафареты листьев.

Прогулка

- Наблюдение: признаки осени. Задачи: организовать осмотр участка с целью выявления характерных признаков осени.

Развивать наблюдательность.

- Самостоятельные игры. Цель: создать условия для комфортного пребывания детей в детском саду.

- П/и «Весёлый колокольчик». Цель: учить внимательно слушать и слышать звук, упражнять  в спокойном беге.

 «Звук „А"

Цели:

1.  Уточнить артикуляцию звука «А».

2.  Развивать слуховое внимание, физиологическое дыхание, мелкую моторику кистей рук.

3.  Воспитывать умение слушать речь воспитателя.

Оборудование: кукла, бумажные бабочки на ниточках.

Ход занятия

1.  Организационный момент.

В гости к детям приходит кукла. Дети здороваются с ней.

—  Наша кукла Аня не умеет произносить звук «А». Давайте ее научим.

2.  Дыхательная гимнастика «Бабочка»:

•  Сдуть «бабочку» с цветочка.

•  Попорхать, как бабочки.

«Птичка»:

•   Помахать руками, как птичка крыльями. На вдохе (вдох через нос, не поднимая плеч) поднять руки вверх, на выдохе опустить.

3.  Пальчиковая гимнастика «Птенчики».

Показать пальчиками клювики правой рукой, левой рукой, обеими руками по 5 раз. Когда птенчики открывают клювики, они произносят звук «А».

4.  Игра «Кукла Аня» (продолжение).

-  Аня научилась произносить звук «А». (Кукла произносит звук «А».)

Она очень устала и хочет спать. Покачаем куклу и споем ей песенку тихо-тихо:

Мама Анечку качала, Мама Ане напевала: «А-а-а».

-  Аня   проснулась,   испугалась   и   заплакала   очень   громко: «А-а-а!»

-  Как она заплакала? (Громко произнести вместе с детьми: «А-а-а!»)

-  Успокоим Аню. Скажем: «Не плачь, Аня!» и тихо споем ей «А-а-а». (Дети успокаивают куклу и тихо поют ей песенку.)

5. Итог: похвалить детей за то, что они научили куклу произносить звук «А».

ВОЛШЕБНАЯ РЯБИНКА (А. Лопатина)

Повстречались как-то на лесной дорожке дедушка лесник с внучкой и художник. Лесник лес свой осматривал. Внучка с ним ходила: с деревьями знакомилась и лесным воздухом дышала. А художник лесную красу хотел людям показать. 
Разговорились они.
— Радостно мне сегодня, — сказал лесник.— Неподалеку отсюда деревце я встретил. Ох и доброе это деревце. Каждый год оно пир устраивает для всех в лесу. Соек, снегирей, дроздов да синиц — всех птиц и не перечислишь, — всю зиму деревце кормит. Некоторые птицы из-за его ягод даже остаются зимовать в лесу. Да и звери мимо не проходят. Не только белки, бурундуки, куницы да соболи дарами его угощаются, а даже волки и лисы. Им ведь тоже витамины нужны. У деревца этого — не листья с ягодками, а витаминные клады. Лось с медведем, бывает, так и лакомятся: на первое — ягодки, на второе — листочки с веточками. По щедрости своей это удивительное дерево. Ягоды у него волшебные: не гниют, не сохнут, не мерзнут, наоборот, от мороза только слаще делаются. 
— Дедушка, — спросила девочка, — это ты про то деревце говоришь, с которым я сегодня играла? Оно очень веселое. Деревце мне листочками перистыми махало, а я танцевала. А потом оно мне подарило красные ягодки для бус. Я их маме в подарок увезу. — Я сегодня тоже чудо-дерево встретил, — обрадованно сказал художник. — У меня от его красы до сих пор душа поет. Тоненькое, кудрявое, ажурное, все в красном убранстве. Я, пока его рисовал, вспоминал, как на Руси это деревце в старину почитали. Оно счастье в дом приносило. Играли в деревне свадьбу, а в обувь жениха и невесты его листочки клали и ягодки в их карманы прятали. Верили, что защитит это деревце от бед. Всякий возле дома старался это деревце посадить. Оно как сторож верный: плохого в дом не пустит. 
— Всех нас сегодня лес порадовал самым чудесным своим подарком,— заключил дедушка. — Но пора нам домой. Вас, художник, мы в гости приглашаем, чайку попить. 
Дома всех встретила бабушка с доброй улыбкой и сразу принялась хлопотать: 
— Садитесь за стол, милые мои, сейчас я вас чаем напою с волшебными лесными дарами. Вареньем да мармеладом вкусным вас сегодня рябинка угощает. 
— А мне сегодня рябинка подарила свою красоту, — сказал художник, — и достал новую картину. 
— А меня сегодня рябинка успокоила своей щедростью, — вставил дедушка. — Ее урожай поможет птицам и зверям зиму пережить. 
— А меня сегодня рябинка развеселила, — сказала девочка и достала бусы, сделанные из рябиновых ягодок. Потом вдруг что-то вспомнила и встревоженно спросила: 
— Бабушка, но как же мы вареньем рябиновым будем угощаться? Ягодки у рябинки такие красивые, но когда я их попробовала, у меня от горечи язык заболел. 
— Внученька, вспомни, как я тебя от малокровия рябиновым вареньем спасала, когда ты к нам зимой приехала, худая да бледная. Разве не вкусное оно было? 
— Нет, бабушка, то варенье было очень вкусное, — ответила девочка, — но у рябинки, с которой я сегодня играла, ягодки горькие. 
— Это потому, что рябина еще с морозцем не повстречалась, — объяснил дедушка. — Рябинка дерево не только щедрое, но и мудрое. Как всякая мудрая хозяйка, бережет свои припасы до поры до времени. У всех других растений договор с солнышком. Оно их ягодки румянит, сладости в них прибавляет. Поэтому летом в лесу еды всем хватает. У рябины договор с морозцем. Как ударит морозец, тут лесная хозяюшка дары свои сладкими сделает. Угощайтесь, пожалуйста. Поэтому рябина и мороза не боится. Ей даже пятидесятиградусный мороз не страшен. 
— Я тоже хочу быть такой умной, щедрой и красивой, как рябинка, — сказала девочка. 
— Это ты славно придумала, — обрадовался дедушка. — Знаешь, внученька, мы с тобой рябинку возле дома посадим. Она неприхотливая, быстро приживется, лишь бы солнышка хватало. Будет у тебя защитница надежная и подружка верная.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

                                          ПЯТНИЦА

Утро

Игра-упражнение "Утреннее приветствие". Цель: развивать навыки общения, создавать положительный климат в группе.

- Утренняя гимнастика.

Цель: способствовать укреплению здоровья детей, создание бодрого, жизнерадостного настроения, воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

-Инд. работа с Ириной, Олей «Зеленый цвет». Цель: продолжать учить узнавать и находить зелёный цвет; развивать внимание, мышление, моторные навыки;

воспитывать умение слушать речь воспитателя.

- Упражнение «Какое дерево потеряло листочек?» с Ярославом, Кирой. Цель: формировать навык обследования поверхностей и определения их качества; развивать тактильное восприятие.

- Упражнение «Листик клёна» с Денисом, Аней. Цель: развивать умение размазывать пальчиком маленький кусочек пластилина по ограниченной поверхности; формировать контроль за мышечным тонусом пальцев.

Формирование КГН: продолжать учить находить свое полотенце, снимать с крючка, вытирать руки насухо.

- Внести предметные картинки по теме.

Цель: продолжать учить рассматривать картинки, не рвать их.

- Свободная деятельность детей в центрах активности.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

Консультация «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ»

ОД

9.00 – 9.20 - Художественное творчество. Рисование «Деревья осенью». Цель: продолжать воспитывать интерес к природе, желание отображать в рисунке свои впечатления; развивать умение ориентироваться на листе бумаги; учить рисовать крону деревьев оттиском зубной щётки; развивать мелкую моторику кистей рук.

9.30 – 9.50 - МУЗЫКА (группа).

Прогулка

- Упражнение «Ровный строй». Цель: формировать умение строиться и ходить парами.

- Наблюдение за берёзой: расширять представление о деревьях; воспитывать желание защищать и оберегать природу.

- П./и  «Высокие и низкие деревья».

Цель: развивать активность детей в двигательной деятельности.

- Д/и «Поручения». Цель: развивать потребность в сотрудничестве со взрослым, совершенствовать понимание речи взрослого.

- Упражнение «Осенние листья».

1, 2, 3, 4, 5.

(загибают пальцы по очереди, начиная с большого)

Будем листья собирать.

(сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем.

(загибают пальцы по очереди, начиная с большого).

- Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкаф.

- Игры с выносным материалом под наблюдением воспитателя. Цель: формировать умения играть рядом с другими детьми.

- Труд: упражнение «Собери листочки».

Цель: учить выполнять трудовые поручения.

Работа перед сном

- Коррекционно -  развивающая игра «Минутки тишины».

- Формировать умение при раздевании перед сном вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье.

- Чтение: «Осинка и ветерок» (М. Скребцова)

Вечер

-Воздушные и водные процедуры. Задачи: обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка; воспитывать положительно - эмоциональный настрой после сна; формировать начальные представления о необходимости закаливания.

- Игра «Разложи листочки по цвету» с Кирой.

Воспитатель кладет на середину стола листы бумаги красного, зеленого, желтого цветов, а детям раздает осенние листья. Дети раскладывают свои листочки на основы (цвет листа должен соответствовать цвету основы).

- Игра с Олей, Ириной «Капелька к капельке – струйка дождя». Цель: развивать мелкую моторику, координацию движений. Материал: вырезанные из бумаги «капельки», проволочка для нанизывания.

Приучать убирать на место игрушки после игры.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Прогулка

- Наблюдение: листопад. Чтение: В. Мирович «Листопад, листопад».

Задачи: обратить внимание детей на то, как медленно, плавно падают листочки в безветренную погоду, как они порхают, вьются, кружатся, когда дует ветер. Расширять представления об осенних явлениях природы. Формировать интерес к художественному слову.

- Самостоятельные игры детей.

П/и «Мы – листочки».

Тема: «Зеленый цвет».

 Цели:

1.  Учить узнавать и находить зеленый цвет.

2.  Развивать внимание, мышление, моторные навыки.

3.  Воспитывать умение слушать речь воспитателя.

Оборудование: большой грузовик, маленькие игрушки и картинки с изображением предметов зеленого, красного и желтого цветов, бумага, зеленые фломастеры, магнитная доска.

Ход занятия

1.  Упражнение «Что это?».

Рассмотреть с детьми игрушки, которые привез грузовик (мячи, шарики и кубики красного, желтого и зеленого цветов).

-  Посмотрите, как много игрушек привез нам грузовик (воспитатель достаёт  из грузовика игрушки и спрашивает  детей:

-  Что это? (Это мячи. Это шарики. Это кубики)

2.  Упражнение «Покажи».

-  Где зеленый мяч? (Вот зеленый мяч)

-  Где зеленый шарик? (Вот зеленый шарик)

-  Где зеленый кубик? (Вот зеленый кубик)

3.  Упражнение «Покажи, какой?».

Показать детям поочередно зеленый мяч, шарик и кубик, спрашивая про каждый предмет:

-  Какой это мяч? Это зеленый мяч?

—  Какой это шарик? Это зеленый шарик?

—  Какой это кубик? Это зеленый кубик?

Добиваться утвердительного жеста.

4.  Игра «Парные картинки».

На доске 4 пары картинок с изображением предметов, различающихся только цветом (самолет, грузовик, флажок, домик и т.п.). Выкладывать по одной картинке, предлагая детям найти ей пару:

—  Какой это самолет? (Это желтый (зеленый) самолет)

—  Какой это грузовик? (Это красный (зеленый) грузовик.) И т.д.

5.  Рисование «Зеленый шарик».

Раздать детям листочки бумаги и фломастеры. Предложить нарисовать зеленый шарик. При необходимости оказывать детям индивидуальную помощь.

После выполнения задания спросить каждого ребенка:

—  Какой у тебя шарик? У тебя зеленый шарик?

ОСИНКА И ВЕТЕРОК (М. Скребцова)

Спрашивают как-то деревья осинку: 
— Чего ты, осинка, всегда дрожишь? Не пристало дереву таким быть. 

Растерялась осинка, что ответить не знает. Тут как раз ее дружок-ветерок подул, осинка за ним всеми листочками потянулась и прямо на глазах у всех деревьев скинула свое темно-зеленое платьице и надела другое — серовато- серебристое. 
Деревья снова недовольны: 
— Сейчас не осень, что ты, осинка, наряды меняешь? 
Задрожала осинка, а ветерок ей прошелестел: 
— Не обижайся на них, подружка, если бы они присмотрелись к тебе, то увидели бы, что листочки твои — необычные: с нижней стороны серебристо- сероватые, а с верхней — темно-зеленые. 
Ветерок с осинкиными круглыми листочками давно дружил. Он им обо всем на свете рассказывал, а они вслед за ним в разные стороны поворачивались и шептали ласково: 
— Говори, говори... 
Ветерку осинкино внимание приятно. 
Спрашивает осинка у ветерка: 
— Почему, ветерок, листочки других деревьев вслед за тобою не поворачиваются в разные стороны? 
Отвечает ветерок: 
— Скучно им, осинка, рассказы мои слушать. К тому же твои листочки держатся на черешках, в верхней части сплюснутых, поэтому они и поворачиваются с такой легкостью в разные стороны. У других деревьев черешки — цилиндрические и неповоротливые. 
Говорит тогда осинка деревьям: 
— Я с ветерком дружу. Увижу его и затрепещу от радости. Вот и кажусь со стороны дрожащим деревцем. 
Ничего деревья не ответили, но с тех пор к осинке приглядываться начали. 
© М. Скребцова.

Список использованной литературы:

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). – СПб.: «Паритет», 2003.- 144 с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  3. Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. - М.: Издательство «Гном и Д., 2005. - 40с.
  4. Иванова А. Е., Кравец О. Ю., Рыбкина И. А. и др. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста /Под ред. Н. В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2005. - 112 с.: ил. - (Коррекционная педагогика).
  5. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Первая младшая группа. Методическое пособие под ред. Тимофеевой Л.Л. – М .: Центр педагогического образования, 2015. – 288 с.
  6. Самойлова З.И.Организация деятельности детей на прогулке. Первая младшая группа /авт.-сост. З. И. Самойлова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 76 с.
  7. Интернет – ресурсы:

http://orangefamily.ru/

http://www.razvitievradost.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"

В плане  намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...

Календарно-тематическое планирование работы с детьми первой младшей группы (адаптационная) в летний оздоровительный период.

Календарно-тематическое планирование работы с детьми первой младшей группы (адаптационная)...

Перспективно – тематическое планирование работы с детьми образовательной области „Социализация“

Перспективно – тематическое планирование работы с детьми образовательной области „Социализация“...

Комплексно-тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста от 6 до 7 лет на 2013-2014 учебный год по программе "Разговор о правильном питании"

При разработке комплексно-тематического планирования непосредственно образовательной деятельности (НОД) по формированию культуры здоровья, здорового питания по теме: «Если хочешь быть здоров». И...

Календарно-тематическое планирование работы с детьми 4-5летнего возраста в летний оздоровительный период

Задачи по основным направлениям развития с детьми 4-5 летнего возраста в летний оздоровительный период...

Комплексно - тематическое планирование работы с детьми. Младшая группа (от 3 до 4 лет) (Из опыта работы)

Комплексно - тематическое планирование работы с детьми. Младшая группа (от 3 до 4 лет) (Из опыта работы)...

Комплексно - тематическое планирование. Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на 2020-2025 учебный год.

Особенности традиционных событий. Комплексно - тематическое планирование.Часть, формируемая участниками образовательных отношений Комплексно- тематическое планирование работы с детьми 2- 7 лет на...