Профессиональное выгорание педагогов ДОУ
методическая разработка на тему

Всемирная организация здравоохранения характеризует психическое здоровье, как: «...состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества… психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества». Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. Неблагополучие психологического здоровья, проявление синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют и на профессиональную состоятельность воспитателя детского сада и на здоровье воспитанников. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_pedagogov.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема профессионального

выгорания педагогов ДОУ

        

«Сгореть» на работе очень актуально для человека современного общества, особенно для того, кто по роду своей деятельности осуществляет многочисленные и интенсивные контакты с другими людьми (работники социальной сферы, педагоги, врачи, юристы, менеджеры и руководители различных уровней). На языке психологии труда данное явление называют синдромом профессионального выгорания. Он выражается в психическом, эмоциональном и физическом изнеможении и имеет разнообразные симптомы: чувство хронической усталости, напряженность, раздражительность, тревожность, нарушение аппетита, сна, рост заболеваемости, негативное отношение к реципиентам, потеря интереса к работе и к жизни. Современные ученые отмечают, что наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания педагоги. По мере увеличения стажа их работы и возраста, увеличения профессиональной нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. В результате психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности. Что, в свою очередь, отрицательно влияет на всех участников образовательного процесса.
Неблагополучие психологического здоровья, проявление синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют и на профессиональную состоятельность воспитателя детского сада и на здоровье воспитанников. Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства.
        Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ослабление внутренней напряженности достигается если человек сумел произвести действие децентрации: «снял» центр ситуации с себя и перенес его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. Децентрация позволяет перенести, «выбросить» отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.

        Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.

Программа «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ» ориентирована на оказание психологической помощи  воспитателей в решении вопросов личностного благополучия, на обучение навыкам восстановления своих сил через овладение способами психической саморегуляции и на активизацию внутренних ресурсов личности. Педагогу важно овладеть навыками расслабления мимических мышц, чтобы их применять при необходимости в ситуациях педагогической деятельности. Важным резервом стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Эффективной саморегуляции способствует использование приемов воображения для визуализации.

Принципы работы, лежащие в основе программы:

-учет индивидуальных, психологических особенностей педагога;

-принцип системности;

-принцип программированного обучения;

-деятельностный принцип коррекции;

-принцип комплексности методов психологического воздействия;

-принцип усложнения;

-принцип учета эмоциональной сложности материала.
Цель программы: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов, формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов, развитие эмоциональной устойчивости воспитателя.

Задачи: 

-познакомить участников с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными симптомами, причинами возникновения и развития, способами профилактики и преодоления;

-обучить способам психической саморегуляции, способствовать осознанию возможности саморегуляции эмоционального состояния;

-создание  условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыков взаимоподдержки;

-снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;

-содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
-сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.

-налаживание коммуникативных связей внутри коллектива.

Ожидаемые результаты:

-овладение умениями и навыками психологической саморегуляции поведения,
-снижение уровня эмоционального выгорания,
-активизация личностных ресурсов пелагогов,

-улучшение настроения и самочувствия.
Способы проверки ожидаемых результатов:
-диагностика уровня психического выгорания (методика К. Маслак модифицированная Н.Е. Водопьяновой «Опросник психического выгорания педагогов и воспитателей» на первом занятии и по окончании цикла занятий);

-тестирование «Состояние вашей нервной системы» К. Либельт (на третьем занятии);
-анкеты-отзывы;
Каждое занятие состоит из 3 этапов:

1 этап Упражнения на сплочение группы, формирование доверия

Цель: эмоциональный и физический разогрев, раскрепощение, формирование партнерского взаимодействия участников. Применяется телесно-ориентированная терапия с использованием упражнений на снятие излишнего напряжения

2 этап Мини-лекции и упражнения на осознание и принятие своих чувств

Цель: знакомство с понятием «синдром эмоционального выгорания». обучение способам психической саморегуляции, развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и осознаниие особенностей восприятия себя другими.

3 этап Медитация, релаксация и визуализация

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения с использованием техники напряжения и расслабления.

Заключительный этап Рефлексия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе

Структура и краткое содержание.

Программа рассчитана на 4 занятия по 1,5 часа. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели в течение 2 месяцев. Формируются 2 подгруппы педагогов.  Наполняемость каждой подгруппы: 8-10 человек. Учитываются пожелания педагогов по формированию групп. Первое занятие – это лекция и входная диагностика. Остальные занятия представлены лекциями с элементами социально-психологического тренинга. В их основу положено обучение педагогов способам и приемам психической саморегуляции, овладение которыми способствует эффективной коррекции состояний синдрома выгорания. В конце последнего занятия проводится диагностика психического выгорания педагогов и воспитателей, предлагается анкета-отзыв для отслеживания результатов тренинга.

Материалы и оборудование: опросник «Психологическое выгорание» (К. Маслак, Н.Е. Водопьяновой), тест «Состояние вашей нервной системы» (К. Либельт), листы бумаги А 4, простые и цветные карандаши, ручки, музыкальный центр, диски с инструментальной музыкой, шнурки, ленточки, бумага, ножницы, карандаши, маркеры, краски, модели предметов, мяч, газеты, клей, мягкая игрушка.

Упражнение «Имена-качества».

Цель: создание позитивного настроя, обмен чувствами.

Ведущий начинает выполнять упражнение первым. Держа мяч в руках, называете свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и ваше имя, например: Светлана – “смелая”. Затем мяч перекидывается другому участнику и тот называет свое имя и качество: «Марина – мечтательная, миролюбивая», и т.д..

Упражнение «Подарки».
 Цель: Упражнение способствует консолидации группы и формированию эмоционально — позитивной атмосферы. Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если группа маленькая, можно раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего они ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центре круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать его и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок» про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому — то участнику. И т.д. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух — трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.

Упражнение  «Волшебная шляпа». 

Инструкция: – Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент  рядом стоящему.  Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, и т.д. Тот, которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!».

Анализ упражнения: Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания? Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Игра-Упражнение «Шеренга»

Цель: сплочение коллектива.

Построиться в шеренгу по росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака.

Игра-Упражнение «Опустить предмет»

Цель: Тренировка умения действовать решительно и, в то же время, координировать собственную активность с действиями других людей. Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Участникам дают гимнастический обруч и просят держать горизонтально на указательных пальцах вытянутых рук. Задача участников – опустить предмет в указанное ведущим место. При этом он

должен постоянно лежать на указательных пальцах всех участников; если кто-то теряет контакт с предметом или он падает, игра начинается заново.

Обсуждение: Возникли ли сложности при выполнении такого, простого на первый взгляд,

задания? Если да, то с чем они связаны, как их удалось преодолеть? Если нет, то, что помогло сразу скоординировать совместные действия?

Упражнение «Липучки»

Цель: Эта веселая и динамичная разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. Разминка снимает межличностные барьеры.

Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».

Процедура проведения: В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. В конце игры тренер может разбить группу пополам (на три части и т.д.), предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но не в таком виде) для следующего упражнения. То есть тренер может использовать данную разминку как весьма необычное средство для разбиения группы для дальнейшей командной работы.

УПРАЖНЕНИЯ для РЕЛАКСАЦИИ

Муха

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

Лимон

Представьте, что в каждой руке вы держите по лимону. Начните выжимать сок из лимонов, чувствуя сильное напряжение в каждой руке. Выжав весь сок из лимонов, можно их выбросить и взять новые лимоны, ведь сока должно хватить на целый стакан. Второй раз давим лимоны еще сильнее, а бросаем их медленно. Взяв лимоны в третий раз, стараемся не оставить в них ни капли сока, и только после этого медленно ослабляем руки и бросаем воображаемые лимоны

Сосулька

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы - сосулька. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1 - 2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

Черепашка

Представьте себя черепашкой, которая спокойно отдыхает около воды под теплым солнышком. Полное спокойствие и безопасность. Но когда приближается опасность, черепашка сразу же втягивает голову и конечности в панцирь. А теперь как черепашка втяните голову и плечи, а руки и ноги подберите как можно ближе к туловищу. Некоторое время посидите в такой позе. Но вот опасность миновала, и черепашка может снова расслабиться и отдыхать около воды под теплым солнышком.

Марионетка

Вы никогда не ощущали себя марионеткой, которую дергают за веревочки? А сейчас Вы сможете быть одновременно и марионеткой и тем, кто, ею управляет.

Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Вы стали твердым, как Буратино. Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные. Напрягите ноги, колени и пройдитесь так. Ваше тело - деревянное. Напрягите лицо и шею, наморщите лоб, сожмите зубы. А теперь голосом кукольника скажите себе: «Расслабься и размякни». Расслабь мышцы.

Воздушный шар

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 - 2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

Ленивая кошечка

Представьте себя пушистой ленивой кошкой, которая очень любит потягиваться. Руки вытягиваем вперед, затем вверх, чувствуем напряжение в плечах, когда поднимаем руки как можно выше и как можно дальше отводим их назад. Важно проделать это 3 раза, каждый раз чувствуя разницу между напряженными плечами и руками и расслабленными.

Литература:

Бука Т. Л., Митрофанова М. Л. Психологический тренинг в группе: Учебное пособие. – М.: Институт психотерапии, 2008
Кипнис М. Ш. Тренинг креативности. – М.: Ось – 89, 2006  
Кипнис М. Тренинг коммуникации-М., Ось-89, -М.:2007

Самоукина Н. Практический психолог в школе.- М.:ИНТОР, 1997

Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя //Вопросы психологии. 1994. №6.

Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. — М.: Ось-89, 2001.
Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. — СПб.: Речь, 2004.
Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости. — М., 2002.
Фопель Клаус. Психологические игры и упражнения. — Часть 1. — М.: Генезис, 2000.
Фопель Клаус. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. — М.: Генезис, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


 

Комментарии

Марина Александровна Белкинаа

Татьяна Евстафьевна, всецело разделяю ваше мнение, что "проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач образовательного пространства", принимала участие в Ваших разработках, всё очень нравиться! Вы большая молодец, что уделяете внимание этой проблеме!