Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки!»
проект на тему

Много лет у русского народа сказка являлась доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования нравственных ценностей и воспитания духовной культуры. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Но сказки можно сочинять и самим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Что за прелесть эти сказки!».

Добрый день, уважаемые коллеги!

И нельзя без сказки нам прожить друзья

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть.

Много лет у русского народа сказка являлась доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования нравственных ценностей и воспитания духовной культуры. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Но сказки можно сочинять и самим.

В работе с детьми старшего и подготовительного возраста для комплексного воздействия на нравственную, духовную и речевую и другие сферы ребёнка можно применять метод сочинения сказки.

 Сегодня на мастер-классе мы с вами познакомимся с одной из форм работы со сказкой это – групповое придумывание сказки с последующим оформлением книги. И для начала остановимся на  этапах работы с данным методом.

1 Этап «Знакомство». Все дети совершают ритуал знакомства друг с другом.

На втором этапе дети перевоплощаются в сочинителей сказок.

На третьем этапе воспитатель берет на себя роль ведущего и рассказывает детям начало сказки.

Четвертый этап – непосредственное сочинение сказки детьми. Это самый сложный и насыщенный этап, так как дети должны проявить свои творческие, речевые способности, проявить смекалку, находчивость, активность.

Далее дети отвечают на вопросы воспитателя по придуманным сказкам.

Затем дети перевоплощаются из сочинителей сказок в простых людей.

И 7 этап «Рефлексия». Обмен эмоциями.

        Сегодня мы с Вами, уважаемые коллеги будем придумывать сказку. Мне нужны 8 помощников, которые примут участие в этом увлекательном процессе.

        Чтобы сказки стали понятными, связными и интересными предлагаю вам познакомиться с последовательностью составления сказки

1. Для начала мы должны выбрать героя сказки. Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж.

2. Затем придумываем Зачин – Начало сказки. Жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве…..

3. Далее мы даем более подробную характеристику герою. Наделяем его характером, темпераментом.

4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом. Однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную.

5. Описываем реакцию героя на случившееся. Василиса заплакала..

6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему. В итоге Герой должен найти верное решение.

7. Завершающий шаг – сказочная развязка. Герой получает награду и сказка приобретает счастливое завершение.

Мы познакомились с этапами данного метода, познакомились с последовательностью составления сказки, теперь можно перейти и к практической части нашего мастер-класса.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю нам всем познакомиться! Каждый участник представляется и кладет ладошку на стол, второй участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и т.д.

Вот мы с вами и познакомились

А теперь нам пора отправляться в сказку. Беру волшебную книгу, подхожу к участникам мастер-класса, прошу их прикоснуться к книге и одеваю на головы участницам кокошники. Говорю слова:

В руки книгу я возьму

Волшебство я призову.

Чудо в гости к нам придет

В сказку всех нас унесет.

Вот и попали мы в сказку, а вы превратились в сказочников.

Послушайте, пожалуйста, начало нашей сказки.

«Решил Иван-Царевич поступить на службу к Бабе-Яге, для того чтобы заработать меч-кладенец. А Баба Яга хитрой была: всем кто хотел поступить к ней на службу всякие задания придумывала. Вот и говорит она Ивану-Царевичу: «Очень уж я люблю сказки слушать, даю тебе два дня сроку. На вечерней зорьке жду тебя со сказками».

Ну что, сказочники, поможем Ивану-Царевичу придумать сказки, чтобы удивить Бабу-Ягу и получить меч-кладенец? Я предлагая вам разделиться на группы по 2 человека и работать в группах.

Перед Вами различные категории предметов: животные, люди, растения, транспорт, сказочные персонажи, волшебные предметы и книги сказок, но пока еще с вневписанными страницами. Ваша задача сочинить сказку, разместить на страницах иллюстрации из  предложенных картинок. В помощь вам я приготовила вам подсказки – последовательность составления сказки. Приступаем к работе и помним, Бабя-Яга ждет интересных сказок.

Работаю с залом.

Уважаемые коллеги, посмотрите, как наши сказочницы погружаются в волшебный мир творчества по создания сказок. Именно так увлекательно мои воспитанники и родители создают авторские сказки. Ведь сказка — это удивительное по силе воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент его развития. Сказка окружает нас повсюду. Для того, чтобы дети смогли сочинять сказки необходима увлеченность и вера в сказку самого педагога. Умение сочинять сказки не появляется у детей само собой.

Сначала мы читаем детям сказки, знакомим их с новыми. Выразительное, эмоциональное рассказывание сказки способствует активному восприятию их детям, развивает интерес к  данному жанру.

Далее работа направлена на то, чтобы дети осознали характерные особенности жанра сказки (что в сказке присутствует сказочный вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов, используются митафоры, эпитеты, олицетворение и т.д.). Далее знакомим детей с последовательностью построения сказочного сюжета. Чтобы детям было легче можно разработать совместно с детьми алгоритм, где каждая картинка отображает последовательность построения сказочного сюжета. Например(выбор героя, зачин, характеристика героя, проблема, реакция героя на проблему, выход из проблемы, развязка). Обучать детей сочинять сказки с опорой на наглядность, поможет сделает их понятными, связными и последовательными.

Третий этап работы – сочинение сказки.

Зверята-смельчаки.

Жила-была прекрасная царевна. Она очень любила рано утром гулять по лесу, слушая пение певчих птиц. В один из таких дней вдруг налетел ураган и подхватил царевну силой ветра. Царевна попала в замок к злому волшебнику и оказалась в заточении. Но дома ее ждали друзья-зверушки: зайчик, лисенок, бельчонок и медвежонок. Пошли они сквозь лесные заросли, победили злого волшебника и спасли царевну. Все вместе вернулись домой, а злой волшебник превратился в большую гору. Ни одного деревца на ней не растет. Вот сколько злости накопил, что один остался.

Ну что ж, наши сказочницы готовы поведать нам свои сказки.

Чему Вас учит эта сказка? С кем бы вы хотели дружить из героев сказки? И почему?

Интересные сказки у вас получились. Очень уж они понравились Бабе-Яге, и решила она подарить меч-кладенец Ивану-Царевичу. А нам пора покидать сказку.

Под музыку участники прикасаются рукой к книге, закрывают глаза и я снимает с них кокошники.

Уважаемые участники мастер-класса. Результатом нашей работы стали  эти замечательные сказочные книги. Вот так сочиняя с детьми сказки, я решаю с детьми задачи по воспитанию духовно-нравственной культуры ребенка.

Не бойтесь сказок. Бойтесь лжи.

А сказка? Сказка не обманет.

Ребенку сказку расскажи –

На свете больше правды станет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Изготовление кукол настольного театра по сказке «Курочка Ряба»

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению кукол для настольного театра из бутылок....

Мастер-класс по тестопластилинографии для родителей " Здравствуй сказка"

Художественно – творческая деятельность совместно с родителями и с детьмипо ТЕСТОПЛАСТИКЕв старшей группе"Здравствуй, сказка"...

Мастер - класс для педагогов на тему "Как сказка помогает знакомить с профессиями"

«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка,- писал В. Сухомлинский.  Сказка для детей не просто вымысел, это мир особых чувств и фантази...

Мастер-класс по созданию книги к авторской сказке "Мечта"

Предлагаю опыт работы по созданию книги. Дети рассказывают сказку по рисункам созданным по своему представлению....