Внимательность и наблюдательность как черты личности
материал на тему

Целью данной работы является рассмотрение таких черт личности как внимательность и наблюдательность. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.    дать определение понятию черт личности;

2.    рассмотреть внимательность как черту личности;

3.    рассмотреть наблюдательность как черту личности.

В соответствие с поставленными задачами была разработана и структура работы, которая состоит из трех пунктов, каждый из которых соответствует поставленной задаче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_zhuchkovaon.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Внимательность и наблюдательность как черты личности

Реферат

О.Н. Жучковой

Москва

2017


Введение

Каждый день по нескольку раз мы общаемся с самыми разными людьми, в транспорте, на работе, в магазине, в институте и просто на улице.

Мы контактируем как с близкими людьми, которых давно и хорошо знаем, так и с совершенно незнакомыми, которых видим впервые. Мало того,  мы встречаемся с людьми при разных обстоятельствах, при радостных событиях и в конфликтных ситуациях. О каждой из этих встреч и ситуаций мы  делаем для себя какие-то выводы и извлекаем информацию о собеседнике.

Если при кратковременном общении можно делать выводы только о том, как повел себя человек в той или иной ситуации, то при длительном общении мы понимаем каким человек является на самом деле, замечаем черты, свойственные для него в постоянной жизни, то есть его постоянные характеристики или, иными словами, черты личности.

Целью данной работы является рассмотрение таких черт личности как внимательность и наблюдательность. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. дать определение понятию черт личности;
  2. рассмотреть внимательность как черту личности;
  3. рассмотреть наблюдательность как черту личности.

В соответствие с поставленными задачами была разработана и структура работы, которая состоит из трех пунктов, каждый из которых соответствует поставленной задаче.

         

        

  1. Определение понятия «черты личности»

Под чертами личности, как правило, понимаются некие свойства и характеристики человека, описывающие его глубокие внутренние  особенности,  которые познаются не в какой-либо конкретной ситуации, а впоследствии длительного общения с ним.

         Другими словами, это устойчивые особенности поведения человека, свойственные ему в различных ситуациях.

        Черты личности могут быть как врожденными, переданными генетически, то есть биологическими, так и приобретенными в течение жизни, в процессе учебы, работы и общения с другими людьми, то есть социальными.

        Черты личности могут быть как положительными, так и отрицательными, первый вид часто называют качествами личности. Наверное, нельзя назвать точное количество существующих черт личности, присущих человеку, можно только с полной уверенностью говорить о том, что их очень и очень много.

Британский психолог Р. Кеттелл в своих попытках  описать все существующие черты личности нашел в словарях более 4 500 определений, выражающих позитивные или негативные свойства человека[1].

Черты личности человека хоть и являются устойчивыми характеристиками и не меняются в зависимости от ситуации, но могут меняться на протяжении жизни, также как и характер, оставляя определенный отпечаток, но все же заметно деформируясь, а могут, наоборот, укрепляться, например, обычная аккуратность с годами может перерастать в настоящую педантичность и скрупулёзность.

В качестве примера черт личности можно назвать ответственность, наблюдательность, внимательность, любознательность и другие.

  1. Внимательность как черта личности

Когда человек делает все свои дела со вниманием и аккуратностью, то это  внимание перерастает в такую постоянную черту личности как внимательность. Эта черта является очень важной и может многое сказать о человеке. Тот человек, который обладает данной положительной чертой, гораздо лучше воспринимает окружающий мир, быстрее реагирует на какие-либо события, происходящие в мире, стране, семье, на дороге или где-либо еще. Такой человек лучше усваивает информацию, а соответственно и более обучаем и развит.

Внимательность как черта личности связана с  развитием отдельных свойств внимания, его объема, умения сосредоточиться на самом главном. Довольно интересно, что в отличие от некоторых других черт личности, внимание позволяет человеку запомнить и заметить даже то, что ему совершенно неинтересно, а в том, что по-настоящему вызывает интерес заметить самые мельчайшие подробности и нюансы.

Можно смело сказать, что данной чертой личности обладали все известные выдающиеся  ученые. Чарлз Дарвин в своей автобиографии писал о том, что превосходит обыкновенных людей именно способностью замечать те, вещи, которые ускользают от внимания обычного человека[2].

В зависимости от того, проявляет ли человек внимание ко всему или к каким-то определенным вещам, например, к цифрам или номерам, одежде или каким-либо другим деталям можно делать выводы о направленности личности. Например, один человек может быть в принципе внимательным и любознательным к любым вещам в жизни, другой сосредоточен на каком-то одном направлении, а третий меняет одно увлечение за другим, но во всех этих случаях можно говорить о развитии в данных индивидах такой черты личности как внимательность.

Очень интересно, что внимательность можно рассматривать еще и как моральное качество личности, причем здесь имеется виду не внимание к деталям и событиям, а такая важная вещь как внимательное отношение к людям. Синонимами внимательности в данном понимании являются такие понятия как заботливость и отзывчивость. Мы говорим, что человек внимателен к нам  когда он замечает не какие-то материальные  вещи, а наши потребности, желания и настроение , и наоборот, когда человек остается безучастным к нашим проблемам мы называем его невнимательным.  

  1. Наблюдательность как черта личности

Наблюдательность как черта личности характеризуется  способностью замечать существенные,  возможно  малозаметные свойства предметов и явлений. 

 Наблюдательность является очень важным и ценным качеством в жизни каждого человека. Наблюдая, или по-другому, концентрируя внимание на чем-либо, люди, у которых данное качество хорошо развито, запоминают намного больше информации об объекте наблюдения, чем остальные, соответственно являются более  всесторонне развитыми.

Р. Киплинг описывал довольно интересный пример, с помощью которого можно понять разницу между наблюдательностью и внимательностью. Смысл эксперимента был в том, что на стол положили разные камни, показали их молодым людям, а потом накрыли бумагой и попросили каждого описать, что находится на столе. Один молодой человек сказал, что под бумагой несколько камней разного размера и цвета, а другой подробно описал, что на столе есть один большой камень зеленого цвета,  с царапинами, похожий на полудрагоценный, и предположил, что царапины являются результатом огранки. С такими же подробностями он описал и остальные камни[3].

Данный пример очень хорошо показывает разницу между внимательностью, когда молодой человек заметил лишь общие характеристики, и наблюдательностью, от которой не ускользнула ни одна мелочь.

Таким образом, можно сказать, что наблюдательность – это способность видеть вещи, не являющиеся очевидными на первый взгляд.

Данная черта, к сожалению, крайне редко бывает развита  с рождения, но ее можно успешно и целенаправленно развивать, подмечая и запоминая в обыденной жизни какие-то свойства и вещи, не такие уж необходимые на первый взгляд. Со временем вырабатывается привычка замечать подобные вещи, то есть наблюдательность.


Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что чертами личности принято считать некоторые внутренние качества человека, характерные для него в жизни, а не в какой-либо конкретной ситуации.

В данной работе дано определение  понятия черт личности и рассмотрены такие важные черты как внимательность и наблюдательность,  очень похожие на первый взгляд, но очень разные на самом деле. Если внимательность помогает замечать какие-то общие свойства и характеристики предмета, то наблюдательность позволяет заметить не приметные на первый взгляд вещи.

Обе рассмотренные черты личности, безусловно, являются положительными и помогают человеку развиваться  и узнавать много нового. Если данные характеристики не достаточно развиты с рождения, не стоит переживать по этому поводу, практически любую черту личности можно самостоятельно развивать в себе.


Список литературы:

  1. ГОРБУНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА Социальная зрелость и черты характера личности // СНВ. 2013. №4 (5).
  2. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c
  3. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.
  4. ЩЕБЕТЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Черты личности и рефлексивные адаптации характера: изоморфизм или полиморфизм? // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. №1 (25). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/cherty-lichnosti-i-refleksivnye-adaptatsii-haraktera-izomorfizm-ili-polimorfizm.

[1] ГОРБУНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА Социальная зрелость и черты характера личности // СНВ. 2013. №4 (5)

[2] Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c

[3] ЩЕБЕТЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Черты личности и рефлексивные адаптации характера: изоморфизм или полиморфизм? // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. №1 (25)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая помощь участникам коррекции детей с аутичными чертами личности

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, н...

Консультация для родителей "Черты толерантной личности"

Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разгов...

Презентация на тему «Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста»

Без игры нет и не может быть полноценно развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра...

Статья на тему ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИАКУЛЬТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ У РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматриваются особенности влияния медиакультуры на формирование негативных черт личности детей в дошкольном возрасте....

Игра как средство формирования нравственных черт личности детей дошкольного возраста.

Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это иск...