Конспект музыкально-ритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Дети с нарушением зрнения через игры, хороводы и пляски преодолевают трудности в ориентировке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_muzykalnogo_zanyatiya_u_detey_snarusheniem_zreniya.docx | 22.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект музыкально-ритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Музыкально-ритмические занятия для детей с нарушением зрения.
Ритмика является составной частью музыкального и физического воспитания детей с нарушением зрения дошкольного возраста.
Музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы и пляски позволяют детям с нарушением зрения преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию.
Дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, скоростью, плавностью. Музыкальное сопровождение движений детей учит их быть ритмичными, отзывчивыми к различным двигательным актам.
Перед нашим детским садом стоят следующие коррекционные задачи:
- формирование у детей бинокулярного зрения;
- укрепление мышц глаз и развитие прослеживающих функций;
- развитие глазомерной оценки протяженности;
- развитие пространственной ориентировки и координации движений;
Именно доминантные ритмические занятия в большей степени помогают решать эти задачи.
Формирование чувства ритма, снятие двигательной скованности очень важный процесс в жизнедеятельности детей с нарушением зрения. Ведь при нарушенном зрении огромную роль играют другие органы чувств, которые компенсируют недостаток.
В своей работе опираюсь на «Программы коррекционных (образовательных) учреждений IV вида для детей с нарушением зрения» под ред. Л. И. Плаксиной. Активно использую Программу по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, а также пособие по танцевально-игровой гимнастике для детей «СА-ФИ-Дансе» Ж. Е Фирилевой, Е. Г. Сайкиной, адаптируя их к работе с детьми со зрительной депривацией.
На коррекционных занятиях, музыка в сочетании с движением дает основу формированию чувства ритма у дошкольников с нарушением зрения, то есть занятие полностью посвящено коррекции вторичных отклонений. Преодолеть нарушения координации движений, чувства ритма, зрительно-пространственной ориентировки детям помогают различные формы кинезитерапии.
Кинезитерапия – терапия движением.
Процесс коррекции различными средствами кинезитерапии строится на умении ребенка чувствовать свое тело, а также на формировании произвольности движений, релаксации.
При развитии зрительно-двигательной ориентировки в пространстве необходимо использование световых сигналов, ориентиров для обеспечения лучшего видения. В танцевальных движениях использую различные цветовые атрибуты: ленты, флажки, султанчики, косынки. Очень нравятся детям музыкально-речевые и пальчиково-речевые игры, которые побуждают дошкольников к импровизации. На протяжении всего занятия необходимо обращать внимание на согласованность движений и музыки.
Предлагаю вашему вниманию ритмическое занятие - для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект музыкального занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (различные нарушения зрения) .
Тема: «Ритмические фантазии».
Старший возраст.
Форма проведения: игра-импровизация.
Вид: доминантное (раздел «Музыкально-ритмические движения») .
Цель: развивать образные представления, фантазию, воображение и мышление ребенка; умение сочетать движения с музыкой и словом.
Задачи: развивать чувство ритма; менять движения в соответствии с характером музыки; формировать восприятие и различение ритмической пульсации в хлопках в речевых и музыкально-ритмических играх; учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера; развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы; способствовать снятию двигательной скованности детей.
Здоровьесберегающие технологии на занятии:
• Игрогимнастика
• Игроритмика
• Игропластика
• Пальчиковая гимнастика
• Дыхательно-звуковая гимнастика
• Креативная гимнастика
Ход занятия.
Дети входят в зал, становятся в круг.
1. Музыкальный руководитель: (поет вверх гамму Д dur) - Здравствуйте, ребята!
Дети отвечают: (поют трезвучие вниз) - Здра-вст-вуй-те!
М. р. - Так приятно говорить друг другу слова приветствия. А знаете ли вы, что можно здороваться стихами! Давайте попробуем поздороваться именно так. Но мы будем здороваться не только друг с другом, но и с «солнцем золотым» (скрестить кисти рук, расставив пальцы, с «небом голубым» (руки вверх, с «вольным ветерком» (качает поднятыми вверх руками, с «маленьким дубком» (соединить запястья рук, разведя кисти в стороны, с «утром» (мягкий жест правой рукой вправо, с «днем» (такой же жест левой рукой влево, и представьте себе, мы можем поздороваться даже с курицей на улице (изобразить двумя руками крылышки). Итак, если вы готовы, то начинаем, а вы мне обязательно помогайте.
Пальчиковая речевая игра «Здравствуй! » И. Бодраченко
- Я здороваюсь везде - дома и на улице,
Даже «здравствуй» говорю я соседской… курице (вместе показывают «крылышки») .
(М. р. и дети) - Здравствуй, солнце золотое! (показывают «солнце») .
Здравствуй, небо голубое! (показывают «небо») .
Здравствуй, вольный ветерок! (показывают «ветерок») .
Здравствуй, маленький дубок! (показывают «дубок») .
Здравствуй, Утро! (жест вправо) .
Здравствуй, День! (жест влево) .
Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны) .
М. р. - Приглашаю вас совершить прогулку.
- А куда можно пойти погулять?
(дети отвечают: на улицу, в зоопарк и т. д.)
- Какое место есть в нашем городе, где гуляют взрослые и дети? (парк)
- Вы, наверное, уже догадались, куда мы сейчас с вами пойдем?
- Мы будем маршировать, а музыка нам подскажет как.
«Ходьба различного характера» Марш М. Роббера»
- Раз, два, три, четыре, пять,
В парк отправимся гулять.
По аллейкам и дорожкам будем мы маршировать.
(Дети выполняют упражнение под музыку стоя на месте.)
- Сколько частей в этом упражнении? Как нужно идти на музыку первой части? (Энергичным шагом, высоко поднимая ногу с согнутым коленом, размахивая руками-одной вперед, другой назад) .
- Как вы пойдете на музыку второй части? («тихим» шагом, осторожно ступая без движения руками) .
(Упражнение выполняется в движении по кругу.)
Аудиозапись «Вьюга», кассета «Музыка природы».
М. р. - Мы в беседочку зайдем,
Сильный ветер переждем.
2. Ритмическая речевая игра «Вьюга»
Дети выполняют упражнение, сидя на стульях. Они учатся четко произносить текст с ритмичным движением рук и ног, делают упражнение вместе с воспитателем без музыки.
- Птица: кар, кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (дети ритмично хлопают в ладоши) .
Вьюга: у – у-у! (ладони сложить у рта) .
Ноги: топ, топ, топ! (топают попеременно ногами) .
Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх) .
Мама: ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками) .
Вьюга: у – у-у! (ладони у рта) .
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами) .
М. р.
-Вот и стих ветер, предлагаю продолжить прогулку. В парке есть «Волшебная комната», в которой происходят чудесные превращения.
3. «Чудесные превращения» - игровое упражнение.
Воспитатель грамотно читает поэтический текст, четко проговаривая слова, делая речевые паузы и логические ударения. Это поможет развитию творческого воображения детей, и будет способствовать выразительности и пластичности движений.
Движения сопровождаются музыкальной импровизацией в соответствии с «характером героя».
- Мы поднимем руки вверх,
Сразу станем выше всех. (Дети идут на носках, руки поднимают вверх) .
-Вот идет подъемный кран,
Перевозит грузы сам. (идут на пятках, руки за спиной «замочком») .
- Тихо-тихо мышь идет,
Потому что рядом кот. (двигаются мягким пружинным шагом на носках, слегка прогнув спину) .
- Гоп-гоп, конь живой, (дети сгибают в локтях руки - «берут вожжи»,
С настоящей головой, идут, высоко поднимая ноги, красиво оттянув
С настоящей гривой, носочек – «копытце») .
Вот какой красивый.
-На колени руки сложим, (пружинный шаг на всей ступне. Ноги
На кого же мы похожи? расставлены на ширину плеч и согнуты в
Это карлик-старичок. коленях,. тяжесть тела переносится с одной
Он согнулся как крючок. ноги на другую, ноги в коленях
не выпрямляются) .
- Вот шагает великан,
Как большой подъемный кран. (дети двигаются широким пружинным
Рощу, речку и луга шагом, руки помогают движению, свободно
Он пройдет за два шага. раскачиваясь вдоль корпуса) .
- Шел по лесу добрый гном (дети идут вразвалочку, слегка пружиня
С разноцветным колпачком. в коленях, руки можно сложить
Шел и песню напевал, «топориком» на правом плече) .
И в вразвалочку шагал.
- Вот шагает добрый слон,
Всем на свете шлет поклон. (дети двигаются не спеша, размеренно,
слегка увеличив длину шага. Руки находятся
за спиной, в такт каждому шагу ребенок слегка
покачивает головой) .
- В темном лесе есть избушка. (идут по кругу) .
- Стоит задом наперед. (прыжком поворачиваются в другую сторону) .
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет. (идут по кругу в другую сторону) .
У нее глаза большие. (разжимают кулачки подобно открывающимся глазам) .
Словно огоньки горят.
Ух! (приседают). Сердитая какая!
Дыбом волосы стоят. (резко поднимают руки вверх.)
М. р.
-Дети, вы любите качаться на качелях? В нашем парке они есть! А когда качели летят, вверх-вниз дыхание захватывает, покажем, как (глубоко вдыхаем и выдыхаем)
4. Распевка «Качели». (показ рукой направления движения вверх – вниз) .
Во время пения, помимо работы над чистым интонированием, тренируем прослеживающую функцию глаз, (следим за движение руки) .
М. р. - В парке темно, все спят давно…
Одна сова не спит, на суку сидит, да как полетит…
5. Пальчиковая речевая попевка «Сова».
В лесу (соединяют запястья рук, пальцы расставлены в стороны)
Темно (закрывают ладонями глаза, локти в сторону,
Все спят (ладони соединить подушечкой)
Давно (кладут «подушечку» на плечо, голову наклонить) .
Одна Сова не спит (делают «глаза», текст нараспев, низко) .
На суку сидит (руки за спину, выгнуть грудь - «важная» Сова) .
Да как полетит! («перелетают» на другое место, текст высоко) .
- Нам тоже пора возвращаться…
6. Заключительная часть.
М. р. А отвезет нас в детский сад - Волшебный трамвай!
Дети выстраивают стульчики «вагончиками», садятся и поют песню
Е. Макшанцевой «Трамвай».
После «возвращения» дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы музыкального руководителя.
Методическая литература.
1. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»/ Сост. Е. П. Раевская – М. : Просвещение 1991г.
2. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» М. А. Михайлова, Н. В. Воронина, Ярославль Академия Холдинг 2000г.
3. «Са-Фи-Дансе» (танцевально-игровая гимнастика для детей) Санкт – Петербург «Детство-Пресс» 2007г.
4. «Подвижные игры для детей с нарушением в развитии»/ под ред. Л. В. Шапковой. – СПб, «Детство-Пресс», 2005, 160с.
5. Л. И. Солнцева «Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология) - М. : Классик Стиль, 2006.-256с.
6. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Издательство «Экзамен», 2003.-256с.
7. «Музыкальный руководитель» №3, 4 2006г. Л. И. Гераскина «От этюда к спектаклю».
Похожие записи:
Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ».
Характеристика-представление
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (с использованием песочных игр и психогимнастики)
Занятие рекомендовано использовать в работе педагога- психолога ДОУ...
Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» «Деревня «Простоквашино». (для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения)
Программное содержание:Образовательные задачиПродолжать учить детей согласовывать числительные (один, два, четыре, пять) с существительными, закреплять навыки словообразования.Продол...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Гуси - лебеди"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Гуси - лебеди"...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (конспекты)
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (конспекты)...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения по теме "Посуда"
Этот конспект разработан для детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения (плеоптический этап)...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильное восприятие; расширять и закреплять представления об окружающем мире,обогащать словарный запас; учить правильно выражать свои мысли, развивать связную ...