Конспект музыкально-ритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Галина Сергеевна Осийчук

 

Дети с нарушением зрнения через игры, хороводы и пляски преодолевают трудности в ориентировке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект музыкально-ритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Музыкально-ритмические занятия для детей с нарушением зрения.

 Ритмика является составной частью музыкального и физического воспитания детей с нарушением зрения дошкольного возраста.

 Музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы и пляски позволяют детям с нарушением зрения преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию.

 Дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, скоростью, плавностью. Музыкальное сопровождение движений детей учит их быть ритмичными, отзывчивыми к различным двигательным актам.

 Перед нашим детским садом стоят следующие коррекционные задачи:

 - формирование у детей бинокулярного зрения;

 - укрепление мышц глаз и развитие прослеживающих функций;

 - развитие глазомерной оценки протяженности;

 - развитие пространственной ориентировки и координации движений;

 Именно доминантные ритмические занятия в большей степени помогают решать эти задачи.

 Формирование чувства ритма, снятие двигательной скованности очень важный процесс в жизнедеятельности детей с нарушением зрения. Ведь при нарушенном зрении огромную роль играют другие органы чувств, которые компенсируют недостаток.

 В своей работе опираюсь на «Программы коррекционных (образовательных) учреждений IV вида для детей с нарушением зрения» под ред. Л. И. Плаксиной. Активно использую Программу по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, а также пособие по танцевально-игровой гимнастике для детей «СА-ФИ-Дансе» Ж. Е Фирилевой, Е. Г. Сайкиной, адаптируя их к работе с детьми со зрительной депривацией.

 На коррекционных занятиях, музыка в сочетании с движением дает основу формированию чувства ритма у дошкольников с нарушением зрения, то есть занятие полностью посвящено коррекции вторичных отклонений. Преодолеть нарушения координации движений, чувства ритма, зрительно-пространственной ориентировки детям помогают различные формы кинезитерапии.

 Кинезитерапия – терапия движением.

 Процесс коррекции различными средствами кинезитерапии строится на умении ребенка чувствовать свое тело, а также на формировании произвольности движений, релаксации.

 При развитии зрительно-двигательной ориентировки в пространстве необходимо использование световых сигналов, ориентиров для обеспечения лучшего видения. В танцевальных движениях использую различные цветовые атрибуты: ленты, флажки, султанчики, косынки. Очень нравятся детям музыкально-речевые и пальчиково-речевые игры, которые побуждают дошкольников к импровизации. На протяжении всего занятия необходимо обращать внимание на согласованность движений и музыки.

 Предлагаю вашему вниманию ритмическое занятие - для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект музыкального занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (различные нарушения зрения) .

 Тема: «Ритмические фантазии».

 Старший возраст.

 Форма проведения: игра-импровизация.

 Вид: доминантное (раздел «Музыкально-ритмические движения») .

 Цель: развивать образные представления, фантазию, воображение и мышление ребенка; умение сочетать движения с музыкой и словом.

 Задачи: развивать чувство ритма; менять движения в соответствии с характером музыки; формировать восприятие и различение ритмической пульсации в хлопках в речевых и музыкально-ритмических играх; учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера; развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы; способствовать снятию двигательной скованности детей.

 Здоровьесберегающие технологии на занятии:

 • Игрогимнастика

 • Игроритмика

 • Игропластика

 • Пальчиковая гимнастика

 • Дыхательно-звуковая гимнастика

 • Креативная гимнастика

 Ход занятия.

 Дети входят в зал, становятся в круг.

 1. Музыкальный руководитель: (поет вверх гамму Д dur) - Здравствуйте, ребята!

 Дети отвечают: (поют трезвучие вниз) - Здра-вст-вуй-те!

 М. р. - Так приятно говорить друг другу слова приветствия. А знаете ли вы, что можно здороваться стихами! Давайте попробуем поздороваться именно так. Но мы будем здороваться не только друг с другом, но и с «солнцем золотым» (скрестить кисти рук, расставив пальцы, с «небом голубым» (руки вверх, с «вольным ветерком» (качает поднятыми вверх руками, с «маленьким дубком» (соединить запястья рук, разведя кисти в стороны, с «утром» (мягкий жест правой рукой вправо, с «днем» (такой же жест левой рукой влево, и представьте себе, мы можем поздороваться даже с курицей на улице (изобразить двумя руками крылышки). Итак, если вы готовы, то начинаем, а вы мне обязательно помогайте.

 Пальчиковая речевая игра «Здравствуй! » И. Бодраченко

 - Я здороваюсь везде - дома и на улице,

 Даже «здравствуй» говорю я соседской… курице (вместе показывают «крылышки») .

 (М. р. и дети) - Здравствуй, солнце золотое! (показывают «солнце») .

 Здравствуй, небо голубое! (показывают «небо») .

 Здравствуй, вольный ветерок! (показывают «ветерок») .

 Здравствуй, маленький дубок! (показывают «дубок») .

 Здравствуй, Утро! (жест вправо) .

 Здравствуй, День! (жест влево) .

 Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны) .

 М. р. - Приглашаю вас совершить прогулку.

 - А куда можно пойти погулять?

 (дети отвечают: на улицу, в зоопарк и т. д.)

 - Какое место есть в нашем городе, где гуляют взрослые и дети? (парк)

 - Вы, наверное, уже догадались, куда мы сейчас с вами пойдем?

 - Мы будем маршировать, а музыка нам подскажет как.

 «Ходьба различного характера» Марш М. Роббера»

 - Раз, два, три, четыре, пять,

 В парк отправимся гулять.

 По аллейкам и дорожкам будем мы маршировать.

 (Дети выполняют упражнение под музыку стоя на месте.)

 - Сколько частей в этом упражнении? Как нужно идти на музыку первой части? (Энергичным шагом, высоко поднимая ногу с согнутым коленом, размахивая руками-одной вперед, другой назад) .

 - Как вы пойдете на музыку второй части? («тихим» шагом, осторожно ступая без движения руками) .

 (Упражнение выполняется в движении по кругу.)

 Аудиозапись «Вьюга», кассета «Музыка природы».

 М. р. - Мы в беседочку зайдем,

 Сильный ветер переждем.

 2. Ритмическая речевая игра «Вьюга»

 Дети выполняют упражнение, сидя на стульях. Они учатся четко произносить текст с ритмичным движением рук и ног, делают упражнение вместе с воспитателем без музыки.

 - Птица: кар, кар, кар!

 Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (дети ритмично хлопают в ладоши) .

 Вьюга: у – у-у! (ладони сложить у рта) .

 Ноги: топ, топ, топ! (топают попеременно ногами) .

 Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх) .

 Мама: ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками) .

 Вьюга: у – у-у! (ладони у рта) .

 Туча: бах, бах, бах! (топают ногами) .

 М. р.

 -Вот и стих ветер, предлагаю продолжить прогулку. В парке есть «Волшебная комната», в которой происходят чудесные превращения.

 3. «Чудесные превращения» - игровое упражнение.

 Воспитатель грамотно читает поэтический текст, четко проговаривая слова, делая речевые паузы и логические ударения. Это поможет развитию творческого воображения детей, и будет способствовать выразительности и пластичности движений.

 Движения сопровождаются музыкальной импровизацией в соответствии с «характером героя».

 - Мы поднимем руки вверх,

 Сразу станем выше всех. (Дети идут на носках, руки поднимают вверх) .

 -Вот идет подъемный кран,

 Перевозит грузы сам. (идут на пятках, руки за спиной «замочком») .

 - Тихо-тихо мышь идет,

 Потому что рядом кот. (двигаются мягким пружинным шагом на носках, слегка прогнув спину) .

 - Гоп-гоп, конь живой, (дети сгибают в локтях руки - «берут вожжи»,

 С настоящей головой, идут, высоко поднимая ноги, красиво оттянув

 С настоящей гривой, носочек – «копытце») .

 Вот какой красивый.

 -На колени руки сложим, (пружинный шаг на всей ступне. Ноги

 На кого же мы похожи? расставлены на ширину плеч и согнуты в

 Это карлик-старичок. коленях,. тяжесть тела переносится с одной

 Он согнулся как крючок. ноги на другую, ноги в коленях

 не выпрямляются) .

 - Вот шагает великан,

 Как большой подъемный кран. (дети двигаются широким пружинным

 Рощу, речку и луга шагом, руки помогают движению, свободно

 Он пройдет за два шага. раскачиваясь вдоль корпуса) .

 - Шел по лесу добрый гном (дети идут вразвалочку, слегка пружиня

 С разноцветным колпачком. в коленях, руки можно сложить

 Шел и песню напевал, «топориком» на правом плече) .

 И в вразвалочку шагал.

 - Вот шагает добрый слон,

 Всем на свете шлет поклон. (дети двигаются не спеша, размеренно,

 слегка увеличив длину шага. Руки находятся

 за спиной, в такт каждому шагу ребенок слегка

 покачивает головой) .

 - В темном лесе есть избушка. (идут по кругу) .

  1. Стоит задом наперед. (прыжком поворачиваются в другую сторону) .

 В той избушке есть старушка,

 Бабушка Яга живет. (идут по кругу в другую сторону) .

 У нее глаза большие. (разжимают кулачки подобно открывающимся глазам) .

 Словно огоньки горят.

 Ух! (приседают). Сердитая какая!

 Дыбом волосы стоят. (резко поднимают руки вверх.)

 М. р.

 -Дети, вы любите качаться на качелях? В нашем парке они есть! А когда качели летят, вверх-вниз дыхание захватывает, покажем, как (глубоко вдыхаем и выдыхаем)

 4. Распевка «Качели». (показ рукой направления движения вверх – вниз) .

 Во время пения, помимо работы над чистым интонированием, тренируем прослеживающую функцию глаз, (следим за движение руки) .

 М. р. - В парке темно, все спят давно…

 Одна сова не спит, на суку сидит, да как полетит…

 5. Пальчиковая речевая попевка «Сова».

 В лесу (соединяют запястья рук, пальцы расставлены в стороны)

 Темно (закрывают ладонями глаза, локти в сторону,

 Все спят (ладони соединить подушечкой)

 Давно (кладут «подушечку» на плечо, голову наклонить) .

 Одна Сова не спит (делают «глаза», текст нараспев, низко) .

 На суку сидит (руки за спину, выгнуть грудь - «важная» Сова) .

 Да как полетит! («перелетают» на другое место, текст высоко) .

 - Нам тоже пора возвращаться…

 6. Заключительная часть.

 М. р. А отвезет нас в детский сад - Волшебный трамвай!

 Дети выстраивают стульчики «вагончиками», садятся и поют песню

 Е. Макшанцевой «Трамвай».

 После «возвращения» дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы музыкального руководителя.

 Методическая литература.

 1. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»/ Сост. Е. П. Раевская – М. : Просвещение 1991г.

 2. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» М. А. Михайлова, Н. В. Воронина, Ярославль Академия Холдинг 2000г.

 3. «Са-Фи-Дансе» (танцевально-игровая гимнастика для детей) Санкт – Петербург «Детство-Пресс» 2007г.

 4. «Подвижные игры для детей с нарушением в развитии»/ под ред. Л. В. Шапковой. – СПб, «Детство-Пресс», 2005, 160с.

 5. Л. И. Солнцева «Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология) - М. : Классик Стиль, 2006.-256с.

 6. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Издательство «Экзамен», 2003.-256с.

 7. «Музыкальный руководитель» №3, 4 2006г. Л. И. Гераскина «От этюда к спектаклю».

Похожие записи:

Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ».

Характеристика-представление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» «Деревня «Простоквашино». (для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения)

Программное содержание:Образовательные  задачиПродолжать учить детей  согласовывать числительные (один, два, четыре, пять) с существительными, закреплять навыки словообразования.Продол...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Гуси - лебеди"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Гуси - лебеди"...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (конспекты)

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ  ЗАНЯТИЯ    ДЛЯ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  С  НАРУШЕНИЯМИ  ЗРЕНИЯ (конспекты)...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения....

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения по теме "Посуда"

Этот конспект разработан для детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения (плеоптический этап)...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильное восприятие; расширять и закреплять представления об окружающем мире,обогащать словарный запас; учить правильно выражать свои мысли, развивать связную ...