Главные вкладки

    Конспект музыкально-ритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Галина Сергеевна Осийчук

     

    Дети с нарушением зрнения через игры, хороводы и пляски преодолевают трудности в ориентировке.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект музыкально-ритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

    Музыкально-ритмические занятия для детей с нарушением зрения.

     Ритмика является составной частью музыкального и физического воспитания детей с нарушением зрения дошкольного возраста.

     Музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы и пляски позволяют детям с нарушением зрения преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию.

     Дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, скоростью, плавностью. Музыкальное сопровождение движений детей учит их быть ритмичными, отзывчивыми к различным двигательным актам.

     Перед нашим детским садом стоят следующие коррекционные задачи:

     - формирование у детей бинокулярного зрения;

     - укрепление мышц глаз и развитие прослеживающих функций;

     - развитие глазомерной оценки протяженности;

     - развитие пространственной ориентировки и координации движений;

     Именно доминантные ритмические занятия в большей степени помогают решать эти задачи.

     Формирование чувства ритма, снятие двигательной скованности очень важный процесс в жизнедеятельности детей с нарушением зрения. Ведь при нарушенном зрении огромную роль играют другие органы чувств, которые компенсируют недостаток.

     В своей работе опираюсь на «Программы коррекционных (образовательных) учреждений IV вида для детей с нарушением зрения» под ред. Л. И. Плаксиной. Активно использую Программу по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, а также пособие по танцевально-игровой гимнастике для детей «СА-ФИ-Дансе» Ж. Е Фирилевой, Е. Г. Сайкиной, адаптируя их к работе с детьми со зрительной депривацией.

     На коррекционных занятиях, музыка в сочетании с движением дает основу формированию чувства ритма у дошкольников с нарушением зрения, то есть занятие полностью посвящено коррекции вторичных отклонений. Преодолеть нарушения координации движений, чувства ритма, зрительно-пространственной ориентировки детям помогают различные формы кинезитерапии.

     Кинезитерапия – терапия движением.

     Процесс коррекции различными средствами кинезитерапии строится на умении ребенка чувствовать свое тело, а также на формировании произвольности движений, релаксации.

     При развитии зрительно-двигательной ориентировки в пространстве необходимо использование световых сигналов, ориентиров для обеспечения лучшего видения. В танцевальных движениях использую различные цветовые атрибуты: ленты, флажки, султанчики, косынки. Очень нравятся детям музыкально-речевые и пальчиково-речевые игры, которые побуждают дошкольников к импровизации. На протяжении всего занятия необходимо обращать внимание на согласованность движений и музыки.

     Предлагаю вашему вниманию ритмическое занятие - для детей старшего дошкольного возраста.

    Конспект музыкального занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья (различные нарушения зрения) .

     Тема: «Ритмические фантазии».

     Старший возраст.

     Форма проведения: игра-импровизация.

     Вид: доминантное (раздел «Музыкально-ритмические движения») .

     Цель: развивать образные представления, фантазию, воображение и мышление ребенка; умение сочетать движения с музыкой и словом.

     Задачи: развивать чувство ритма; менять движения в соответствии с характером музыки; формировать восприятие и различение ритмической пульсации в хлопках в речевых и музыкально-ритмических играх; учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера; развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы; способствовать снятию двигательной скованности детей.

     Здоровьесберегающие технологии на занятии:

     • Игрогимнастика

     • Игроритмика

     • Игропластика

     • Пальчиковая гимнастика

     • Дыхательно-звуковая гимнастика

     • Креативная гимнастика

     Ход занятия.

     Дети входят в зал, становятся в круг.

     1. Музыкальный руководитель: (поет вверх гамму Д dur) - Здравствуйте, ребята!

     Дети отвечают: (поют трезвучие вниз) - Здра-вст-вуй-те!

     М. р. - Так приятно говорить друг другу слова приветствия. А знаете ли вы, что можно здороваться стихами! Давайте попробуем поздороваться именно так. Но мы будем здороваться не только друг с другом, но и с «солнцем золотым» (скрестить кисти рук, расставив пальцы, с «небом голубым» (руки вверх, с «вольным ветерком» (качает поднятыми вверх руками, с «маленьким дубком» (соединить запястья рук, разведя кисти в стороны, с «утром» (мягкий жест правой рукой вправо, с «днем» (такой же жест левой рукой влево, и представьте себе, мы можем поздороваться даже с курицей на улице (изобразить двумя руками крылышки). Итак, если вы готовы, то начинаем, а вы мне обязательно помогайте.

     Пальчиковая речевая игра «Здравствуй! » И. Бодраченко

     - Я здороваюсь везде - дома и на улице,

     Даже «здравствуй» говорю я соседской… курице (вместе показывают «крылышки») .

     (М. р. и дети) - Здравствуй, солнце золотое! (показывают «солнце») .

     Здравствуй, небо голубое! (показывают «небо») .

     Здравствуй, вольный ветерок! (показывают «ветерок») .

     Здравствуй, маленький дубок! (показывают «дубок») .

     Здравствуй, Утро! (жест вправо) .

     Здравствуй, День! (жест влево) .

     Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны) .

     М. р. - Приглашаю вас совершить прогулку.

     - А куда можно пойти погулять?

     (дети отвечают: на улицу, в зоопарк и т. д.)

     - Какое место есть в нашем городе, где гуляют взрослые и дети? (парк)

     - Вы, наверное, уже догадались, куда мы сейчас с вами пойдем?

     - Мы будем маршировать, а музыка нам подскажет как.

     «Ходьба различного характера» Марш М. Роббера»

     - Раз, два, три, четыре, пять,

     В парк отправимся гулять.

     По аллейкам и дорожкам будем мы маршировать.

     (Дети выполняют упражнение под музыку стоя на месте.)

     - Сколько частей в этом упражнении? Как нужно идти на музыку первой части? (Энергичным шагом, высоко поднимая ногу с согнутым коленом, размахивая руками-одной вперед, другой назад) .

     - Как вы пойдете на музыку второй части? («тихим» шагом, осторожно ступая без движения руками) .

     (Упражнение выполняется в движении по кругу.)

     Аудиозапись «Вьюга», кассета «Музыка природы».

     М. р. - Мы в беседочку зайдем,

     Сильный ветер переждем.

     2. Ритмическая речевая игра «Вьюга»

     Дети выполняют упражнение, сидя на стульях. Они учатся четко произносить текст с ритмичным движением рук и ног, делают упражнение вместе с воспитателем без музыки.

     - Птица: кар, кар, кар!

     Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (дети ритмично хлопают в ладоши) .

     Вьюга: у – у-у! (ладони сложить у рта) .

     Ноги: топ, топ, топ! (топают попеременно ногами) .

     Дети: ха, ха, ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх) .

     Мама: ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками) .

     Вьюга: у – у-у! (ладони у рта) .

     Туча: бах, бах, бах! (топают ногами) .

     М. р.

     -Вот и стих ветер, предлагаю продолжить прогулку. В парке есть «Волшебная комната», в которой происходят чудесные превращения.

     3. «Чудесные превращения» - игровое упражнение.

     Воспитатель грамотно читает поэтический текст, четко проговаривая слова, делая речевые паузы и логические ударения. Это поможет развитию творческого воображения детей, и будет способствовать выразительности и пластичности движений.

     Движения сопровождаются музыкальной импровизацией в соответствии с «характером героя».

     - Мы поднимем руки вверх,

     Сразу станем выше всех. (Дети идут на носках, руки поднимают вверх) .

     -Вот идет подъемный кран,

     Перевозит грузы сам. (идут на пятках, руки за спиной «замочком») .

     - Тихо-тихо мышь идет,

     Потому что рядом кот. (двигаются мягким пружинным шагом на носках, слегка прогнув спину) .

     - Гоп-гоп, конь живой, (дети сгибают в локтях руки - «берут вожжи»,

     С настоящей головой, идут, высоко поднимая ноги, красиво оттянув

     С настоящей гривой, носочек – «копытце») .

     Вот какой красивый.

     -На колени руки сложим, (пружинный шаг на всей ступне. Ноги

     На кого же мы похожи? расставлены на ширину плеч и согнуты в

     Это карлик-старичок. коленях,. тяжесть тела переносится с одной

     Он согнулся как крючок. ноги на другую, ноги в коленях

     не выпрямляются) .

     - Вот шагает великан,

     Как большой подъемный кран. (дети двигаются широким пружинным

     Рощу, речку и луга шагом, руки помогают движению, свободно

     Он пройдет за два шага. раскачиваясь вдоль корпуса) .

     - Шел по лесу добрый гном (дети идут вразвалочку, слегка пружиня

     С разноцветным колпачком. в коленях, руки можно сложить

     Шел и песню напевал, «топориком» на правом плече) .

     И в вразвалочку шагал.

     - Вот шагает добрый слон,

     Всем на свете шлет поклон. (дети двигаются не спеша, размеренно,

     слегка увеличив длину шага. Руки находятся

     за спиной, в такт каждому шагу ребенок слегка

     покачивает головой) .

     - В темном лесе есть избушка. (идут по кругу) .

    1. Стоит задом наперед. (прыжком поворачиваются в другую сторону) .

     В той избушке есть старушка,

     Бабушка Яга живет. (идут по кругу в другую сторону) .

     У нее глаза большие. (разжимают кулачки подобно открывающимся глазам) .

     Словно огоньки горят.

     Ух! (приседают). Сердитая какая!

     Дыбом волосы стоят. (резко поднимают руки вверх.)

     М. р.

     -Дети, вы любите качаться на качелях? В нашем парке они есть! А когда качели летят, вверх-вниз дыхание захватывает, покажем, как (глубоко вдыхаем и выдыхаем)

     4. Распевка «Качели». (показ рукой направления движения вверх – вниз) .

     Во время пения, помимо работы над чистым интонированием, тренируем прослеживающую функцию глаз, (следим за движение руки) .

     М. р. - В парке темно, все спят давно…

     Одна сова не спит, на суку сидит, да как полетит…

     5. Пальчиковая речевая попевка «Сова».

     В лесу (соединяют запястья рук, пальцы расставлены в стороны)

     Темно (закрывают ладонями глаза, локти в сторону,

     Все спят (ладони соединить подушечкой)

     Давно (кладут «подушечку» на плечо, голову наклонить) .

     Одна Сова не спит (делают «глаза», текст нараспев, низко) .

     На суку сидит (руки за спину, выгнуть грудь - «важная» Сова) .

     Да как полетит! («перелетают» на другое место, текст высоко) .

     - Нам тоже пора возвращаться…

     6. Заключительная часть.

     М. р. А отвезет нас в детский сад - Волшебный трамвай!

     Дети выстраивают стульчики «вагончиками», садятся и поют песню

     Е. Макшанцевой «Трамвай».

     После «возвращения» дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы музыкального руководителя.

     Методическая литература.

     1. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду»/ Сост. Е. П. Раевская – М. : Просвещение 1991г.

     2. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» М. А. Михайлова, Н. В. Воронина, Ярославль Академия Холдинг 2000г.

     3. «Са-Фи-Дансе» (танцевально-игровая гимнастика для детей) Санкт – Петербург «Детство-Пресс» 2007г.

     4. «Подвижные игры для детей с нарушением в развитии»/ под ред. Л. В. Шапковой. – СПб, «Детство-Пресс», 2005, 160с.

     5. Л. И. Солнцева «Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология) - М. : Классик Стиль, 2006.-256с.

     6. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. /Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Издательство «Экзамен», 2003.-256с.

     7. «Музыкальный руководитель» №3, 4 2006г. Л. И. Гераскина «От этюда к спектаклю».

    Похожие записи:

    Презентация: Опыт работы «Пространственная ориентировка детей с ОВЗ».

    Характеристика-представление


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Специфика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

    Материал для логопедов специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением зрения, воспитателей и родителей...

    Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и ОДА посредством специально организованных занятий

    У детей 5-6 лет с нарушением зрения и ОДА развитие тонкой моторики находиться на низком уровне или совсем не сформировано. Целеноправленная, комплексная работа способствует развитию тонкой моторики де...

    Итоговое интегрированное занятие по теме: "Весна" для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи

    Комплексное интегрироанное занятие для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи, составлено совместно с учителями логопедом и дефектологом, а также с воспитателями. Занятие по з...

    Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» «Деревня «Простоквашино». (для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения)

    Программное содержание:Образовательные  задачиПродолжать учить детей  согласовывать числительные (один, два, четыре, пять) с существительными, закреплять навыки словообразования.Продол...

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Гуси - лебеди"

    Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Гуси - лебеди"...

    Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Юные волшебники».

    Цель: Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционные задачи:1.      Активизировать зрительные функции.2....