Роль сюжетного танца в театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Родионова Виктория Сергеевна

Данная статья содержит теоретические аспекты использования сюжетного танца при работе со старшими дошкольниками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Изучением творческих способностей в разное время занимались разные учёные. Исследования Л.С. Выготского показывают, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого образовываются построения фантазии.

Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.  По мнению психологов и педагогов Л.А. Баренбойма, Р.А.Ветлугиной, Л.С. Выготского, детей следует, как можно  раньше  побуждать  к  выполнению  творческих заданий.

Особенности музыки как вида искусства, творческий характер музыкальных видов позволили нам сделать вывод о том, что музыкальное движение - это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Содержание танцевального искусства, как любого другого вида искусства - образы окружающей действительности под танцем, говорил известный балетмейстер К.Я. Голейзовский, следует подразумевать нечто более содержательное, чем простую сумму технических приемов. «Народная пляска- не набор виртуозных колец и акробатических трюков, а плавно текущая речь, сознательно развивающийся перед зрителями рассказ на определенную тему с сюжетом, пересказ событий действительной жизни, понятная и реальная картина окружающего». [23, c. 260]

Проблемой детского танцевального творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Л.С. Выготский, В. Глоцер,  Б. Джеферсон, А.В.Запорожец, Т.Г.Казакова, А.В. Кенеман, Б.М. Теплов, З.Фрейд и другие. Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи (В.Глоцер. Б. Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс танцевального творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности». Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества.

Другие исследователи (А.В. Запорожец. Н.А. Ветлугина. Т.Г.Казакова и другие) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого.

Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.

Н.А. Ветлугина совместно с А.И. Ходьковой и другими педагогам и определили этапы развития детского танцевального музыкального творчества [19, c. 285]:

1        этап - первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового: придумай, измени, сочини);

2        этап - освоение способов творческих действий, поиск решений:

3        этап - самостоятельные действия детей, использование сочинённых движений, танцевальных композиций в жизни.

Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка.

Как отмечает О.П. Радынова «…критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, оригинальности и вариативности». [65, c.276]

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок

  • эмоционально отзывался на музыку.
  • верил в передаваемый образ,
  • мог выполнить движения с воображаемыми предметами.
  • свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

В танце творчество может развиваться эффективнее, чем в других видах деятельности. Танцу присуще образность, сюжетность. Это придает ему черты драматизации и сближает его с сюжетно-ролевой игрой, которая по выражению Л.С. Выготского, является «корнем» любого детского творчества. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей. [21, c.21]

Сюжетные танцы пользуются большой популярностью среди детей разных возрастов. В основном такая разновидность хореографии пользуется большой популярностью среди детей дошкольного возраста в садах и хореографических студиях. Очень часто приглашают родителей на различные концерты, утренники, капустники и тому подобное, так вот, сюжетный танец является незаменимой его частью. Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия. Однако если говорить с точки зрения постановки, то это одни из самых хореографически сложных видов танцев. Хореографам обычно нелегко даются подобные постановки.

Основная трудность сюжетных танцев заключается в том, что очень тяжело подобрать тему, которая будет доступна для понимания малышей, и которую они смогут целиком и полностью раскрыть в своем танце. А также тяжело подобрать соответствующий музыкальный материал. В таких танцах не должно быть слишком много действующих лиц, которые изображают того или иного персонажа. Зачастую достаточно двух-трех главных персонажей. К примеру, мышки и котик, или же лисичка и зайчики.

Также детские сюжетные танцы не должны быть слишком продолжительны, иначе это может негативным образом повлиять на всю драматургию танца. В любом танце должны четко просматриваться основные этапы драматургии – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Также каждая деталь должна соответствовать общей картинке танца, к примеру, костюм ребенка должен соответствовать его персонажу. Сюжетный детский танец может содержать и дополнительные атрибуты – если это зайчик, то у него может быть морковка, если баба Яга, то метла и т.д.

Танец, который одержит свой сюжет, является выразительной формой детской хореографии, вызывающей интерес у детей зрителей, а также у тех деток, которые танцуют такие танцы. Главная привлекательность такого вида танца заключается в его особенностях: перевоплощения танцоров в своих героев, разный характер каждого персонажа, который необходимо передать зрителю, общение персонажей между собой во время танцев, если это необходимо.

Благодаря отображению танцоров всей характерности, зритель понимает, что происходит на сцене. Правильная атмосфера на хореографических занятиях побуждает малыша осваивать новые азы танцевального искусства.

Также разучивая сюжетный танец, дети учатся разным повадкам своих персонажей, к примеру, грациозности лисы, гибкости змеи и т.д. Это также развивает внимательность и наблюдательность юных танцоров. Благодаря таким танцам ребенок учится видеть другую форму повествования рассказа.

Что касается музыкального сопровождения в сюжетном танце, то оно должно содержать очень яркие мотивы, благодаря которым можно будет легко узнать образ главных героев. Перед тем как ставить танцевальные движения, хореографы знакомят детей с рассказом, пытаются передать характер главных героев. Для этого можно опять-таки подключать специальные атрибуты, чтобы малыш смог с легкостью ознакомится со своей ролью. [31, c.44]

Детская хореография развивает у малыша не только музыкальный слух, чувство ритма и такта, но и улучшает его физическую форму, развивает гибкость и пластику, придает грациозности осанке и много другого.

В ряду важнейших и первостепенных задач, которые ставит перед собой современный руководитель детского танцевального коллектива или хореограф в детском саду, - развитие танцевальных творческих способностей ребенка, его эмоциональное и художественное воспитание. Большое значение в формировании и развитии детского танцевального творчества приобретает работа над сюжетными  танцами.

В подавляющем большинстве авторских программ по ритмике и хореографии для детских садов и танцевальных студий значительное место занимают сюжетные танцы. Так в программе Е.В. Горшковой «От жеста к танцу» подробно описываются методы работы с этюдами и упражнениями, на основе которых дети знакомятся с жестами и пантомимой. Этот материал в дальнейшем становится ключевым при постановке композиционно завершенных сюжетных танцев и спектаклей.  В программе Ж.Е. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной «Са-фи-дансе» основная работа направлена на гармоничное развитие дошкольников средствами танцевально-игровой гимнастики. Наличие игроритмики, игрогимнастики и игротанца, который в этой программе является аналогом сюжетного танца, обеспечивает развитие воображения и творческих способностей детей.

 В программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» сюжетный танец и другие хореографические формы, способствующие развитию творческих способностей детей, также присутствуют, ведь это является одной из задач программы. Музыкально ритмические композиции, пляски здесь имеют сюжетно-образный характер. Сходство программ «Ритмическая мозаика» и «От жеста к танцу» состоит в том, что в обеих программах присутствуют упражнения и этюды на подражание, различные имитационные движения.

 Сюжетный танец, с его яркой образностью, наполненностью хорошо знакомыми ситуациями, персонажами, характерами, помогает раскрепостить ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, пробудить его фантазию, укрепить желание заниматься.

С самых первых занятий хореографией дети учатся таким важным вещам, как общение в коллективе, умение свободно, красиво двигаться и танцевать, умение слушать и понимать музыку. В возрасте 3,5 - 4 лет дети лучше воспринимают основную информацию через движение, игру, подражание. Поэтому на первых этапах основную часть занятий составляют именно сюжетные танцы и образно-ритмические игры. В таких образно-ритмических играх, как «Пчелки», «Осенние листочки», «Кузнечики», «Паровозик», «Бабочки и жучки», «Весенние цветочки для мам», «Воробышки и кошка» дети с удовольствием, в игровой форме, а, следовательно, незаметно, исподволь научатся чувствовать и передавать своим телом характер музыки.

Названные  игры  настраивают детей на активное и целенаправленное  ее  восприятие  музыки. Смена  музыкального  характера (мажор – минор, Allego – Andantе, legato – staccato  и т.д.), сопровождается  ролевыми  перевоплощениями, сменой игровых движений и моторики: малыши-пчёлки летят за медом (быстрый свободный бег по залу) – ночью спят в ульях (садятся, ложатся на скамеечки); листочки-малыши летят, подгоняемые ветром (бег по кругу на полупальцах) – кружатся и падают (вращения, медленные приседания и падения на пол) и т.п.

Важную роль в развитии образно-эмоционального восприятия и фантазии ребенка играет музыкальное сопровождение, которое строится как на известных детских пьесах и песнях (таких, как «Песенка про кузнечика» В. Шаинского, «Добрый жук» В. Спадавеккиа, «Голубой вагон» В. Шаинского), так и на фрагментах классических музыкальных произведений («Полька»  И. Саца, «Лирический вальс» Д.Шостаковича ит.д.). Образно-ритмические игры способствуют активизации детского внимания, воспитывают в детях эмоциональное отношение к музыке, развивают фантазию каждого ребенка.

В следующей возрастной группе, куда входят дети 5-7 лет, наиболее удачным следует признать использование не столько образно-сюжетных игр, сколько сюжетно-танцевальных зарисовок. Такие сюжетные танцы и зарисовки, как «Зайцы и медведи», «Лесная сказка», «Цыплята», «Веселое путешествие», «Гуси-лебеди», «Зоопарк», «Солнечные зайчики» не оставляют безучастными ни одного ребёнка, способствуют развитию творческого мышления и фантазии детей, раскрытию их природных способностей. [31, c. 43]

Включение в образно-сюжетные танцы сказочных, птичьих, звериных образов дает возможность использовать подражательные и имитационные движения, элементы танцевальной импровизации. Дети легко заучивают часто меняющийся рисунок танца, хорошо запоминают и непринужденно повторяют большое количество разнообразных движений. Благодаря выразительной музыке, сказочным характерам и понятному сюжету ребенок не просто пытается передавать в несложных движениях основные музыкально-танцевальные образы, но и охотно импровизирует. Именно в сюжетно-танцевальных зарисовках педагог может наиболее удачно совместить процесс совершенствования психомоторных способностей детей (включающий развитие опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки, гибкости, координации движений и т.д.) с развитием их творческих и созидательных возможностей. Дети выразительно и с удовольствием танцуют, активно двигаются (важно также, что в сюжетных танцах используются все группы мышц), жестикулируют, «включают» мимику, перевоплощаясь в мишек, лисичек, зайчиков, птичек, лошадок и т.п.

Третий этап развития танцевальных творческих способностей ребенка связан с постановкой собственно сюжетных танцев, рассчитанных на исполнение детьми в возрасте 6- 12 лет. В этом возрасте дети уже способны не только к подражанию и имитации, но и к образным перевоплощениям, передаче собственных переживаний, придумыванию своих движений. Дети младшего школьного возраста способны воплотить определенный характер персонажей, интерпретировать сюжет в соответствии с музыкальным развитием и драматургией номера, воспроизводить в танце знакомые жизненные ситуации. [25, c.78]

 С неподдельным желанием участвуют юные танцоры в исполнении сюжетных танцев «Поле чудес», «Цветные сны», «Красная шапочка», несущих в себе также черты жанра «зримая песня». Любимые сказочные персонажи (Буратино, Лиса Алиса, Кот Базилио, Красная Шапочка), их переживания и взаимоотношения воплощаются через выразительные движения, пластику, живую пантомимику, эмоционально окрашенную подачу образа. В образно-сюжетных танцах «Дымковская карусель» и «Считалочка» юные исполнители легко входят в атмосферу знакомого, родного им мира игрушки, праздника, игры, окрашивая постановки проявлением личных эмоций.

Именно сюжетный танец дает возможность педагогу совместить танцевально- репетиционные задачи с танцевально- сценическими, творческими. Ребенку же образно-сюжетные постановки помогают хорошо усвоить, надолго запомнить, грамотно исполнять выученные новые хореографические элементы, выступать на сцене уверенно и эмоционально. Как пишет известный хореограф-педагог Е.Н. Громова, «…ставя перед ребенком ту или иную сценическую задачу, нужно стремиться пробудить в нем фантазию, добиваясь (увлекательным рассказом, ярким показом, этюдной работой) сознательного сценического поведения и активного отношения к творчеству. Тогда любые, самые невероятные предлагаемые детали, обстоятельства не вызовут у него недоумения.  Дети любят проявлять самостоятельность, и, если умело ее поощрять, они совершают чудеса». Сюжетный танец – это непростой, но один из наиболее плодотворных и кратчайших путей к развитию танцевальных творческих способностей ребенка.

Итак, сюжетный танец является очень яркой формой проявления творчества, фантазии, сочетает в себе музыку, движение, драматизацию и именно поэтому вызывает живой интерес у детей. Под сюжетом понимается последовательность событий, происходящих в определенной ситуации. Это не только изображение внешних движений, поступков персонажей, но и внутренние действия: развитие характеров, переживаний, взаимоотношений действующих лиц. В основе сюжета лежит конфликт, который подталкивает к развертыванию драматического действия и порождается столкновением разнохарактерных персонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по изобразительной и театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "Прохоровское поле - третье ратное поле России "

Многим детям свойственно полностью копировать то, чему их научили. Это часто ведёт  к появлению шаблонной, узко репродуктивной деятельности. По этому основная задача взрослого с...

"Театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста" сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать месяцев"

В педставленном пособии предлагается сценарий театрализованного представления по сказке "Двенадцать  месяцев."Целью данного пособия является развитие и поддержание интереса у детей к театру и теа...

конспект совместной театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Драматизация по мотивам сказки В.Сутеева "Мешок яблок". Технологии - здоровьесберегающие, игровые, сотрудничество, театрализованная деятельность. Цель - обучение детей диалогической речи посредством у...

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаМесяцВидтеатраСодержаниетеатрализованнойдеятельности Развитие речиИндивидуальнаяработаРаботас род...

РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье освещаются проблемы развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Рассматриваются подходы к организации педагогического сопровождения развития творческих ...

Встреча с героями сказок - театрализованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Театрализованная игровая деятельность с детьмии старшего дошкольного возраста...