Методическая разработка "Приходите на лужок"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Пархоменко Людмила Владимировна

Методическая разработка содержит игры природоведческого содержания

для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka-prihodite_na_luzhok.docx113.31 КБ

Предварительный просмотр:

                   

                      0058-174-Neznajka-i-ego-druzja

Методическая разработка содержит игры природоведческого содержания

для детей старшего дошкольного возраста.

2012 г.

 Муниципальное

 Бюджетное

 Дошкольное

 Образовательное

Учреждение

 детский сад № 26

 Л.В. Пархоменко

Ст. Челбасская

Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев... Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.

 Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра – это эмоциональная деятельность: играющий ребёнок доброжелателен.

 Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:

развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;

доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;

ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;

в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);

экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;

позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.

В своём  пособии подобрала и систематизировала разные виды игр для детей старшего дошкольного возраста.                                            

подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Ястреб и утки», «Волки и овцы» «Хитрая лиса» и др., в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе;

дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» и др., уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память;

настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом» и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы;

словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто

больше?», «Концовки», «Ты часть - я целое» и др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции;

творческие игры (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

В играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации.

 

Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, педагогу следует играть вместе с ними. Приёмы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными. Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство педагога в игру детей. Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.    

      Подвижные игры природоведческого содержания

Игра «Журавли-журавли».

Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" - вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всё возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

 

Игра «Ласточки и мошки».

Играющие - мошки - летают по поляне и напевают:

Мошки летают!

Ласточку не замечают!

Жу-жу! Жу-жу!

Зу-зу! Зу-зу!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.

Игра «Птица без гнезда».

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо,второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. «Два...» - игрок-птица кладёт руки на плечи впереди стоящему, т.е. птица садится в гнездо. «Три...» - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: «Все птицы по домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счёт «три». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

Игра «Стань птицей» 

Если у детей накоплено достаточно представлений о повадках птиц, им можно предложить «стать птицами», выполняя задания:
—ходим важно, как голубь;
— прыгаем, как воробей;
— сели на дерево, стучим, как дятел, ищем червяков;
— полетели, как синички на кормушку, сели, посмотрели вокруг, взяли зернышко, полетели, сели на ветку, смотрим по сторонам;
— летим, как сова, бесшумно между деревьями, высматриваем мышек;
— ходим, как ворона.

Игра «Заяц и лиса»

Правила игры.

Участники образуют круг. Большой мяч (лиса) передается в любом
направлении по кругу обязательно из рук в руки стоящих рядом
участников. Передавать (перебрасывать) мяч через одного или
несколько игроков нельзя. Маленький мяч (заяц) наоборот, может
"прыгать" - перебрасываться любому участнику игры. Задача в том,
чтобы большой мяч "догнал" маленький, т.е. лиса поймала зайца.

По окончании игры обсудите с участниками, что они чувствовали,
когда выполняли функции хищника и жертвы, каково быть зайцем
и лисой в природе.

Игра «Птенчики в беде»

Цели. Развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве. Формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказать помощь ближнему; формировать ценностные эмоции.

Ход игры.

На площадке чертится несколько кругов, в них  - гнёзда с «птенчиками» (детьми). Выбирается Злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, болотам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и делает пожар. Задача остальных играющих  (юных защитников леса) – поймать на лету ленточки «искорки», чтобы они не попали в гнездо, и спасли птенчиков от беды. Игра считается законченной, когда все искорки потушены.

Игра «Сокол и лиса»

Выбирается «сокол» и «лиса», Остальные дети – « соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

   Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

    Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

Игра «Цветы»

Каждый играющий выбирает себе название  какого – нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Она называет какой – нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой – нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.  Пойманный  меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

   Играющие  могут называться цветами, зверями, рыбами, птицами. Каждый раз перед началом игры нужно рассказать детям о различных цветах, рыбах, зверях, птицах.

Игра «Ловля рыб»

Игроки делятся на две группы. Они становятся друг против друга на расстоянии в несколько шагов. Одна группа  «рыболовы» (их меньше), другая – «рыбы». Вначале между ними происходит разговор:

- Что вы вяжите? – спрашивают рыбы.

- Невод, - отвечают рыболовы, выполняя имитирующие движения.

- Что вы будите ловить?

- Рыбу.

- Какую?

- Щуку.

- Ловите!

Рыбы поворачиваются и бегут до установленной черты.  Каждый  рыболов старается поймать хоть одну рыбу. Игра повторяется, но называется другая рыба. Ловить рыб можно только в границах моря. Рыба считается пойманной, когда рыболов касается её рукой.

 Перед началом игры педагог знакомит детей по книжкам и картинкам с разными видами рыб.

Игра «Птицелов»

Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре птицелов с завязанными глазами. Птицы кружатся вокруг птицелова и нараспев произносят:

                        В лесу, во лесочке,

                        На зелёном дубочке

                        Птички весело поют.

                        Ай! Птицелов идёт!

                        Он в неволю нас возьмёт,

                        Птицы, улетайте!

Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашёл, подражает крику птицы, которую выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Тот, кого он угадал, становится птицеловом.

Игра «Ястреб и утки»

На площадке рисуют два круга – два «озера». Между ними расстояние в 5-10 шагов. По считалке выбирают «Ястреба» , остальные «дикие утки» - чирки, нырки и шилохвостки. Чирки и нырки плавают в одном озере, шилохвостки – в другом. Затем утки меняются местами: чирки перелетают в озеро к шилохвосткам, шилохвостки  -к ныркам, а те, в свою очередь перелетают к чиркам. В это время ястреб, который находится на «суше»( между двумя озёрами ), ловит уток. Пойманные утки выбывают из игры. В озере уток ловить нельзя.

Пластическая игра «Буря на море».

Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.

Игра «Изобрази».

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы:

Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю.

Пластическая игра «Танец бабочек».

К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить "одеяние" бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полёт бабочки

Игра Метель.

Дети кружатся по комнате, изображая снегопад, со словами:

Закружила метель, словно чудо-карусель,
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла...

И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, на кого укажет педагог, должен изобразить дан 

 Кто быстрее найдет березу, ель, дуб

Дидактическая задача. Найти дерево по названию.

Игровое действие. Бег к названному дереву (соревнование «Кто быстрее найдет дерево»).

Правило. Бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!».

Ход игры. Воспитатель называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три — к березе беги!» Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.

Игра «Сокол и голуби».

 На противоположных сторонах площадки линиями обозначают домики голубей. Между домиками находится сокол (водящий). Все дети — голуби. Они стоят за линией на одной стороне площадки. Сокол кричит: «Голуби, летите!» Голуби перелетают (перебегают) из одного домика в другой, стараясь не попасться соколу. Тот, до кого сокол дотронулся рукой, отходит в сторону. Когда будет поймано 3 голубя, выбирают нового сокола.

Игра «Волк во рву».

         Поперек площадки двумя линиями (или шнурами) обозначается ров (ширина 80 см). Во рву — волк. Дети стоят у края площадки — это козы. Воспитатель говорит: «Коз-ы, в поле!» Дети бегут на противоположный край площадки , по пути перепрыгивая ров. Волк бегает, не выходя за пределы рва, и ловит тех коз, которые не смогли перепрыгнуть (коснулись земли в пределах рва). Козы резвятся в поле. Через некоторое время воспитатель говорит: «Козы, домой!» Дети вновь перепрыгивают  ров, и игра продолжается.      

                                                                                                                                                                 

Игра «Зайцы и волк».

 Одного из играющих выбирают волком. Остальные — зайцы. На одной стороне площадки зайцы устраивают домики (чертят кружки). В начале игры зайцы стоят в своих домиках, волк — на другом конце площадки (в овраге). По сигналу воспитателя зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют травку. По сигналу «Волк!», волк выбегает из оврага и ловит зайцев (стараясь коснуться их). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк отводит в овраг. Игра возобновляется. После того, как поймано 2—3 зайца, выбирается другой волк.

Игра «Бездомный заяц».

Дети-зайцы делают из скакалок, сложенных кольцом, домики. По сигналу воспитателя зайцы выбегают из домиков, скачут друг за другом, прыгают на одной ноге. Зайцы спешат занять любой домик, но одному домика не хватает. Он становится «бездомным зайцем». Теперь он выступает в роли ведущего, произнося:

Зайцы в поле побежали,

По полянке поскакали

Дети выбегают и  резвятся на площадке. Игра продолжается.

Игра «Тетери».

   Двое играющих изображают тетерь. Они находятся в одном из углов комнаты. Остальные дети (6-8 человек) стоят в кругу посредине комнаты, держась за руки. Это чашка творогу. Текст читают хором, слегка приседая пружинно в ритм потешки.

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу,

Прилетели

Две тетери,

Поклевали,

Улетели.

   На 3-4 строчки тетери выпрыгивают из угла и подскоками приближаются к чашке творогу. На 5-6 строки тетери прыгают на двух ногах возле чашки, слегка наклонив голову внутрь круга( клюют).

   С окончанием потешки дети, изображающие чашку, поднимают руки вверх, вскрикивая: «Шу-у!»- как бы вспугивая тетерь, и тетери улетают в свой угол. Дети их ловят. Тетеря меняется местами с тем, кто ее поймал. Игра повторяется

Игра » Стадо» .

     Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных сторонах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

-Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

    Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!»- все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

   Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

   Игра     «  Пастух и стадо».

   Дети изображают стадо (коровы или овцы) и находятся в хлеву (за условной чертой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руках рожок, и находится немного поодаль от стада. Воспитатель говорит:

Ранним -рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»,

А коровки Влад ему

Затянули: «Му-му-му!»

   На слова «ту-ру-ру-ру» пастушок играет в рожок, после слов «му-му-му» коровки мычат. Затем дети становятся на четвереньки, и стадо идет на зов пастуха. Он гонит (слегка помахивая хлыстом) их в поле (на середину зала). Через некоторое время пастух гонит стадо обратно в хлев. Зайдя за черту, дети поднимаются и выпрямляются. Выбирают другого пастуха.

     Игра        «Орел и птенчики».

   Дети-птенчики находятся на ветках дерева (гимнастические скамейки), а большая птица – орел – в своем гнезде (за обозначенной линией или в кружке). По сигналу воспитателя: «Полетели!» птенчики вылетают и располагаются свободно по всему залу (площадке). На сигнал: «Орел вылетел на охоту!» все птенчики стараются как можно быстрее занять свое место на ветке дерева (скамейке). Если орлу удается кого-либо поймать (запятнать), того он помещает у себя в гнезде. Игра повторяется.

   Игра     «Перелет птиц» .  

   Дети – птицы собираются на одной стороне зала (площадки), напротив гимнастических скамеек. По сигналу «Полетели!» птицы разлетаются по всему залу, расправив руки, как крылышки, и помахивая ими. По сигналу «Буря!» птицы летят к деревьям (дети забираются на гимнастическую скамейку). Когда воспитатель говорит: «Буря прошла!» птицы спокойно спускаются с деревьев, продолжают летать. Повторить 2-3 раза.

   Игра     «Совушка».

   Выбирается совушка, остальные дети изображают бабочек, птичек и т.д. По сигналу «День» дети бегают по всему залу, на сигнал «Ночь» все замирают, останавливаясь на том месте, где их застал сигнал. Совушка выходит из своего гнезда и тех, кто пошевелится, забирает к себе. Игра повторяется.

   Игра   «Мышеловка»

Играющие делятся на две равные группы. Дети образуют круг – «мышеловку», остальные дети изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо со словами.

Ах, как мыши надоели!

Развелось их просто страсть,

Все погрызли, все поели,

Всюду лезут – вот напасть!

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки

Переловим всех сейчас!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают и выбегают из «мышеловки». По сигналу воспитателя «Хлоп!», дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнулась. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они садятся на скамейку. Затем меняются местами.

      Игра     «Море волнуется»

   Дети стоят по кругу. Произносят вслух слова и раскачивают руками вперед-назад. «Море волнуется, раз! Море волнуется,два! Море волнуется, три! Морская фигура, на месте замри!». Дети замирают в разных позах. Воспитатель рассматривает фигуры, отмечает наиболее интересные.

   Игра         « Зайка»

              (хороводная игра)

   Дети водят хоровод. В центре сидит ребенок, изображающий зайца, и держится за «лапку». Дети приговаривают:

А у зайчика серого

Лапочка болит.

И больною лапкою

Он не шевелит.

Мы с ребятками пойдем,

Подорожник мы найдем,

К лапочке приложим,

Зайчику поможем.

   Ведущий указывает на ребенка, который должен сорвать лист подорожника и приложить к лапке зайца после слов:

Будет заюшка скакать

И с ребятками играть.

«Зайка» скачет к кому-либо из детей. Выбранный ребенок выбегает из круга, «зайка» его догоняет.  Дети делают «ворота», стараются отгородить убегающего ребенка от «зайки».

     Игра     «Рябинка»

                 (хороводная игра)

   Дети, взявшись за руки, ходят по кругу вокруг девочки, которая изображает рябинку, и говорят:

Всех мы за руки возьмем

И к рябинке подойдем,

Ты, рябинка красная, подскажи,

Что ребятам делать – покажи.

   Девочка – рябинка показывает различные движения, имитирующие шелест листьев, раскачивание ветвей от ветра, рост растений, полет насекомых и т.д. и приговаривает: «Делай этак и вот так!». Дети повторяют эти движения.

   Можно показывать различные танцевальные движения.

   Игра     «Петух Петя»

               (хороводная игра)

Дети идут по кругу, взявшись за руки, и приговаривают:

Петух Петя, попляши,

Твои шпоры хороши.

Мы тебе похлопаем (хлопают),

Ножками потопаем (топают).

Ты скорее попляши,

К курочке своей спеши.

   Под эти слова петух пляшет. Дети делают «избу» с «воротами». Если «петушок» не успевает выбежать из «избы», то он должен громко прокукарекать, только тогда его выпускают.

   Игра     «Возле речки голубой»

                   (хороводная игра)

   Водящий стоит в кругу, закрыв глаза. Дети стоят вокруг него и говорят:

Возле речки голубой

Притаился зверь лесной.

Ты, Ванюша, постарайся

И узнай, кто там такой.

   Дети изображают какого-нибудь зверя. Водящий открывает глаза и старается угадать, кого показывают дети. Водящий выбирает на свое место ребенка, которому, по его мнению, лучше всех удалось изобразить животное.

   Игра     «На лесной опушке собрались зверушки»

                     (хороводная игра)

   Дети водят хоровод:

На лесной опушке

Собрались зверушки.

Весь лесной народ

Дружно водит хоровод.

Вы, лисички, выходите,

С нами вместе попляшите!

Таким же образом выбираются все зверушки, которые участвуют в хороводе.

   Игра     «Паучок» (колпачок, кабачок)

                 (хороводная игра)

   Дети стоят по кругу, взявшись за руки, паучок приседает в центре.

Паучок, паучок,

Тоненькие ножки,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

(Идут по кругу)

На ноги поставили,

(подбегают к водящему, поднимают его)

Танцевать заставили.

(Водящий закрывает глаза и кружится, дети хлопают в ладоши)

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь.

(Водящий, не открывая глаз, выбирает кого-то из играющих, и они меняются местами)

                                 

   Игра     «Грушка»        (хороводная игра)

   Дети встают к круг близко друг к другу, грушка - в серединке.

Мы посадим грушку,

Вот, вот.

Пускай наша грушка

Растет, растет.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

Вырастай ты, грушка,

Вот такой вышины.

(Поднимают руки вверх)

Вырастай ты, грушка,

Вот такой толщины.

(Расширяют круг, делая несколько шагов назад).

Вырастай ты, грушка,

Вырастай в добрый час.

Потанцуй ты, (имя ребенка),

Покрутись ты для нас.

(Названный ребенок танцует)

А мы эту грушку

Все щупать будем.

(идут к центру, дотрагиваясь до «грушки».)

От нашего (имя ребенка)

Убегать будем.

(«грушка» ловит убегающих детей).

                Дидактические игры с предметами    

   Игра     «Вершки-корешки»

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

Игра    «Где спряталась матрёшка».

Цель: Закрепить названия растений, воспитывать любознательность, находчивость.

ОПИСАНИЕ: Растения, находящиеся в группе, располагают так, чтобы они были хорошо видны и к ним можно было легко подойти. Одному из детей завязывают глаза платком. Воспитатель прячет матрёшку под растением. Ребёнка освобождают от платка, он находит матрёшку и говорит название растения.

Игра    «Где спряталась рыбка».

Цель: Развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, камушки, ракушки, палочки, коряга.

ОПИСАНИЕ:  детям показывают маленькую рыбку (рисунок, игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.  «Как же найти рыбку? – спрашивает воспитатель.- Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И говорит, на что похож тот предмет, за которым «спряталась» рыбка. Дети отгадывают.

Игра    «Угадай, что в руке».

Цель: Учить узнавать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Материал: муляжи овощей и фруктов.

Игровое действие: бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.

Игровое правило: смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

ОПИСАНИЕ: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям овощи и фрукты. Затем показывает один из овощей, фруктов. Дети, которые определили у себя такой же овощ или фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель: учить узнавать предмет с помощью одного из анализаторов, закрепить названия овощей.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель показывает детям чудесный мешочек и предлагает определить, что же там; взяв на ощупь, не глядя в мешочек, сказать, что взял. Когда дети по очереди все выполнят задание, воспитатель спрашивает: «Где же растут овощи

Игра  «Угадай, что съел».

Цель: Учить детей угадывать овощи и фрукты на вкус, стимулировать развитие воображения.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель предлагает попробовать на вкус (с закрытыми глазами) волшебное угощение – кусочек моркови, яблока, лимона, лука и пр. и сказать, что съел. Найти такой же на столе.

Игра  «Найди листок, какой покажу».

Цель: Находить предметы по сходству; различие их по размеру6 длиннее, короче; широкий, узкий.

ОПИСАНИЕ: Во время прогулки воспитатель показывает детям какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, чем они похожи и чем отличаются. Воспитатель оставляет каждому по листу с разных деревьев и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие листочки. Покажите, как они полетели!» К воспитателю бегут, кружатся те дети, в руках у которых тот листочек.

Игра «Почтальон принёс посылку».

Цель: развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровое действие: Составление загадок об овощах.

Материал: Воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.

ОПИСАНИЕ: воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку.  В посылке разные овощи и фрукты.  Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что принёс им почтальон.  Остальные дети отгадывают.

«Какого растения не стало?»

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

   

   Игра     «Цветочный магазин»

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

«Распределение плодов по цвету»

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

 «Вершки-корешки»

Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле – кисти рук опускают вниз.

«Узнай и назови»

Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают

летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

   Игра     «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто, чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

Игра   «Принеси, что скажу», 

Дети делятся на две команды, внутри каждой команды рассчитываются по порядку номеров, запоминая свой номер. Вдали от играющих приготовлены две коробки (по одной для каждой команды) с одинаковыми наборами природного материала (шишки сосновые. кедровые, лиственничные, веточки, листья разных пород деревьев, плоды, косточки и т.д.). По команде: «№ 4 — лист березы!», 4-е номера из обеих команд бегут к своим коробкам, ищут названный предмет и приносят ведущему. Прибежавший первым получает для команды фишку, например шишку сосны. Побеждает команда, набравшая большее количество шишек.

Игра   « Угадай, что в руке?» 

Играющие (в эту игру интересно включаться также и взрослым) стоят в кругу, руки за спиной, ладони раскрыты.

Ведущий вкладывает в ладонь детям косточки персика, сливы, вишни, шишки еловые, кедровые, сосновые, веточки, семена растений, перышки и т.д. Играющие должны определить и назвать, что у них в руке.

 

Игра     «Поезд» 

Дети движутся в разных направлениях «паровозиком», держа в руке листья растений: тополя, черемухи, боярышника, березы и т.д. Ведущий называет остановки, например «черемуха». Ребята с листьями черемухи выходят из «поезда». Все остальные движутся дальше, до следующей остановки.

 

Игра    «Узнай свою шишку» 

Для игры в коробку складывают сосновые (или еловые, лиственничные, кедровые) шишки различной формы и размера. Детям предлагается выбрать одну шишку, подержать ее в руке, понюхать, поднести к уху, слушая ее скрип, внимательно рассмотреть и запомнить. Затем все шишки складываются снова в коробку, перемешиваются, и теперь каждому нужно отыскать уже «свою» шишку

   Игра     «Волшебный мешочек»

В мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов или игрушек. Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект.

Желательно брать одновременно не более 5-6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, т.к. вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным

                   Настольно – печатные игры

 

Игра     «Пищевые цепочки на лугу».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь

трава - кузнечик - луговые птицы

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

травы (клевер) - шмель

Игра       «Пищевые цепочки водоёма».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

ряска - малёк - хищная рыба

Игра         «Пищевые цепочки в лесу».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы

растения - мышка - сова

растения - заяц - лиса

насекомые - ежи

грибы - белки - куницы

лесные злаки - лось - медведь

молодые побеги - лось - медведь

   Игра     «Пирамидки» («Птицы в природе»)

Дидактическая задача Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев,-- экологическую пирамидку; объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы.

Материал и оборудование. Кубики с изображением солнца, земли, воды, деревьев (сосна, рябина, дуб, береза), цветов, бабочек, комаров, мошек, лягушек, рыб, птиц (снегирь, цапля, дятел, синица, курица).

Игровые действия.

Первый вариант. Дети составляют элементарные экологические пирамидки из трех-четырех звеньев к птице, названной воспитателем.

Второй вариант. Воспитатель сам составляет пирамидку и сознательно пропускает некоторые необходимые звенья. Дети должны найти «ошибку», исправить и объяснить, почему они так считают.

Ход игры. Первый вариант.

Воспитатель (ставит на стол кубик, на котором нарисован дятел). Где живет дятел?

Дети. В лесу на дереве (находят кубики с изображением большого дерева и выставляют их на стол).

Воспитатель. Что нужно дереву, чтобы оно росло? Выберите необходимые кубики и определите их место в пирамидке.

Дети находят соответствующие кубики, изображающие землю, воду, солнце, и ставят их у основания пирамидки под кубиками с изображением деревьев.

Воспитатель. Чем питается дятел? Выберите ему корм и определите его место в пирамидке.

Дети находят кубики с изображением червячков, шишек хвойных и ставят их над деревьями. Объясняют, почему они так сделали.

Воспитатель. А где мы поставим кубик с картинкой дятла?

Дети. Над деревьями, потому что дятел питается червячками, которые находятся за корой деревьев, семенами из шишек и сам живет на дереве, а земля, вода и солнце нужны дереву для роста.

Воспитатель. Теперь составьте сами пирамидки, соответствующие жизни в природе цапли, снегиря и др.

Во время выполнения задания воспитатель исправляет ошибки детей и. объясняет их.

Ход игры. Второй вариант.

Педагог составляет экологическую пирамидку, связанную с дятлом, но не включает кубик с картинкой, изображающий воду.

Воспитатель. Что я не вставила в пирамидку? Что в ней отсутствует? Как вы думаете, что случится с дятлом, если исчезнет вода?

Дети. Без воды не смогут расти деревья, и дятлу негде будет жить, нечего будет есть.

Аналогично составляются пирамидки, в которых не хватает какого-либо кубика. Дети вместе с воспитателем определяют условия, необходимые для жизни данной птицы.

Благодаря использованию наглядного способа изображения связей и зависимостей в природе происходит постепенное усвоение элементарных представлений и их обобщение, создание необходимого фундамента, на котором формируются экологические убеждения, экологическая культура. Эти знания служат мотивацией детских поступков по отношению к предметам и объектам природы.

Продолжением данной работы явилось знакомство дошкольников с правилами поведения в природе:

с растениями следует обращаться осторожно (не ломать ветки деревьев и кустарников, не обрывать цветы, собирать только опавшие листья, не сдирать с деревьев кору и т.д.);

нельзя оставлять в лесу, парке мусор, от этого гибнет трава, а поляны и лужайки становятся грязными и некрасивыми;

при сборе плодов и семян надо помнить, что большая часть их нужна для размножения растений, для корма птиц и зверей в природе.

С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми знаний о правилах поведения в природе использовали дидактические игры. 

Игра   «Угадай, чей хвост».

Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

Материал: Вырезанные из картона изображения мордочек и хвостов различных животных.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем поочерёдно показывает нарисованные хвосты. Дети должны назвать «своё» животное и подобрать для него подходящий хвост.

Лото с элементами моделирования «Кто во что одет».

Цель: Закреплять умение детей систематизировать животных по покрову тела (перья, чешуя, шерсть). Формировать навык пользования моделями.

Материал: Большие карты с изображением моделей покрова тела животного (перо, чешуя, шерсть). Затем ведущий достаёт по одной маленькой картинке с изображением птиц, рыб, зверей. Дети закрывают ими пустые квадраты в соответствии с моделью на своей карте. Тот, кто первым закроет все квадраты на своей карте, выигрывает.

Игра  «Что такое хорошо и что такое плохо».

Цель: Уточнить представления детей об экологически правильном поведении.

Материал: Сюжетные картинки (дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки). Карточки тёмного и яркого цвета – на каждого ребёнка.

Ход игры: Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей – поднимают карточку светлого (если оценка положительная) или тёмного цвета.

   Игра     «Дома зверей»

Для игры нужны изображения шести зверей (слон, медведь, волк, заяц, еж, мышь), разных по величине. Сами рисунки должны быть одинакового размера. Шесть домиков - квадраты со стороной 17, 15, 13, 11, 9, 7 см. Разложите дома - от большого к меньшему и предложите ребенку расселить зверей. После этого скажите: «Звери пошли гулять. (Перемешайте картинки с их изображениями и отложите в сторону?) На прогулке зайчик вспомнил, что забыл дома морковку. Помогите зайчику найти свой дом». Так могут возвращаться домой разные животные.

   Игра     «Как это было?»

Детям предлагаются наборы картинок, на которых изображены объекты природного и рукотворного мира на разных стадиях их развития или создания, и предлагается выложить их в правильной последовательности. Если условие соблюдено, картинки складываются в сплошную единую линию.

семечко -- росток -- цветок с бутоном -- раскрывшийся цветок

   Игра     «Выбери нужное»

Данная игра практикует навык классификации. На стол вперемежку высыпаются предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство по любому признаку, а дети должны выбрать максимум предметов, у которых это свойство наблюдается.

   Игра     «Разведчики»

Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок.

По команде: "Разведчики, вперёд!" дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д.

Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор. Например, ребёнок не может объяснить, почему к картине с изображением фермы он выбрал автобус: "В автобусе могли приехать доярки, привезти корм для скота "и т.д.

   Игра     «В гости к старичку-лесовичку»

Дидактическая задача:

 Воспитывать заботливое отношение к природе.

Учить играть, соблюдая правила.

Игровой материал:

Игровое поле, фишки,

Кубик с гранями: кормушка, гнездо птиц, орех, сломанная ветка, рогатка, пенек.

Игровые правила:  

Игроков не меньше 2-х человек.

Перед игрой игроки договариваются сколько ходов обозначает та или иная грань кубика:( Например:  Гнездо- 5 ходов вперед

Кормушка-6 ходов вперед

Сломанная ветка-2 хода назад

Рогатка-1 ход назад

Пенек- пропусти ход          

Распределить фишки, установить очередность, поставить фишки на старте.

Игроки поочередно бросают кубик и делают ход.

При остановке фишки на рисунке действуйте так: гриб- назови съедобный (несъедобный) гриб; ягода- назови лесную ягоду; животное- назови лесного зверя. При правильном ответе игрок делает 1 ход вперед.

Игра заканчивается  когда все игроки придут в гости к старичку-лесовичку.

Побеждает тот кто сделает это первым.

Варианты:

-Использовать обыкновенный кубик.

-Побеждает тот кто придет к финишу  последним.

-Поменять значение картинок и граней кубика.

-Продолжение игры: Лесовичок загадывает загадки, побеждает тот кто больше других отгадает загадки.

   Игра     «Найди себе дружочка».

Дидактические задачи:

Расширять знания детей о живой  природе.

Формировать мыслительные операции (анализ, сравнивание, обобщение, классификация).

Учить отстаивать свои представления перед сверстниками.

Игровая задача:

Больше других выделить пары объектов, связанных между собой и победить.

Игровой материал:

Маленькие карточки с изображениями животных, цветов, насекомых, ягод…

Правила игры:

Каждому играющему выдаётся на руки несколько маленьких карточек. Из карточек, лежащих на столе, играющий должен выделить пары, связанные между собой по какому – либо признаку.

Например:

Баклажан и капуста – овощи

Грушу и яблоко – можно купить в магазине.

Астра и автобус – начинаются на  букву «А»

Выигрывает тот, кто больше выберет пар.

Варианты:

можно выбрать не пару, а тройку или четвёрку (выбирают по тому же принципу)

Все карточки лежат на середине листа, играющие делятся на команды  (по 2,3 … человека) выигрывает та команда, которая найдёт больше пар, троек четвёрок…

Каждый игрок или команда получает равное количество карточек. По команде ведущего, игроки начинают выкладывать цепочку слов. Выигрывает то игрок или команда, которая быстрее справится с заданием.

Рефлексия:

Почему ты составил эту пару?

Предложить сосчитать свой результат.

Докажи, что эта пара правильная.

Ожидаемый результат:

* Знания детей о живой природе применяются в игровой деятельности.

* Развиты коммуникативные навыки детей.

   Игра     «Зоологическое лото».

Дидактические задачи:

1. Уточнить и расширить представления о животном мире планеты Земля.

2. Учить играть в коллективную игру, соблюдая правила; давать адекватную оценку результату деятельности.

Игровая задача:

Первым заполнить свои карты с экосистемами и выиграть.

Игровой материал:

8 больших карт с изображением основных экосистем Земли (зон обитания)

48 маленьких карточек с животными

Призовые жетоны.

Правила игры:

Участников игры может быть не меньше 3, но и не больше 9, один из них ведущий.

Игрокам раздаются большие карты, и предлагается определить экосистему (зону обитания), изображённую на них (степь, пустыня и т.д.)

Затем ведущий берёт поочередно маленькие карточки с обитателями Земли и даёт (читает) краткие описания животных. Если после прочтения животное не отдано, то ведущий показывает его изображение.

Если игрок, у которого находится карта с зоной обитания этого животного, догадывается, о ком идёт речь, то он забирает это животное себе и кладёт на большую карту в соответствующее место.

Если животное отгадано по описанию, без картинки, то даётся призовой жетон, этим жетоном можно закрывать пустующие места на картах.

Выигрывает тот, кто первым заполнит свои карты с экосистемами.

Варианты:

Маленькие карточки с изображениями тасуют и раздают игрокам. Первый игрок  выкладывает любую карточку, а следующий может положить рядом только похожую по какому – либо признаку (тюлень и песец – живут в тундре; заяц и лиса- лиса охотится на зайца; белка и барсук – начинаются на «Б» и т.д.). следующий игрок продолжает логическую цепочку. Если нет варианта, то пропускается ход. Выигрывает тот, у кого раньше закончатся карточки.

Карточки перемешиваются и раздаются между игроками поровну. Сначала поочерёдно все выкладывают, например, птиц, затем - животных,  далее – насекомых и т. д. Игрок, у которого  раньше закончатся карточки – выигрывает.

Карточки раздаются игрокам. Первый игрок бросает кубик и или вытягивает карточку с символом, определяющим какую – либо экосистему, играющие выкладывают маленькие карточки на большую карту, соответственно выпавшей экосистеме.  Вместо символов можно использовать цвет. Играющие перед игрой договариваются, какой цвет будет обозначать ту или иную экосистему.

Рефлексия:

Перед игрой предложить кому – либо объяснить правила игры.

После игры задать  вопросы:

Почему  ты проиграл?

Почему ты выиграл?

Ожидаемый результат:  

Обобщены представления детей о животном мире планеты Земля.

Дети дают адекватную оценку результату деятельности.

«   Игра    « Морское царство»

Дидактические задачи:

Совершенствовать знания детей  о подводном мире.

 Учить играть, соблюдая запрещающие и разрешающие правила.

Игровая задача:

Больше других собрать фигурки морских обитателей.

Игровые действия:

- передвигать фишки по полю по результату броска кубика;

- на свою карточку выкладывать фигурки морских обитателей.

Игровые правила:

В игре принимают участие не больше 4-х человек.

В середине выкладываются фигурки морских обитателей.

Фишки передвигаются по полю по результату броска кубика. «Старт» на морской звезде  красного цвета.

        - при остановке на звезде со знаком «+» игрок берет фигурку морских обитателей и кладет ее на свою карточку;

- при остановке на красном перечеркнутом кружке, на котором нарисованы консервная банка, бутылка, палка, игрок возвращает обратно 1 фигурку;

- при остановке на картинках с морскими обитателями игрок получает приз (дополнительную фигурку).

4. Игра заканчивается после того, как на столе не останется ни одной фигурки.

5. В конце игры игроки подсчитывают фигурки на своих карточках.

6. Побеждает тот, у кого окажется большее количество фигурок.

Ожидаемый результат:

Уточнены и расширены знания детей о подводном мире.

Дети соблюдают правила игры

   Игра     «Собери грибы»

Дидактические задачи:

Закреплять знания детей о грибах.

 Учить играть в коллективную игру, четко соблюдая правила игры.

Игровая задача:

Первым собрать свою картинку.

Игровые действия:

- передвигать фишки по полю по результату броска кубика;

- по ходу складывать картинки.

Игровые правила:

1. Перед началом игры карточки желтого, оранжевого и зеленого цвета перемешиваются и раскладываются стопкой на прямоугольники (цветной стороной вверх): желтые – в верхнем левом углу; оранжевые – в правом верхнем углу, третий столбик – это карточки с восклицательным знаком на лицевой стороне и заданиями на обратной стороне.

2. На этом поле съедобные грибы играют против несъедобных. Белые грибы начинают движение с полянки. Мухоморы двигаются с верхнего правого угла (пня).

3. Фишки передвигаются по полю по результату броска кубика.

- при остановке на кружке с буквой «К» игрок берет верхнюю карточку из своей стопки;

- при остановке на кружке с буквой «М» игрок возвращается на стартовую линию;

- при остановке на кружке с «!» игрок берет верхнюю карточку из стопки с «!» и выполняет задание (возьми карточку или пропусти ход);

- при остановке на кружке с цифрами игрок передвигает фишку вперед, если стоит знак «+», если знак «- « - назад на столько кружков, сколько указывает цифра.

4. В игре побеждает тот, кто первым соберет свою картинку.

Игровой материал:

 Игровое поле;

 Карточки желтого, оранжевого цвета с лицевой стороны и с элементом  картинки с внутренней стороны, желтые – картинка с белыми грибами, оранжевые – картинки с мухоморами. Встречаются  «ложные» карточки – с внутренней стороны чистая;

 Карточки с восклицательным знаком на лицевой стороне и с заданием с внутренней стороны;

 Кубик и фишки.

Варианты игры:

В игре могут принимать участие 2 игрока или целая команда.

Вместо кубика использовать карточки с цветом, с символом. Перед игрой игроки договариваются о значении того или иного цвета.

Поменять значение кружков. Например, «К» - ответь на вопрос, получи карточку; «М» - сделай дополнительный ход; кружок с цифрой – возьми или отдай столько карточек, сколько указано на кружке.

Ожидаемый результат:

Закреплены знания детей о грибах.

Дети соблюдают правила в коллективной игре.

   Игра     «Выбери нужное»

На столе рассыпаны предметные карточки. Воспитатель называет какое -либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный» - это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика и т.д. Или: «влажный» - вода, роса, облако, туман, иней и т.д.

                                                 Словесные игры

Цель.

Научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире; закрепить знания о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщение и систематизация знаний.

            Игра     «Что это такое?»

Воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывает следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «яйцо» - овальное, белое, хрупкое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, из него вылупляются птенцы.

«У меня в огороде»

Дети по кругу называют овощи, которые могут расти в огороде на грядке (помидор, огурец, баклажан, морковь и т.д.).

Возможен и другой вариант этой игры: у детей картинки, на которых могут быть изображены как овощи, растущие на огороде, так и другие предметы живой и неживой природы. Например: подорожник, воробей и др. Ребёнок должен обосновать, что эти объекты делают у него в огороде. Например: воробей – клюёт гусениц с нашей капусты, подорожник я оставил, чтобы лечиться и т.д.

   Игра     "Летает, плавает, бегает"

Материал: мяч.

Ход игры: водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребёнок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта.

Например: зайчик - бегает, ворона - летает, карась - плавает.

Усложнение - называются не только природные, но и рукотворные объекты. Тогда ребёнок должен назвать происхождение: щука - природный мир, плавает; самолёт - рукотворный мир, летает.

Примечание: следует называть объекты, а не целый класс. Например, следует говорить "воробей", "сойка", "стриж", а не "птичка".

   Игра     "Хорошо - плохо"

Ход игры: воспитатель называет природное явление или объект, а дети сначала перечисляют его полезные свойства, а потом - вредные. Например: мороз, это хорошо, потому что легко дышится; снег не тает, можно на санках кататься; речка замерзает, каток не надо заливать и т.д. Но мороз, это плохо, потому что руки мёрзнут, нельзя долго гулять и т.д.

Усложнение - задать детям "точку зрения", с позиции которой они будут обосновывать свои доводы. Например, когда дождь - это хорошо или плохо для дерева, кошки и т.д.

   Игра     "Назови одним словом"

Ход игры: воспитатель называет несколько объектов одного класса, дети называют их одним словом (береза, дуб, сосна - деревья и т.д.).

Цепочка

Первый ребёнок называет объект. 
Второй - его свойство. 
Третий - объект с названным свойством. 
Четвёртый - другое свойство нового объекта и т.д.

         Например:

Морковь.

Морковь сладкая.

Сладким бывает сахар.

Сахар белый.

Белым бывает снег и т.д.

   Игра     « Угадай-ка»   (разновидность игры "Да-Нет")

Ребёнок загадывает себе образ и его описывает, не называя. Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и т.д.) Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только "да" и "нет".

   Игра     «Ты мой кусочек»

Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные - его части: я -озеро, а ты мой кусочек. Я - твой берег, дно, вода и т.д.

В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: "Я - озеро, а ты - мой кусочек Я - твой берег, а ты мой кусочек. Я - песочек на берегу, а ты - мой кусочек..."

   Игра     «Был. Есть. Будет»

Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко:

сейчас - сладкое, сочное, красное... 
было - зелёное, кислое, терпкое... 
будет - сухое, сморщенное, червивое.

Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта.

   Игра     «Расскажи сказку»

Дети по ролям пересказывают хорошо знакомую сказку, но герои называются не именами и названиями, а производными от функций.

Например, сказка "Теремок":

Бежит Пищалка... 
Подошла В Болоте Сиделка к теремку...

   Игра     «Повторяка»

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети "примеряют" эту функцию на себя:

Я - лягушка. Я умею прыгать. 
Я - машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам. 
Я - Карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т.д

Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

   Игра     «Неумейка»

Ведущий начинает игру, называя предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот, объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию.

Например: "Я воробей, я не умею танцевать". "А я - балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы". И т.д.

   Игра     «Обгонялки»                            

Каждый ребенок придумывает себе образ. Дети становятся в круг и по очереди себя называют. Затем так же по очереди называют свои функции, но не глаголом, а существительным, образованным от глагола при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: "скакунчик", "поливалка" и т.д. Кто не может быстро назвать своё прозвище, выходит из игры на один круг.

Количество участников должно быть не менее 6 человек, тогда у каждого ребёнка будет возможность подумать, пока до него дойдёт очередь.

Игра проходит в 5-6 кругов, поэтому каждый из детей должен будет найти не менее 5 разный функций своего образа.

   Игра     «Чья это работа?»

Каждый ребёнок выбирает себе образ. Его можно обозначить медальоном. Ведущий с мячом в руках становится в центр круга. Подбрасывая вверх мяч, ведущий называет какую-либо функцию того или иного образа: "Кто умеет перевозить грузы?" и т.д.

Тот из детей, для образа которого характерна эта функция, ловит мяч и становится ведущим.

В игре участвуют не более 5-6 детей, желательно, чтобы выбирались образы с несовпадающими функциями.

   Игра     «Узнай насекомое»

Правила просты :Вы загадываете какое -то  насекомое и при помощи подсказок помогаете ребенку отгадать. Можно предложить поменяться : ребенок загадывает - вы отгадываете.

Вопросы:

*Как он двигается: летает, ползает, бегает, прыгает, плавает?

*Какие оно издает звуки: жужжит, пищит, стрекочет, молчит?

*Какой у него цвет: черное, зеленое, серое, в полоску?

*Оно жалит, кусает, безобидное?

*Оно живет в большой семье или маленькой?

   Игра     «Рыба, птица, Зверь»

Ход игры.

Играющие рассаживаются в круг. Выбирают водящего, который,
проходя по кругу, повторяет слова: "Рыба, птица, зверь". Внезапно
останавливаясь перед кем-либо, водящий громко произносит одно
из этих слов, например, "птица". Играющий должен немедленно
назвать какую-нибудь птицу. Нельзя медлить и называть ранее
названных животных. Тот, кто замешкался с ответом или ответил
неправильно, платит фант, а потом "выкупает" его (например,
читает стихи или поет песню о природе, показывает фокусы).

   Игра     «Цепочка»

Первый ребёнок называет объект.
Второй - его свойство.
Третий - объект с названным свойством.
Четвёртый - другое свойство нового объекта.

    

Игра  «Деревья, травы, цветы» 

Ведущий предлагает послушать названия цветов, кустов, деревьев, одновременно выполняя разные движения. Если куст — похлопать; дерево — поднять руки вверх; цветок, трава — положить руки на пояс.

Ландыш
Шиповник
Сосна
Береза
Кедр
Тополь
Лиственница
Осина
Яблоня
Ива
Смородина
Пижма
Верба
Калужница
Мак
Одуванчик
Ирис
Акация
Крыжовник
Багульник
Пихта
Калина
Ольха
Подснежник
Рябина
Тысячелистник
Боярышник
Ромашка
Малина
Колокольчик

Игра  «Что растет в родном краю» 

Ведущий называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в вашей местности:

Яблоня, груша, шиповник, мимоза,
Ель, саксаул, облепиха, береза,
Вишня, черешня, сосна, апельсин,
Пихта, осина, кедр, мандарин.

А теперь быстро:
Липа, осина, каштан,
Черемуха, тополь, платан,
Дуб, кипарисы и слива,
Багульник, смородина, ива.

Перепутаница

Погляди-ка, у зайчонка
Меду полных два бочонка,
А у рыженькой у белки
Три морковки на тарелке.
А орешки - у бычка,
Два дубовых сундучка.
А у Пети-петушка
Травки целых три мешка.
У мохнатых медвежат
В миске зернышки лежат.
А у Журы - журавля
Три тарелки киселя.
А у Маши в кружке
Квакают лягушки.

Игра     «Родственники»

Елка - родственница ежа, потому что....
Клубок - родственник ежа, потому что....
Медведь - родственник ежа, потому что...
Енот - родственник ежа, потому что....


 Игра     «Концовки»

Если жираф выше тигра, значит, тигр....
Если слон тяжелее зебры, значит, зебра....
Если крокодил длиннее ящерицы, значит, ящерица....
Если лев сильнее черепахи, значит, черепаха....
Если гепард бегает быстрее черепахи, значит, черепаха....

   Игра     «Кто больше?»

Ведущий называет какое-либо животное и спрашивает первого игрока: «А кто больше этого животного?». Тот должен назвать другое животное, большее по величине, и задать такой же вопрос следующему игроку: «А кто больше?». Повторять названия животных нельзя.

   Игра     «Назовите растение»

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

 «Четвёртый лишний»

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

заяц, ёж, лиса, шмель;

трясогузка, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

пчела, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

таракан, муха, пчела, майский жук;

стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

лягушка, комар, жук, бабочка;

стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

 Игра «Игра в слова»

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

Игра с мячом «Я знаю»

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Птицы, рыбы, звери»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.

Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

Оборудование: картинки с изображением различных животных и птиц, их «домов».

Ход игры: воспитатель читает стихотворение:

Воробей живет под крышей.

В теплой норке - домик мышки.

У лягушки дом - в пруду. 13

Домик пеночки - в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

Он у мамы под крылом!

И предлагает вспомнить, кто, где живет. Для этого показывает изображение животного, а дети

должны выбирать изображение его «дома», и наоборот.

Вариант. Игру можно проводить с мячом.

Игра «Опиши, я отгадаю»

Дидактическая задача: выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопро-

сы взрослого.

Игровое задание: загадывание взрослому загадок.

Правило: нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя четко и пра-

вильно.

Материалы: овощи и фрукты на столе. Воспитатель сидит так, чтобы ему их было не видно.

Ход игры:  педагог говорит детям  «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду

спрашивать какой он, а вы отвечайте. Только не говорите мне его название. Я попробую отгадать

по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать детям вопросы в определенной после-

довательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Какого цвета? и т.п. Дети подробно отвеча-

ют на вопросы, после  того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель

отгадывает загадки

Игра «Назови малыша».

Цель:  Упражнять в назывании потомства птиц; совершенствовать умение быстро активизировать знания; развивать внимание, память, ассоциативное мышление.

Игровые правила: Птенца называет ребёнок, получивший фишку. Выполнив задание, он передаёт её другому игроку; ответив неправильно, выходит из круга и передаёт фишку водящему.

Игровые действия: Составление пары «мама – малыш».

Игра «Опиши, мы отгадаем».

Цель: учить описывать предмет и находить его по описанию.

ОПИСАНИЕ: Воспитатель или какой-нибудь сказочный персонаж  показывает овощи «Что это такое?». Предлагает рассмотреть и поиграть  в игру «Опиши, мы отгадаем». Воспитатель предлагает одному ребёнку загадать загадку – описать какой-либо овощ, например, свеклу так, чтобы дети узнали, о чём он говорит.

Следует напомнить последовательность описания, сначала нужно рассказать о форме, её деталях, затем о плотности, окраске, вкусе (можно предложить опорную схему-модель).

                         

Творческие игры

Сюжетно – ролевая игра «МАГАЗИН» (овощной)

Атрибуты: разнообразный ассортимент товаров необходимый для каждого отдела; касса, витрина с вывеской, полочки для товаров, весы, белые халаты, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы.

Сюжет и роли: заведующий магазином, продавцы, кассир, покупатели, шофёры, рабочие.

Корабль отправляется в дальнее плавание, матросы закупают  продукты; мама закупает продукты для семьи; кассир считает, сколько денег должен заплатить покупатель, чертит на чеках количество палочек соответственно количеству товара и отдаёт чек покупателю.  Покупатели отдают кассиру деньги, продавец раскладывает товар и отпускает его покупателю; зав. магазином организует работу сотрудников магазина, делает заявки на товар, беседует с покупателями, нравится ли им их магазин, обслуживание); шофёры доставляют в магазин заказываемый товар.

Сюжетно – ролевая игра «ЖАТВА»

Атрибуты: строительный набор (для постройки комбайна, машин), рули, детские гаечные ключи, отвёртки.

Сюжет: подошло время уборки урожая, (дети построили комбайны) – для уборки урожая с полей, машины увозят урожай (зерно) в зернохранилище. А в поле сломался комбайн, его ремонтируют рабочие, и он продолжает уборочные работы, из зернохранилища зерно увозят на завод, из него мелют муку, пекут хлеб и, машины развозят его по магазинам.

Сюжетно – ролевая игра «ПАРОХОД»

Атрибуты: строительный набор, руль, бескозырки, сети, рыба из папье-маше, машины, рупор, бинокль.

Сюжет: речники вышли на рыболовецком судне ловить рыбу; на пароходе переправляют машины, различные грузы; на пароходе организовывается экскурсия. На пароходе есть библиотека, буфет, экскурсовод рассказывает, что они видят; на пароходе перевозят зоопарк в другой город.

Сюжетно – ролевая игра «ЖИВОТНОВОДЫ» (молочная ферма)

Атрибуты: игрушечные животные, деревянные или картонные заборчики для устройства загонов, пастбища, строительный набор для постройки фермы, разные ёмкости для молока (игрушечные бидоны или баночки), условные мерки (чашки, бокалы, ложки), инвентарь для уборки(ведёрки, метёлки, щётки, тряпки), косынки,  фартучки.

Сюжет: строится ферма, транспортёр для подачи корма, строят также ветлечебницу- доярки                       выпускают коров, телят, пастухи их пасут. Во время дойки доярки идут доить коров на пастбище. Затем на машинах молоко отвозят в детский сад, магазин. На ферме заболела корова – ей вызывают ветврача, врач приходит, осматривает её, выписывает ей лекарство, её отвозят в отдельное стойло; вечером на ферме уборка помещения.

Сюжетно – ролевая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ  НА  ОТДЕЛЬНУЮ ПЛАНЕТУ»

Атрибуты: средство передвижения (космический корабль, ракета- можно сделать из строителя), пульт управления, рация, наушники, компьютерная техника (из коробок).

Сюжет: собирается экспедиция на другую планету, заготавливаются подарки для друзей с другой планеты, оборудуется и строится космический корабль. Всё готово- полёт, летит корабль по звёздному небу, рассматривают звёзды, вот и млечный путь, он указывает дорогу к друзьям, вот планета. Корабль приземляется. Навстречу нашей экспедиции идут инопланетяне. Они их приглашают в гости, показывают свою планету. Обмениваются подарками, в конце все вместе возвращаются на землю.

Сюжетно – ролевая игра «ЗООПАРК»

Атрибуты: игрушечные животные, строительный материал, инвентарь (ведёрки, метёлки, тазики, тряпочки) Из  фанеры ,картона, вырезают невысокие природного материала (желудей, веточек),цветной бумаги и пластилина  готовят корм для животных, фартучки, нарукавники, косынки,  береты.

Сюжет и роли: роль проводника, рабочие зоопарка, директор, врач, работники кухни.

Началось строительство зоопарка. Директор даёт указания проводнику, каких привезти  в зоопарк животных. Проводники едут за животными и привозят их в зоопарк, там их осматривает врач и рабочие размещают их по клеткам. На кухне животным готовят пищу, кормят их, чистят клетки. Дети из д/с приходят на экскурсию в зоопарк, воспитатель  рассказывает им о животных, которые находятся в клетке.

Сюжетно – ролевая игра «ПУТЕШЕСТВИЕ  В  ДАЛЬНИЕ   СТРАНЫ»

Атрибуты: рация, наушники, шлемы для водоёмов, строительный набор, картинки с изображением животных, билеты.

Сюжет: организуется путешествие в дальние страны, строится корабль. Мама с дочками покупают билеты на корабль. На корабле    ходят в буфет, в библиотеку, вовремя путешествия корабль получает пробоину, командир отдаёт приказ исправить аварийную ситуацию, водолазы спускаются на дно, исправляют неполадки, путешествие продолжается. Дети  приплыли на север, там знакомятся с климатом, с животными. Затем плывут дальше и продолжают знакомиться с другими странами.

Сюжетно – ролевая игра «ЦИРК» («сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием»)

Атрибуты: у каждого ребёнка – конверт, в котором находятся числовые  карточки.

Роли, сюжет: все дети – зрители -  воспитатель – ведущий.

Ведущий приглашает всех в цирк, покупаются билеты. Все рассаживаются, согласно указанным на билетах местам и рядам).

Ведущий и персонаж задают детям задания с математическим уклоном.

Сюжет: группа инженеров – конструкторов разработали план постройки города «Будущего», начертили его, предложили построить строителям. Строители  выбирают материал, из чего будут построены здания, машины подвозят стройматериалы к месту строительства. После строительства города, его озеленяют.

Аналогично проводится игра «МЫ СТРОИЛИ ГОРОД БУДУЩЕГО»-только                                            здания здесь более фантастические.

Сюжетно – ролевая игра «РЫБОЛОВЕЦКОЕ СУДНО»

Атрибуты: строительный  набор, руль, рупор, сети, рыба, сачки, тачки из картона, рация.

Сюжет и роли: капитан,  бригадир,  рыбаки, сортировщики.

Рыбаки на судне пошли в море ловить рыбу, они выполняют разную работу: подводят сети с рыбой к берегу, вычёрпывают рыбу из сетей в толки, подвозят рыбу к сортировщикам, те её сортируют, раскладывают по пакетам. На помощь рыбакам прилетает самолёт, лётчики отыскивают косяки рыбы с воздуха, сообщают рыбакам по рации, рыбаки её ловят сетями, отправляют с помощью  самолёта на консервный завод. На судне есть консервный завод, там же и    перерабатывают рыбу, а затем уже готовую отправляют в  разные города.

Сюжетно – ролевая игра «ЗООЛЕЧЕБНИЦА»

Атрибуты: игрушки животных, грелки, градусники, шприцы, рецепты.

Сюжет и роли: ветврач, медсестра, посетители с животными, регистратор

Заболела собака (кошка), её приносят в ветлечебницу, записывают в регистратуре. Врач осматривает животных, медсестра ставит уколы, градусник, поит лекарством.

На ферме заболела корова, ветврача вызывают на ферму. Он осматривает животное, говорит, как надо его лечить, как ухаживать.

Сюжетно – ролевая игра «СТРОИТЕЛИ КОСМОДРОМА»

Атрибуты: строительный набор, машины.

Сюжет: для полёта на луну надо построить космодром, инженеры-конструкторы чертят чертежи постройки корабля, на машинах подвозят материал. Строители строят ракету, космический корабль, оборудуют (руль, радиопередатчик). Так же чтобы совершить полёт нужно подготовить космонавтов. Для этого строится школа для вылета ракеты, подготавливается стартовая полоса (вокруг ракеты всё  убирается).

Сюжетно – ролевая игра «МЫ ФЕРМЕРЫ»

(Проводится аналогично игре «ЖИВОТНОВОДЫ»

Добавляются: атрибуты: трактора, машины.

Сюжет: подошло время посадки (уборки урожая), в поле выходят трактора, комбайны.

       

                           Список литературы.

С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»

1.Е. Данилова «Энциклопедия развивающих игр»

2.В.А. Самкова «Дом, в котором  я живу»  

3.А.М. Федотова «Играя, познаём окружающий мир: экологические сюжетно – дидактические игры для детей дошкольного возраста».
4.Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.
5.Воронкевич О.А. добро пожаловать в экологию. СПб., 2004
6.Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. - М., 1978.
7.Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981
8.Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004. Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. СПб, 1998
9.Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М., 2003
10.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003
11.Столяр АА. Давайте поиграем. М., 1991
12.Сорокина А.И. Батурина Е.Г. Игры с правилами в детском саду: сборник дидактических и подвижных игр. М., - 1962.
13.Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников, Минск, 1976
14.Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей. М., 2004

Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Берёзка" МДОУ "Детский сад №15 "Лужок"

Конспект проведения занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе " Березка"МДОУ " Детский сад №15 " Лужок"Воспитатель Мокрова Елена Николаевна 2012 год.Тема: Ознакомление спрял...

конспект проведения развлечения"Если хочешь быть здоров" в старшей группе " березка" МДОУ " Детский сад №15 " Лужок".

Конспектпроведения развлечения" Если хочешь быть здоров"в старшей группе " Березка"МДОУ " Детский сад №15 " Лужок".Воспитатель: Мокрова Елена Николаевна. 2012 год.Тема: " Если хочешь быть з...

НОД по рисованию "На полянку, на лужок тихо падает снежок"

Занятие по изобразительной деятельности в первой младшей группе...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе с использованием игровых, здоровьесберегающих технологий на тему «Летний лужок».

Данное занятие позволяет воспитывать у детей трепетное и уважительное отношение к живой природе. Учит их воспроизводить форму и внешний вид полевых растений, их характерные особенности. А также внимат...

Конспект по развитию речи во второй младшей группе "Березка" МДОУ "Детский сад №15"Лужок" Воспитатель Мокрова Елена Николаевна.

Конспект по развитию речиво второй младшей группе "Березка""МДОУ "Детский сад №15"Лужок" Воспитатель Мокрова Елена НиколаевнаТема: "Петушок и его семья"Програмное содержание:1 Знакомить детей с п...