План по самообразованию
материал на тему

Арбузова Елена Владимировна

Развитие детей дошкольного возраста как субъектов социальных отношений посредством культурных практик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2017-18god.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Воспитателя МБДОУ «Детский сад № 34»

Арбузовой Е.В.

Тема: Развитие детей дошкольного возраста как субъектов социальных отношений посредством культурных практик

 

г. Ачинск

План самообразования педагога

Воспитатель: Арбузова Елена Владимировна

Тема: Развитие детей младшего дошкольного возраста как субъектов социальных отношений посредством культурных практик

Актуальность проблемы:                                                                                      

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации Российского образования», в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах сформулирован социальный  заказ государства в системе образования: воспитание активного, инициативного, ответственного человека готового самостоятельно принимать решение в ситуации выбора.

Активность, инициативность, самостоятельность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

А так как в основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике, соответственно появилось понятие культурных практик. Н.Б.Крылова считает, что «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной игровой деятельности, а также складывающегося в процессе этой деятельности уникального индивидуального жизненного опыта».

Так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, в качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. В качестве основы событийности в группе детей выступают хронотопы воображаемой ситуации, игровой роли и игровых правил. При этом закладываются основы событийности во взаимоотношениях детей и взрослых.          

На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми, сверстниками и младшими детьми, приобретается собственный нравственный, эмоциональный опыт сопереживания, заботы, эмпатии, помощи.

Так как, культурные практики включают обычные (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми и поэтому обеспечивают реализацию универсальных культурных умений ребенка, включают готовность и способность ребенка самостоятельно действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

Часто дети дошкольного возраста ограничены рамками реалий повседневности, к которым относятся режим дня, правила поведения, настроения взрослых, игровая культурная практика как бы выхватывает ребенка из этого бесконечного потока дел и обязанностей и предоставляет им иные ситуации: выбора, принятия решений, развлечений и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности использования культурных практик, обеспечивающих удовлетворение актуальных запросов детей и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей.

Цель: создание педагогических условий для освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений

Задачи:

  1. Создать педагогические условия для освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений;
  2. Развивать игровую деятельность детей;
  3. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Этапы работы

Сроки

Форма работы

Практические выводы

Изучить научно-методическую литературу

Август-Сентябрь

Изучение литературы, подготовка развивающей среды;

Составление перспективного плана работы с воспитанниками, разработка мониторинга

Организовать практическую деятельность по перспективному плану

Октябрь 2017-апрель 2018г

Организация культурных практик

Консультации для педагогов, родителей

Подвести итоги деятельности

Май 2018г

Заключительный мониторинг

Обобщение опыта работы, оценка эффективности деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...