Просмотр открытого занятия: «О правах — играя»
Цель:
1) Дать детям общее представление об их правах.
2) Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
3) Учиться рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
4) Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Оборудование:
Книга «Права ребёнка»; костюм Кикиморы; избушка Кикиморы; по душки-думки; искусственные цветы; жетоны; пословицы и фишки.
^ Ход занятия.
Воспитатель: «Сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой «Права ребёнка». В ней записаны все права детей.
Чтобы стать полноценными членами общества, нужно знать свои права».
Появляется Кикимора и забирает эту книгу.
Кикимора: «Малы вы ещё права все знать. А эту книгу я почитаю» (уходит и прячется за своей избушкой).
Вос-ль: «Ну и Кикимора! Отобрала нашу книгу и была такова. Что же нам теперь делать? (Предложения детей).
(Воспитатель указывает на дом, где живёт кикимора. Там, далеко за горами, в лесу на поляне стоит дом Кикиморы). Помогут нам добраться до дома Кикиморы волшебные тучки. Садитесь скорее и полетим (Дети садятся). Мы полетим очень быстро, закройте глаза, чтобы они не слезились от ветра. Держитесь крепче за тучки. Вот и гора позади. (Звучит запись голосов птиц) Слышите? Птицы поют. Мы подлетаем к лесу. Открываем глаза. Приземляемся на поляне. Подойдём к дому Кикиморы. Постучимся». (Появляется Кикимора)
К-ра: «Кто такие? Чего явились? Я гостей не жду!»
В-ль: «Ой, какая ты, Кикимора, сердитая, какой голос у тебя грубый и слова неприветливые. Ты даже птиц своим криком испугала.
К-ра: «Хватит разговоры разговаривать! Зачем явились?»
В-ль: Зачем мы, ребята, явились к Кикиморе? (Дети отвечают: «Мы пришли забрать книгу, которую ты у нас взяла»).
К-ра: «Ничего я у вас не брала. Вы на эту книгу никаких прав не имеете. Да и на все права, которые в книге напечатаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя Салтана и Соловья-разбойника. А ещё дети, верящие в Бабу-Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Бабой-Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!»
В-ль: «Как вы думаете, ребята, справедливо ли то, о чём говорит Кикимора? Конечно, нет. Ведь все мы имеем равные права. И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в кого вы верите. Так что ты, Кикимора, не права. Верни нам книгу».
К-ра: «Ой-ой-ой! Умные какие! Ну-ка, ну-ка первый, подойди ко мне».
В-ль: «Кикимора, почему ты так странно обращаешься к детям? У них есть имена — у каждого своё. Правда, дети?» (Дети отвечают)
На Руси родители мечтали видеть своих детей сильными, крепкими,
добрыми, милыми. Так произошли имена: Добрыня — делающий добро;
Любомир - любящий мир, людей; Людмила - людям милая.
-«Ну что, Кикимора, убедили тебя дети? Теперь ты согласна, что каждый ребёнок со дня рождения имеет право на собственное имя?»
К-ра: «Ну хорошо, признаю теперь за вами это право».
В-ль: «Тогда представимся Кикиморе, а эхо нам поможет.»
Игра «Ласковые имена».
- «Кикимора, теперь верни нам, пожалуйста, книгу, чтобы мы познакомились с другими правами».
К-ра: «Верну, если у кого-нибудь из вас мама в библиотеке работает».
В-ль:«Это почему?»
К-ра: «Потому что книги имеют право читать только дети библиотекарей,
а лечиться - только дети врачей».
В-ль: «Это не правда. Все дети имеют право на медицинский уход».
К-ра: «Не буду с вами спорить. Берите свою книгу и изучайте свои права».
В-ль: (Загадка) «Кто вылечит корь, и бронхит, и ангину,
Пропишет лекарства и витамины?» (врач)
(Выходит врач).
Ребёнок: «Ну, а если вдруг у Оли, или Коли, или Пети Заболит живот иль ухо, Или насморк одолеет, Или голова болит, Приходите, приходите, Всех излечит, исцелит Добрый доктор».
Док-р: «Да, ребята, вы вправе требовать, чтобы я вас лечил. Но что же обязаны делать вы, чтобы сохранить здоровье?»
Ребёнок: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам - стыд и срам! Стыд и срам! Да здравствует мыло душистое И полотенце пушистое, И зубной порошок И густой гребешок!»
Ребёнок: «Давайте же мыться, плескаться, купаться, Нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани, В реке, ручейке, океане, И в ванне, и в бане, Всегда и везде -Вечная слава воде!»
В-ль: «А что ещё должны делать дети, чтобы сохранить здоровье?» (Ответы детей).
В-ль: «А сейчас мы с вами отдохнём. Предлагаю всем станцевать».
(Танец «Дружба»)
Реб-к: «Скоро вы пойдёте в школу и там многому научитесь. Дети имеют право развиваться физически, и духовно, заниматься творчеством. Что вам дало право на образование?»
(Ответы детей).
В-ль: «Мне почему-то стало жалко Кикимору. Может она потому плохие поступки совершает , что её никто не любит, никто о ней не заботится. Давайте сделаем Кикиморе приятное. Подарим ей цветы, ведь женщины все любят цветы».
Кикимора благодарит за заботу и внимание и преподносит детям гостинцы.
В-ль: « А теперь пора домой».
(Садимся на ковёр-самолёт отправляемся в путь).
Мы полетим очень быстро, закройте глаза, чтобы они не слезились от ветра. Держитесь крепче за ковёр-самолёт. Вот и гора позади. (Звучит запись голосов птиц) Слышите? Птицы поют. Мы подлетаем к дому. Открываем глаза.
Итог:- «С какими правами вы познакомились?», «Что вам запомнилось на нашем занятии больше всего?»