Индивидуальный образовательный маршрут
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
Индивидуальный образовательный маршрут
Ф.И. – Молчанова Милана
Формы работы – индивидуальные занятия
Сопровождающий педагог – воспитатель
Дата рождения: 16.01.2014 г.
МБДОУ «ЦРР – д/с №6» вторая младшая группа
Срок пребывания в ДОУ 1 год
Откуда поступила: из семьи 1 сентября 2016г. в первую младшую группу
Оценка адаптации ребенка в группе: удовлетворительная адаптация: ребенок испытывает трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, эмоциональное состояние удовлетворительное (плач во время прощания с родителями, во время дневного сна).
По результатам мониторинга выявлено: не сформированы первичные представления о малой Родине, навыки самообслуживания, основы безопасного поведения в природе, на дорогах и безопасность собственной жизнедеятельности, с трудом находит общение в среде сверстников.
Цель: развивать социально-коммуникативные компетенции ( развивать общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками; формировать образ Я, формировать первичные представления о Родине, развивать навыки самообслуживания, формировать основы безопасности)
Задачи:
- закреплять навыки организованного поведения в детском саду
- формировать доброжелательное отношение друг к другу
- формировать положительное отношение к детскому саду
- формировать интерес к малой Родине, первичные представления о ней
- развивать навыки самообслуживания (надевать и снимать одежду, застегивать и расстёгиваться пуговицы, складывать, вешать предметы одежды, выворачивать налицо)
- формировать желание участвовать в посильном труде
- формировать положительное отношение к труду взрослых
- формировать основы безопасности в природе, на дорогах, собственной жизнедеятельности (опасности дома, в играх)
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, требующего особого внимания на 2017-2018 учебный год.
Для воспитанника: Молчановой Миланы
Возраст ребенка: 3.5 года
Содержание работы | Методические приемы |
Социально-коммуникативное развитие | |
Сентябрь Учить приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании. Воспитывать желание выражать сочувствие, утешить, пожалеть товарища. Формировать первичные представления о малой Родине Развитие самообслуживания (1квартал): учить по мере одевания доставать из шкафа уличную обувь, рейтузы, с помощью взрослого надевать носки, рейтузы, кофту, куртку, шапку. Учить снимать колготки сначала с верхней части туловища, затем с ног, находить перед одежды, правильно надевать обувь, платье, куртку, шапку, с помощью взрослого убирать вещи в шкаф. Учить словесно выражать просьбу о помощи. Приучать соблюдать элементарные правила в раздевалке: не бегать, не стучать дверцами шкафчика. Учить видеть непорядок в одежде, просить взрослого помочь устранить его. Знакомство с трудом взрослых в детском саду: воспитатель, няни Формировать основы безопасности | - прямое обучение, напоминание; игры-упражнения «К нам гости пришли», «Поучим мишку здороваться; чтение А. Барто «Мяч», «Лошадка», А. Бардады «Ботинки» - беседа «День города», рассматривание близлежащих домов на прогулке, заучивание домашнего адреса - прямое обучение, предложение помочь, пожалеть; игровые упражнения «Как утешить куклу Аню», «Ботинки поссорились – подружились»; дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Покажи Анюте, где лежат твои вещи»; чтение потешки «Наша Катя маленька» - наблюдение за трудом няни, помощь няне; рассматривание иллюстраций; рассказ воспитателя - рассказ воспитателя о правилах дорожного движения; беседа «Как мы убираем игрушки»; дидактическая игра «Куда положить предмет»; беседа о членах семьи |
Октябрь Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени и отчеству. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение делиться игрушками. Формировать первичные представления о малой Родине Знакомство с трудом медсестры, повара, прачки в детском саду Формировать основы безопасности | - прямое обучение, напоминание; создание проблемных ситуаций; игра-упражнение «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой»; рассматривание иллюстраций об играх детей; игровое упражнение «Как зайка играет с друзьями» - заучивание названия улицы и номера дома, рассматривание территорий возле близлежащих домов на прогулке; беседа «Моя улица» - экскурсия по детскому саду, наблюдение; чтение К. Чуковский «Я один у мамы сын»; продуктивная деятельность «Нарисуем красивые полотенца» - беседа «Машины разные бывают»; рассматривание иллюстраций; дидактическая игра «Найди и назови»; продуктивная деятельность «Построим автобус»; беседы «Как я ухаживаю за своим питомцем», «Моя семья и другие люди» |
Ноябрь Учить правильно вести себя в группе: не толкаться, не отнимать игрушки. Закреплять умение благодарить за еду, помощь. Учить помогать друг другу и обращаться за помощью к сверстникам. Формировать первичные представления о малой Родине . Знакомство с трудом мамы: готовит обед, стирает, шьет, штопает, ухаживает за детьми Формировать основы безопасности | - объяснение, напоминание; рассматривание картинок из серии «Дети играют»; создание игровых ситуаций; игры-упражнения «Научи Аню делиться с товарищами», «Расскажи собачке, как надо играть с друзьями»; предложение помочь товарищу; игры-упражнения «Помоги мишке попросить зайку помочь», «Как правильно попросить о помощи»; чтение М. Ивенсон «Кто поможет?», Н. Павлова «На машине». - игры со строительным материалом - строительство улицы города; беседа «Что нужно делать, чтобы в городе было чисто»; рассматривание иллюстрации с изображением главной достопримечательности родного города; чтение М. Ивенсон «Флажок»; продуктивная деятельность «Салют» - Беседа «Как работает мама»; сюжетно-ролевая игра «Семья»; чтение Я. Аким «Мама» - наблюдение за транспортом; рассматривание иллюстраций; чтение А. Барто «Самолет построим сами»; сюжетно-ролевая игра «Транспорт»; беседа о правилах поведения в группе |
Декабрь Закреплять умение правильно вести себя в спальне, в раздевальной комнате. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание дружно играть, пожалеть, помочь , продолжать учить не отнимать игрушки у товарищей. Формировать первичные представления о малой Родине . Развитие самообслуживания (2 квартал) Учить шнуровать ботинки, с помощью взрослых завязывать шнурки, упражнять в использовании разных видов застежек: пуговицы, молнии, «липучки». Закреплять умение надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого застегивать пальто, вешать в шкаф одежду. Просьбу о помощи выражать словесно. При подготовке ко сну сначала снимать платье, затем обувь, правильно снимать колготки, вешать одежду на стульчик. Учить выворачивать вещи налицо. Продолжать приучать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение. Закрепление знаний о труде людей Формировать основы безопасности | - рассказы воспитателя; дидактические игры «Можно-нельзя», «В группу принесли новую игрушку, все хотят в нее играть», «Уложим куклу спать»; игровое упражнение «Расскажи Ане, как мы укладывается спать»; сюжетно-ролевая игра «Детский сад»; чтение: колыбельные песенки. А. Барто «Игрушки» - рассматривание картин, иллюстраций; наблюдение за уборкой снега близлежащей улицы; рассматривание в книжном уголке иллюстраций с изображением современных улиц родного города; беседа о жителях города; рассматривание иллюстраций с изображением парков культуры родного города; сюжетно-ролевая игра «Мы едем по улице»; подготовка к новогоднему празднику – разучивание стихов, песен; продуктивная деятельность «Построим дома на нашей улице» - игровое упражнение «Уложи куклу спать»; чтение З. Александрова «Мой мишка», Н. Павлова «Чьи башмачки» - рассматривание иллюстраций; беседа «Кто заботится о детях в детском саду»; дидактическая игра «Кто что делает», «Кому что нужно для работы» - рассматривание иллюстраций; беседа «Как ведут себя воспитанные дети в транспорте»; моделирование проблемных ситуаций; чтение А. Барто «Мы едем в метро»; рассматривание иллюстраций о домашних питомцах; рассказ воспитателя об осторожном обращении с незнакомыми животными |
Январь Закреплять умение правильно вести себя в спальне, в раздевальной комнате. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание дружно играть, пожалеть, помочь , продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга. Формировать первичные представления о малой Родине . Знакомство с трудом дворника детского сада: подметает, сгребает снег, посыпает дорожки песком, трудится, чтобы всем было удобно ходить по дорожкам. Формировать основы безопасности | - рассказ воспитателя; дидактическая игра «Можно – нельзя»; рассматривание картин, иллюстраций; чтение Н Калинина «Как петух утащил Васин хлеб», «Разве так играют», Я. Тайц «Кубик на кубик» - беседа о новогодних представлениях; продуктивная деятельность (рисование «Украсим улицу города новогодними елками», «Разные дома»); повторить домашний адрес; наблюдение за транспортом, зданиями; рассматривание фотографий - наблюдение; рассказ воспитателя; рассматривание иллюстраций; помощь в уборке снега; сюжетно-ролевая игра «Детский сад» - рассказ воспитателя о том, как вести себя на улице; рассматривание иллюстраций; моделирование ситуаций; чтение К. Чуковский «Путаница»; рассказ воспитателя «Спички не тронь, в спичках огонь» |
Февраль Приучать общаться спокойно, без крика. Формировать образ Я, помочь осознать себя. Формировать первичные представления о малой Родине . Знакомство с работой продавца: взвешивает продукты, получает деньги, вежливо разговаривает с покупателями Формировать основы безопасности | - напоминание; поручение - сказать товарищу, как надо разговаривать; беседы «Как мы разговариваем друг с другом», «Что для чего» (части тела); рассматривание иллюстраций, себя и друг друга в зеркале; чтение Н. Саксонская «Где мой пальчик»; пальчиковые игры «Пальчик-мальчик», «Семья». - беседа «Твой выходной день»; задание «Что изменилось на улицах города»; беседа «Что интересного заметил на улицах города»; беседа «Праздник пап и дедушек»; продуктивная деятельность «Кораблики» - рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций; игровое упражнение на развитие мелкой моторики «Копилка»; сюжетно-ролевая игра «Овощной» - рассматривание иллюстрации «На улице города»; беседа «Как переходить улицу»; чтение Г. Георгиев «Светофор»; дидактическая игра «Что говорит светофор»; продуктивная деятельность «Построим машину»; беседа о правилах обращения с лекарствами |
Март Учить встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть. Продолжать работу по формированию образа Я, сообщить сведения о прошлом (был маленький, ел из бутылочки, не умел ходить и т.д.). Формировать первичные представления о малой Родине . Развитие самообслуживания (3 квартал) Упражнять в одевании и раздевании в определенной последовательности, умении застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, завязывать шнурки. Учить собирать гольфы, носки в гармошку, прежде чем надеть их, начиная с носка. При раздевании после прогулки закреплять умение аккуратно складывать вещи перед уборкой их в шкаф; при раздевании перед сном вешать рубашку на спинку стула, шорты, колготки аккуратно класть на сиденье. Учить наводить порядок в своем шкафчике. Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому. Знакомство с трудом шофера: водит машину, привозит и сгружает продукты, ремонтирует машину Формирование основ безопасности | - дидактическая игра «Расскажи Анюте, как надо встречать гостей»; сюжетно-ролевая игра «Семья» (гости); слушание песни А. Филиппенко «К нам гости пришли»; рассматривание фотографий, рисунков детей 1 младшей группы; беседа «Как надо помогать малышам» - продуктивная деятельность –рисование «Дома родного города»; повторение домашнего адреса; рассказ воспитателя о зооэкзотариуме; наблюдение за трудом людей по благоустройству улиц города; сюжетно-ролевая игра «Мамин день»; рассматривание фотографий, иллюстраций; чтение Г. Виеру «Мамин день» - игровое упражнение «Как мы помогли кукле собраться в гости к мишке», «Научи Аню застегивать пуговицы»; дидактическая игра «Шнуровка» - Наблюдение, рассматривание иллюстраций; рассказ воспитателя; чтение А. Барто «Грузовик», Б. Заходер «Шофер»; сюжетно-ролевая игра «Транспорт» - рассматривание иллюстрации «Как нужно переходить через дорогу»; моделирование ситуаций; продуктивная деятельность «Построим «зебру» |
Апрель Закреплять умение оценивать поступки, показать на примере отрицательные стороны капризов и упрямства. Формировать первичные представления о малой Родине . Знакомство с трудом парикмахера: стрижет, бреет, делает прически Формировать основы безопасности | - беседа «Хорошо и плохо»; чтение Т. Караманенко «Капризка» - рассматривание иллюстраций с изображением знакомых видов родного города; беседа о названии города, улиц; беседа о растениях, украшающих родной город; повторить домашний адрес; наблюдение за проведением субботников, посильное участие; сюжетно-ролевая игра «Мы выходим на субботник» - рассказ с использованием иллюстраций; рассматривание предметов труда; сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»; упражнение на имитацию трудовых действий - рассказ воспитателя «Если ты потерялся на улице»; дидактическое упражнение «Если ты потерялся»; рассматривание картинок: кипящий чайник, спички, иголка; дидактическая игра «Отбери предметы, которые нельзя трогать руками» |
Май Подводить к осознанию некоторых правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить. Формировать первичные представления о малой Родине . Закрепление знаний о профессиях работников детского сада, шофера, парикмахера, продавца Формировать основы безопасности | - беседа «С кем нам нравиться играть»; дидактическая игра «Расскажи мишке, как играют хорошие дети» - игры со строительным материалом – строительство улицы города; беседа «Праздник Победы»; рассматривание иллюстраций с видами родного города; беседа «Что я видел на своей улице» - рассматривание иллюстраций предметов труда для людей разных профессий; беседы «Кто работает в детском саду», «Какие профессии ты знаешь»; сюжетно-ролевая игра «Детский сад» - рассказ воспитателя «Правила пешеходов»; чтение С. Михалкова «Моя улица»; рассматривание картин «Кошка с котятами»; загадки о домашних животных; беседа о поведении с незнакомыми людьми |
Июнь – Август Закреплять навыки вежливого обращения – здороваться, прощаться, благодарить за помощь, разговаривать спокойным голосом. Формировать первичные представления о малой Родине . Развитие самообслуживания (4квартал). Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкаф, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться всеми видами застежек. Закрепление знаний о знакомых профессиях: действия, предметы для труда Формировать основы безопасности | - беседа «Мы дружные ребята»; дидактические игры и упражнения на закрепление положительных взаимоотношений между детьми - рассматривание иллюстраций, фотографий о родном городе; беседы «Где мне нравиться гулять», «Как мы отдыхали летом»; продуктивная деятельность «Наша дача» - игровое упражнение «Покажи, как нужно складывать одежду перед сном»; чтение Н. Павлова «Чьи башмачки» - рассматривание иллюстраций предметов для труда людей разных профессий; дидактические игры «Кому что нужно для работы», «назови профессию и подбери предметы»; сюжетно-ролевые игры - рассматривание иллюстраций «Пешеходы»; беседы о правилах поведения на улице и в транспорте; дидактические игры «На чем люди ездят», «Найди и назови»; сюжетно-ролевые игры «Поедем на дачу», «Едем в автобусе»; рассказ воспитателя «Съедобные и несъедобные грибы»; продуктивная деятельность «Красивый, но очень опасный мухомор»; рассматривание иллюстраций «Правила Пети Иванова» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....