Развитие графомоторных навыков
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Татьяна Сергеевна Никифорова

Что такое графомоторный навык? Слово «графомоторный» состоит из двух слов: моторика (в нашем случае мелкая) – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. И графо (с греческого) – письмо, почерк, начертание. Данная консультация для педагогов содержит рекомендации по развитию этих навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_grafomotornyh_navykov.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников

Что такое графомоторный навык? Слово «графомоторный» состоит из двух слов: моторика (в нашем случае мелкая) – способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. И графо (с греческого) – письмо, почерк, начертание.

        Ещё немецкий философ Иммануил Кант говорил, что «рука – это вышедшей наружу мозг человека». Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Однако мы знаем, что многие дошкольники испытывают трудности, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребенку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и точные движения.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений рук. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

        Так как дошкольный возраст является сензитивным для развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом периоде, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь положительных результатов в развитии и совершенствовании графомоторных навыков у детей, что является важной частью подготовки  к школе.

        При нормальном развитии ребёнка работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока»), не забывая о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклёпок, завязывание шнурков и т.д.

        В возрасте 1 – 2 лет ребёнок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

        В возрасте 2 – 3 лет малыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы, держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами, строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребёнок рисует цветными карандашами, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешочке на ощупь. Становление двигательных функций продолжается до 5 – 6 летнего возраста.

        Графомоторные навыки включают в себя:

  1. Развитие мелкой мускулатуры пальцев – упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

        Детей нужно специально учить управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Вы знаете множество игр и упражнений на развитие мелкой моторики  рук. Очень полезны для развития пальцев ребенка такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, разных видов круп, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей, рисование, которым любят заниматься дети, игры, включающие в дело руку, самообслуживание. «Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовывать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточится зрительно.

        Хотелось бы отдельно остановиться на «пальчиковых шагах». Эта методика у нас используется редко.

1 этап работы: знакомство с ритмом стихотворения, сопровождающего упражнение. Сначала ребёнок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальцем этот ритм по столу.

                                               Улитка Уля ждёт гостей,

                                               Уже готов пирог,

     Варенье, мёд, конфеты, торт

                                               И йогурт, и творог.

2 этап работы: усложнение состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальцы руки в следующей последовательности:

  • указательный и средний;
  • указательный и безымянный;
  • указательный и мизинец;
  • большой и мизинец;
  • большой и указательный;
  • большой и средний;
  • большой и безымянный;
  • средний и безымянный;
  • средний и мизинец;
  • безымянный и мизинец.

Ребёнок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальцем и мизинцем, т.к. в быту используются движения преимущественно первых трёх пальцев (большой, указательный, средний) и смежной с ними частью ладони.

3 этап работы: одновременные движения пальцами обеих рук.

4 этап работы: наиболее сложный этап, когда ребёнок учится выполнять одновременные разнотипные движения пальцев рук (пальцы одной руки «шагают» вверх, другой – вниз). Могут использоваться различные пальцы разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальцы, на правой – большой и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, воспитывает сосредоточенность, умение сконцентрировать и удерживать внимание.

        Целью развития мелкой мускулатуры пальцев является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры или буквы, учитывая размеры и величину углов.

Графомоторные навыки включают в себя:

  1. Зрительный анализ и синтез:

- упражнения на определение правых и левых частей тела;

- задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам;

- задания с условиями по выбору нужных направлений.

        Так, например, для формирования и развития зрительно-пространственных отношений используются приемы, направленные на узнавание изображений и их контуров, на формирование зрительного слежения и зрительно-моторной координации.

Развитие и формирование зрительной памяти может осуществляться с помощью таких упражнений: «Посмотри на игрушки, запомни, ответь, какие игрушки ты запомнил», «Посмотри на картинку, запомни предметы. Что появилось новое?», «Внимательно посмотри на картинку, запомни, как располагались игрушки на полочке. Нарисуй игрушки так, как они стояли» и т.д.

  1. Рисование:

- занятия по штриховке по контуру, обводка;

- срисовывание геометрических фигур;

- задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры;

- дорисовывание незаконченных рисунков;

- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями);

- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей;

- задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика:

- задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов), печатание букв.

Очень важно поставить руку, подготовить её к работе. И штриховка в этом деле – незаменимый помощник, поскольку не только укрепляет мелкие мышцы пальцев и кистей рук, но и способствует развитию логического мышления, творческих способностей. Штриховать, так же как и закрашивать, необходимо простыми или цветными карандашами, а не фломастерами. Закрашивая карандашами, ребёнку приходится прилагать определённые усилия, использовать разную силу нажима. Особое внимание нужно обратить на поворот листа при закрашивании. Если ребёнок крутит лист при закрашивании, это свидетельствует о том, что он не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

        Дети 6 – 7 лет хорошо копируют простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более чёткими и ровными, овалы завершёнными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии. Выполняя различные виды заданий, ребёнок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучить ребёнка правильным приёмам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

        В 6 – 7 лет ребёнок должен выполнять следующие виды штриховок:

  • прямые вертикальные (сверху вниз);
  •  горизонтальные (слева направо);
  •  наклонные;
  •  клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити);
  •  крупными капельками.

  Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги. При выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради. Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15 – 20 минут. После этого обязательно сделать перерыв, во время которого можно выполнять пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Многие дети неправильно держат карандаш. На это так же необходимо обратить внимание. Можно использовать трёхгранные карандаши или способ меток, когда на пальцах и на карандаше ставятся специальные метки.

        Графические диктанты или рисование по клеточкам помогают дошкольникам предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Дети учатся ориентироваться в тетради, знакомятся с разными способами изображения предметов.

        Примеры графических упражнений, способствующих развитию мелкой моторики и координации движения руки, зрительного восприятия и внимания: «Обведи рисунок», «Соедини по точкам», «Продолжи узор по клеточкам», «Нарисуй такую же фигуру» и т. д. Копирование контура булавкой или зубочисткой. Ребёнку предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру,  обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладётся чистый лист бумаги и небольшая подушечка поролона. Полученный рисунок можно потом раскрасить или заштриховать.

        При написании печатных букв необходимо познакомить детей с рабочей строкой, основными элементами букв, различными предметными образцами, приближёнными к конфигурации букв. Можно использовать трафареты букв. Упражнения в дописывании буквы, а так же в написании её по точкам.

        Занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц, утомительны, и важно предусмотреть их смену, ограничивать длительность и нагрузку.

        Таким образом, работа по развитию графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания.

Литература:

  1. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – М.: Владос, 2003.
  2. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка – М.: Владос, 2003.
  3. Крупенчук О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией. - Дошкольная педагогика 2005, № 6.
  4. Подрезова И.А. Школа умелого карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5 – 7 лет с речевыми нарушениями. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  5. Тимощенко Е. Г. Развитие графомоторного навыка у детей (консультация для родителей). - Логопед 2012, № 5.
  6. Хозяинова М. А. Учимся штриховать (семинар - практикум для родителей детей 5 – 6 лет). - Логопед 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.  Навыки мелкой  моторики и графические  формируются  в контексте общего развития ребенка включая подвижность, ...

Система развития графомоторных навыков у дошкольников с ОНР для успешного овладения навыками письма.

Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Небрежный‖ почерк в школьных тетрадях, ошибки, замены в написании...

Проект "Развитие графомоторных навыков - эффективный способ развития у детей 6-7 лет ручной умелости"

В проекте описаны методы и приемы, способствующие развитию графомоторных навыков у детей 6-7 лет....

Развитие графомоторных навыков у детей с умственными нарушениями развития

Развитие графомоторных навыков важно для всестороннего развития ребенка. Занятия активизируют сенсорное развитие, моторику, пространственное восприятие, а также, положительно воздействует на формирова...