Проект "Карусель сказок"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме

Кривошеева Ирина Владимировна

Дошкольное детство -  очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. 

         Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.                                                                                               

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_karusel_skazok.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Педагогический проект

«Карусель сказок»

для детей 1 младшей группы ( 2-3 года)

                                                       

с. Кабанск 2013 гг.

Педагогический проект

«Карусель сказок»

                                                     “И нельзя без сказок нам прожить друзья,

                                                     Ведь со сказкой проще нам найти слова

                                                     для любимых деток или малыша”.

Пояснительная записка

        Дошкольное детство -  очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.  

        Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.                                                                                                

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.

Для повышения интереса к книге, любви к чтению  был разработан проект «Карусель сказок». В процессе данного проекта частично реализуются задачи образовательной области «Художественная литература».

Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые  и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.

 Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.

Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями - это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.

Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.

Проект: «Карусель сказок»

 Форма  проекта: творческий, групповой.

Участники проекта: дети средней  группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Продолжительность:  1 год

Актуальность:  Развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании личности ребенка. Недоразвитие речевой функции оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей. Одна из важнейших задач дошкольных учреждений - формирование правильной устной речи детей. Целью данного проекта является развитие самостоятельного словесного творчества детей на основе ознакомления с русскими сказками.

Цель: Развивать и обогащать словесное творчество детей на основе ознакомления с русскими сказками.

 Задачи:

  • Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно).
  • Расширить представление детей о сказках.
  • Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.  
  • Развивать традиции семейного чтения.
  • Продолжать формировать книжный уголок: новинками литературы, портретами писателей и художников – иллюстраторов, аудио и видео записями, тематическими альбомами, речевым материалом.

Трансляция проекта: презентация проекта на групповом родительском собрании.

Этапы работы:

1 этап - подготовительный

- вызвать интерес детей и родителей к теме проекта;

- составление плана-схемы проекта;

- обсуждение проекта с воспитателем, родителями, музыкальным руководителем;

- сбор информации, литературы, дополнительного материала.

2 этап – основной

Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.

3 этап - итоговый

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

Методы исследования:

·    Изучение и анализ литературы.

·    Изучение и обобщение педагогического опыта.

·    Анкетирование родителей по теме «Сказка и дети».

·    Беседы с детьми по сказкам.

·    Изучение продуктов деятельности детей.

·    Эксперимент.

·    Тестирование.

Ожидаемый результат: 

  • пополнение библиотеки книгами по  разделу «Сказки»;
  • оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!»;
  • оформление книжек – малышек родителями;
  • изготовление театров  из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
  • составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)

Новизна проекта: 

 Создание сказочно-игрового пространства ("Сказочный мир"), включающего в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр.

Весь материал,  собранный в сказочно-игровом пространстве "Сказочный мир", будет использоваться в непосредственно образовательной, совместной, в самостоятельной деятельности детей, что позволит в течение года организовать разные виды театрализованной деятельности по мотивам чувашских народных сказок (настольный театр,  драматизации, сюжетно-ролевые игры и т.д.).

"Сказочный мир" является творческой мастерской, которая побуждает детей к созданию образов героев  народных сказок и воплощению своих идей в разных видах деятельности (в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, речевой).

Перспективный план

Дата

Тема

Задачи

Содержание

Материал

Работа с родителями

Октябрь

«Кто в теремочке живет…» (сказки про животных)

1.Помочь детям вспомнить знакомую сказку.

2.Обогощать словарь детей,  отвечать на вопросы по содержанию.

3.Оценивать поступки героев

1 Беседы:"Моя любимая сказка".

2. Рассматривание иллюстраций разных сказок.

3.Театрализация сказки «Теремок»

4.Конструирование домика для зверят по сказке "Теремок".

1.Оформление тематического альбома «Здравствуй сказка!».

2.Изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.

1.Оформление папки- передвижки «Сказка в жизни ребенка».

Ноябрь

"Моя любимая сказка".

1.Умение составлять описательные рассказы.

2.Развивать у детей воображение.

1.Д/и.  «Сказочное лото».

2.Д/и.«Кто, что ест».

 3. Пальчиковый театр "Курочка Ряба"

4 Раскраска по сказкам..

1.Изготовление театров  из нестандартного оборудования.

2.Оформление  «Уголка книги»

1. Оформление уголка на тему: «Мама почитай – ка!»

Декабрь

«Сказки бабушки– Загадушки»

1.Развивать умение у  детей разыгрывать сказку.

2.Развивать выразительность речи, мелкую моторику рук.

1.Встреча в

видеосалоне (просмотр мультфильмов по теме).

2.Показ настольного театра «Колобок»

3."Правила общения с книгой"

4.Организация "больницы" для книг.

1.Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)

1.Акция «Подари книгу детскому саду»

Январь

«Путешествие в сказку»

1. Формировать у детей усидчивость, внимательно слушать сказку.

2.Доставить радость детям при просмотре кукольного театра.

1.Д/и «Кто где живет?»

2.Праздник «Сказка в гости к нам спешит»

1.Кукольный театр

2.Оформление книжек – малышек по сказкам.

Перспективный план средняя группа

Дата

Тема

Задачи

Содержание

Материал

Работа с родителями

Сентябрь

1.Формировать у  детей эмоционально воспринимать содержание сказки. 2.Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. 3.Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

4.Помочь детям запомнить содержание сказки, побуждать к участию в рассказывании.

1.Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

2. Показ плоскостного театра «Петушок и бобовое зёрнышко» на ковролине

3. Вспомним сказку по коллажу.

4.Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью мнемотаблицы.

Иллюстрации к сказке.

Анкетирование родителей: «Сказка и ребёнок».

Октябрь

1.Формировать у  детей эмоционально воспринимать содержание сказки,. 2.Обогащать словарь детей.

3.Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

4.Закрепить знание  детьми сюжетов русских народных сказок о животных.

5.Развивать логическое мышление при составлении картинки из отдельных частей. Обогащать словарь детей.

1.Чтение русской народной сказки «Коза-дереза».

2.Н/печатная игра «Сказки о животных».

3.Вспомним сказку по коллажу.

4.Рассказывание детьми сказки «Коза-дереза» с помощью мнемотаблицы

Иллюстрации к сказке.

Изготовление настольной игрй.

Родительское собрание «Воспитание будущего читателя»

Ноябрь

1.Развивать у детей умение логически переходить от одной картинки к другой. 2.Формировать представление о  особенностях сказки. 3.Активизировать в речи образные выражения, используемые в сказке.

1.Чтение украинской народной сказки «Колосок».

2.Игра-драматизация отрывков из сказки «Колосок

3.Коллективное рассказывание сказки «Колосок» по серии картин к сказке

4 Н/ печатная игра «Собери картинку» (по сказке «Колосок»).

Изготовление масок к сказке.

Иллюстрации к сказке.

Оформление альбома: «Герои русских народных сказок» (сотворчество детей и родителей).

Декабрь

1.Воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки;

2.Понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.

3.Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

1.Чтение русской народной сказки «Зимовье».

 2.Показ настольного театра «Зимовье».

3. Придумывание загадок о героях сказки «Зимовье»

4. Рассказывание детьми сказки «Зимовье» с помощью моделирования..

Настольный театр «Зимовье».

загадки про животных.

Семейный проект «Зимовье» с использованием бросового и природного материала

Январь

1.Закрепить знание содержания сказки.

2.Умение выделять и называть характерные признаки персонажей. 3.Подводить детей к совместному с воспитателем составлению схемы-описания героев сказки. 4.Закрепить знание детьми русских народных сказок. 

1.Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».

2.Показ сказки «Лисичка-сестричка и волк» на фланелеграфе.

3. Составление схемы-описания героев сказки «Лисичка-сестричка и волк».. 4. Дидактическая игра «Угадай сказку»

Фланелеграф, герои сказки.

Загадки про животных.

Консультация для родителей: «Использование моделей при ознакомлении со сказкой» (папка-ширма).

Февраль

1. Закрепить знание содержания сказки.

2. Воспроизводить текст знакомой сказки по коллажу с помощью вопросов воспитателя. 3.Развивать интонационную выразительность речи.

1.Игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку.”

2. Игры-драматизации по сказке «Снегурушка и лиса».

3.Д/игра «Волшебный мешочек»

Маски к сказке.

Консультация «Что и как читать ребенку дома»

Март

1. Воспроизводить сказку с помощью – мнемотаблицы. 2.Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). 3.Развивать интонационную выразительность речи. 4.Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

1.Чтение русской народной сказки «Коза-дереза».

2. Н/печатная игра «Сказки о животных».

3. Вспомним сказку по коллажу.

4. Рассказывание детьми сказки «Коза-дереза» с помощью мнемотаблицы

Иллюстрации к сказке.

Изготовления коллажа.

Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра (пальчиковый, плоскостной на фланелеграфе, би-ба-бо и т. д.)

Апрель

1.Продолжать учить детей воспроизводить сказку с помощью картинок на фланелеграфе.

2. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец)  3.Развивать познавательные психические процессы (внимание, мышление, память).

1.Чтение русской народной сказки

« Гуси-лебеди».

2. Показ настольного театра по сказке «Гуси-лебеди»

3. Рассказывание детьми сказки «Гуси-лебеди» с помощью театра на фланелеграфе.

4. Литературная викторина

Настольный театр «Гуси - лебеди»

Оформление  книжек-сказок с фотоиллюстрациями детей

Май

Развлечение « Что за прелесть эти сказки!»

Оформление выставки «По дорогам сказок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сундучок сказок (использование сказок для воспитания толерантности)

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства масс...

Отличие русских народных сказок от сказок других народов

1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...

Отличие русских народных сказок от сказок других народов

1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...

Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель

Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...