Формирование самостоятельности у детей
план-конспект занятия на тему

Конспект родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx396.52 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Формирование самостоятельности у детей»

Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей.

Задачи:

1) Повышение знаний в вопросах формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста;

2) Активизация взаимодействия с родителями по формированию самостоятельности у детей;

3) Заинтересовать родителей в развитии самостоятельности у их детей через непосредственное участие в практическом занятии.

Оборудование: презентация к занятию, клубки ниток, разноцветные пластиковые шарики в мешочке.

Ход собрания:

-Уважаемые родители, посмотрите, пожалуйста, на эту фотографию. Что вы видите на ней? Какой здесь ребенок, что он делает? Что делает мама (взрослый)? Научится ли ребенок в данном случае кушать сам?

-А на второй фотографии,  какой ребенок? Что можно сказать об этом малыше? Где здесь мама (взрослый)?

Давайте посмотрим на оба снимка и сравним их, что вы здесь наблюдаете? Как вы думаете, какой из этих детей научится справляться с едой быстрее?

Итоговый вопрос:        

- Уважаемые родители! Как вы думаете, может вы уже догадались, о чем пойдет у нас с вами речь на сегодняшней встрече?        (О самостоятельности)

- Наше собрание посвящено теме «Самостоятельность». Что же такое самостоятельность? Это слово имеет две основы: САМ и СТОЮ.

Вопросы к родителям:

Что получает ребёнок, приобретая самостоятельность?

Что приобретают родители с самостоятельностью малыша?

- Однако, период становления самостоятельности  связан не только с приобретением, это также период возможных «потерь». Что мы теряем с самостоятельностью наших детей? Как правило, это мнимые потери: контроль, влияние, внимание со стороны ребёнка к нам, его любовь и т.д. именно «потери» останавливают нас в помощи своему ребёнку стать самостоятельным.

- На экране вы видите высказывания, так или иначе связанные с формированием самостоятельности. Я предлагаю вам выбрать те, которые, по вашему мнению, способствуют формированию самостоятельности. Каждое выбранное вами высказывание я буду складывать в «копилку». (цветные шарики на каждое высказывание складываются в мешочек).Эти высказывания имеют вполне конкретное значение для малыша. Как вы думаете, что ему даёт высказывание «Я верю в тебя»?

 - «Уверенность в себе».

- Это приобретение я кладу в копилку ребёнка.

Подобным образом разбираются все высказывания на экране.

Если родители выбирают «негативное» высказывание, нужно спросить: «Что для вас это значит? В каких ситуациях оно правомерно? Что оно даст детям?».

C:\Users\Мария\Desktop\высказывания.jpg

Упражнение «Связующая нить»

Для этого упражнения понадобятся два клубка ниток.

Я приглашаю двоих желающих. Вот два клубка. Один из вас будет родителем, а другой – ребёнком. Обвяжите себя концом нити.

1 часть. Родитель (свой клубок пока оставляет у себя) отматывает столько нити от клубка, на какое расстояние ему комфортно отпустить ребёнка.

- Что чувствует Родитель, когда ребёнок находится на этом расстоянии? Как вы думаете, ему комфортно?

- Ребёнок, что ты чувствуешь на этом расстоянии?

2 часть. Ребёнок (возвращает свой клубок, работает с нитями Родителя) отматывает столько нити, на какое расстояние ему было бы комфортно отойти от Родителя.

- Ребёнок, что ты чувствуешь на этом расстоянии?

-Что чувствует Родитель, когда ребёнок находится на этом расстоянии?

3 часть. Родитель и  Ребёнок встают максимально близко друг к другу, отдают свои клубки партнёру. По сигналу ведущего начинают отходить друг от друга.

- Впервые свою самостоятельность ребёнок проявляет, когда начинает ползать. Делайте шаги в сторону, ослабляя нить друг друга. Затем следуют другие навыки ребёнка, которые ему позволяют стать самостоятельнее. С каждым новым навыком вы делаете шаг в сторону. Расстояние увеличивается.

- Что чувствует Ребёнок с каждым шагом?

- А Родитель?

У Родителя появляется Доверие к своему Ребёнку, а у Ребёнка – радость и начальное, ещё едва ощутимое чувство благодарности.

Чем взрослее ребёнок, тем длиннее нити. Но бывает и так, что нити вдруг путаются. Что мы можем сделать? Для начала кто-то их начнёт тянуть, каждый в свою сторону, отчего нити затягиваются в узел непонимания и взаимных упрёков. А можно попробовать шагнуть навстречу друг другу, ослабив натяжение, попытаться распутать. Но как это сделать?

Вот тут на помощь придут нам наши копилки. «Я в тебя верю!» - «Да, я уверен в себе!». И начать конструктивный диалог:

- Что ты хочешь?

- Как это должно быть?

-Что необходимо исправить (узнать, научиться)?

В такие моменты Родитель поддерживает Ребёнка, учит анализировать, делать выводы, выбирать наилучший оптимальный вариант. А может, необходимы какие-то знания и навыки, тогда где и как их можно получить? Тем самым мы распутываем наше недопонимание, нити перестают путаться, и Ребёнок может продолжать свой путь по жизни. Чем больше к 3 годам Ребёнок получит самостоятельности, тем больше он будет Благодарен своим Родителям. «Я ПРОЖИВАЮ СВОЮ, ЖИЗНЬ, А НЕ РЕАЛИЗУЮ ВАШИ ОЖИДАНИЯ, И Я БЛАГОДАРЕН ЗА ЭТО».

У родителей появляется такая установка по отношению к Ребёнку: «Я ЖИВУ СВОЮ ЖИЗНЬ, А ТЫ СВОЮ – И ЭТО ЗДОРОВО. ТЫ СВОБОДЕН В СВОЁМ ВЫБОРЕ. ЕСЛИ ТЕБЕ НУЖНА МОЯ ПОМОЩЬ, Я ГОТОВ ПОМОЧЬ!»

4 часть. Обсуждение с остальными родителями.

- Какой опыт вы получили от этого упражнения?

Только самостоятельный ребёнок может впоследствии помочь своим родителям при решении каких-то жизненных проблем, стать их поддержкой.

Заключение

Байка «Длинный мамин хвост»

Х.Ф. Харлоу, который пытался понять поведение людей, исследуя повадки обезьян, однажды провел такой эксперимент. Он сделал два проволочных макета, которые стали суррогатными матерями двум новорожденным обезьянкам, никогда не видевшим собственных матерей. У одной такой проволочной матери был длинный веревочный хвост, а у другой короткий. Детеныши исследовали мир, держась за хвосты своих «матерей». Оказалось, что тот детеныш, который держался за длинный хвост, имел более высокий интеллект и был более адаптивен, чем тот, который держался за короткий, а наиболее выраженным чувством при встрече с новым второго малыша был страх.

Мораль: чем длиннее юбка, за которую держится ребенок, тем выше его интеллект и тем более адаптивен он в жизни.

Притча «Урок бабочки»

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему"Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет

Оказать помощь родителям в формировании самостоятельности детей при подготовке к школе....

Педагогическая технология формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании из бумаги

В работе раскрыт понятийный аппарат исследования, показана его практическая значимость, новизна. Описана технология поэтапного обучения старших дошкольников технике оригами, которая была апробирована ...

«Педагогические условия формирования самостоятельности у детей преддошкольного возраста в ДОУ».

Актуальность выбранной нами темы на наш взгляд заключается в том, что  ранний и дошкольный возраст являются сензитивными периодами для развития самостоятельности, а неправильное педагогическое со...

Экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Экспериментальная работа по формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельностиОпытно-экспериментальная работа велась на базе детского сада № 341 г. Волгоград...

Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме «Формирование самостоятельности у детей»

Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме«Формирование самостоятельности у детей»...

«Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте при взаимодействии педагогов, родит...

Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе

Оказать помощь родителям в формировании самостоятельности у детей при подготовке к школе...