Создание проекта
статья по теме

Мелкова Алла Сергеевна

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляются принципиально новые требования к организации педагогического процесса дошкольников. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего  развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете.

Создание проекта (игрового).

Рекомендации педагогу по работе в рамках годового проекта.

   В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляются принципиально новые требования к организации педагогического процесса дошкольников. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего  развития.  Это означает, что детей необходимо  знакомить  с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребенок должен быть вовлечен в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся самостоятельно  добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы. Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания образования. Одним из таких методов является – проектный метод.

№ п/п

Типы проектов

1

Игровой

2

Творческий

3

Информационно – социальный

4

Практико – ориентированный (нормативный)

5

Исследовательский

          Проект, который исполняют дети, - отмечает Д. Дьюи,- должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца [19, с.86]. Работая над проектом, дошкольники учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, а следовательно, развиваются интеллектуально. Поскольку метод проектов - это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия.

           Ознакомившись с  методической литературой и историей развития метода проектов можно сделать вывод, что метод, созданный более ста лет назад, не потерял своей актуальности и в настоящее время, активно   применяется не только в зарубежных дошкольных учреждениях, но и плавно внедрился в российское дошкольное образование. Проектирование в конце XX века стало  наиболее распространенным видом интеллектуальной деятельности в ДОО. Актуальность и новизна проектов связана с переходом на личностно–ориентированную модель обучения, основанной на сотрудничестве участников образовательного процесса, направленной на развитие  ребенка,  его интересов и способностей, отношения к ребенку как к полноправному основному участнику проектной деятельности.

Игровой проект реализуется с младшего дошкольного возраста.

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

            В основе проекта - проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Исследовательское содержание проекта: дети самостоятельно (при поддержке взрослого) через исследования находят пути решения проблемы. Реализация проекта не ограничена условным пространством. Игровые проекты часто сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например, приключенческим или литературно-творческим, или культурологическим.

• Воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний;

• Имитационно-деловые, моделирующие ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни;

• Драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают дети;

• Имитационно-социальные, где дошкольники исполняют различные социальные роли (журналистов, учителей, пр.).

           Выделяют следующие этапы работы над проектами:

  1. Целеполагание – педагог предлагает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, какое оборудование и пособия использовать).
  3. Реализация проекта (практическая часть).
  4. Публичное представление продукта деятельности.
  5. Подведение итога.

   Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой:

1. погружение в проект (тема, сроки реализации, актуальность, цель, задачи, методическая база);

2.организация деятельности (этапы: план реализации проекта)

3.осуществление деятельности;

4.презентация результатов.

          Основная цель проектного метода, которую достигает педагог – это развитее творческой личности ребенка. Задачи обучения проектной деятельности для младшего и старшего дошкольного возраста различны. Например, А.И.Ромашкина определяет следующим образом.

 Младший дошкольный возраст:

- вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию;

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации;

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности;

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.

Старший дошкольный возраст:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- умения определять возможные методы расширения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. [38, стр.26]

         Таким образом, проектная деятельность в дошкольной образовательной  организации  как форма организации педагогического процесса является оптимальной и перспективной в современных условиях развития дошкольного образования

Проект

«Все профессии важны»

2017-2018 учебный год.

Проект – для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Тип проекта: творческий.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный

( сентябрь 2017 – май 2018 года)

Актуальность: в дошкольном возрасте особое внимание для полноценного развития детской личности уделяется приобщению воспитанников к миру взрослых и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями уже в младшем и старшем дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям и развитию познавательных интересов. Формирование представлений детей о мире профессий – это важный процесс, который актуален в современном обществе, следовательно, начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки. Сотрудничество с родителями является важной составляющей работы корпуса № 6.

Цель:

Совершенствование социального опыта ребенка через реализацию проекта «Все профессии важны», приобщение к миру профессий.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о профессиях.
  2. Расширить кругозор и познавательный интерес детей к профессиям.
  3. Формировать уважения к труду взрослых разных профессий.
  4. Определить значимость профессий.

Этапы работы:

  1. Подготовительный:

- Интеллектуальное развитие дошкольников  через познавательно – исследовательскую  и продуктивную деятельность.

- Подбор художественной и методической литературы,  наглядного материала (фотографий, плакатов, методической литературы, дидактических игр).

- Подбор настольных игр по теме.

- Информирование  родителей о предстоящей деятельности.

- Разработка картотеки дидактических игр, пальчиковых игр на тему «Профессии».

2. Основной:

- Проведение мероприятий в соответствии с планом.

-  Работа с родителями по заданной теме.

- Организация дидактических и сюжетно-ролевых игр.

3. Заключительный

- Создание фотоальбома «Профессии наших родителей».

- Досуг «В мире профессий»

Для решения поставленных задач провести следующие  мероприятия:

План работы.

№ п/п

Месяц

Мероприятие

Ответственные

1

сентябрь - апрель

Консультации, круглые столы,

семинары-практикумы по теме проекта

Специалисты ДО

2

сентябрь

Беседа «Кем ты будешь, когда вырастешь»

Воспитатели групп

3

октябрь

Родительский день

«Гость группы – повар»

(практико – познавательная деятельность)

Воспитатели групп

4

октябрь

Чтение художественной литературы. Профессия пожарник: Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,  Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар», Михалков «Дядя Степа» и др.

Воспитатели групп

5

ноябрь

Чтение художественной литературы. Профессия медицинский работник :  Кардашова «Наш доктор», Чуковский «Айболит», Барто «Мы с Тамарой», Турчин «Человек заболел», Барто «Очки», Забила «Ясочка простудмлась», Успенский «Играли в больницу» и др.

Воспитатели групп

6

ноябрь

Спортивный досуг в младших группах ««На дорогах города»

Инструктор по ФИЗО (бассейн)

7

ноябрь

ООД  «Мы строим, строим, строим»

Воспитатели групп

8

ноябрь

Родительский день «Знакомство с профессией ветеринар»

Воспитатели групп

9

декабрь

Спортивный досуг в старших группах «Добрый доктор Айболит»

Инструктор по ФИЗО (спортивный зал)

10

декабрь

Родительский день «Знакомство с профессией спасатель» (совместная поделка или рисунок)

Воспитатели групп

11

декабрь

Сюжетно – ролевые игры по теме проекта.

Воспитатели групп

12

январь

Выставка детских рисунков

«Мир профессий»

Воспитатели групп

Старший воспитатель (1этаж)

13

январь

Родительский день «Знакомство с профессией «Инженер»

Воспитатели групп

14

февраль

Настольные игры: лото «Все работы хороши», «Профессии», «Мы играем в магазин», «Кем быть?», «Дорожные знаки»; развивающая игра «Профессии», «Я изучаю профессии».

Пальчиковые игры:  «Профессии», «Строители», «Цирк», «Почтальон»

Подвижные игры: «Самолет», «Охотник», «Цветные автомобили», «Доктор», «Поезд»,«Такси».

Воспитатели групп

15

февраль

Родительский день «Профессия тренер»

(практико – познавательная деятельность)

Воспитатели групп

16

март

Викторина «Путешествие в страну Профессии»

Воспитатели групп

17

март

Родительский день «Знакомство с профессией парикмахер»

Воспитатели групп

18

апрель

Родительский день «Знакомство с профессией космонавт»

Воспитатели групп

19

апрель

Создание фотоальбома «Профессии наших родителей».

Воспитатели групп

20

май

Составление книжки и рассказов о профессиях родителей.

Воспитатели групп

21

май

Досуг «В мире профессий».

Музыкальный руководитель



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология создания проекта"

В презентации раскрыта технология создания проекта: методы и приемы технологии; модель "Трех вопросов" - опора на опыт детей по теме; решение проблемной ситуации по образовательным областям....

Алгоритм создания проекта

Шаг 1: Определение цели•Чему вы хотите научить детей, какие формировать знания, навыки.•Расположите цели в порядке от самой важной до менее важной.•Спросите себя, почему я выбрала эту цель  ...

Методическая разработка Развитие поисково – исследовательской деятельности через создания проекта «Карта России глазами детей»

Цельспособствовать развитию поисково–исследовательских навыков через проектную деятельность на примере проекта «Карта Росси глазами детей»Задачи1.     Исследовать теоретические асп...

Алгоритм создания проекта (по материалам методической литературы)

Сегодня в нашу жизнь все прочнее входят новые технологические процессы конструирования, моделирования, социального проектирования. Проектные технологии активно востребованы так называемым «третьим сек...

Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Литературный калейдоскоп» и методические рекомендации к созданию проекта

Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Литературный калейдоскоп» и методические рекомендации к созданию проекта...

Положение о смотре-конкурсе проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников» Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь! и методические рекомендации к созданию проекта

Положение о смотре-конкурсе  проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников» Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь!...

Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Цветок для мамочки» и методические рекомендации к созданию проекта

Положение о смотре-конкурсе  педагогических проектов  «Цветок для мамочки» и методические рекомендации к созданию проекта...