Статья из сборника статей по материалам межвузовской практической конференции.Тема: «Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста"
статья на тему

Чапайкина Наталья Владимировна

Статья из сборника статей по материалам межвузовской практической конференции.Тема: «Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста"

Выполнила:

Чапайкина Наталья Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Понятие идентификации.

        С начала нашего столетия понятие идентификация вошло в тезаурус зарубежной психологи, этот феномен исследователя с позиции различных теорий личности.

        Под идентификацией понимается переживание индивидом своей тождественсоти другому человеку, вследствие чего индивид присваивает какие-либо характеристики объекта идентификации. Советские психологи также обратились к этому понятию, в настоящее время идентификация рассматривается ими, как важный механизм, опосредствующий развитие личности в онтогенезе. Согласно концепции В. С, Мухиной, идентификация является центральным механизмом структурирования самосознания. Изучение идентификации открывает возможности для более эффективного воздействия на личность, так как предполагает овладение методами изменения позиции индивида, что по мнению А. Г. Асмолова «… может оказать существенную помощь в решении такой задачи воспитания, как преодоление нравственного эгоцентризма личности и формирование у человека способности сопереживать другим людям».

        Понятие «идентификация» было введено З. Фрейдом, но широко распространилось за рамки психоанализа, в частности – в психологии социальной. Идентификация рассматривается как важный механизм социализации ( Л. Бандура, Т. Парсонс), проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формирования установок социальных и др.

        Современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности.

        1. Преимущественное понимание как процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой или символом на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Открытое подражание как следование образцу ярко выступает в дошкольном детстве.

        2. Опознание чего-либо или кого-либо понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство и различие. Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и др.

        3. Представление, видение субъектом другого человека как продолжение себя самого; наделение его своими чертами, чувствами, желанием.

        4. Понимание и интерпретация другого человека путём отождествления себя с ним. Здесь идентификация есть эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим -  субъектом, группой, образцом. Это позволяет моделировать смысловое поле  партнёра по общению, обеспечивает взаимопонимание и вызывает содействующее поведение.

        Фрейд выделил несколько типов идентификации. В младенчестве возникает идентификация первичная – примитивная форма привязанности ребёнка к матери. Впоследствии эта «тотальная захваченность объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль механизма защитного. Эта форма идентификации – предыстория комплекса Эдипова, когда маленький мальчик хочет во всём занять место отца и , боясь его наказания, копирует некоторые особенности его поведения.

2. Полоролевая идентификация детей дошкольного возраста.

         Половая принадлежность человека- многоуровневая система, элементы которой формируются на разных стадиях индивидуального развития. Первичное этого процесса – хромосомный набор, определяющий пол и будущую генетическую программу организма, в частности, дифференциацию половых желез. И хотя в основе половой дифференциации лежит биологический диморфизм половой, но не сводится  к нему и зависит от множества исторических, социальных факторов. После рождения биологические факторы  половой дифференциации дополняются  социальными.

        На основании гонипольной внешности новорождённого определяется его гражданский (паспортный, акушерский) пол.

        Уже в раннем детстве у человека начинают складываться зачатки его личности, развивающиеся впоследствии в систему представлений о самом себе «Образ Я». В этот образ входит как осознание своих физических, интеллектуальных, моральных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное отношение к внешним факторам и окружающим людям.

        Одним из основных компонентов личности является осознание «Я» - идентичности, т.е. ощущение своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание, что другие люди также признают это. Идентичность характеризует то что остаётся постоянным несмотря на все изменения и развития данного человека на протяжении его жизни.

        Начиная с 1 – 1,5 года дети идентифицируют себя со своим именем, откликаются на него и называют им себя. Имя – первое звено структуры самосознания, имя, идентифицированное с телесной и духовной индивидуальностью человека. феноменологическое значение имени как индивидуального знака человека, представляющего его в мире и определяющего его жизненный путь, имеет место на всех этапах истории человека. При этом имя появляется прежде, чем родится человек, и остается после его смерти – переходя от предка к потомку. Имя оценивается как социальный знак человека. Психологически имя является тем катализатором, который содействует накоплению положительных эмоций, обращённых к человеку с первых дней его появления на свет, формированию базового доверия к людям и ценностного отношения к самому себе.

        Имя – личное название человека, даваемое ему прежде всего при рождении; знак, позволяющий причислить человека к определённому, социальному слою, этносу, месту в общественных отношениях, полу. Имя – это кристалл личности который в течении жизни формирует и индивидуализирует человека. имя имеет психологическое значение, оно становится тем первым кристаллом личности вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. При этом имя соединяется с «Я», которое также употребляется для обозначения человека самого себя. Благодаря имени и местоимению «Я» ребёнок научается выделять себя как персону. Идентификация с именем происходит с первых лет – ребёнку трудно думать о себе вне имени, оно ложится в основу самосознания, приобретает особо личностный смысл. Депривация ребёнка посредством отношения к его имени (обесценивание имени, обращения к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижает чувство доверия к взрослым.

        К концу младенческого, начало раннего возраста у ребёнка вырабатывается пралингвистическая знаковая система (мимика, особенно улыбка, жесты, восклицание и т.д.) такие значимые для общения образования формируются на врождённой основе через подражание взрослому, которое является первой формой идентификации.

        Элементарная знаковая система которой овладевает ребёнок, превращается в стимул для ответной реакции взрослого, прежде всего матери. Именно мать, психологически настроенная на идентификацию с малышом, использует освоенный ребёнком средства установления непосредственной эмоциональной связи и достигает вместе с ним определённого уровня идентификации. При этом для установления идентификационных отношений мать бессознательно использует разнообразные приёмы телесного контакта с малышом (гладит, похлопывает, тормошит целует …).

        Сам ребёнок сам пробуждает мать на общение и идентификацию  с его состояниями – от детской бурной радости до детского горя. Ему важно чувствовать эмоциональную заинтересованность в нём. Именно через них он осваивает первые этапы идентификации взаимодействия людей, вступает на путь развития эмоциональной причастности к человеческому роду.

        Особое значение для развития способности идентификации приобретает освоение ребёнком речи, умение использовать замещение и разнообразные знаки. Отрешаясь от своей персоны и входя в мир замещаемых предметов, малыш, идентифицируя их с отсутствующими предметами, погружается в условия, требующие от него овладения идентификации как способностью приписывать предмету – заместителю свойства отсутствующего предмета.

        Установлено, что в условиях выраженной готовности к идентификации со стороны взрослого повышается настроение и, связанная с этим, общая активность ребёнка.

        В раннем возрасте ребёнок открывает себя как отдельную персону. Он начинает овладевать своим телом, совершая целенаправленные движения и действия.

        Двухлетний ребёнок знает свой пол, но не умеет обосновать это знание. К 3-4 годам он ясно различает пол окружающих его людей, но часто ассоциирует его со случайными внешними признаками, по утверждению Кона И. С.

        Ребёнок пристально наблюдает все статистические изменения своего тела и чувственно переживает мышечные чувства, которые возникают при всяком новом движении и замирании. Прислушиваясь к себе внутреннему, ребёнок изучает и себя и внешнего. Он играет со своей тенью, наблюдает за тем «как шагать» и как действуют его ручки и ножки, он рассматривает себя в зеркало, пристально глядя себе в глаза и весело наблюдая свои гримасы и движения.

        Телесные переживания ребёнка занимают одно из главных мест в процессе развития. Несмотря на наличие дифференцированной кинестезии уже  в младенческом возрасте, ребёнок именно в раннем возрасте начинает осваивать своё телесное, физическое «Я». В этом возрасте ребёнок глубоко прочувствует наличие у себя частей тела, участвующих в его действиях и движениях. Самоощущение ребёнка по мнению М. И. Лисиной, возникает ещё в младенчестве, но этот первичный образ ещё синкретичен и неустойчив. Лишь в раннем возрасте опыт телесного и практического общения с другими людьми продвигает ребёнка в самопознании и в формировании отношения к своему телу.

        Притязание на признание и идентификация с именем теснейшим образом связаны с другими параметрами самопознания. Общение взрослого с ребёнком даёт ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека.

        Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей, через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребёнка к взрослому. Возникающее в процессе развития и особым образом прочувствованные в условиях кризиса новообразования готовят ребёнка к тому, чтобы стать личностью.

        Психологическое самоопределение половой принадлежности начинается, по мнению И. С. Кона, со второго и закрепляется на третьем году жизни и 75% детей уже считают себя мальчиком или девочкой.

        Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) является продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

        В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом. Образ тела развивается у ребёнка в связи с физическим овладением телом, а также в связи с его общими, познавательными интересами, когда ребёнок начинает интересоваться телесной организацией других людей и своей собственно.

        Особое место  здесь занимают половые признаки. Осознание телесных половых различий содействует развитию половой идентификации. Ребёнок, слыша от взрослого: «Ты – мальчик» или «Ты – девочка», переосмысливает эти наименования и в связи со своими половыми особенностями. Ребёнок раннего возраста непосредственен в отношении к своему телу и половым органам. По мере взросления дошкольники начинают понимать различия и смущаться при обнажении перед другими людьми. В подавляющем большинстве дошкольники довольно рано усваивают характерные приметы тела мальчика и девочки.

        Ребёнок органично, начиная с раннего возраста, идентифицирует своё имя с собой телесным в дошкольном детстве он заметно продвигается в этом направлении.

        В отношении со сверстниками и взрослыми ребёнок постоянно обучается рефлексии на другого человека. в этот период через отношение со взрослым интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями.

        Испытывая потребность в любви и одобрении, осознавая эту потребность и зависимость от неё, ребёнок учится принятым позитивным способам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми. Он продвигается посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

        В дошкольном возрасте в общении через подражание ребёнок осваивает способы взаимодействия людей друг с другом. Идентификация как отождествление позволяет человеку эмоционально, символически «присваивать» чувства другого человека, а также переносить свои чувства, ценности и мотивы на другого.

        В дошкольном возрасте ребёнок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется идентификацией  и обособлением. Стремясь получить похвалу, усвоить для него привлекательные для него способы действия, слушая захватывающую историю о близком человеке или любимую сказку, он с детской горячностью погружается в общение, в переживание за другого, проецируя себя на место этого другого .

        Постепенно на протяжении детства, упражняясь изо дня в день, идентификация и обособление становятся не только более тонкими, по мнению Мухиной В. С., но могут стать для ребёнка и не осознаваемо используемой техникой общения.

        Наблюдая ребёнка в его естественных формах проявления, видно, что взаимоотношения с другими людьми – важнейший, но, единственный источник его чувств. Радость, нежность, удивление, гнев и другие могут возникать у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явления природы.

        Идентификация в форме сочувствия -  самая типичная для ребёнка, форма отожествления другого с собой и себя с другим.

        Если ребёнку не достаёт любви, он теряет уверенность в себе, к нему приходит чувство насильственной отчуждённости других от него, он чувствует себя покинутым и одиноким. Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребёнка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько человек чувствует себя спокойным, удовлетворённым.

        Взаимодейтсвие ребёнка со сверстниками – это не только возможность познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом у них появляется выраженная потребность общения со сверстниками.

        Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. В конце раннего возраста ребёнок усваивает знание о половой принадлежности, но он ещё не знал, каким содержанием должны быть наполнены слова «Мальчик и девочка». В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребёнка половой роли в соответствии с обще принятыми стереотипами, ориентирую его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности.

        В семье ребёнка ориентируют над ценностей его пола. Ему сообщают, как должны вести себя мальчик и девочка.

        Кроме того, стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдения поведения мужчин и женщин. Каждый из родителей несёт ценные ориентации своего пола: такие признаки, как душевность, чувствительность, эмоциональность, больше присущие женщине; смелость, решительность, самообладание – признаки мужественности.

        В дошкольном возрасте ребёнок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести. Дети подражают всему: формам поведения, которые являются полезными и приемлемыми для окружающих, стереотипными формами поведения взрослых, являющиеся вредной социальной привычкой.

        Осознание своего «Я» непременно включает, по утверждению Мухиной В.С., и осознание своей собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме становится устойчивым у ребёнка в дошкольном возрасте.

        По мнению Кона И.С., ребёнок в 6 – 7 лет осознаёт необратимость половой принадлежности и это совпадает с бурным усилением половой дифференциации поведения и установок: мальчик или девочка по собственной инициативе выбирают разные игры, стили проведения и т.д. Эта стихийная половая сегрегация, объединение в компании по признаку пола способствует осознанию половых различий.

        В этом возрасте обнаруживается открытое доброжелательное пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенное, затаённое пристрастность к детям противоположного пола. Осознание своей половой принадлежности имеет наиважнейшее значение для развития личности.

        Кон И.С. утверждает, что осознание ребёнком своей половой принадлежности основывается с одной стороны на соматических признаках (образ тела), а с другой – на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или не соответствия стереотипам мужественности (маскулинности) и женственности (феминности).

        Общение детей в период дошкольного возраста показывают на причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин.

        Главные движущиеся силы психического развития дошкольника – стремление узнавать новое и стремление к общению.

Используемая литература:

1. Авдеева А. Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком. /Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.

2. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: 1984.

3 Кон И. С. В поисках себя: личность и её самосознание. – М.: Политиздат, 1984.

4. Кон И. С. Открытие «Я», - М.: Политиздат, 1987.

5. Мухина В. С. Детская психология. М.: Просвещение, 1985.

6. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: 1977.

7. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции./ Пер. с нем. М.: 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по полоролевой социализации детей дошкольного возраста

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы ...

технология «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»

Технология «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»1.    Значение гендерного подхода в  воспитании  дошкольников.2.    Гендерн...

Статья: Игра, как основная форма обучения специальным двигательным навыкам в водной среде детей дошкольного возраста

Игра способствует повышению эмоциональности купания; совершенствованию плавательных умений и навыков в изменяющихся условиях игры; комплексному совершенствованию физических (сила, ловкость, быстрота, ...

консультация для воспитателей "Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста"

процесс полоролевой идентификации необходим для полноценного развития личности ребёнка...

консультация для воспитателей «Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста»

Педагог должен помнить, что перед ним не просто дети, а мальчики и девочки, разнополые дети требуют к себе разный подход....

Статья на тему:"Копилка методических находок по развитию и активизации словаря у детей дошкольного возраста".

Предлагаю вашему вниманию опыт работы по развитию и активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста....