Кружок по музыке.
материал на тему

Коротина Надежда Юрьевна

Цель кружка приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитыватьу детей музыкально-эстетический вкус, знакомить с русским народным творчеством (русские народные жанры песен, хороводы, плясовые песни),с обычаями и традициями русского народа, развивать музыкальные способности у детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_po_muzyke.docx42.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель:приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

-воспитыватьу детей музыкально-эстетический вкус,

-знакомить с русским народным творчеством (русские народные жанры песен, хороводы, плясовые песни),с обычаями и традициями русского народа,

-развивать музыкальные способности у детей дошкольного возраста.

Показатели результативности:

-повышение уровня эмоциональной отзывчивости у детей.

-Умение различать русские народные песни по жанрам.

-Приобретение навыков игры на русских народных инструментах.

-Приобретение навыков вокального исполнения.

Расписание занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия – 20 мин.

Название кружка: «Затейники»

Пояснительная записка.

Музыкальный фольклор рассматривается как часть народной культуры, её «систематизирующий фактор», «специфический язык» (К.В.Чистов). Подобное понимание подчёркивает смыслообразующую роль фольклора в народной культуре.

Известна значимость традиций в народной культуре. Существенна их роль с точки зрения педагогики – как «установившегося порядка», воплощенного в устном опыте народа, преемственность и воспроизводство которого призвано обеспечить воспитание.

Важнейшее свойство народной музыки - устность, «бесписьменная традиционность» (И.И. Земцовский), где определяющим фактором является интонация, возникающая в процессе живого интонирования и несводимая к нотной записи. В условиях устного способа передачи музыкальный фольклор является не только произведением искусства, т.е. «конечным результатом акта создания» (Г.В. Лобкова), а, прежде всего, средством «трансляции» традиционного опыта культуры в социокультурном пространстве.

Реализация специфики и возможностей музыкального фольклора, представленного характерными свойствами, такими как традиционность, устность, синкретизм, вариативность, коллективность, функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

Суть комплексного подхода ученые видят в междисциплинарном объединении методов различных наук с целью выявления внутренних и внешних взаимосвязей фольклорного текста, разностороннего анализа художественных средств (М.А. Енговатова, Н.Н. Гилярова, А.М. Мехнецов, Н.И. Толстой и др.) и т.д.

Растущая потребность в комплексных исследованиях фольклора объясняется происходящими в наши дни качественными изменениями понимания феномена народной культуры, осознанием «содержательного единства всех ее видов, жанров и форм, единства механизмов культуры, ее категорий и ее “языка” (С.М. Толстая).

Приобщение детей к народной культуре как направление отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в 80-90-е годы ХХ столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

Культурный опыт интенсивно осваивался на народных праздниках. Происходило усвоение присущих каждому из них традиционных составляющих: «своей» идеи, круга действующих лиц, репертуара и т.д. Важна была и реализация структуры праздника, где ученые выделяют: зачин (встреча), действия по обозначению его пространства (поздравительные обходы, катание на лошадях, шествия и т.д.), «развлечения на горушке» (хороводы, пляски, набор игровых форм, театрализованные представления и т.д.), пирование и перегащивание. В музыкальной составляющей подчеркивается яркость, эмоциональная приподнятость, использование специфических приемов (“гукание”, диалоговое и антифонное пение, скандирование и др.)

Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в подговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединеныимпровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Функциональность является важнейшим условием приобщения детей к народной культуре.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

Ответить на эти и подобные вопросы - значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Необходимо донести до сознания воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого мы обратились к истокам русской национальной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Перспективный план кружковой работы.

        Средняя группа (4-5 лет)

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Репертуар

Сентябрь

1.Знакомство детей с рус.нар. песней.

2.Колыбельные песни.

3.Дразнилки, пестушки, потешки.

4. Животные в русских народных песнях.

1.Развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное восприятие детей.

2.Знакомить детей с жанрами рус.нар. песен..

3.Учить различать музыкальные произведение по характеру. (грустная-весёлая)

4.Учить детей инсценировать песни.

1.Песня «Дождик»

2.Колыбельная «.Баю-бай»

3. Песня «Андрей-воробей!»

4. Песня «Скачет зайка», «Две тетери»

Октябрь

1.Знакомство детей с атрибутами домашнего очага.(чугунок, прялка)

2.Плясовые песни.

3.Муз-ритм-ое упр-е:Хороводный шаг (простой)

4.Проведение развлечения «Осенины».

1.Развивать разносторонность восприятия детьми нового материала, зрительно запоминать атрибутику домашнего очага.

2.Учить детей запоминать последовательность куплетов в песни.

3.Учить детей ходить простым хороводным шагом по кругу.

4.Формировать умение ритмично, в соответствии с музыкой двигаться по залу.

1.Песня «Уж, ты прялица»,повторение песни «Дождик»

2. Песня «Как у наших у ворот»

3. Хоровод «По малину в сад пойдём», «В хороводе»

4. Пройденный репертуар песен.

Ноябрь

1.Знакомство с рус.нар. интрументами.(ложки, балалайка)

2.Разучивание танца. «Рябинок»

3.Муз-ритм-ое упр-е: топающий шаг

4.Инсценирование сказки «Теремок»

1.Учить запоминать название рус.нар.инструментов, определять звучание на слух.

2.Учить детей двигаться под музыку с характером музыки, запоминать движения в танце.

3.Учить детей двигаться ритмично, самостоятельно менять движение в соответствии с характером музыки.

4.Учить детей эмоционально передавать состояние героев сказки.

1. Песня «Калинка», «Смоленскийгусачок»

2. Танец «Рябинок»

3. Плясовая «Тимоня»

4.Сказка «Теремок»

Декабрь

1.Знакомство с матрёшкой.

2.Разучивание песни «Матрёшки»

3. Муз-ритм-оеупр-е: шаг с притопом.

4.Знакомство с рус.нар. играми.

1.Дать элементарные представление об игрушке.

2.Рассказать об её предназначении, историю создания матрёшки.

3.Учить детей двигаться ритмично, самостоятельно менять движение в соответствии с характером музыки.

4.Развивать эмоциональную отзывчивость на игровое действие.

1.Распевка «Ой, тари, тари, тари!»

2. Песня «Матрёшки»

3.Пляска «Веселуха!»

4. Игра «Кот и мыши», «Шла утица»

Январь

1.Знакомство детей с колядками.

2.Игра на музыкальных инструментах.(деревянные ложки)

3. Муз-ритм-оеупр-е: присядка

1.Учить детей различать песни по жанрам, узнавать их.

2.Учить детей одновременно начинать и заканчивать игру на муз.инструментах, ритмично играть под музыку.

3.Учить детей ритмично двигаться в соответствии с музыкой.

1.Рождественские колядки.

2. Песня «Светит месяц»

3. Пляска «Яблочко»

Февраль

1.Знакомство с посадскими платками.

2.Слушание: музыкальные инструменты

3. Муз-ритм-оеупр-е:

приставной шаг

4.Инсценировка сказки «Репка»

1.Формирование у детей художественного вкуса, восприятия прекрасного.

2.Учить детей определять звучание рус.нар. Инструментов на слух.

3. Учить детей ритмично двигаться в соответствии с музыкой.

4.Учить детей эмоционально передавать состояние героев сказки.

1.«Танец матрёшек с посадскими платками»

2.«У зори то , у зореньки»

3.«Байновская кадриль»

Март

1.Знакомство с весеннимизакличками.

2.Слушание: Жаворонушки

3. Муз-ритм-оеупр-е: простой шаг

4. Как музыка помогает в беде. (чтение сказок)Беседа с детьми.

1.Учить детей петь легко, свободно, непринужденно.

2.Знакомство детей с птичьими голосами, слушание пения птиц.

3.Учить детей двигаться ритмично, самостоятельно менять движение в соответствии с характером музыки.

4.Учить детей внимательно слушать, воспитывать усидчивость.

1.Закличка «»Весна-красна»

2. Песня «Жаворонки»

3. Пляска «Опять весна пришла» (из репер. Рус.нар. Хора ЧГАКиИ)

4. Сказки о музыке.

Апрель

1.Знакомство с праздником «Масленица»

2.Весенние-масленичные игры.

3. Муз-ритм-оеупр-е: пятка-носик «Ковырялочка»

4. Развлечение Проводы Масленицы.

1.Изготовление кукол, ряжение детей.

2.Учить детей быстро реагировать на ход игры.

3.Учить детей двигаться ритмично, самостоятельно менять движение в соответствии с характером музыки.

1. Песня «Масленка»

2. Игра «Солнышко-вёдрышко»

3. Пляска «Байновская кадриль»

Май

1. Беседа о природе (песни о травке).

2. Разучивание песни «На зелёном лугу»

3. Муз-ритм-оеупр-е: пятка-носик «Ковырялочка», простой шаг, приставной шаг.

4.Отчётный концерт для детей, родителей, персонала д\с.

Учить детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

2.Закреплять знания, навыки и умения пения.

3.Учить детей ритмично двигаться в соответствии с музыкой.

4.Показ результатов работы с детьми.

1. Песня «Травушка-муравушка»

2. Песня «На зелёном лугу»

3. Пляска «Байновская кадриль»

4.Репертуар изученный за весь год.

Список используемой литературы

1.Е.В.Горшкова «От жеста к танцу»

2.М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова «Красна-изба»

3.Т.А.Бударина «Знакомство детей с русским народным

творчеством»

4.О.Л.Князева, М.Д.Маханёва «Приобщение детей  к истокам русской народной культуры»

5.В.А.Калужникова «Фольклорный календарь»

6.Музыкальная энциклопедия. Москва-1988 г.

МБДОУ «Детский сад «Колокольчик»

Утверждаю

заведующий МБДОУ

«Детский сад «Колокольчик»

__________________________________ О.В.Алексеева

Дополнительная образовательная программа по музыкальному воспитанию «Затейники»

Руководитель: Коротина Н.Ю.

г. Гагарин

2015-2016 уч.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).

Аннотация на парциальную программу1. Название программы: "Мир сенсорики"( кружок по развитию сенсорных эталонов у детей в первой младшей группе).2. Разработчик:  воспитатель Бабикова Елена...

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....

Кружок "Наполним музыкой сердца"

Основная направленность кружка по слушанию музыки- формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования. Кружок "В мире музыки".

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста....

Физкультурное развлечение в первой младшей группе «Все в кружок, все в кружок! Поиграй со мной, дружок!»

Физкультурное развлечение в первой младшей группе «Все в кружок, все в кружок! Поиграй со мной, дружок!»Цель. Развивать двигательную активность, прививать навыки здорового образа...