"Пальчиковые игры как средство развития метроритма"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Гальчук Светлана Викторовна

План работы с детьми разного дошкольного возраста в обучении пальчиковым играм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_palchikovye_igry.docx63.44 КБ

Предварительный просмотр:

В.А.Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Аристотель: «Рука – это инструмент всех инструментов»

Кант: «Рука – это своего рода внешний мозг.

Понятие метроритма:

Это  ощущение  равномерности, чёткой метрической пульсации в музыке и стихах, чередование сильных и слабых долей с наложением на ритм. Задачи, воспитывающие ощущение сильной доли как основы ритмической равномерности-это  акцентировать сильную долю  в попевках, стихах-хлопком, жестом. притопом, звуком,передавать по кругу  с поклоном на сильную долю какой-либо предмет и т. л. Включенные в программу пальчиковые игры помогают  в работе над  формированием метроритма.

Когда начинать заниматься?

Тренировать пальцы рук можно с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание рук от кончиков пальцев к запястью.  Упражнения проводят ежедневно, сгибается и разгибается каждый пальчик отдельно. Таким образом, речевые области будут тренироваться в обоих полушариях мозга. С 10-месячного возраста ребенку начинают давать крупные предметы перебирать, затем более мелкие

Исследования ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, .Л.В.Антакова-Фомина. Учеными подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются вместе –  это неговорящие дети

Теоретические основы формирования речи дошкольников через развитие мелкой моторики рук:

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.Простые движения помогают убрать напряжение рук, расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение  звуков.В процессе развития мелкой моторики рук улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость и скованность.музыку. движения. Текст упражнений вызывает нужные двигательные ассоциации и наоборот-жест побуждает к произнесению соответственных стихов. Если соединить вместе слово и музыку и движения  . то это доставит детям радость, разовьёт музыкальный слух, память и ритмические способности..

Появление пальчиковых игр:

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. . Массаж рук воздействует на внутренниие органы через акупунктуру рук.

 А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

А на Руси  с малолетства учат играть в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую».

 Между правым и левым полушариями существует мостик. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику, активизируем  соединение зоны, отвечающие за речь.

Принцип подбора игр:        

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев; использовались изолированные движения каждого из них.Наибольший интерес представляют игры на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).Игровые моменты помогают снять напряжение и переключить внимание с одного вида деятельности на другое.

Как играть в пальчиковые игры:

Перед игрой  обсуждается  её содержание, ритм стихов, при этом стараемся использовать тембр, динамику голоса, выразительность речи. Отрабатываем  необходимые жесты, комбинации пальцев рук. Это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

План  работы с детьми  разного дошкольного возраста в обучении пальчиковым играм.  

От  2  до 3лет:

Содержание:

Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

Знакомим с пальчиками:

составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза);

согласованные действия двумя руками (домик, ворота)

Технология:

С ребёнком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый даёт образец положения пальцев. При необходимости помогает ребёнку, побуждает к звукоподражанию

С  3 -4 лет    Содержание:

Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а  затем другой, потом двумя руками вместе.Затем разучивается вторая фигура по этому же принципу.Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.Дети учатся сгибать и разгибать пальцы поочерёдно правой и левой рукой

Технология:

С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка. Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении

С 4-5 лет Содержание:

Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой.

Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочерёдно. Дети составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы

Технология:

При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук

 С 5 до 7лет:

 Содержание:

Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно.

Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.)

  Технология:

Обращать внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.

14 сл: Группы игр:

1. Игры – манипуляции.

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

Сюжетные игры:

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

16 слайд:

Игры в сочетании со звуковой гимнастикой:

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

Театр в руке:

Детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.  Эти сказки позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение,развивается тактильная чувствительность.

Заключение:

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться, расширяют кругозор и словарный запас детей, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.Развиваются музыкальные способности-метроритм, музыкальная  память. К тому же она очень нравится детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности детей 2-3 лет (первая младшая группа)."

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие ...

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...

Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

Инновационные технологии в развитии мелкой моторики. Пальчиковые игры-как средство развития речи детей.

Современные игровые технологии для развития речи детей вне занятий....

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей

Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и р...