"Путешествие по сказочным тропинкам"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Хрищатая Наталья Анатольевна

Данная методическая разработка раскрывает приемы  и методы работы с детьми по формированию социальной компетентности детей в игровой деятельности. Предложенные игровые упражнения направлены на сближение педагога с детьми, а также детей друг с другом. Использование музыкальных произведений делает работу в этом направлении эмоционально насыщенной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hrishchataya_n.a._zanyatie_i_prilozheniya.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №241 Дзержинскоко района Волгограда

Методическая разработка с детьми по формированию социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

«Путешествие по сказочным тропинкам»

Автор: Хрищатая Наталья Анатольевна

Должность: воспитатель высшей категории

Волгоград, 2017 год

Тема «Путешествие по сказочным тропинкам»

Возраст детей: старший дошкольный возраст.

Способ организации детей: с подгруппой детей.

Предварительная работа:  беседа на тему «Добро не умрет, а зло пропадет»;   игры на развитие воображения  («Заколдованные предметы», «Дорисуй предмет», «Пройди по мостику»); игры,  воспитывающие доброжелательное, уважительное, заботливое отношений друг к другу («Добрый речек», «Помоги», «Поводырь», «Цветик – семицветик»); вспомнить содержание русских народных сказок («Три поросёнка», «Теремок» и др).

Наглядный дидактический материал:

  • демонстрационный дидактический материал:

Сердечко, сказочные ворота, диск с музыкой («В гостях у сказки», «Спокойная музыка», «Сказочная страна Мульти-Пультия»), игрушка – клоун, ноутбук, экран.

  • раздаточный дидактический материал:

карточки с изображением геометрических фигур, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, квадраты для оригами разной величины,  мячики, мешок с костюмами,контур облачков.

Цель: создать условия для формирования социальной компетентности детей в игровой деятельности.

Задачи:

  • Создать условия для эмоционального контакта участников процесса;
  • Способствовать развитию способностей к индивидуальному самовыражению; пониманию своего эмоционального состояния;
  • Способствовать развитию умения называть произведение, прослушав отрывок из него;
  • Создать условия для развития творческих способностей,  воображения;пространственной ориентировки, мелкой моторики рук, способности к рефлексии;
  • Доставить радость от совместной деятельности.

Ход занятия

1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный день. Я очень рада встречи с вами и мне бы хотелось, чтобы вы сказали друг другу добрые слова, передавая  сердечко, это значит, что все ваши пожелания искренние, от души. Передавайте его по кругу с добрыми пожеланиями, например:

«Саша, я желаю тебе здоровья», «Алина, я так рада тебя видеть»

(смотреть друг другу в глаза)

Воспитатель: Вот мы и поприветствовали друг друга. А сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказочной стране. И мне бы хотелось, чтобы вы туда отправились с хорошим настроением. А хорошее настроение начинается с чего?

Дети: С улыбки!

Упражнение «Подари улыбку»выполняется в круге. Ребенок «передает соседу улыбку», условие – смотреть доброжелательно в лицо другому ребенку.

Воспитатель:Посмотрите друг на друга, улыбнитесь самой доброй и приветливой улыбкой, нежно прикоснитесь ладонями друг к другу

Воспитатель: Я вижу у вас хорошее настроение! Можно отправляться в путь! А как же нам пройти через сказочные ворота?

2. Основная часть (выполняют задания)

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам закрыть глазки и повторять за мной.

Скорей закроем глазки

И скажим: раз, два, три.

Очутимся мы в сказке

Всем доброго пути

Раз, два, три! Ворота в сказку отвори.

( звучит мелодия «В гостях у сказки») (приложение диск)

-Открывайте глазки и пройдите через ворота с колокольчиком. (приложение № 1)

- Мы переносимся в сказочную страну Мульти-Пультия, где возможно всё, любые превращения! Ребята, пока вас не было в сказочной стране,злой-волшебник заколдовал некоторые предметы, обидел жителей сказочной страны. Вы их, ребята, встретите, путешествуя, так, например, от домика на опушке остался один маленький треугольник. Расколдуйте предметы, помогите жителям. Верю, что вы справитесь с колдовскими чарами

Воспитатель: Ребята, если мы расколдуем  предметы, поможем обиженным жителям, то в сказочной стране снова засияет солнышко, запоют птицы, появятся домики и животные.

-Путь нам укажут стрелочки.

(Идем по стрелке и находим карточки с разными фигурами)

Воспитатель: Какие предметы остались от колдовских чар?

Дети: Круг, треугольник.

Дети дорисуйте фигуры, так, чтобы получились какие-то предметы.

(дети преобразовывают фигуры в различные предметы согласно развитию собственного воображения. Например: треугольник в домик, круг в солнышко или цветочеки другие различные варианты.Ребёнок сам выбирает карточку по степени сложности (где меньше или где больше предметов) (приложение № 2)

Воспитатель: Какие предметы у вас получились?

Дети: Домик, цветы, машина, светофор, ёлки, солнце.

- Все эти предметы теперь есть в сказочной стране.

-Можно отправляться дальше в путь!

-Куда укажет следующая стрелочка? Представьте, что перед вами море! Как же нам перейти море к следующей заколдованной фигуре?

Игра «Волны»

-Встаньте в круг, возьмитесь за руки, изобразите волны. ( Я приседаю, за мной следующий, пока не присядут все. Встаю, потом следующий и т.д.)

-Видите, как красиво бегут волны, и маленький ручеек покажет нам следующий предмет, который надо расколдовать. Какой это предмет?

Дети: Квадрат.

Дети присаживаются за столы и «оживляют»предложенные фигуры. Детям предлагаются квадраты разных размеров, делают животных способом оригами (собачка, кошечка) (приложение № 2)

-Посмотрите, сколько животных появилось в сказочной стране. И большие и маленькие.

-А теперь снова в путь, стрелка указывает нам дорогу через горы. Представьте себе, что дорожка здесь узкая-узкая. Мы сможем пройти по ней, только взявшись друг за друга.

Упражнение «Гусеница»(успех продвижения зависит от умения каждого координировать свои усилия с действиями остальных участников. (приложение № 3

-Ребята сейчас мы будем одной большой гусеницей. (Шарики между участниками)

-Что вы чувствовали? Кому было сложнее – первому или другим? Что случится если разжать руки? (гусеница может разорваться, и есть опасность упасть вниз) А если сильно прижаться к впереди стоящему? (можно наступить на ноги)

Это упражнение помогает детям почувствовать свою принадлежность к группе, формирует чувство ответственности за своего сверстника и за свои действия. Меня приятно удивил результат данного упражнения. Мои ребята передвигались так, будто они действительно идут по узенькой дорожке и безопасность всех зависит от действия каждого из участников.  

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, устали? Надо спросить, где можно передохнуть.

- Ребята посмотрите, кто это спрятался? И почему? (появляется клоун Вася)Сейчас мы у него спросим, где можно отдохнуть

-Что случилось? Почему ты спрятался?

Клоун не может справить с заданием. А вы знаете много сказок? (да) Поможем Васе, а он нам скажет, где можно отдохнуть?

Интерактивная игра «Угадай сказку» (звучит отрывок из сказки, дети называют сказку, открывается картинка) (приложение № 3, диск)

 Клоун Вася:Молодцы, ребята, много сказок вы знаете!А вот там находится полянка, на которой можно передохнуть.

(дети присаживаются на коврик)

Воспитатель:Ребята, а вы помните, что в сказочной стране возможны любые превращения?

Расслабляющая пауза «Воздушные облака» выполняется под музыку(приложение диск)

Воспитатель: Закройте глазки. Представьте, что вы все - воздушные, легкие облака, очень красивые и пушистые. Вы поднимаетесь все выше и выше, плывёте по небу легко и радостно. Вы летите туда, куда дует тёплый, ласковый ветерок. Вам легко, спокойно, хорошо. Вы видите под собой цветущие полянки, ручейки, домики. Но вот пора возвращаться на землю. Вы спускаетесь всё ниже и ниже. Вы опустились. Раз, два, три, открыли глазки. Вам понравилось путешествие (возможны различные варианты, обычно отвечают – да. Если – нет, уточнить почему) (приложение № 4)

Воспитатель:Расскажите о своём облаке. Какое у него настроение. Покажите, как смеялось облако. Как оно щурило глазки. (если облако грусное, попросить показать как хмурилось, рассказать почему грустило. Ответы зависят от воображения детей.)

-А теперь нарисуйте своё облако, подарите ему своё настроение? (дети рисуют облако с различными эмоциональными состояниями, опираясь на картинки с эмоциями. Если облако грустное, обязательно спросить почему)

-Давайте посмотрим, что же было заколдовано  в сказочной стране.

(Дети собирают свои работы и оформляют ими стенд) (приложение № 4)

На стенде появляются: солнышко, облака, домики, собачки, кошки, цветы и другие предметы.

-Ребята, большое вам спасибо, что вы помогли «расколдовать» сказочную страну. В вашу честь устраивается карнавал! Но в чем - же нам пойти на карнавал? Фея об этом побеспокоилась, она оставила нам «Волшебный мешочек». (приложение № 5)

Дети надевают маски, танцуют под песню «Сказочная страна Мульти-Пультия.» (приложение диск)

     Детям очень нравится наряжаться, перевоплощаться в разных героев это раскрепощает их, повышает их эмоциональный фон, уверенность в себе.       Почему бы не дать им возможность развивать способность к индивидуальному самовыражению, скажем, побывав на карнавале у сказочной феи и устроив зажигательные танцы!

3. Рефлексия

Ребята, наше путешествие подходит к концу.

-И нам пора возвращаться домой.

-Ребята я  предлагаю вам закрыть глазки и повторять за мной.

Скорей закроем глазки

И скажим: раз, два, три.

Очутимся мы дома

Всем доброго пути

 Тихонько открывайте глаза! Вот мы и дома!

Мне очень важно знать, как вы себя чувствовали во время путешествия.( На столе два стакана, разноцветные и темно синие блёстки (можно взять два стакана с водой, красная (или любая яркая краска) и черная краска). (приложение № 5)

Воспитатель: вспомните наше путешествие. В какие моменты вам было радостно, приятно, а в какие грустно или страшно. Если вы вспомнили радостные моменты, то добавляете в стакан разноцветные блёстки, а если грустные или может быть, у вас что-то не получилось и вы переживали - синие.

Например, мне было приятно и радостно поделиться с вами своей улыбкой.

(я очень обрадовалась встречи с клоуном, но немного переживала, когда не смогла найти подходящее слово для ответа; мне было весело, когда из круга у меня получилось солнышко; было немного страшно идти по мостику; было очень приятно заботиться друг о друге, когда мы шли по мостику и др.)

Я очень рада видеть, что за время путешествия стали дружнее

Воспитатель: Я вижу, положительных эмоций больше! Я очень этому рада.

(Положительных эмоций обычно больше)

-Давайте скажем: «Всем, всем, до свидания!»

Последующая работа:

Игровая деятельность: игры, направленные на сближение педагога и детей: «Назови друга ласково», «Комплименты», «Моё настроение», «Можно – нельзя»; игры, направленные на формирование доброжелательного отношения детей друг к другу: «Волшебный стул», «Я и другие», «Клубочек», «Дружба начинается с улыбки»; ролевые игры: «Разговор по телефону»; игровые проблемные ситуации (« Злой волшебник заколдовал жителей, надо помочь…» , «Незнайка забыл правила дорожного движения»); подвижные игры «Скучно, скучно так сидеть», «Приласкай, ветерок, облачко»

Список методической литературы:

  1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 384с.
  2. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет.  Королёва С.Г. – Волгоград: Учитель, 2010. – 114с.
  3. Художественно – творческая деятельность. Оригами с детьми 5-7 лет. Рябкова И.А., Дюрлюкова О.А. – Издательство: Учитель, 2011. – 94 с.
  4. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. Юрчук Е.Н. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра -путешествие(по типу квест) в старшей группе "По сказочным тропам"

ОТКРЫТЫЙ ПОКАЗ игры - путешествия  по типу квеста интегрированного характерас доминантной целью:«развитие пространственной ориентировки на прогулке» в старшей  группе...

Сценарий летнего развлечения " Путешествие по сказочным тропинкам"

Дети отправляются в путешествие по сказкам , для того чтобы отыскать волшебный сундучок. На пути они встречают сказочных героев  которые указывают дальнкйший путь после выполнения определенного з...

Путешествие в сказочную страну. №4. Первое сказочное путешествие

Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...

Путешествие в сказочную страну. №5. Второе сказочное путешествие

Сказкотерапия.1. Развить речь ребенка с помощью:Пересказыаание сказок;Рассказыаание сказок от третьего лица;Группового рассказыаание сказок;Сочинения сказок. 2. Выявить и поддержать творческие сп...

«Путешествие по сказочной тропинке»

laquo;Путешествие по сказочной тропинке»(раздел программы: Коммуникация;интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Художественное творчество...

Театрализованная деятельность «Путешествие по сказочным тропинкам»

Театрализованная деятельность помогает детям развить творческие способности....

Педагогический проект «Путешествие по сказочным тропинкам» для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет

Педагогический проект«Путешествие по сказочным тропинкам»для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет...