Педагогический проект «Путешествие по сказочным тропинкам» для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет
проект (подготовительная группа)

Соседова Оксана Владимировна

Педагогический проект
«Путешествие по сказочным тропинкам»

для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_skazochnym_tropinkam.docx73.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Северяночка»

герб дс северяночка

Педагогический проект
«Путешествие по сказочным тропинкам»

для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет

        Педагог:

                                                                                  О.В.Соседова

г. Нижневартовск, 2020

Педагогический проект
«Путешествие по сказочным тропинкам»

для детей старшего дошкольного возраста с 6-7 лет

Пояснительная записка

Проблема нравственного воспитания и социального здоровья подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес общества. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Многочисленные исследования А.Н. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Сказка часто продолжает жить в играх детей. Они с удовольствием превращаются в зайчат, в хитрую лису. С помощью инсценированного сюжета у детей накапливаются яркие и четкие зрительные впечатления, возникают суждения, эмоции, активизируется словарь, формируется творческая активность. Через сказку и рассказы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Для реализации регионального компонента, возникла необходимость включения в содержание проекта знакомство детей с произведениями Сибирских писателей.

Проект «Путешествие по сказочным тропинкам» по сказкам народов мира и сказкам Сибирских писателей, предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Содержание проекта позволяет дошкольнику расширить представления о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области, воспитать любовь к книге, воспитать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения. Разнообразная детская деятельность помогает детям обогатить творческое воображение (умение додумывать конец к сказке, сочинять короткие рассказы, при инсценировке произведений вносить фантазию и изобретательность), что имеет большое значение для дальнейшего обучения детей в школе.

Проект «Путешествие по сказочным тропинкам» реализуется во всех видах деятельности (в игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской, коммуникативной и чтение художественной литературы) и включает интеграцию образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация». Календарно-тематическое планирование составлено по месяцам, что позволяет реализовать региональный компонент, через ознакомление детей с произведениями Сибирских писателей.

 

Цель:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов проживающих в нашей стране и Иркутской области через восприятие народных сказок, произведений сибирских писателей, как средство развития познавательной и творческой активности, интереса к детской художественной литературе, воспитание любви к малой родине.

Задачи:

- Расширять представления у детей о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области;

- Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие -жадность, простота-хитрость и т.д. посредством воспроизведения произведений сказочного жанра.

- Развивать познавательную активность и интерес к детской художественной литературе (сказкам, рассказам, устному народному творчеству) через проигрывание эпизодов, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, разрешение проблемных ситуаций, придумывание собственных рассказов и сказок или окончания, оформление иллюстраций и т.д., проявлять активность в самостоятельной творческой деятельности.

- Воспитывать любовь к своей малой Родине.

Проект состоит из трех разделов, имеющих интегрированный характер:

I раздел «Мир сказок»

- знакомство детей с широтой сказочного жанра народов мира и Сибирских писателей.

II раздел «Сказочные дорожки»

- создание своей сказки и иллюстрирование сказок.

III раздел «Тридевятое царство»

- проектированию макетов и изготовление атрибутов к сказкам для режиссёрских и театрализованных игр.

Принципы реализации проекта:

1. Краеведческий (региональный) принцип.

3. Принцип интеграции.

4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.

5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.

Предполагаемые результаты методической разработки:

- ребенок имеет представления о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих в нашей стране и Иркутской области;

- расширились представления о сказках народов мира, о творчестве Сибирских писателей;

- проявляет чувство отзывчивости, дружелюбия, толерантности в межличностных отношениях со сверстниками, испытывает уважительное отношение к семье и ближайшему окружению;

- сформировалось умение сочинять собственные сказки, повысилась творческая, игровая и социальная активность при организации самостоятельной деятельности.

Этапы проекта:


1 этап:

  • Выявлена проблема;
  • Определена тема и цель проекта.

2 этап:

  • Проведен опрос воспитанников и их родителей для выявления уровня знаний о народном творчестве;
  • Поставлены определенные задачи;
  • Определены сроки и участники проекта;
  • Составлен план совместной деятельности;
  • Подобраны источники информации;
  • Отобраны приемлемые методы и приемы работы;
  • Осуществлен подбор литературы для чтения отражающей многообразие произведений сказочного жанра и особенности региона – произведения Сибирских писателей.

3этапРеализация проекта

  • Чтение сказок (разных жанров, русских народных, разных народов, сибирских писателей).
  • Проведен цикл бесед. Беседы о героях сказок, их поступках, пересказ, сочинение своей сказки и др.
  • Предметно-развивающая среда: созданы уголок книги и театральный уголок, осуществлен подбор детской литературы, силами родителей приобретены различные виды театров (теневой, конусный, настольный).
  • Подготовлен и проведен видеопросмотр мультфильмов по сказкам.
  • Проведен цикл занятий по ознакомлению с произведениями сибирских авторов.
  • Проведена экскурсионная деятельность: в детскую художественную школу, в детскую библиотеку г. Саянска.
  • Организованы сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, игры драматизации.
  • Оформлена консультация в родительском уголке по теме: «Значение сказки для развития ребенка».
  • Родителям и младшим детям ДОУ показаны инсценировки сказок.

4 этап:

  • Подготовлена презентация по проекту.
  • Изготовление сборника «Пишем, рисуем сказку».
  • Конкурс «Пишем, рисуем сказку».
  • Конкурс закладок «О бережном и заботливом отношении к книге».

Перспективный план работы с детьми и родителями

 

Сентябрь

 

1. Опрос детей по темам «Что такое сказка?», «Чему учат сказки?», «Моя любимая сказка».

2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту.

4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».

Октябрь

1. Экскурсия в детскую библиотеку.

2. Чтение и пересказ из отрывка рассказа «Ягоды» В. Распутина (с изменением главных действующих лиц).

3. Инсценировка сказки «Три поросенка».

Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка».

Сочинение сказки «На новый лад...» Беседа о деревья. Ситуативный разговор «С кем дружат деревья?»

Ноябрь

1. Родительское собрание «Значение сказки для развития ребенка».

2. Литературная гостиная «Творчество Василия Стародумова» «Ангарские бусы. Байкальские сказки».

3. Пересказ сказки В. Стародумова «Лиса и выдра» (с элементами драматизации).

Чтение сказок: русская народная «Кот-воркот, Котофей Котофеевич», украинская народная «Рукавичка».

Игры с правилами «Хитрая лиса». Беседа о животных Прибайкалья. Просмотр мультфильма.

Декабрь

 

1. Литературная гостиная «Творчество Марка Сергеева»

2. Заучивание стихотворения М. Сергеева «Кедровка» (с элементами драматизации).

3. Инсценировка сказки «Теремок»

Чтение сказок: русские народных сказок «Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж», Тофаларской сказки «Кедровка», Белорусской сказки «От краденого не растолстеешь».

Игры с правилами.

Январь

1. Литературная гостиная «Сказки народов мира для детей».

2. Мастер-класс по изготовлению конусного театра.

Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», Сербская сказка «Почему у месяца нет платья», Словенская сказка «Кто сшил Видеку рубашку».

Народные подвижные игры. Сочинение продолжения сказки «Лисичка-сестричка и волк». Просмотр мультфильма.

Февраль

1. Составление продолжения рассказа к предложенному тексту (отрывок из книги Виктора Астафьева «Затеси»).

2. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам».

3. Инсценировка сказки «Царевна-лягушка».

4. Изготовление «Книжек-малышек со сказками».

Чтение сказок: русские народные «Крылатый, мохнатый да масленый», «Царевна-лягушка», «Кот, петух и лиса». Белорусской сказки «Легкий хлеб».

Сюжетно-ролевая игра «Накроем стол к чаю». Решение проблемных ситуаций.

Март

1. Экскурсия в ДХШ. Тема: «Рисуем сказку».

2. Мастер-класс по изготовлению закладок в книжку.

3. Проведение конкурса закладок и оформление выставки совместных работ детей и родителей «О бережном и заботливом отношении к книге».

Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-Щучьему велению», Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Сочинение сказок в самостоятельной деятельности.

Апрель

1. Пересказ отрывка из сказки Светланы Волковой «Дед Полешко».

2. Инсценировка сказки «Красная шапочка» для младших детей.

3. Проведение конкурса «Пишем, рисуем сказку» (номинации: «Рисунок к произведению иркутского автора», «Так возникла сказка о стране чудес», «Этот сказочный мир» (рисунок к сказке).

Чтение сказок: русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заяц-хвастун».

Драматизации сказок. Подвижная игра «Найди себе пару» и др. Просмотр мультфильма.

Май

1. Награждение победителей конкурсов «О бережном и заботливом отношении к книге», «Пишем, рисуем сказку».

2. Презентация проекта для родителей

3. Итоговое мероприятие – изготовление сборника работ «Пишем, рисуем сказку».

 

Список литературы:

1. Астапенко В.В. Стёпка Буркин. –Усолье –Сибирское, 2008.

2. Астафьев В.П. Затеси. // Сибирячок. –1993. –№2. –с. 23

3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.

5. Доронова Т.Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.

6. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.

7. Стародумов В.Ангарские бусы. Байкальские сказки. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство.1991.

8. Сергеев М. Разноцветные сказки. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1996.

9. Распутин В.Г. Ягоды.// Сибирячок. –1999. -№2. –с.4-6.

10. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» Издательство: Фолио, АСТ ,2000.

11. http://detsad-kitty.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Испания - страна вечного праздника!" для детей старшего дошкольного возраста

ПЛАН ПРОЕКТА «Испания – страна вечного праздника!»Автор проекта: Пастухова Елена Ивановна Цель проекта: расширять представления детей об окружающем мире; воспитывать у детей интерес к культу...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

Педагогический проект по развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Сказочная страна". Авторы Степанова Л.Ф.,Даценко А.В.

Проект "Сказочная страна" направлен на  развитие связной монологической речи посредством использования сказок  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Данный проект может использоваться...

Педагогический проект на тему: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО»

Актуальность Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга ку...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современн...

Конспект сюжетного занятия по физкультуре с элементами корригирующей гимнастики «Путешествие в сказочную страну» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект сюжетного занятия по физкультуре с элементами корригирующей гимнастики «Путешествие в сказочную страну» для детей старшего дошкольного возраста поможет развить физические кач...

ООД «Путешествие в сказочный лес» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

ООД  «Путешествие в сказочный лес» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Цель: Развитие познавательной активности детей в  процессе организации конструктивно-модельно...