Интегрированное занятия по нравственному воспитанию в подготовительной группе детей дошкольного возраста.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Шигабутдинова Татьяна Николаевна

Интегрированное занятие по нравственному воспитанию в подготовительной группе детей дошкольного возраста

Татьяна Шигабутдинова 
Интегрированное занятие по нравственному воспитанию в подготовительной группе детей дошкольного возраста

МКУ «Управление Образования ИК ЗМР РТ»

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 35 «Березка»

пгт. Васильево Зеленодольского муниципального района Р. Т.

Интегрированное занятия по нравственному воспитанию

в подготовительной группе детей дошкольного возраста.

Если в сердце доброта,

Не исчезнет красота!

Составила и провела

воспитатель 1 квалификационной категории

Шигабутдинова Т. Н.

Программное содержание:

Цель: Развивать у детей гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; артистические навыки. Учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

Задачи: Закрепить умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред).

Закрепить правила поведения в общественном транспорте. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сказочных героев.

Образовательные: Продолжать совершенствовать художественно - речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость».

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природе.

Воспитывать у детей доброжелательное и заботливое отношение к пожилым людям.

Словарная работа: Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения)

Оборудование: Ноутбук, проектор для показа презентации.

Презентация «Если в сердце доброта, Не исчезнет красота!».

Аудиозаписи: «Звук едущего автобуса». «Звуки леса».

Раздаточный материал: Листочки с наклеенными буквами на каждого ребенка. Экологические знаки.

Предварительная работа:

Загадывание загадок о природе, чтение художественной литературы Григорий Остер «Вредные советы». Беседа на тему: «И не сразу и не вдруг, мы узнали, лес - наш друг». Рисование на тему: «Правила поведения в природе». Разучивания стихотворений: И. Романов «Придумано кем - то просто и мудро».

С. Погореловский «Здравствуй, лес, дремучий лес». П. Войтова «Береги природу!»

Просмотр мультфильма «Уроки Тетушки Совы - Уроки доброты».

Разучивание песни «Доброта» Музыка Игоря Лученка. слова Н. Тулуповой.

Действующие лица:

Два лесовичка, помощники Лесного Царя.

Колючка Вреднючкова.

Старушка.

Чудище – лесное.

Лесной Царь. Дети одетые в костюмы лесных зверей.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие гости! Ребята, сегодня в нашей группе радостно и светло! А светло от наших с вами светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам улыбнуться друг другу и подарить нашим гостям хорошее настроение! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

1-й реб: Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

Доброе утро!

- Солнце и птицы!

Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера!

Автор: И. Романов

Музыкальный сигнал.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, что это? Нам пришло Видео - сообщение.

1. Видео - слайд «Лесной Царь».

Здравствуйте дорогие ребята! Отправил я вам приглашение, и сегодня с нетерпением жду вас в моем лесном царстве. Приглашаю вас на веселый праздник ко мне Лесному Царю.

Но на мой праздник попадет только тот, кто обладает такими качествами как «доброта», «честность», «справедливость». Кто заботится о сохранении нашей природы: чтобы леса шумели могучие, чтобы в лесах жили птицы и звери, чтобы в реках и озерах водилось видимо – невидимо рыбы.

Жду вас на лесной опушке, а приглашение принесут и путь вам укажут мои помощники Лесовички.

Звучит музыка.

Входят помощники лесного царя.

Интегрированное занятие по нравственному воспитанию в подготовительной группе детей дошкольного возраста

1. Лесовичок: Добрый день девочки и мальчики, а также гости взрослые! Приглашает вас лесной Царь к себе на праздник веселый.

(Передает воспитателю пригласительную открытку.)

2. Лесовичок: Но добраться до лесной опушки не просто, нужны знания и смекалка. Справитесь?

Ответы детей.

1. Лесовичок: Укажу я вам путь – дорожку.

Сначала вам надо на автобусе доехать до леса, а дальше…

2. Лесовичок: А что дальше будет, сами увидите.

Лесовички: В добрый путь! (уходят)

Воспитатель: Ребята, мы принимаем приглашение лесного царя?

Ответы детей.

Воспитатель: Ну что ж тогда отправляемся в путь!

2. Видео - слайд «Автобус» (звук едущего автобуса)

Сообщение по автоинформатору: - Остановка «Детский сад», следующая остановка «Магазин».

Воспитатель: Ребята, занимайте свои места в автобусе.

(дети садятся на стульчики)

Звучит музыка.

Вбегает Колючка Вреднючкова: Меня, меня возьмите с собой. Я слышала вы в лес собираетесь. Меня с собой возьмите.

Воспитатель: Как тебя зовут?

Колючка: Колючка Вреднючкова.

Воспитатель: Колючка, а ты что не знаешь о том, что когда входишь, надо здороваться?

Колючка: Ой, забыла я. Здравствуйте, здравствуйте. (усаживается).

(Входит старушка, здоровается с детьми).

(звук отъезжающего автобуса).

Колючка (достает бинт, бинтует ногу, шепчет детям)

- Перед тем как сесть в автобус,

Каждый раз бинтуйте ногу

И тогда старушке место

Не придется уступать.

Г. Остер.

Ребенок: Колючка, как тебе не стыдно, взрослым надо место в транспорте уступать.

(Приглашает бабушку сесть)

Воспитатель: Колючка ты поступаешь некрасиво, и еще нашим ребятам вредные советы даешь. Не возьмем мы тебя с собой лес.

Колючка: Ой, простите меня больше не буду, больше не буду (прячет бинт).

Воспитатель: Ребята как вы думаете, возьмем Колючку с собой в лес?

Ответы детей.

3. Слайд «Магазин».

Сообщение по автоинформатору: – Остановка «Магазин», следующая остановка «Лесная».

Бабушка прощается.

Дети: До свиданья бабушка. (бабушка уходит)

(Автобус едет дальше).

Воспитатель: Ребята, пока мы едем в автобусе, давайте научим Колючку хорошим манерам. Помните, о чем говорил Лесной Царь? Он приглашал в гости только тех, кто обладает какими качествами?

Ответы детей: «доброта», «честность» и «справедливость».

Дети читают стихи «Хорошие манеры».

1-й реб: Если ты воспитан,

Если вежлив даже,

О тебе плохого

Никогда не скажут.

2-й реб: Ты старушке место

В транспорте уступишь,

3-й реб: Маме помогая,

Хлеб к обеду купишь,

4-й реб: С другом на занятии

Ты болтать не будешь,

5-й реб: И сказать «спасибо»

Ты не позабудешь.

6-й реб: В комнате порядок

Наведёшь, конечно.

7-й реб: И друзей поздравишь

С праздником сердечно.

8-й реб: В разговоре взрослых

Перебить не сможешь.

9-й реб: И в несчастье другу

Ты всегда поможешь.

10-й реб: Слабому в защите,

Верно, не откажешь,

О другом, конечно,

Слов плохих не скажешь.

Воспитатель: Колючка ты все поняла?

Колючка: Ой, я все поняла, все поняла. Все хорошие манеры усвоила.

Сообщение по автоинформатору: - Остановка «Лесная».

(дети встают, убирают стульчики)

4. Слайд «Лес» (звуки природы, кваканье лягушек).

Колючка: Ой, лягушки, лягушки!

Бейте палками лягушек.

Это очень интересно.

Отрывайте крылья мухам,

Пусть побегают пешком.

Тренируйтесь ежедневно,

И наступит день счастливый —

Вас в какое-нибудь царство

Примут главным палачом. Г. Остер.

Ребенок: Колючка, нельзя никого палками бить и издеваться. Не хотим мы быть палачами.

Воспитатель: Колючка, мы тебе поверили, а ты обманываешь. И опять свои вредные советы предлагаешь. Отправляйся назад, нельзя тебя в лес пускать.

Колючка: Ой простите меня, это я по привычке, забылась. Больше не буду, честное- честное слово!

Воспитатель: Ребята поверим последний раз Колючке?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята посмотрите, какая красота вокруг!

5. Слайд «Лес» (звуки природы).

Воспитатель: Здравствуй, лес, дремучий лес,

1-й реб: Полный сказок и чудес!

Ты, о чем шумишь листовою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

2-й реб: Кто в глуши твоей таится –

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, – мы свои!

(С. Погореловский)

Звучит музыка.

Выходит, Чудище – Лесное.

Чудище – Лесное: Эй вы, чего шумите, чего галдите. Тишину нарушаете.

Колючка: Ой, это же Чудище – Лесное (прячется за воспитателя) он лес

стережет.

Чудище – Лесное: Ну да, от шума, от гама, от всякого лиха стерегу. А вы шумите.

Воспитатель: Мы не шумим дедушка, мы с лесом поздоровались и с вами дедушка.

Чудище – Лесное: А что вам надо в моем лесу? Зачем пожаловали? Деревья ломать, цветы рвать. Птичьи гнезда разорять? Не пущу вас в лес!

Воспитатель: Дедушка наши ребята знают, как вести себя в лесу. Нас сам Лесной Царь в гости на праздник пригласил пусти пожалуйста нас дедушка в лес.

Чудище – Лесное: Ну если сам Лесной Царь пригласил, то может и пущу в мой лес, но только после того как на мои вопросы ответите, а я подумаю можно ли вас в лес пускать.

Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграю с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите! «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Игра «Если я приду в лесок».

- Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет.)

- Если разведу костер,

А тушить не буду? (Нет.)

- Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет.)

- Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да.)

- Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (Да.)

- Если сильно насорю

И убрать забуду? (Нет.)

- Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Да.)

- Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да.)

(Дети отвечают на вопросы и показывают соответствующий экологический знак).

Чудище – Лесное: Ишь, какие вы знающие, на все вопросы ответили, все загадки отгадали. И даже знаки экологические нарисовали. А я вам еще задание дам.

Игра «Вежливая тропинка».

Из моих листочков выложите себе тропинку к Лесному Царю. Но листочки мои не простые, а с буквами. У вас должно получиться вежливое слово.

(Дети по очереди выкладывают из букв слово «Пожалуйста»).

(Чудище – Лесное хвалит детей).

Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек. И научите этому своих друзей. Проходите в мой лес.

Дети: Спасибо дедушка!

Звучит музыка.

(Выходит Лесной Царь с детьми. Дети одеты в костюмы лесных зверей).

Здравствуйте ребята! Вот и добрались вы до меня, молодцы! Порадовали вы Лесного Царя своими знаниями. а теперь моих зверей лесных послушайте.

Дети читают стихотворение: «Береги природу»

Войтова Полина.

1-й реб: Закрой глаза,

Представь себе,

Как будет страшно на Земле,

Когда не станет вдруг деревьев,

2-й реб: Исчезнут звери и леса,

И, выйдя в поле, не увидишь

Ни колоска, ни василька.

Пустая, голая Земля.

Как будет страшно,

Ты представил?

3-й реб: А чтоб такому не бывать,

Давай же будем мы природу

Любить, жалеть и уважать.

4-й реб: Костры в лесу не разжигать,

Зверей и птиц не обижать!

5-й реб: В тенистый лес входи,

Грибов и ягод набери.

Вдыхая свежий, чистый воздух,

Деревья поблагодари!

6-й реб: Природа - щедрая хозяйка,

Бери, что надо,

Ей не жалко!

И не забудь, что ждет она

От нас такого же добра!

Лесной Царь: Вижу я и очень рад, что любите вы родную природу. А теперь можно и хороводы водить, и песни петь.

Дети исполняют песню и танец. Песня «Доброта» Музыка Игоря Лученка. слова Н. Тулуповой.

Воспитатель: Праздник добра и чудес в лесу продолжается! А мы с гостями прощаемся. До новых встреч!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на ассоциации полезны и взрослым, и детям. Связывая образное и логическое мышление, они дают хороший толчок для повышения интеллектуального развития, так как повышают скорость интеллектуальных процессов. Лучшего способа активизации мышления и памяти, пожалуй, и не найти.

Многие взрослые страдают от того, что не могут быстро подобрать нужное слово. Способность быстро извлекать необходимые сведения из глубин памяти полезно развивать с детства. Особенно полезны игры на ассоциации для детей с разными формами нарушений развития. Мы приводим примеры игры на поиск ассоциаций. Надеемся, они покажут заинтересованным взрослым направления работы.

Условно разделим их на 2 группы:

  1. игры на словесные ассоциации,
  2. игры на образные ассоциации.

Игры на словесные ассоциации

Ассоциации по контрасту

Инструкция. Я назову слово, а ты быстро подбери противоположное по значению.

  1. Высокий/низкий.
  2. Далёкий/близкий.
  3. Толстый/тонкий (худой).
  4. Сладкий/кислый.
  5. Злой/добрый.
  6. Слабый/сильный.
  7. Хороший/плохой.
  8. Сырой/варёный.
  9. Длинный/короткий.
  10. Чёрный/белый.
  11. Тонуть/выплывать.
  12. Кричать/молчать.
  13. Бросать/ловить.

Ассоциации по сходству

Инструкция. Я назову предмет, а ты назови, на что он похож.

  1. Арбуз/мяч.
  2. Голова/шар.
  3. Груша/треугольник.
  4. Солнце/одуванчик.
  5. Горбы верблюда/горы.
  6. Заснеженное поле/белое покрывало.
  7. Фонтан/дождь.
  8. Ботинки/ноги.
  9. Замёрзшая река/зеркало.
  10. Лужа/океан.
  11. Цветущий луг/ковёр.
  12. Небо/голубая чаша.
  13. Пушинки одуванчика/вертолёт.

Ассоциации по смежности в пространстве/времени

  1. Зима/снегопад.
  2. Осень/листопад.
  3. Весна/цветение первоцветов (подснежников).

Здесь можно искать как отдельные слова, так и цепочки слов. На одном из занятий по ориентировке во времени подготовишки получили задание назвать как можно больше «зимних» слов – ассоциаций к слову «зима». Список получился внушительный.

Задачу усложняем соблюдением условия: называть то, что бывает только зимой.

Ассоциации причины – следствия.

  1. День/светло.
  2. Дождь/лужи.
  3. Вода/мокрый.
  4. Микробы/болезнь.
  5. Солнце/капель.
  6. Капель/весна.
  7. Физкультура/здоровье.
  8. Солнце/свет, тепло, жизнь, загар.

Это основные виды ассоциаций. Дополнительно к ассоциациям можно отнести:

  1. Обобщение: одуванчик/цветы, табуретка/мебель, простыня/постельное бельё, торшер/электроприборы, корова/домашние животные, яблоко/фрукты, морковка/овощи, банка/посуда.
  2. Подчинение: цветы/астры, мебель/лавка, посуда/тарелка, головные уборы/панама, животные/обезьяна, игрушки/самокат, транспорт/телега.
  3. Дополнение: тетрадь/ручка, палитра/краски, парта/ученик, суп/ложка, огород/ картошка, мать/ребёнок.

Дополнительно практический материал для игр на ассоциации можно взять отсюда.

Эта классификация для студентов, педагогов. Родителям, бабушкам-дедушкам сложно и нет желания разбираться, предлагаем несколько заданий (игр). Выполняя их с ребятами разного возраста (и школьниками в том числе) достаточно регулярно, можно добиться неплохих результатов.

Начинать стоит с простого поиска ассоциаций, как описано в этой статье

Игра «Хвостик к слову»

Подобная игра на ассоциации для школьников и взрослых в интернете встречается под именем «связанные ассоциации». Мы адаптируем название к возрасту наших воспитанников, дополнительно внося образ. Как думаете, что могут представить себе дошколята старшего возраста? Мышку с хвостиком: чем больше слов, тем хвостик длиннее. Паровозик с вагонами: больше слов – длиннее состав. Бусы, хоровод….

Ход игры такой. Выбираете предмет или явление и предлагаете детям назвать как можно больше связанных с темой слов. Желательно их записывать, чтобы потом установить связь слова и ассоциации. Если детей двое и более, вносим соревновательный момент: у кого хвостик длиннее.

Пример: весна. Инструкция: назови все знакомые тебе слова, относящиеся к весне. Диалог:

  • Весна – подснежник.
  • Почему подснежник?
  • Потому что весной растут подснежники.

Чем лучше навык поиска ассоциаций, тем сложнее слова можно предлагать. Скажем, исходное слово «отпуск». Наши северные дети знают в нём толк, ждут его, потому что отправятся в путешествие. Но «отпускных» ассоциаций у них немного. Играя с ребёнком (по очереди), введите новые слова: пассажир, попутчик, кондуктор и прочее.

Игра «Какого слова не хватает»

Инструкция. Я скажу два слова, а ты добавь к ним третье, чтобы стало понятно, как они связаны. Например, я скажу: вечер, еда. Как их связать? Вечером едят. Как называется еда вечером? Ужин. Значит третье слово будет «ужин». Получается цепочка: вечер, еда, ужин.

  1. Родственники, карандаш (письмо).
  2. Книга, вагон (чтение, забывчивость).
  3. Праздник, почта (открытка).
  4. Перо стихи (поэт).
  5. Огород, пашня (трактор).
  6. Масло, торт (крем).
  7. Бусы, хоровод (наряд, украшение).

Если ребёнок затрудняется в придумывании предложений (что часто у речевиков, детей с другими нарушениями), третьим словом можно брать действие: кукла, девочка (играть).

Игра «Что подходит?»

Инструкция. Я назову слова, а ты скажи к каким другим словам они подходят.

  1. Лёгкий/пушистый.
  2. Светлый/деревянный.
  3. Разноцветный/душистый.
  4. Горький/полезный.
  5. Тёмный/горячий.
  6. Сладкий/молочный.
  7. Любимый/маленький.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные занятия как условие логического мышления для детей дошкольного возраста

Интегративная деятельность оказывается экономичным способом затрат усилий педагога по ее формированию, ибо дает высокие, качественные и прочные результаты в развитии детей....

Конспект интегрированного занятия по ИЗО для подготовительной группы «Дети и пожар»

Конспект интегрированного занятия по ИЗО для подготовительной  группы «Дети и пожар»...

Интегрированное занятие в подготовительной группе детей дошкольного возраста. «Путешествие по голубой планете».

Цель: Дать представление о форме планеты Земля. Продолжать знакомить с маршрутом, картой, глобусом.Сформировать представление о том, что Земля -  наш общий дом, на Земле много разных стран.Углубл...

Конспект музыкального занятия «Разноцветная мелодия Осени» для подготовительной группы детей дошкольного возраста

Форма музыкального занятия: Фронтальное (групповое) занятие.Возраст детей:  6-7 лет (дети подготовительной к школе группы).Вид занятия: Тематическое, сюжетное.Тема занятия:  Р...

Конспект праздника для подготовительной группы детей дошкольного возраст «КОЛПИНСКАЯ ЯРМАРКА»

Сценарий написан для детей старшего дошкольного возраста,все роли исполняют дети.Сценарий может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям.Дети на празднике одеты в русские народн...

Интегрированные занятия по художественно-эстетическому развитию для детей дошкольного возраста

Вашему вниманию представлены интегрированные музыкальные занятия по следущим темам:"Зимние картины в поэзии и музыке А. Вивальди и П. Чайковского"«Если добрый ты» по духовно...