Интегрированное занятие «…Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и любит и поёт…»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Куприянова Татьяна Михайловна

Раскрытие темы "Весна в искусстве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsyo_vesny_dyhaniem_sogreto.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

«…Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт…»

                                   А.К.Толстой

Старший дошкольный возраст.

Т.М.Куприянова,

музыкальный руководитель

высшей категории, г. Ярославль.

Задачи:

  • Формировать в сознании детей представления о сменяемости времён года.
  • Интегрируя средства выразительности музыки, поэзии, живописи, пластики, эмоционально усилить восприятие окружающего мира, времени года «Весна».
  • Закреплять представление о приметах весны.
  • Развивать все виды восприятия : зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое; логическое и образное мышление.
  • Стимулировать познавательный интерес , творческую активность детей. Расширять музыкально-литературный и художественный кругозор: знакомить с поэзией А.К.Толстого, А. Плещеева, А.Фета, В. Жуковского, С. Маршака, Я.Акима; музыкой классиков: А.Вивальди, П.Чайковского, Потоловского, а также Л.Н.Толстого, современных авторов: С.Е.Кожуховской; живописью К.Ф.Юона, М.К.Клодта,  И.Левитана, Б.Щербакова.
  • Закреплять умение оперировать выразительными средствами искусства, устанавливать ассоциативные связи.
  • Закреплять понятия: вернисаж, поэт, композитор, художник, пейзаж.
  • Закреплять исполнительские навыки: выразительное звуковедение, пластика, чтение стихов, использование выразительных возможностей ударно-шумовых инструментов.
  • Доставить детям радость и удовольствие включением в занятие подвижных и творческих игр.

1

Предварительная работа.

  1. Выучить стихи:
  • А.К.Толстой «Вот уж снег последний в поле тает»,
  • А.Плещеев «Весна», В.Жуковский «Жаворонок»,
  • С.Маршак «Подснежник».
  1. Разучить песню: сл. и муз. С.Е.Кожуховской «Неспешными и робкими шагами…»
  2. Разучить упражнение «Посмотрите…». Муз. Л.Н.Толстого. Вальс.

Материал и оборудование.

Магнитофон, кассеты, ноты, репродукции картин художников, музыкальные инструменты, два мольберта с бумагой, клей, заготовки для аппликации.

Организация  непосредственной образовательной деятельности

На стенде выставлены две репродукции картин русских художников: Юон «Мартовское солнце» и  М.К. Клодт «Большая дорога осенью».

Входят дети, садятся.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Вы знаете, о чём мы будем говорить сегодня с вами?

(Нет.)

На нашем вернисаже сегодня выставлены две картины. Вы помните, что такое «вернисаж»?

(Это выставка картин).

 Что изображено на этих картинах?

 (…природа).

Кто скажет, как называется изображение природы на картинах?

(…пейзаж).

А какое время года отражено на этих пейзажах?

 (На одной картине – зима или ранняя весна, а на другой – поздняя осень).

Муз. руководитель уточняет, что на первой картине скорее всего изображена ранняя весна, потому что очень много солнца, небо пронзительно голубое. И называется эта картина «Мартовское солнце», а вторая картина называется «Большая дорога осенью».

Муз. руководитель:

А сейчас вы услышите отрывок из музыкального произведения итальянского композитора А.Вивальди . Определите, пожалуйста, с каким из этих пейзажей музыка перекликается по настроению.

2

Дети определяют, что музыка больше подходит пейзажу «Мартовское солнце», потому что она радостная, светлая, звонкая, праздничная, в ней такое же солнечное настроение, как в картине. А в другой картине настроение пасмурное, унылое, краски мрачные, небо хмурое. Значит солнечное, радостное настроение бывает весной.

Муз. руководитель:

Вот о весне мы с вами сегодня и поговорим. Какие весенние месяцы вы знаете?

 (март, апрель, май).

Муз. руководитель прикрепляет на магнитную доску репродукции картин русских художников:

  1. Б.Щербаков. Начало весны.
  2. Б.Щербаков. Апрельское солнце.
  3. И.Левитан. Первая зелень.
  4. И.Левитан. Берёзовая роща.

Муз. руководитель вместе с детьми рассматривают репродукции картин и аргументировано дают названия картинам, приближаясь к авторским названиям.

Муз. руководитель:

Ребята, а как вы думаете, с каким временем суток можно сравнить весну?

( …с утром).

Почему с утром?

 (…весной вся природа просыпается от зимнего сна).

Давайте послушаем, как о весне рассказывают в своих стихах русские поэты, какие приметы весны они отмечают.

Дети читают стихи.

Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт…

А.К.Толстой.

3

Весна.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

А.Плещеев.                

Муз. руководитель:

Какие же приметы весны мы находим в стихах?

…теплей и ярче солнце стало…

…уж тает снег, бегут ручьи…

…чиста небесная лазурь…

…юный лес, в зелёный дым одетый…

…кувшинчик белый расцветает…

…возвращаются перелётные птицы.

И вот всё весной оживает, распускается, радуется жизни.

Так-то всё весной живёт!

В роще, в поле

Всё трепещет и поёт

Поневоле…

А.Фет.

Муз. руководитель:

А сейчас я предлагаю звуковую загадку. Чьи голоса мы сейчас услышим? (Звучит кассета «Голоса природы»: ручеек, кукушка, жаворонок).

Голоса природы мы слышим и в музыкальных произведениях. О ком, по-вашему, рассказал композитор П.Чайковский в своей пьесе? (звучит пьеса П.Чайковского «Песнь жаворонка»).

4

После ответов детей муз. руководитель называет пьесу. Ребёнок читает стихотворение В.Жуковского «Жаворонок».

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны…

Муз. руководитель:

Ребята, каждый  вид  искусства рассказывает  о  весне  своим  языком, своими  средствами:  живопись   -  красками,  музыка  -  муз. звуками,   поэзия - поэтическим словом, танец - пластикой, движением. Давайте попробуем усилить выразительность стиха звучанием ударно-шумовых инструментов.

Муз. руководитель выразительно читает стихотворение.

Апрель.

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком

Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным.

«Скоро, скоро быть теплу!» -

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба…

5

Дети используют для озвучивания стихотворения музыкальные инструменты: маракасы, колотушку, бубен, колокольчики, металлофон, ложки.        Они соотносят игру на музыкальном инструменте с выразительностью стихотворения: его темпоритмом,  паузацией, акцентами, динамикой, интонационными красками.

Муз. руководитель:

Я предлагаю отправиться на весеннюю прогулку.

Звучит песня «Подснежник», муз. Н. Потоловского, сл. А. Майкого, дети спокойно под музыку обходят зал, останавливаются у витрины с изображением подснежников и сон-травы («кувшинчик синий»), отвечают, что это - первые весенние цветы, называют их, муз. руководитель помогает.

Ребёнок читает стихотворение С. Маршака «Подснежник»

Солнце ёлочки пригрело, сосны и валежники,

На полянку вышли смело первые подснежники.

Распрямились, расцвели в дни весны погожие

Дети нежные земли, на ребят похожие.

На проталинке стоят, на ветру качаются,

Будто звёздочки горят, лесу улыбаются.

Муз. руководитель предлагает встать врассыпную, исполняется танцевальное упражнение «Посмотрите…» муз. Л Толстого, сл. авторские.

Посмотрите, посмотрите –

Это вновь пришла весна.

Посмотрите, посмотрите –

Всюду талая вода.

Солнце ярко припекает,

Обогрело все кругом.

И природа оживает

Легкокрылым мотыльком

- Мягкие взмахи в сторону правой и левой руками поочередно

- Плавные стелющиеся движения обеими руками вправо – влево.

Взмахи  правой, левой руками поочередно, обеими руками вверх через стороны, вниз.

Кружение на носках, сопровождающееся плавными взмахами рук – «крыльев».

6

Муз. руководитель:

Ребята, мы с вами сказали, что весне все радуются, а какой самый светлый и радостный весенний праздник вы можете назвать?

 ( ответы детей).

Наверное, это мамин праздник, праздник всех женщин – День  8 марта. Давайте исполним песню, в которой пелось о весне и любимых наших мамах.

Дети исполняют песню «Неслышными и робкими шагами…», муз. и сл. С.Е.Кожуховской.

Муз. руководитель:

Молодцы ребята. Спели мягко и задушевно про весну и радостно, задорно про маму. А сейчас я предлагаю посоревноваться, кто сделает для мамы открытку лучше.

Проводится творческая эстафета «Кто быстрее сделает открытку для мамы». Дети делятся на две команды. По одному подбегают к магнитным доскам и приклеивают одну деталь открытки. Композиция произвольная.

Ребята, о каком замечательном времени года мы сегодня с вами беседовали?

(о весне)

Мы с вами отметили, что весну можно сравнить с утром, а почему? (ответы детей). Правильно, весной вся природа просыпается от зимнего сна, все радуются солнышку, радуются жизни, хотят счастья.

На этой радостной ноте мы и закончим нашу беседу.

(Звучит песня «Деньки стоят погожие» муз. Е.Птичкина, сл. М. Пляцковского, дети уходят).

7

Музыкальный словарь

Дидактическое пособие

«Музыкальный словарь» информирует о том, какая музыка была прослушана на музыкальных занятиях и какая словесная характеристика была дана ей.

Наша цель - развитие речи, расширение и закрепление словарного запаса детей с тем, чтобы они могли выразить своё впечатление от прослушанной музыки словами, охарактеризовать её настроение.

Родители могут помочь детям в этом, если побеседуют с ними о прослушанной музыке, ещё раз повторят с нами слова, характеризующие музыку.

Давайте вместе развивать речь детей!

Музыкальный  руководитель:

Куприянова Татьяна Михайловна.

        

Выступление на методическом объединении.

Слово «интеграция» мы слышим на каждом шагу, и,действительно, эта идея, этот принцип пронизывает всю современную жизнь: экономику, политику, культуру. Принцип интеграции действует на разных уровнях, в разных масштабах, вплоть до мировых.

Что же означает слово «интеграция»?

Под интеграцией мы понимаем процесс сближения, взаимопроникновения, создания единого целого. Не стоит в стороне от этого явления и система образования в нашей стране.

«Интеграция-одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования»,-утверждает С.Д.Сажина в своём методическом пособии.

Главной задачей дошкольного образования является всестороннее гармоничное развитие личности ребёнка. Интегративные подходы позволяют успешно решать эту задачу, помогают ребёнку воспринимать мир как единое целое, в котором всё взаимосвязано.

В  образовательном процессе различают три уровня интеграции:

  1. Внутрипредметный, когда осуществляются внутрипредметные взаимодействия;
  2. Межпредметный; он подразумевает межпредметные взаимодействия( например, интегрирует музыку, литературу, живопись);
  3. Общепредметный; осуществляет общепредметные взаимодействия, которые на основе мировоззренческого синтеза формируют

Музыкальный руководитель может использовать в своей работе как внутрипредметную интеграцию, так и быть партнёром в осуществлении межпредметной интеграции. Хочу отметить, что для создания устойчивой межпредметной интеграции необходимо желание всех специалистов и воспитателей.

Интегрированное занятие

«Ярче краски- вот что значит лето».

Старший возраст.

Задачи:

  • Закрепить понятие сменяемости времён года.
  • Создать условия для эмоционального проживания образов лета( через пение, движение, слушание, игру на музыкальных инструментах).
  • Закреплять умение проводить образно-ассоциативные параллели(музыка, слово, живопись).
  • Развивать творческие способности детей, интегрируя разные виды деятельности.
  • Закреплять музыкальные навыки(певческие, ритмичность и выразительность движений, навыки игры на музыкальных инструментах).
  • Расширять художественно-эстетический кругозор детей.

Предварительная работа.

  1. Разучивание песен: «Лето», слова и музыка Куприяновой Т.М.

 «На мосточке», музыка Филиппенко.

  1. Выучить с ребёнком стихотворение З.Александровой «Дождик».

Материал и  оборудование.

        Музыкальный центр, кассеты, ноты, репродукции картин, маска медведя, «дождевое дерево», детские музыкальные инструменты, заготовки для аппликации( большие листы бумаги, цветы, бабочки), клей.

Ход музыкального занятия.

Звучит фрагмент из музыкального произведения А.Вивальди «Весна».

Муз. руководитель: Динь-динь-день!  В.Баранов.

Динь-динь-день!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Здравствуйте, ребята!

        Давайте вспомним, о каком времени года рассказывала эта радостная, звонкая музыка.(…о весне). Да, эта музыка так и называется- «Весна».

        А какой итальянский композитор её написал?  (А.Вивальди).

Всё имеет свой черёд:        В.Баранов.

За весной приходит лето…

        Весну мы сравниваем с утром, когда всё просыпается. А как вы думаете, с каким временем суток можно сравнить лето? (…с днём).

        Давайте расскажем о лете нашей песней.

Исполняется песня «Лето», муз. и сл. Т.Куприяновой.  (в форме диалога)

Муз. рук.:Молодцы! Вот сколько радости приносит нам лето!

Художники тоже любят лето и передают его настроение в своих картинах. Посмотрим на эти летние пейзажи и расскажем о них словами нашей песни.

И.Левитан. Берёзовая роща.

        «Лето, лето соткано из света». Вся картина пронизана солнцем. Тёмные пятна- это тени от деревьев.

        Б.Щербаков. Разнотравье донское.

«Ярче краски- вот что значит лето.» Художник показал буйство красок цветочного луга. Какого цвета луговые цветы?...Небо голубое с лёгкими облаками, сочная зелень деревьев.

        Иллюстрация «Дети в лесу». Е.Л.Леонова. «Черника». Натюрморт.

Земляника поспевает.

Лес детишек приглашает:

«Приходи, поклонись – не ленись,

Сладкой ягодой насладись.

        Летом созревает и другая ягода. Какую ягоду мы видим на этом натюрморте? (чернику).

        Ребята, какое же летнее настроение показали художники в своих картинах?

(радостное, солнечное, весёлое, краски яркие, сочные).

        Я предлагаю отправиться в летний лес, но нам нужно сначала перейти через мостик.

Исполняется инсценировка песни «На мосточке», муз. Филиппенко.

               Лексика                                                                       Движения

1.Через мост перейти                                                              Бодрый шаг

Нужно нам, ребята.

В дальний лес мы идём,

Там грибы маслята.

А на мостик волк нас не пускает                                         Крадущийся шаг

На мосту он серый отдыхает.

2. Он ворчит, он рычит                                                        «Сердитые» шаги

Лязгает зубами:                                                                      в ритме мелодии

«Не пущу, не пущу

Деток за грибами.

Вышел козлик из лесу сердитый,                                    Переходят на ровный шаг,

Говорит он волку: «Уходи, ты!»                                              изображают рожки.

  1. Затопчу, затопчу                                                           Лицом к центру, руки

Я тебя ногами,                                                             на пояс, топают в ритме,

Заколю, зколю                                                        «Колют» рожками – поочерёдные

Я тебя рогами.                                            движения указательными пальцами вперёд.

Как ударит волка он рогами,                             Идут по кругу, одновременные удары

Волк – бултых,                                                        «рожками» вперёд, в конце падают.

И в речку вверх ногами.  

        Муз. рук.: Вот мы и пришли в лес. Смотрите, ребята! Кто это к нам пожаловал?

Звучит «медвежья» музыка, появляется «медведь» ( муз. рук. надевает маску медведя).

Дидактическая игра «Загадки медведя»- речь с музицированием. Авторская.

Медведь:  Я лохматый и большой,

Да, хозяин я лесной.

Приглашаю вас гулять

И за лесом наблюдать.

Нужно нам за руки взяться,

Чтоб в лесу не потеряться.

Быстро за руки берись

И цепочкой становись!

(Дети встают цепочкой во главе с медведем).

Медведь ведёт детей и приговаривает:

Мишка по лесу идёт,

За собой детей ведёт.

Что услышишь – расскажи,

Что увидишь – покажи.

Загадка №1.

Тук-тук! Тук-тук-тук!        Медведь отбивает ритм на перкуси и приговаривает.

Где ты, жук? Где ты жук?

Кто это?...(Дятел)

Это дятел стучит,              Отбивает ритм на маракасах.

Про жука говорит.

Медведь предлагает детям изобразить дятла.

Загадка№2.

 Ой, смотрите, кто это там побежал?

Прыг да скок, прыг да скок,          Отбивает ритм на ложках и говорит.

Быстро, быстро под кусток.

Кто это?...(Заяц)

Текст повторяется с детьми, одновременно отбивают его ложками.

Загадка№3.

А кто это по деревьям скачет?

Белка, белка, цок, цок, цок             Простукивает ритм орешками.

Рыженький хвосток.

Нанизала на сучок

Беленький грибок.

Медведь раздаёт орехи и повторяет вместе с детьми.

        Медведь: Молодцы, ребята! Все мои загадки отгадали. Я с вами прощаюсь. Приходите снова в гости наблюдать за лесом и его лесными жителями.

(Машет рукой- музыкальный руководитель снимает маску.)

        Муз. рук.:   А сейчас мы с вами услышим голос лета…

(уходит за ширму, из-за ширмы доносится голос «дождевого дерева»)

        Чьи голоса вы услышали, ребята? (голос дождика…ручейка)

Муз. руководитель выносит «дождевое дерево» и ещё раз его переворачивает.

        Вот какое у нас сегодня волшебство! Оно называется «дождевое дерево».

        А стихи про летний дождик вы знаете?

Ребёнок:          К нам на длинной мокрой ножке        З. Александрова.

                                Дождик скачет по дорожке.

                                В лужице-смотри, смотри!-

                                Он пускает пузыри.

                                Если лужицы нальются,

                                Так и хочется разуться,

Побежать и потрясти

В тёплом дождике кусты…

        Муз. руководитель: Давайте украсим это стихотворение звучанием музыкальных инструментов. Дети выбирают для озвучивания образов стихотворения инструменты.

Весёлый, лёгкий летний дождик скачет – металлофон.

«Пускает пузыри» - маракасы.

«Побежать и потрясти» -ложки.

Муз. руководитель читает стихотворение, дети озвучивают его инструментами.

        Муз. руководитель: Напоил дождик землю влагой, и распустились прекрасные цветы, запели птицы, воздух стал чистым и свежим.

Давайте и мы с вами украсим наши полянки цветами и бабочками.

Дети разбиваются на несколько групп, которые оформляют коллективные       работы - «Цветочная поляна»( звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского)в технике аппликации.        

Дети вместе с муз. руководителем подводят итоги творческой работы.

        Муз. руководитель: Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? ( о лете). Мы не только говорили, но и пели песни, читали стихи, рассматривали картины о лете. Нравится вам это время года?...Почему? ( оно яркое, красивое, солнечное, приносит много радости и удовольствий).

Мы все с нетерпением ждём лета.

 Звучит песня «Лето, приходи», музыка Е.Птичкина, слова М.Пляцковского. 

Дети уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие "Пришла весна" 2 мл.гр.

Интегрированное  занятие      2  мл.гр....

Конспект интегрированного занятия "Музыка весны"

Интегрированное занятие (слушание + ИЗО)...

Интегрированное занятие: «Встречаем весну»

Интегрированное занятие:  «Встречаем весну»...

Конспект интегрированного занятия по формированию дыхания

Конспект интегрированного занятия по формированию правильного дыхания "Лесная прогулка" составлен для детей подготовительных групп....

Конспект интегрированного занятия в младшей группе "Вот зима, кругом бело - в лесу тропы замело"

Непосредственно-образовательная деятельность в форме игры-путешествия в зимний лес....