Экологическое воспитание старших дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Толстых Мария Сергеевна

Экологическое воспитание старших дошкольников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 

Экологическое воспитание  старших дошкольников в процессе знакомства с родным краем.

Толстых М.С., воспитатель,

МБДОУ ДС № 57 «Радуга».

Экологическое воспитание и образование детей – актуальная проблема настоящего времени. Грамотно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях экологическое воспитание оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю для формирования гармоничного личностного развития ребенка. 

Дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью в различных сферах, но особый интерес дети проявляют к природе. Все мы являемся частью природы. С малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться её богатствами.  Именно в это время в ребёнке закладываются позитивные чувства по отношению к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного и животного мира. Ребёнок  впервые осознаёт роль природы в жизни человека, переживет нравственно-эстетические чувства, которые побуждают его проявлять заботу [5].

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.

 Экологическое воспитание является в настоящее время одним из приоритетных направлений в работе. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразней организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

  Главная цель экологического воспитания может быть сформирована следующим образом: воспитание экологически грамотного, социально активного, ответственного дошкольника, за состояние окружающей среды, бережно  относящего к богатствам природы родного края.

В своём дошкольном учреждении мы стараемся знакомить ребят с природой, с происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

В наших группах на основе анализа диагностики и индивидуальных бесед с детьми мы сделали вывод: дети имеют поверхностные знания о родном городе, области, о Родине в целом.

Мы поняли, что правильное отношение к природе должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности.

Прежде всего, нам предстояло самим как следует подготовиться к работе по данной теме.

  1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города необходимо посетить краеведческий музей.
  2. Подобрать и пополнить личную библиотеку о городе и области.
  3. Собрать поговорки и пословицы.                                            
  4. Изготовить дидактические игры по экологическому воспитанию: «Поле чудес», «Где мы были – мы расскажем», «Что в земле мы нашли».  

Начиная работу по экологическому воспитанию детей в старшей группе, мы поставили перед собой следующие задачи:  

  • воспитание эмоционально – положительного отношения к тем местам, где он родился и живёт к родному дому (семье), микрорайону, городу, области;
  • формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;
  • развить умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях старооскольского района, природы, истории.  

         Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только экологические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Важный путь по повышению экологического воспитания состоит в использовании разнообразных форм и методов работы с детьми: занятия, прогулки и экскурсии, беседы, практическая деятельность в природе, природоохранные акции, экологические проекты, проведение викторин, выставок, выпуск с детьми совместно со взрослыми экологических плакатов, газет, демонстрация и просмотр мультфильмов, видеофильмов, музыкальных произведений, серии картин, иллюстраций, чтение художественной литературы, дидактические, экологические игры.  

    Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду [5].

Лишь в процессе целенаправленной работы воспитателей и родителей можно сформировать у детей экологическую культуру, экологическое мышление, экологическое сознание. Воспитатели должны с малых лет воспитывать в детях чёткое понимание: человек – часть природы. Не будет зелени, животных – ему не жить на земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше человеку жить в этом мире.

Таким образом, экологические знания необходимо давать ребенку именно в дошкольном возрасте. Знания должны быть доступны детям. Следует не забывать о конструктивном подходе в обучении. В процессе экологического воспитания ребенка большую роль играет совместная деятельность педагога и дошкольника, т. к. педагог является носителем экологической культуры, владеет методикой экологического воспитания, способствует формированию практических навыков. За последнее время создано много отечественных программ по экологическому воспитанию. И педагог сам решает, по какой программе он будет работать. Мы должны стремиться к экологизации всего образовательного процесса.

Список литературы:

  1. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», 2011. – 78.
  2. О.В.Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе». Конспекты занятий. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 64.
  3. C. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». - М. 1999. – 83.  
  4. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа». М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 112.

       

 Использованные материалы и Интернет – ресурсы

  1. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта [Электронный ресурс] - http:// www.doshvozrast.ru
  2. Организация и содержание педагогического процесса по экологическому воспитанию   [Электронный ресурс] - http:// www.kindergenii.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников

Данный материал включает в себя опыт работы педагога  с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы  был подготовлен по модульной технологии....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»

учить детей различать и называть деревья  и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....

Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...

Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....

Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"

О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....