Главные вкладки

    Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика"
    методическая разработка на тему

    Светлолобова Светлана Львовна

    Мастер-класс о важности проведения артикуляционной гимнастики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx19.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное образование

    «ДСОВ № 135»

    Мастер-класс

    Артикуляционная гимнастика

                                             Воспитатели: Светлолобова С. Л.

                                                           

    г. Братск – 2013-2014г.

             Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.

             Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

             Работая в этом направлении, мы убедились, что это одно из актуальных видов работы с дошкольниками. Известно, что игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность детей. Способствуя развитию речевой и мыслительной деятельности, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий. Практического материала по речевой деятельности очень много, но тема является мало изученной. В своей работе мы наметили интересные формы логопедического воздействия на ребёнка с использованием игры, эмоциональной стимуляции. Роль педагога остаётся значительной на протяжении всего педагогического процесса, эффективность которого зависит от его профессионализма. Воспитатель должен помогать детям, а не заставлять выполнять их беспрекословно его задания, так как не все дети одинаково быстро усваивают условия.

    В толковом словаре Ожегова даётся объяснение слова «артикуляция» - это работа органов речи при произнесении звука.

    С дошкольниками для овладения ими норм звукопроизношения родного языка нужно проводить работу, сочетающую упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхание, а так же на развитие эмоциональной сферы ребёнка.

    Артикуляционная гимнастика это не только чёткая выработка позиций губ и языка. Мы хотим предложить вам комплекс упражнений, которые используем в работе и они  позволяют решить ряд задач – а именно:

    • Улучшить координацию движений пальцев рук
    • Выработать правильное речевое дыхание
    • Развить интонационную выразительность голоса
    • Научить выражать свои чувства и эмоции
    • Совершенствовать пластику движений

    Очень часто дефекты и затруднения в речи не только от возрастных особенностей, и не от физиологических патологий гортани, языка, губ, но и от психологического состояния (у детей возникает неуверенность в себе, тревожность, раздражительность и даже агрессивность…) помочь избавиться от этого комплекса помогут психогимнастика и пластические этюды.

    Хорошо помогает снять напряжение и расслабиться массаж и упражнения для мышц шеи и головы.

    В работе по артикуляционной гимнастике мы разучиваем с детьми стихи, потешки для развития мелкой моторики и координации движений в сочетании с речью (пальцы наделены большим количеством рецепторов посылающих импульсы в центральную нервную систему)

     Также способствует развитию голосового аппарата мимические упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, упражнения, направленные на развитие переключаемости мышц органов артикуляции, речевая зарядка.

    В своей работе по артикуляционной гимнастике применяем комплексные упражнения куда входят поэтапно: развитие мелкой моторики или координация движений в сочетании с речью, мимические упражнения, упражнения для мышц шеи или самомассаж, для жевательно-артикуляционных мышц, для губ и щёк, для языка, развитие силы голоса или переключаемости органов артикуляционного аппарата, психогимнастика или пластические этюды. Детьми материал осваивается лучше если все упражнения связаны одной тематикой («Животные», «Транспорт», «Времена года» и т. д.) составляя комплексы мы учитываем возрастные возможности детей. При отборе материала соблюдается определённая последовательность. Сначала мы даём самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Далее используются упражнения на переключаемость движений и согласованность органов артикуляционного аппарата (губ, языка).

    Проводить комплекс упражнений можно не только как часть занятия по развитию речи, но и в любой момент пед. процесса. В нашей группе мы включаем их в утреннюю гимнастику, при выполнении режимных моментов, как организационную игру пред занятием, на прогулке, вовремя игр…

    Что нужно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики?

    • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закрепились и становились более прочными.
    • Упражнения должны занимать не менее 5 минут
    • Взрослый должен быть правильным образцом для чёткого показа детям
    • Не подгонять, а ждать и терпеливо отрабатывать движение
    • Не указывать на неудачу (иногда неудача ведёт к отказу от дальнейшей работы) нужно подбодрить его и вернуться к более простому, уже отработанному материалу
    • Наберитесь терпения и выдержки, это трудная работа запомните, похвала и поощрения придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстро овладеть тем или иным действием, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.

             

    Комплекс упражнений «Времена года»

    «Зима»

    1. Развитие мелкой моторики

    Выполнять движение пальчиками и руками в соответствии с содержанием стихотворения:

    Мы во двор пошли гулять

    1,2,3,4,5 ( загибать пальцы по одному)

     Мы во двор пошли гулять

    Бабу снежную лепить

    (имитация лепки снежков)

    Птичек крошками кормила

    (тереть пальчик о пальчик)

    С горки мы потом катались

    (провести указат. Пальцем одной руки по ладони другой)

    А ещё в снегу валялись

    (поворачивать ладонь вверх-вниз)

    Все в снегу домой пришли

    (отряхивать ладошка об ладошку)

    Съели суп (имитация еды ложкой)

    И спать легли (руки под щёку)

    2. Мимические упражнения

    Выразить своё состояние и настроение в разное время зимы: радуемся первому снегу, ёжимся от ветра, нас пробивает дрожь от мороза, любуемся зимним небом…

    Передать грозную имитацию деда Мороза

    Дед Мороз проспал в постели,

    Встал сосульками звеня:

    -Где вы вьюги и метели?

    Что не будите меня?

    Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия зимы. Вот Зима – волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блёстками и серебром землю. А вот Зима – старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.

    3.Упражнение для щёк и губ.

    Снеговики радуются снегу и морозу ( надуть щёки – весёлое выражение глаз)

    Солнце светит ярко – Снеговику грустно (опустить уголки губ вниз – глаза печальные)

    4.Упражнение для языка.

    Сосулька: высунуть «острый» язык или можно дальше изо рта и удержать его в таком положении

    Санки – ледянки: сделать язык «чашечкой»

    Горка: открыть рот, опустить язык на нижнюю губу, выгнуть спинку языка «горочкой»

    Саночки: рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам. Движения вперёд-назад. Сделать чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

    Ветер: язык трубочкой – вытягивать изо рта и убирать обратно

    5.Развитие речевого дыхания и голоса.

    «Вьюга»: старая седая, с ледяной клюкой, вьюга ковыляет Бабою-Ягой. Воет вьюга: «З-з-з-з-з».(с усилением звука) застонал лес от вьюги: «М-м-м-м» (тихо) тяжело стонут кедры «м-м-м» (низким голосом) стонут берёзы «м-м-м-м» (нежно) шумят ели «Ш-ш-ш-ш»

    Вьюга тише «С-с-с-с-с» (от громкого звука к тихому)

    6. Речевая зарядка.

    Мороз колдует:

    Разыграйтесь-ка, метели

    Гнитесь ниже сосны, ели.

    Всё что есть в моём лесу,

    я засыплю занесу!

    7.Пластические этюды. Психогимнастика.

    Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить деда Мороза, Снегурочку, ёлку, зверей, которые спешат на праздник.

    Пластический этюд. Изобразить зимние забавы: бросание снежков, катание на коньках, лыжах, лепить снежную бабу, катаете кукол на санках…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Ритмическая гимнастика, как форма организации утренней гимнастики.

    Гимнастика – понятие широкое, определяемое как одно из основных средств и методов всестороннего физического воспитания. Форму организации утренней гимнастики каждый инструктор по физической культуре в...

    Конспекты утренней гимнастики с детьми 2 младшей - средней группы 2011/2012 учебный год (с элементами кинезиологической и дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки)

    КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСОВ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ВО ВТОРОЙ-СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД  (с элементами кинезиологической и дыхательной гимнастики,  упражнениями для профилактики нарушения...

    Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

    Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

    Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

    Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

    «Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

    laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

    Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

    В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....