«Сенсомоторное развитие детей в лепке» (младшая группа)
материал (младшая группа) на тему

Качмашева Марина Геннадьевна

Работа по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_na_2016g_kachmasheva_m.g.docx29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Светлячок»

РАБОТА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Образовательные области «Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Сенсомоторное развитие детей в лепке»

        (младшая группа)        

Срок реализации 2016 – 2017 уч.г.

                                                                                      Выполнила:                                                                                                          воспитатель Качмашева

 Марина Геннадьевна

р.п. Шаранга

2016 г.

 «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. 
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручонки, которые питают 
источник творческой мысли…
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

        Введение

В процессе изобразительной деятельности и при работе с мелким материалом происходит активная тренировка сенсорной системы, мелкой моторики пальцев рук и координации движений, напрямую влияющая на развитие интеллектуальной сферы ребенка.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Данный вид изобразительной деятельности является одним из любимых для детей в детском саду. Лепка наиболее полно отвечает возрастным особенностям детей дошкольного возраста, удовлетворяя их потребность в активной деятельности, дает возможность отражать свои мысли и чувства об окружающей действительности в объемных художественных формах. И педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения.

Исследования многих педагогов, в том числе Халезовой Н.Б., Курочкиной Н.Б., Пантюхиной Г.В. показывают, что уже в дошкольном возрасте занятия лепкой открывают для детей большие возможности для развития. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях, значительно обогащают жизненный опыт ребенка.

Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развивается сенсомоторика и изобразительные способности.

Развитие сенсомоторики детей в лепке связано со способностью дошкольников создать зрительный образ своей будущей работы и умения воплощать его в лепке, что, в свою очередь находится в зависимости от возрастных анатомо-психологических особенностей детей.

Во время лепки развиваются мелкая моторика пальцев рук, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт – чувство пластики, формы, веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца.

В результате систематической изобразительной деятельности развиваются моторная и сенсорная функция, а сенсомоторное развитие влияет на познавательные функции. Все это в процессе развития ребенка позволяет ему успешнее осваивать различные виды деятельности.

Актуальность

Актуальность проблемы сенсомоторного развития младших дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия в целом предметов и явлений окружающего мира.

Жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки и техники требует хорошо развитой сенсомоторной системы. Хорошо развитая способность восприятия необходима, значит, ее нужно развивать, а начинать надо с младшего дошкольного возраста.

Начиная работу с детьми младшего возраста, я увидела ряд проблем, которые непосредственно отражают состояние сенсомоторного развития дошкольников.

Что входит в занятия по сенсомоторному развитию детей? Лепка – этот вид творчества очень многообразен, ведь лепить можно из пластилина, пластики, гипса, глины, теста и многих других материалов. Занятия ручной лепкой прекрасно развивают моторику рук, а также учат детей образному и конструктивному мышлению. Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Для того чтобы ребенок в дальнейшем справлялся с программными задачами по изобразительной деятельности, была составлена система работы по развитию сенсомоторики у детей младшей группы.

Целью сенсомоторной деятельности детей младшего дошкольного возраста является обеспечение условий для развития сенсомоторных способностей детей.  Задачи сенсомоторного развития:

  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развитие координации движения кистей рук;
  • Формирование представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • Активизация сенсорного восприятия, стимулируя анализаторы зрительные, слуховые, осязания.

Ожидаемые результаты

  • Овладение детьми сенсорными эталонами (знание цвета, формы, величины);
  • Овладение детьми способами действия с предметами и орудийными действиями;
  • Совместная работа родителей и воспитателя по воспитанию и развитию сенсорных эталонов у детей.

Этапы работы:

1этап – подготовительный

  1. Изучение методической литературы по теме.
  2. Создание картотек: «Дыхательная гимнастика», «Физкультминутки», «Пальчиковые игры» к темам.
  3. Разработка перспективного плана работы.

  1. этап – основной

Работа с детьми

Перспективный план

Содержание деятельности

Сроки проведения

           Методическая работа

Изучение литературы по теме самообразования.

Сентябрь

Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы).

Оформление картотек: «Гимнастика для глаз», «Дыхательная гимнастика», «Физкультминутки», «Пальчиковые игры» к темам.

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования.

Октябрь

Размещение материалов на образовательных сайтах.

Апрель - Май

Составление отчета и презентации по теме самообразования.

Работа с детьми

Тема: «Волшебный пластилин» (знакомство с основными приемами лепки)

Сентябрь

Тема: «Игрушки: пирамидка».

Октябрь

Тема: «Осенний лес».

Тема: «Посуда: чайная чашка».

Ноябрь

Тема: «Поздняя осень: ветка рябины».

Тема: «Профессии: испечем пирожное».

Декабрь

Тема: «Деревья: елочка».

Тема: «Зимние забавы: снеговик».

Январь

Тема: «Дикие животные».

Тема: «Книги: сказочный герой».

Февраль

Тема: «Правила дорожного движения: светофор».

Тема: «Забота о маме: цветы для мамы».

Март

Тема: «Весна: птицы прилетели».

Тема: «Кто живет в воде?» (Ящерица, черепаха).

Апрель

    Тема: «Комнатные растения: фиалка, герань».

 Работа с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями семинар-практикум на тему: «Наши пальчики играют – говорить нам помогают», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста, предложила осуществлять работу в трех направлениях:

  • специальные игры – упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • обучению умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • формирование мелкой моторики с использованием различных настольных и пальчиковых игр.

Кроме того, с родителями была проведены консультации на тему: «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать у детей», «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста в лепке».

 На этом этапе так же я спланировала различные формы работы с родителями такие как тренинги, консультации индивидуальные, вовлечение их в продуктивную деятельность по изготовлению пособий, игр, игрушек. Родители начали чаще обращаться за консультативной помощью по вопросам подбора игр по сенсомоторике, подбор игр в соответствии с возрастом ребенка, с чего начинать занятия с детьми. Совместно с родителями мы изготовили игры и пособия по сенсомоторике такие как, звучащие музыкальные инструменты, шнуровки, мамы которые хорошо рисуют помогли нам изготовить игры по сенсорике (на цвет, форму величину). Проводимые мероприятия позволили родителям получать информацию об условиях содержания ребенка в ДОУ, проведением различных пальчиковых игр по тренировке тонких движений

пальцев рук для обучения в домашних условиях.

Работа с родителями

Семинар-практикум для родителей «Наши пальчики играют – говорить нам помогают».

Сентябрь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики дома».

Октябрь

Оформление папки передвижки для родителей «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать у детей».

Ноябрь

Выставка литературы и наглядного материала для родителей и педагогов по заданной теме.

Декабрь

Памятка для родителей «Мелкая моторика рук и развитие речи».

Мастер класс для родителей «Пластилиновая живопись».

Январь

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речи детей».

Февраль

Консультация для родителей по теме «Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста в лепке».

Март

  1. этап – заключительный
  • показ презентации на педагогическом часе по теме: «Сенсомоторное развитие детей в лепке».
  • систематизация и обобщение  накопленного опыта работы.
  • трансляция педагогического опыта в профессиональных сообществах.

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что лепка это самый осязательный вид художественного творчества. Ребенок не только видит, что создал, но и трогает, берет в руки и изменяет. Основным инструментом являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, который повышает сенсорную чувствительность, способствует тонкому восприятию предмета, пластики, фактуры, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость и мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

- повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизирует работу обеих рук;

- формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости корректировать его. Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Таким образом, занятия лепкой и приемы, которые используются на них, способствуют сенсомоторного развитию и творческо-всестороннему развитию ребенка.

Используемые источники

  1. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» // Москва 2000 год 342 стр.
  2. Лебедев С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филиппова Л.В. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» // Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2001 год 220 стр.
  3. Пилюгина Э.Г.  «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», пособие для воспитателя детского сада, М. 1983.
  4. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. «Лепка в детском саду» // Москва, «Просвещение». 1986.
  5. nsportal.ru
  6. maam.ru

Пальчиковая гимнастика.

Долго, долго мы лепили, (Руки сцеплены в замок, круговые вращения руками)

Наши пальцы утомились. (Встряхивание кистями рук)

Пусть немножко отдохнут (Поглаживание каждого пальчика по очереди)

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведем

И опять лепить начнем. (Хлопки в ладоши)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактиктической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития

В данной работе раскрывается значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном  процессе с детьми с задержкой психического развития, в частности в сенсомоторном развитии....

Сенсомоторное развитие детей разновозрастной группы от 2-х до 4-х лет

Планирование работы по двум направлениям - с детьми и с родителями по сенсомоторному развитию детей от2-х до 4-х лет на год....

Проект по сенсомоторному развитию детей во второй группе раннего возраста «Умелые ручки»

Паспорт проектаЦель: Развитие сенсорного восприятия, общей и мелкой моторики рук. Развитие речи.Задачи:- развивать общую координацию движений;- развивать координированные...

«Авторские пособия для сенсомоторного развития детей в группе раннего возраста»

laquo;Авторские пособия для сенсомоторного развития детей в группе раннего возраста»...

Презентация «Развивающая среда группы и игрового участка для коррекции сенсомоторного развития детей с ТНР»

Презентация «Развивающая среда группы и игрового участка для коррекции сенсомоторного развития детей с ТНР»...

Свидетельство о публикация проекта «Время знаний» «Развивающая среда группы и игрового участка для коррекции сенсомоторного развития детей с ТНР»

Свидетельство о публикация проекта «Время знаний» «Развивающая среда группы и игрового участка для коррекции сенсомоторного развития детей с ТНР»...