Духовно нравственное воспитание на основах Православия.
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Желибо Марина Анатольевна

Представлен материал из накопленного опыта работы с детьми дошкольного возраста по теме «Знакомство с храмом». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tserkov.docx597.7 КБ
Файл kliros.pptx1.02 МБ

Предварительный просмотр:

Церковь — Небо на земле; совершающееся в ней богослужение — дело ангельское. По учению Церкви, при посещении храма Божия христиане получают благословение, способствующее успеху во всех их добрых начинаниях. «Когда услышишь звон церковного колокола, призывающего всех на молитву, и совесть подскажет тебе: в дом Господень пойдем, отложи тогда, если можешь, всякое дело в сторону и спеши в церковь Божию, — советует святитель Феофан Затворник. — Знай, что Ангел хранитель твой зовет под кров дома Божия; это он,  небожитель,  напоминает тебе о Небе земном, чтобы там освятить твою душу благодатию  Христовою,  чтоб усладить твое сердце небесным утешением, а — кто знает? — может быть, он зовет туда и для того еще, чтобы отвести тебя от искушения, которого не избежать тебе, если дома останешься, или укрыть тебя под сению храма Божия от великой опасности…»

Чему же учится христианин в церкви? Небесной мудрости, которая принесена на землю Сыном Божиим — Иисусом Христом! Тут узнает он и подробности жизни Спасителя, знакомится с житием и поучениями угодников Божиих, принимает участие в молитве церковной. А соборная молитва верующих — великая сила!

Многое может молитва одного праведника — тому немало примеров в истории, но еще больший плод приносит усердная молитва собравшихся в дом Божий. Когда апостолы ожидали пришествия Святого Духа по обетованию Христову, то пребывали вместе с Божией Матерью в Сионской горнице в единодушном молении. Собираясь в храме Божием, мы ожидаем, что и на нас снидет Дух Святой. Так и бывает… если только мы сами не положим препятствия.

Например, недостаточная открытость сердца мешает прихожанам соединиться в храмовой молитве. В наше время это часто происходит оттого, что верующие ведут себя в храме Божием не так, как требует того святость и величие места. Как же устроен храм и как нужно вести себя в нем?

 Нужно как можно раньше прививать детям любовь к храму, любовь к служению в храме, знакомить с убранством храма, чтобы знания полученные детьми в детстве могли возрасти в их душе подобно доброму семени и дать добрые плоды.


Из поэмы «Русский Крест»,
Николая Мельникова

В каждый храм,
при построеньи,
Бог по Ангелу дает,
и находится в служеньи
в новом храме Ангел тот.
Он, бесплотный и незримый
до скончанья века тут,
и, крылом его хранимы,
люди Богу воздают.
И молитвы, и обряды,
и причастий благодать -
под его небесным взглядом,
хоть его и не видать.
Даже если храм разрушен -
кирпичи да лебеда,
воли Божией послушен
Ангел будет здесь всегда.
И на месте поруганья,
где безбожник храм крушил,
слышно тихое рыданье
чистой ангельской души.
И в мороз, и в дождь, и в слякоть,
все грядущие года
будет бедный Ангел плакать
вплоть до Страшного Суда.https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4910c819f23e5ebade41d54aefef122f-l&n=13


Тема занятия: «Знакомство с православными храмами нашего города»

Цель: Знакомство детей с православными храмами своего города.

Задачи:

- образовательные: создать условия для получения детьми представлений о храмах своего города;

- развивающие: способствовать развитию памяти и внимания при усвоении нового материала, активизация словаря, развитие монологической речи и диалогическую речь;

- воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к православным храмам

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспит: - Ребята, с сегодняшнего дня мы с вами вступаем в дни великого поста. Это время, когда православные люди отказываются от мясной и молочной пищи и стараются очистить себя духовно (чаще ходят в храм, усиливают молитву, причащаются Святых Христовых Таин). Так как вы дети, телесный пост вы на себя не берете, вы продолжаете, есть мясо и молочные продукты, а вот духовный пост мы с вами можем понести. Например, слушаться своих родителей, не огорчать их своими плохими поступками, вести себя хорошо в детском саду, не обижать друг друга.

  1. Сообщение нового знания.

Сегодня я вас хочу познакомить с храмами нашего города.

- Ребята, как вы думаете, много ли храмов в нашем городе?

- А какие храмы вы знаете? (дети называют храмы).

- Первый – главный храм нашего города кафедральный Одигитриевский собор. Далее недалеко от него находится Троицкий храм, на территории которого расположен наш детский сад и куда мы с вами ходим вместе причащаться. Следующий храм – Вознесения Господня или Вознесенский. Также в нашем городе есть храм, который назван в честь святого Николая Чудотврца. Вы знаете такого святого? Это четвертый храм. И пятый храм нашего города – Покровский, назван так в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

- Итак, сколько храмов у нас в городе? (пять).

- Попробуем повторить теперь все вместе.

Физкультминутка.

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулось солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

-Хорошо, ну а сейчас я хочу более подробно рассказать вам о главном храме нашего города - это кафедральный Одигитриевский собор.

- Как вы думаете, почему этот храм кафедральный и главный в нашем городе? (ответы детей).

- В этом храме находится кафедра нашего владыки митрополита Савватия, который совершает в нем богослужения (фотография владыки), поэтому Одигитриевский собор главный или кафедральный в нашем городе.

- Одигитриевский собор состоит из двух пределов: нижнего  на первом этаже и верхнего – на втором. Ребята, вы были в этом храме?

- Как вы думаете, почему храм так называется? (ответы детей).

- Потому что он назван в честь иконы Одигитрия. (дети смотрят на изображение иконы). На иконе изображена Матерь Божия с младенцем. По-другому эта икона называется Путеводительница.

- А теперь посмотрите на храм. Храм Божий, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Храм, в своем основании, устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

   Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

- Посмотрите, на собор и скажите, какого цвета купола?

- А как вы думаете, почему синий? Синий цвет – цвет Матери Божией, ведь в честь нее освящен этот храм.

  1. Итог.

- Ребята, сколько у нас в городе храмов? Давайте их назовем.

- Самый главный храм в нашем городе? Почему он называется кафедральным?

- Как зовут нашего архиерея?

- В честь кого назван кафедральный собор?

- Из каких частей состоит любой  православный храм?


Тема занятия: «Троицкий храм г. Улан-Удэ. Внутренняя часть храма – притвор»http://youpainter.ru/sites/default/files/styles/painting_page/public/users/alena_kushchevaya/alena_kushchevaya_hram_svyatitelya_nikolaya.jpg?itok=ocBImEUq

Цель: Познакомить детей с внутренним устройством храма

- образовательные: научить детей внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы (полным, развёрнутым ответом);

- развивающие: способствовать развитию памяти и внимания при усвоении нового материала расширить кругозор, пополнить словарный запас детей новыми словами;

- воспитательные: воспитывать уважительное отношение к храму, учить правильно вести себя в храме.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня мы с вами продолжим узнавать много нового о наших храмах.

- На прошлом занятии мы с вами узнали, что в нашем городе пять храмов и познакомились с главным. Сегодня я хочу рассказать вам о Троицком храме, на территории которого расположен наш детский сад. В этом храме мы с вами бываем часто. Причащаемся и заходим помолиться с мамой, папой, когда приходим или уходим из детского сада.

  1. Сообщение нового знания

Свято - Троицкий храм или по – другому храм во имя Святой Троицы назван в честь Святой Троицы. Знаете ли вы кто такая Святая Троица?

- Посмотрите, ребята, на икону Святой Троицы.

Господь открыл людям великую тайну, что Бог один, но в трех Лицах. Первое Лицо – Бог Отец, второе Лицо – Бог Сын, третье Лицо – Бог Дух Святый.

   Это не три Бога, а один Бог в трех Лицах, Троица Единосущная и Нераздельная.

   Все три Лица имеют одинаковое Божеское достоинство, нет между ними ни старшего, ни младшего; как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святый есть истинный Бог.

- Посмотрите на изображение Троицкого храма. Чем – то он отличается от Одигитриевского собора? (ответы детей).

- Цвет куполов этого храма – зеленый, так как храм освящен во имя Святой Троицы.


Физкультминутка

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулось солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

- А теперь, представим, что мы зашли с вами в храм. Первое место, куда мы попадаем, называется – притвор. В древности здесь стояли оглашенные, т. е. готовящиеся принять крещение, и кающиеся, которые за тяжкие грехи были отлучаемы от общения в таинствах и молитве вместе с прочими христианами. Войдя в храм, в притворе мы осеняем себя крестным знамением. В притворе располагается свечная лавка, где мы можем купить свечи, иконы, духовные книги, а также заказать записки о здравии и упокоении умерших родственников.

Так как храм есть великое святое место, где с особенной милостью, невидимо, присутствует Сам Бог, то поэтому мы должны входить в храм с молитвою, и держать себя в храме тихо и благоговейно. Во время богослужения нельзя разговаривать, а тем боле смеяться. Нельзя поворачиваться спиною к алтарю. Каждый должен стоять на своем месте и не переходить с одного места на другое. Только в случае нездоровья разрешается сесть и отдохнуть. Не следует уходить из храма до окончания богослужения. Женщинам, девушкам, девочкам следует покрывать свою голову платком, а мужчинам и мальчикам – снимать головные уборы.

  1. Итог

- О каком храме мы сегодня узнали?

- Почему этот храм называется Свято – Троицкий?

- Кто такая Святая Троица?

- О какой части храма мы сегодня говорили?

- Что находится в притворе?

- Для чего нужна свечная лавка, которая находится в притворе?

- Как мы должны себя вести в храме?


Тема занятия: «Храм Вознесения Господня г. Улан-Удэ. Основная часть храма»

Цель: Знакомство детей с храмами своего города и внутренним обустройством храма.

Задачи:

- образовательные: научить детей внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы;

- развивающие: способствовать развитию памяти и внимания при усвоении нового материала;

- воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к православным храмам.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- На прошлом занятии мы с вами говорили о Троицком храме и узнали об одной из частей храма – притворе. Сегодня мы продолжим знакомство с третьим храмом нашего города и поговорим об основной части храма, о которой мы узнаем много нового.

  1. Сообщение нового знания

И так, следующий храм, который расположен неподалеку от Одигитриевского собора и Троицкого храма – храм Вознесения Господня. Этот храм назван так в честь двунадесятого праздника Вознесения Господня. Посмотрите на изображение иконы и послушайте, что же произошло: После воскресения Господь еще сорок дней являлся ученикам, говоря им о Царствии Божием. Наконец Он, собрав их, сказал им: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать, и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. После этой беседы с учениками Иисус Христос поднялся у них на глазах на небо, и облако скрыло Его от их взоров. Вот в честь этого события и назван Вознесенский храм.

А сейчас посмотрите на изображение храма, отличается ли он от храмов Одигитриевского и Троицкого?


Физкультминутка

Колокол дремавший http://uglichvernisag.narod.ru/images/DK3/DSC04682.JPG

Разбудил поля,

Улыбнулось солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

А теперь снова окунемся внутрь храма и вспомним, зайдя в храм, в какой его части мы оказываемся? (притвор). Хорошо, после притвора следует основная часть храма, которая предназначена для нас с вами, где мы можем молиться и ставить свечи. А вы знаете, ребята, что во время богослужения, если вы находитесь в храме и молитесь, то рядом с вами невидимо предстоит ваш Ангел. В основной части храма располагаются иконы, к которым каждый может подойти и помолиться. Около икон находятся шандалы, по – другому подсвечники, на которые молящиеся ставят свечи. И конечно,  здесь вы причащаетесь  Святых Христовых Таин.

  1. Итог

- О каком еще храме мы сегодня узнали?

- Почему он так называется? В честь какого события?

- Что находится в основной части храма?

- Для кого предназначена основная часть храма?


Тема занятия: «Знакомство с православными храмами нашего города»

Цель: Знакомство детей с православными храмами своего города.

Задачи:

- образовательные: создать условия для получения детьми представлений о храмах своего города;

- развивающие: способствовать развитию памяти и внимания при усвоении нового материала, активизация словаря, развитие монологической речи и диалогическую речь;

- воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к православным храмам.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Сегодня нам осталось познакомиться и узнать еще об одном храме нашего города. Но для начала повторим храмы, которые уже знаем. Итак, кафедральный собор города называется? (ответы детей). Почему он кафедральный? Следующий храм, с которым мы с вами познакомились и где находится наш детский сад? (Свято – Троицкий). Хорошо, еще какие храмы мы знаем? (храм Вознесения Господня и храм свят. Николая Чудотворца). Молодцы, ребята!

  1. Сообщение нового знания

- Ну, а сейчас перейдем к последнему храму, о котором мы еще с вами не говорили это храм Покрова Пресвятой Богородицы. Посмотрите на храм, ребята, он похож на какой – нибудь храм из тех, что мы узнали? (Одигитриевский собор). А чем он на него похож? (он каменный, белый с синими куполами? А почему у этих храмов синие купола? (синий цвет – Богородичный).

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на изображение иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Что вы видите на ней? (ответы детей).

  1. Физкультминутка

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулось солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

А теперь, послушайте историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Много веков назад блаженному Андрею и его ученику Епифанию явилось поразившее их видение. В воздухе, над людьми, они увидели Божию Матерь в окружении пророков, апостолов и Ангелов, склоненных в молитве об избавлении города от осады врагов. Богородица сняла с Себя блестящий омофор, то есть широкий покров, простерла его над молящимися и вознесла молитву Господу о спасении мира, об избавлении людей от бед и страданий. С того дня православные люди особо чтут это событие и празднуют каждый год в храмах.

  1. Итог

- С каким храмом мы сегодня познакомились?

- В честь какого праздника назван это храм?

- Сколько храмов у нас в городе?

- Кто может назвать их?


Тема занятия: «Знакомство с православными храмами нашего города»

Цель: Знакомство детей с православными храмами своего города.

Задачи:

- образовательные: создать условия для получения детьми представлений о храмах своего города;

- развивающие: способствовать развитию памяти и внимания при усвоении нового материала, активизация словаря, развитие монологической речи и диалогическую речь;

- воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к православным храмам.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Добрый день, ребята! Сегодня нам осталось познакомиться и узнать еще об одном храме нашего города. Но для начала повторим храмы, которые уже знаем. Итак, кафедральный собор города называется? (ответы детей). Почему он кафедральный? Следующий храм, с которым мы с вами познакомились и где находится наш детский сад? (Свято – Троицкий). Хорошо, еще какие храмы мы знаем? (храм Вознесения Господня и храм свят. Николая Чудотворца). Молодцы, ребята!

  1. Сообщение нового знания

- Ну, а сейчас перейдем к последнему храму, о котором мы еще с вами не говорили это храм Покрова Пресвятой Богородицы. Посмотрите на храм, ребята, он похож на какой – нибудь храм из тех, что мы узнали? (Одигитриевский собор). А чем он на него похож? (он каменный, белый с синими куполами? А почему у этих храмов синие купола? (синий цвет – Богородичный).

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на изображение иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Что вы видите на ней? (ответы детей).

  1. Физкультминутка

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулось солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

А теперь, послушайте историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Много веков назад блаженному Андрею и его ученику Епифанию явилось поразившее их видение. В воздухе, над людьми, они увидели Божию Матерь в окружении пророков, апостолов и Ангелов, склоненных в молитве об избавлении города от осады врагов. Богородица сняла с Себя блестящий омофор, то есть широкий покров, простерла его над молящимися и вознесла молитву Господу о спасении мира, об избавлении людей от бед и страданий. С того дня православные люди особо чтут это событие и празднуют каждый год в храмах.

  1. Итог

- С каким храмом мы сегодня познакомились?

- В честь какого праздника назван это храм?

- Сколько храмов у нас в городе?

- Кто может назвать их?


Тема занятия: «Изготовление колокола из бумаги»

Цель: Познакомить детей с колоколом

Задачи:

- образовательные:

- развивающие: развивать внимание, творческие способности

- воспитательные: воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе

Оборудование и материалы: заготовки колоколов из цветной бумаги, нитки, клей

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Ребята, сегодня в детский сад вы принесли настоящие колокольчики, которые издают звук при ударе. У вас колокольчики маленькие, а видели ли вы настоящие большие колокола? А где вы их видели? ( ответы детей).

- Да, ребята, большие колокола мы с вами видели в храме на колокольне. А для чего нужны эти колокола? (Созывать людей в храм на молитву).

- А как вы думаете, колокола звонят сами по себе или ими кто – то управляет? Верно, в колокола звонит человек, которого зовут звонарь. (видео звонаря).

  1. Физкультминутка

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулось солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

  1. - А сейчас, ребята, мы с вами попробуем сами сделать колокол. На столах у вас лежат заготовки – колокольчики из бумаги. У каждого по три колокола. Нам необходимо склеить все три колокольчика, чтобы получился один. Также на столах у вас лежит ниточка с кружочком из них мы будем делать язычок.

Дети приступают к работе, воспитатель индивидуально помогает и подсказывает.

  1. Итог

- Ребята, вам понравилась делать колокол своими руками?

- Как вы думаете, справились с работой? Получился у вас колокол?

- Молодцы, я вижу, вы очень постарались, я тоже довольна вашими работами!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное воспитание на основе сотрудничества дошкольного учреждения и семьи

Долгосрочный проект по воспитанию духовно – нравственных качеств у дошкольников. (на 3 года)2012 – 2013 уч.г. «Духовно – нравственное воспитание на основе сотрудничества дошкольного учреждения и...

«Духовно – нравственное воспитание на основе экологической культуры»

Доклад на тему духовно - нравственного воспитания на основе экологической культуры...

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций.

Слайд 2В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической с...

публикация в сборнике " Александр Невский: Запад и Восток историческая память народа"- Духовно- нравственное воспитание как основа воспитания личности дошкольника, на примере исторических героев.

    Современный мир насыщен большим количеством информации. Агрессивная информационная среда предъявляет свои требования к образованию дошкольников: предприимчивость, коммуникативност...

статья «ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, НА ПРИМЕРЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ»

Современный период в российской истории и образовании - время смены ценностных ориентиров.                Образованию отводит...